Устойчивость образовательных систем с заботой о здоровье подрастающих поколений
Оценка 5

Устойчивость образовательных систем с заботой о здоровье подрастающих поколений

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
обществознание
Взрослым
14.11.2021
Устойчивость образовательных систем с заботой о здоровье подрастающих поколений
Устойчивость образовательных систем с заботой о здоровье подрастающих поколений.docx

УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ С ЗАБОТОЙ

О ЗДОРОВЬЕ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

         Образование для устойчивого развития является одним из приоритетов для нашей страны. На пороге – 2022 год. Об устойчивости образовательных систем упоминается или с высоких трибун, или «с появлением новых учебников, которые усугубляют образовательный процесс: изложение учебного материала не только не соответствует требованиям госстандарта, но и не даёт возможности учащимся понять суть изучаемого материала. Учителя Донецкой области совместно с ООО «Центр Устойчивого Развития «Роза Ветров» разработали механизм внедрения принципов устойчивого развития в учебные дисциплины. Использование новой педагогической технологии, основанной на интеграции принципов устойчивого развития в учебно – воспитательном процессе, по мнению авторов, должно быть направлено на совершенствование образовательных систем как для повышения качества знаний учащихся, так и для понимания ключевого вопроса концепции устойчивого развития: как жить, чтобы сохранить нашу землю для настоящих и будущих поколений.

         Изучение принципа устойчивого развития «Каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде» является одним из ведущих в системе устойчивого образования.

         Изучение и понимание принципа устойчивого развития даёт возможность учащимся задуматься о необходимости изменения своего отношения к проблемам планеты и выработать свою жизненную позицию по охране окружающей среды.

         Механизм внедрения: предлагается решение дидактической задачи в

соответствии с требованиями программы, с указанием этапа урока; даётся

6 проблема, связанная с устойчивостью развития; указывается, как интегрируется принцип устойчивого развития на уроках; предлагается материал для учителя. Например, на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы «Термины. Тематические группы слов» интеграция принципа «Каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде» возможна на четырёх этапах урока: во время объяснения нового материала; при закреплении учебного материала и подведении итогов работы на уроке; предоставлении материала для выполнения домашнего задания.

         При объяснении нового материала выполняем следующие виды работ: знакомство учащихся с понятием «Термины»: названия понятий в определённой области науки, техники, искусства, спорта; чтение исторической справки о происхождении слова «термин»: (предел, граница; в древнеримской мифологии был бог Термин –охранитель межей и пограничных знаков); расширение словарного запаса слов посредством изучения лексического значения слова «экология»: наука, изучающая взаимодействия животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой, социальная экология –наука, изучающая взаимодействие природы и человека, воздействие человеческой деятельности на окружающую среду; работа над понятием «тематические группы слов»: система понятий, находящихся в родово-видовых отношениях. Далее к термину «экология» подбираем тематическую группу слов: взаимодействие, воздействие, проблемы, окружающая среда составляем предложения с данной группой слов. Пример. Экология предполагает правильность взаимодействий человека и природы, но воздействие человека на природу способствует созданию таких экологических проблем, которые ухудшают не только состояние окружающей среды, но и жизненные условия самого человека.

         При закреплении учебного материала предлагаю следующие варианты заданий.

         Вариант 1. Используя данную тематическую группу слов, (экология, взаимодействие, воздействие, охрана окружающей среды, экологически несообразное поведение, дисгармония), составьте 5-6 предложений на проблему, изложенную ниже. Проблема: нет взаимодействия между человеком и природой, нет условий для гармоничного существования. Почему?

         Вариант 2. Найди соответствия, последовательно изложи их, обоснуй

своё мнение в решении данной проблемы.

         1.Природа даёт право человеку жить в гармонии с ней, но человек экологически несообразно поступает.

         2. А земля та будет пустынной за вину жителей её, за плод её деяний.

Михей 7.13.7

         3. Человек – продукт природы, но человек думает иначе: человек –

власть вселенной.

         А. Если бы каждый человек, перед тем как выбросить мусор в лесу

или слить отработанное масло в реку, задумался о последствиях своих

действий, то каждый бы почувствовал себя ответственным за поддержание

хорошего качества окружающей среды (Агнесс Пьер).

         Б. Человек – продукт природы, но человек гомо – сапиенс вмешивается в жизнь природы, руководствуясь корыстью: брать, но не отдавать.

         В. Человек несчастен лишь потому, что отрёкся от природы

(Гольбах Поль Анри).

         При подведении итогов работы возможно составление памятки для

реализации прав человека.

         Пример. Реализация прав человека на жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой среде возможна, если: человек поймёт, что в природе всё взаимосвязано, что всё должно куда-то деваться (решение проблемы с утилизацией отходов), что природа знает лучше (вторжение человека в природный процесс должно быть научно обосновано).

         Домашние задания могут быть такими: написать сочинение- рассуждение на тему: «Мораль природы – зеркало человеческого спасения»; продолжить мысль по началу: «Нарушение прав человека на гармоничное существование с окружающей средой происходит из экологически несообразного образа его жизни…»; составьте текст по предложенному алгоритму.

         Алгоритм. Суть проблемы, связанной со здоровьем жителей донецкого региона. Причины возникновения проблемы. Последствия существующей проблемы при данном подходе её решения. Прогноз развития проблемы, если её не решать. Моя сопричастность в решении данной проблемы. Предложенная педагогическая технология является маленькой частичкой в реализации программы по образованию для устойчивого развития. Образование и устойчивое развитие - два процесса, имеющие много общего.

Оба направлены в будущее и призваны обеспечить качественную жизнь будущих поколений. Если каждый житель планеты осознанно придёт к мысли о том, что человеку необходимо изменить свое отношение к окружающему миру для того, чтобы остаться в живых на планете, если устойчивое развитие станет потребностью каждого учителя, то это даст нам возможность на дальнейшее свое существование на земле. «Каждому человеку пора садить, а не рубить, строить, сохранять, спасать, а не болтать о спасении зеленых ценностей самой Земли, как и о гибели её»

(В.Астафьев).

 

Список литературы

1. Байдаченко Т.С. Сборник задач и упражнений по интеграции принципов

устойчивого развития / Т.С. Байдаченко. – Донецк, 2011. – 105 с.

2. Гранкина В.В. Методическое пособие по интеграции принципов устойчивого развития в школьный образовательный процесс / В.В. Гранкина. – Донецк 2011. – 7 с.

3. Земля тревоги нашей // По материалам отчёта о состоянии окружающей среды в Донецкой области. - Донецк, 2010. – 19 с.

4. Толмачёва Е.В. Экологическому образованию – зелёную дорогу / Е.В. Толмачева. –Донецк, 2008. – 15с.


 

УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Термин –охранитель межей и пограничных знаков); расширение словарного запаса слов посредством изучения лексического значения слова «экология»: наука, изучающая взаимодействия животных, растений, микроорганизмов между собой и…

Термин –охранитель межей и пограничных знаков); расширение словарного запаса слов посредством изучения лексического значения слова «экология»: наука, изучающая взаимодействия животных, растений, микроорганизмов между собой и…

Домашние задания могут быть такими: написать сочинение- рассуждение на тему: «Мораль природы – зеркало человеческого спасения»; продолжить мысль по началу: «Нарушение прав человека на гармоничное…

Домашние задания могут быть такими: написать сочинение- рассуждение на тему: «Мораль природы – зеркало человеческого спасения»; продолжить мысль по началу: «Нарушение прав человека на гармоничное…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2021