Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)
Оценка 5

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
русский язык
6 кл—7 кл
22.01.2018
Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)
Устный журнал ставит целью расширить кругозор учащихся, углубить языковые знания,умения и навыки, повысить общую культуру. В журнал собран интересный материал по фонетике, словообразованию, культуре речи в лингвистических миниатюрах. Данное мероприятие активизирует творческую деятельность учащихся, побуждает желание к чтению лингвистической литературы. Особое внимание уделяется культуре речи, богатству русского языка, выразительности слова.
О языке - занимательно!.docx
Устный журнал лингвистических миниатюр: «О языке занимательно!» Цель: расширить кругозор учащихся, углубить языковые знания, умения и навыки,  повысить общую культуру; активизировать творческую деятельность учащихся;  активизировать желание к чтению лингвистической литературы. Все:  О языке – занимательно! Приглашаем на спектакль лингвистических миниатюр. Учитель: Сегодня у нас в школе интересные событие. Мы показываем необычный спектакль лингвистических миниатюр. Лингвистика – это наука о языке. Наш спектакль – это спектакль интересных, серьезных и в тоже занимательных  рассказов о языке.  «О языке – занимательно!» ­ это наш девиз. В живой форме мы расскажем о многих  проблемах языка – его жизни, развитии. Но сначала ответим на вопросы: почему мы наш  журнал посвящаем именно рассказам о языке? 1. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит  журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни. 2. Подросток идет в школу. Юноша шагает в университет. Целое море слов, шумный океан  речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь  страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно сложная  Вселенная. 3. Человек знакомится с теми мыслями, что сложились в головах людей за тысячелетия до  его рождения, и обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить  спустя века после его кончины. И все это благодаря языку. 4. Радостная или горькая, гневная или нежная над просторами крылатая песня. Песня – это язык. 5. Эта формула тоже язык! (показывает на доску с математической формулой) 6. Все, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка.  Нельзя без него работать согласованно совместно с другими. Без его посредства  немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. Ведущий: Так о языке, его могучей силе сказал известный филолог Лев Васильевич  Успенский. Свою первую книгу о языке – научно – популярную, живую, яркую он назвал  «Слово о словах». Сейчас много научно – популярных книг на эту тему, и тогда в начале  60­х годов, за ней выстраивались очереди, в библиотеках на неё заранее записывались,  передавали друг другу, взахлёб читали по ночам – читали взрослые, подростки, молодежь. Хорошая эта книга. Занимательно, интересно в ней рассказывается о языке, о  лингвистической науке.  1. Лев Успенский – «Слово о словах» Хором: Познакомьтесь с этой книгой. Продолжаем наш рассказ. Великая отечественная война. Оккупированный Орел. К  коменданту города пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она  просила разрешения открыть музей Тургенева. «Дворянский писатель», ­ подумал  комендант и дал разрешение, выделить для этого маленькую комнатку. И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта  затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше.  Побывав в музее, они словно преображались. Светлел взгляд, тверже становилась походка,  выше поднималась голова. Фашистов заинтересовала, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил  посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова: 1, 2, 3  (каждый произносит часть высказывания). «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины, ­ ты, один мне  поддержка и опора, о великий, могучий, справедливый и свободный русский язык!  Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И. С. Тургенев) 4. А. Ахматова «Мужество» Мы знаем, что ныне лежит на весах, И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах,  И мужество нас не покинет. Не страшно под пули мертвыми лечь; Не горько остаться без крова, ­  И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем,  И внукам дадим, и от плена спасем  Навеки! Ведущий: Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его и умеем  ли беречь?  По – настоящему нас увлекает изучение русского языка в нашей школе? Чувствуем ли мы  его жизнь, движение? Достаточно ли высока наша культура речи – устной и письменной?  Давайте обогащать свои знания о языке, проникать в его жизнь. 2. Язык наш – богатая многогранная система. И в школе мы изучаем это богатство –  звуковой строй, лексические сокровища языка, его большие возможности –  словообразовательные, морфологические, синтаксические. Хором: Девиз нашего выступления ­  «О языке – занимательно!                                                                     Занимательно – о языке!» Страница     I  . Посмотрите три миниатюры. Ведущий: В фотографии. Одному человеку, Ивану Семеновичу Полупшенному, захотелось сфотографироваться.  «Только рот у меня очень большой», ­ сказал он смущенно фотографу, ­ нельзя ли на  снимке сделать его поменьше? – «Отчего же! Все можно, ­ сказал фотограф. – Когда буду  снимать, вы тихонько говорите: изюм, изю­ум Сел Полупшенный и забыл, что говорить. Вдруг вспомнил! Стал твердить: «Кишмиш,  кишмиш.» Понравился ли Ивану Семеновичу Полупшенному снимок? Ведущий: У ларинтолога. У пациента болит горло. Врач, осматривая его, просит произнести «а­а­а». Почему именно  звук [а]? Ведущий: У логопеда. Ваша маленькая сестра не могла произнести звук [р]. Вместо него она произносила [л]. Вы  повели к логопеду. В результате специальной работы девочка чисто и громко произносила  звук [р]. Какая работа с ней велась? Читается стихотворение А. Барто «Буквар». Ведущий: Представляю вам нашего мудреца – мага лингвистических наук (маг  раскланивается). Он ответит на ваши вопросы. Маг. Уважаемые слушатели, уважаемые зрители, я сейчас дам лингвистическое толкование представленных здесь явлений. Иван Семенович Полупшенный не мог быть доволен своей фотографией, потому что забыл  совет фотографа. Ведь слово «изюм» сокращает ширину губ, так как [у] – звук углубленный, это движение губ вперед (показывает), [м] – губной согласный, а  произнесенные слова «кишмиш» вызвало обратный эффект, так как звук [и] не  углубленный.  