Устный счёт на уроках математики в начальной школе

  • Научные работы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Устный счет на уроках математики в начальной школе помогает учащимся самостоятельно овладевать способами решения различных учебных задач. Одна из основных задач обучения математике в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.Одна из основных задач обучения математике в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Иконка файла материала Статья.docx
Устный счёт на уроках математики в начальной школе КГУ «Средняя школа № 16 села Садовое» акимата Осакаровского района Коровина Ирина Юрьевна Карагандинской области В   наше   время,   в   условиях   рыночной   экономики,   когда   наблюдается небывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решение. А это не возможно без умения работать творчески. Начальная   школа   –   период   наиболее   благоприятный   для   интенсивного интеллектуального   развития   подрастающего   поколения.   Содержание   всей учебной деятельности должно способствовать развитию основных психических процессов,   таких,   как     произвольное   внимание,   самоконтроль,   план «внутреннего   действия».   Учащиеся   должны   овладеть   общими   способами самостоятельного   решения   различных   учебных   задач,   самоконтроля   и самооценки   собственных   действий.   Эти   задачи   учитель   начальных   классов должен решать на каждом  уроке.  Каждый  этап  урока  должен учить ребёнка мыслить нестандартно, творчески, критически.            Одна из основных задач обучения   математике в начальных классах – формирование   у   учащихся   вычислительных   навыков,   осознанное   и   прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.          В начальной школе доведение до автоматизма вычислительных навыков занимает   особое   место.  Это   является   одной   из   главных   задач   на   начальном этапе   обучения   математике.   Основы   устных   вычислений   закладываются   в первые   годы   обучения.   Они   активизируют   мыслительную   деятельность учеников, развивают   память, речь,  повышают внимание и вычитание в пределах 10. Для лучшего запоминания учитель использует различные быстроту реакции. Каждый учитель знает, как важно выучить ребенку таблицу сложения и формы заданий: увеличить (уменьшить) числа на 2,3,4 …; решить «круговой» пример; вспомнить состав числа. Опыт и тренировка играют важнейшую роль в развитии любых способностей.             На первом этапе ребенка надо научить   концентрировать внимание и  удерживание   в   краткосрочной   памяти   пример.   На   следующем   этапе   детей следует   познакомить   со   специальными   алгоритмами   вычислений,   умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации. Постоянные упражнения в устных вычислениях позволят учащимся улучшить  качество устного счета.            Как пишет опытный педагог О.П. Зайцева «Важность и необходимость устных   упражнений   доказывать   не   приходится.   Значение   их   велико   в формировании   вычислительных   навыков   и   в   совершенствовании   знаний   по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённойсистемы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения   знаний   на   уровне   автоматического   навыка.   Устные   вычисления   не могут   быть   случайным   этапом   урока,   а   должны   находиться   в   методической связи с основной темой и носить проблемный характер».  Одна   из   основных   задач   обучения     математике   в   начальных   классах   – формирование   у   учащихся   вычислительных   навыков,   осознанное   и   прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.       Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех   лет   обучения   на   каждом   уроке   математики   необходимо   выделять   5­10 минут   для   проведения   тренировочных   упражнений   в   устных   вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.            Это программное требование реализуется на этапе урока, традиционно  называющемся устным счетом. Формы, методы, средства обучения полностью подчинены тем основным дидактическим целям, которые стоят на данном этапе урока перед учителем. Устный счет  может проводиться в разной форме:  Беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом детьми ответов цифровыми сигналами.  Зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами.  Комбинированная форма счета, т.е. устные вычисления с последующей записью результатов вычислений. Совершенствование   навыков   устных   вычислений   зависит   не   только   от методики   организации   занятий,  от   форм   контроля,  но   и   во   многом   от   того, насколько сами дети проявляют к ней интерес. Этот интерес можно вызвать, используя   не   совсем   обычные   вычислительные   приемы,   помогающие   порой значительно облегчить процесс вычислений. При   выборе   приемов   устных   вычислений   необходимо   опираться   на сознательность   выбора,   а   не   механическое   их   применение.   Контроль   над применением   рациональных   приемов   вычислений,   постепенное   ознакомление детей   с   разнообразными   упрощениями   основных   приемов   арифметических действий – одно из главных условий правильности обучения устному счету.      Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Для того, чтобы избежать однообразного повторения одних и тех же упражнений, которые порождают   скуку   на   уроках   и   притупляют   интерес   к   предмету,   необходимо прибегать   к   различным   приемам,   соответствующим   развитию   быстроты вычислений, а также проводить надлежащий отбор упражнений. Особенность   устного   счета   и   заключается,   прежде   всего,   в   образно­ наглядном мышлении детей. Упражнения   для   устного   счета   можно   давать   в   виде   хорошо   знакомых занимательных   игр,   например   «Лесенка»,   «Молчанка»,   «Цепочка»,   «День   и ночь», «Заселяем дом», «Светофор»  и т.д. Помимо игр для быстрого счета, можно использовать готовые таблицы. При использовании   таблиц   экономится   время,   упрощаются   формулировки.   Наконкретное   задание   ученики   дают   конкретные   ответы.   При   использовании таблиц увеличивается степень наглядности числовых операций. Задания могут придумывать   и   сами   дети,   а   также   проводить   счет   в   виде   игр.   Это   вносит оживление в работу, поднимает интерес детей.  Разнообразие   заданий   –   залог   успешной   работы. Особую   роль   в   таких заданиях   играют   арифметические   диктанты.   Их   роль   –   помочь   учителю эффективно  тренировать  устойчивость   внимания  детей,  оперативную  память, умение сосредоточиться. В настоящее время появилось достаточно много материала для развития умственных способностей детей.                      Особенно   хотелось   бы   отметить   такой   вид   работы,   как   решение занимательных   задач,   которые   очень   часто   используются   в   устном   счете   на разных   этапах   урока.   Для   первоклассников   особенно   такие   задачи   являются открытой дверью в большой мир математики. С каким интересом они слушают стихотворные задания и как быстро стараются найти ответ на вопрос! А ведь на этом этапе формируются такие сложные математические понятия, как выбор действия, выделение условия и вопроса задачи и т.д. Устные   упражнения   важны   и   ещё   и   тем,   что   они   активизируют мыслительную   деятельность   учащихся;   при   их   выполнении   активизируется, развивается   память,  речь,  внимание,  способность   воспринимать   сказанное   на слух,   быстрота   реакции.   Нельзя,   также   сбрасывать   со   счетов,   важную воспитательную   роль  устных  упражнений  ­  они  дисциплинируют,  учат   детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.          Цели   развития   мышления,   памяти,   внимания,   речи,   творческих способностей и познавательных интересов учащихся считаются основными на каждом уроке. Это фундамент, на котором строится вся дальнейшая работа на уроках математики, да и на любом другом уроке. Литература: 1. М.В.Зиновьева. «Устный счёт на уроках математики». «Начальная школа Казахстана», № 10, 2005 2. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «2000 задач и примеров по математике» (для начальной школы), 2006г 3. Т.В.Шклярова «Справочник для начальных классов» изд. Грамотей, 4. Э.В.Гордеев «1200 задач и примеров по математике» ( 1­4 класс),2005г 5. М.Ф.Александров,   О.И.Волошина   «Математика.   Начальная   школа.   1­4 классы. Тесты», 1999 6. Интернет­источники: http://teacher­almaty.clan.su/publ/33 http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/matematika?page=3 http://www.nachalka.com/ http://www.proshkolu.ru/user/vikafedotova38/file/368567/