Ларинтологу мы говорим «а­а­а», потому что при произнесении звуков [э], [и] язык  сдвигается назад, звуков [о] и [у] – вперед, а звук [а] – язык не сдвинут. Значит, он не  мешает доктору осмотреть больное горло. Врач объяснял девочке, что,, когда она хочет произнести слова например рыба, то ей нужно следить за своим языком и остановить его, чтобы он не дошел до зубов (а то получится  зубной звук [л]). Нужно прижать язык к небу и сделать так, чтобы он вибрировал: в этом случае получится  переднеязычный дрожащий звук [р]. Страница     II   . Словообразование и орфография. Сила любви. (Инсценировка) Гордую и упрямую Частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной эта  была любовь. Не постоянно перечила глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не  люблю». Он признавался? «Верю», а она ему : «Не верю». Частица не не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако  глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе  взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда он  возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!  Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он  доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может и они пошли  вместе.  Маг. Негодую, ненавижу – пишется с не слитно – возлюбленные объединились. Страница     III   . Занятные ситуации. Ситуация 1. Рассказчик: Знаменитый французский писатель Виктор Гюго, закончив роман  «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в  котором не было ни одного слова, а был только знак: «?»  (Гюго молча поднимает плакат с изображением на нем вопросительным знаком). Рассказчик: Издатель тоже ответил письмом без слов: «!» (Издатель поднимает плакат с изображением восклицательного знака). Рассказчик: За знаком вопроса у Гюго скрыты многие вопросы: «Ну как? Понравилось ли?  Можно будет ли издать?» Ответ издателя может иметь примерно такое словесное  выражение: «Замечательно! Это лучшая рукопись, которую я когда­либо держал в руках! Я её немедленно издам!» Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго, оказалась удачной потому,  что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания. Участники: Саша Синицын – страстный болельщик «Спартак», учитель истории. Ситуация 2. Учитель: Синицын, в каком году Спартак победил римля? Саша: Спартак с такой командой не встречался. Ситуация 3. Участники: рассказчик, дети. Рассказчик (мальчику). Как тебя зовут? Мальчик. Я – Егор, мне 5 лет. Рассказчик: Ты нам что­то хочешь рассказать? Мальчик: Да. Я в школу не пойду. Рассказчик: почему? Мальчик: Там на экзаменах детей режут. Рассказчик (девочке): Вот зимой выпадает снег, ударят морозы. Девочка: А я тогда не пойду на улицу. Рассказчик: Почему? Девочка: А чтобы меня морозы не ударили. Маг. Детская речь… Сколько в ней живого, естественного. И как увлекательно пишет об  этом Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти». Познакомьтесь с этой интересной книгой! Страница  IV. Культура речи. Говорите правильно! (инсценировка стихотворения) Тонкость выражений Я в автобусе стоял,  Вдруг на повороте Кто­ то сзади мне сказал: ­ Вы сейчас встаете?... Нам к ответу бы призвать этого героя: «Объясни, как может встать Тот, кто едет стоя?» Но автобус не привык Видеть суть ошибок,  Да к тому же наш язык Беспредельно гибок. И стараются в пути Дяди или тети Всех стоящих впереди Спрашивать: «Встаете?» Двух гражданок городских  Слушал я при встрече,  Заурядные у них обороты речи, Никаких таких примет, Только многократно Там, где надо, где нет, Слышится «обратно»: ­ Главк обратно ордер дал Нашему соседу… ­ А у нас большой скандал Был обратно в среду … Я, бодрясь по мере сил, У врача в передней  Ожидающих спросил: ­ Кто из вас последний? И сейчас же был ответ Выдан громогласно: ­ В наши дни последних нет. Я здесь крайний… Ясно? Так состроил какой­то бас,  И не без успеха. Ожидающие враз Взвизгнули от смеха. Но сказал я в свой черед Со злорадством тайным: ­ Хорошо смеется тот, Кто смеется … крайним! Ю. Благова. Маг. Запомните! Из трамвая, троллейбуса выходят, а не встают и даже не сходят. У нас  есть наречия опять, снова: я опять сделаю эту работу или я снова сделаю эту работу, но  нельзя ни в коем случае говорить: я обратно сделаю эту работу. И, наконец, в очереди  бывает последний, а не крайний, так как у очереди есть начало и конец. Страница     V   . Богатство языка. Выразительность слова. Участники. 10­12 чтецов стихотворения. Каждый произносит всего по 2­3слова, но так,  чтобы они были наглядны, звучали. Ведущий. Представим себе самый настоящий водопад – большой, сильный, шумный. Если  бы вам его пришлось описать, сколько бы глаголов вы нашли? Конкурс для зала в течении 1 минуты . Ведущий. А в одном стихотворении о водопаде – больше пятидесяти глаголов и  деепричастий. Это стихотворение английского поэта Роберта Саути (перевод А.  Шмульяна) «Лодорский водопад» Чтецы.  Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре ­ Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! Ведущий. Вот сколько слов нашел писатель для представления нам водопада. Надо  стремиться к широкому использованию слова, увеличению своего лексикона,  выразительность речи. Выход всех участников. Благодарим всех за внимание. Желаем успехов в изучении русского языка.

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)

Устный журнал на тему: "О языке -занимательно!"( 6,7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018