МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
в г. Алатыре
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО УРОКА
ОП. 01.ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
для специальности
08.02.10. Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ - БАЗОВЫЙ
Автор – Г. А. Жигалова, преподаватель филиала СамГУПС в г. Алатыре
Алатырь 2020
Данная разработка предназначена для преподавателей Инженерной графики. В ней раскрыта организация и проведения практического занятия по теме: «Выполнение рабочих чертежей». Методическая разработка составлена преподавателем филиала ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщении» в г. Алатыре Жигаловой Г. А.
СОДЕРЖАНИЕ
|
Аннотация |
|
1. |
Введение |
4 |
2. |
План открытого урока по дисциплине «Инженерная графика» |
5 |
3. |
Технологическая карта открытого урока по дисциплине «Инженерная графика» |
8 |
4. |
Конспект открытого урока по дисциплине «Инженерная графика» |
10 |
5. |
Заключение |
17 |
6. |
Литература |
18 |
7. |
Приложения
|
18 |
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие по организации практического занятия обучающихся разработано в соответствии с ФГОС СПО и программой дисциплины ОП 01. Инженерная графика по специальности
08.02.10. Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
Пособие предназначено преподавателям для организации аудиторной работы при работы с обучающимися очной формы обучения и содержит методические рекомендации по дисциплине. Данная разработка носит рекомендательный характер и может быть использована в учебном процессе на усмотрение образовательной организации.
Целью аудиторной практической работы является:
– закрепление и систематизация теоретических знаний и практических умений обучающихся;
– формирование у обучающихся самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
– расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательных способностей, активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен сформировать следующие компетенции:
- общие:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- профессиональные:
ПК 1.1. Выполнять различные виды геодезических съемок.
ПК 3.1. Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего строения пути.
ПК 3.4. Эксплуатировать средства диагностики железнодорожного пути и сооружений
План открытого занятия по дисциплине
ОП.01.Инженерная графика
Преподавателя Жигаловой Г.А.
Тема раздела: Выполнение чертежей по специальности
Тема урока: «Устройство железнодорожного пути в сечении »
Дата: 13.03.2020г.
Место проведения: ауд. 414,
Группа: С- 18-1
Дидактическая (обучающая) цель: систематизация и обобщение знаний для умений выполнять чертежи по специальности.
Задачи:
Усвоить на уровне осмысленного воспроизведения чертежей по специальности.
Научить самостоятельно выполнять строительный чертеж по правилам.
Определять необходимое количество видов.
Развивающая цель: способствовать развитию творческого мышления обучающегося.
Задачи:
Развивать способности к конструкторской и технологической документации;
Формировать у обучающихся умения: анализировать, самостоятельности, экономичности, конкретизации;
Развивать техническое мышление, пространственных представлений, творческих способностей; (внимание, воображение, память, восприятие);
Аргументированно отстаивать свое мнение или точку зрения.
Воспитательная цель: стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.
Задачи:
1. Воспитывать у обучающихся умение осознанно проявлять ответственность за своевременное и правильное выполнение задания;
Воспитывать аккуратность и точность в работе;
Развивать требовательность к себе и товарищам;
Воспитывать толерантное отношение ситуации к окружающим.
Компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- профессиональные:
ПК 1.1. Выполнять различные виды геодезических съемок.
ПК 3.1. Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего строения пути.
ПК 3.4. Эксплуатировать средства диагностики железнодорожного пути и сооружений.
Тип занятия: Комбинированный урок
Вид занятия: Практическое занятие
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности:
1. Объяснительно - иллюстративный
1. Репродуктивный
2. Частично-поисковый
3. Исследовательский
Оборудование и средства обучения:
- Чертежные инструменты,
- Тесты,
- Наглядный чертеж для анализа графического состава изображений,
- Дневник урока,
- Презентация;
- Видеопроектор,
- персональный компьютер.
Межпредметные связи:
- Спецдисциплины (требования к графической части курсовых и дипломных проектов);
- Производственная практика (анализ графического состава изображений).
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствует обучающихся;
- Проверяет готовность к уроку обучающихся;
- Проверка отсутствующих;
- Сообщает тему и цели урока,
- Знакомит обучающихся с планом на урок;
- Краткий инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами.
2. Основной этап
- Повторяют изученный раннее материал.
- Демонстрирует задание
3.Профессиональный этап
- Объяснение нового материала;
- Выполнение практического задания.
4. Интеллектуальная зарядка по изученному материалу:
- Ответьте на тест
5. Подведение итогов урока
- Объявление оценок,
6. Рефлексия:
- Заполняют дневник урока
7. Домашнее задание:
Повторить: Условно графические изображения, дочертить чертеж.
Технологическая карта открытого урока по дисциплине
ОП.01.Инженерная графика
Тема раздела: Выполнение чертежей по специальности
Тема урока: «Устройство железнодорожного пути в сечении »
Дата: 13.03.2020г.
Место проведения: ауд. 414,
Группа: С- 18-1 08. 02.10. Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.
Содержание занятия |
Действия преподавателя |
Действия студентов |
Методические обоснования |
Время |
1.Организационный момент
|
- Приветствует студентов; - Проверяет готовность к уроку; - Проверяет отсутствующих, - Сообщает тему и цели урока, - знакомит студентов с планом на урок; проводит краткий инструктаж по технике безопасности при работе инструментами. |
Приветствует учителя; Подготовка к уроку учебных принадлежностей Слушают инструктаж по ТБ |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
5 мин |
2.Основной этап |
- Повторяют изученный раннее материал. |
Слушают и отвечают на вопросы. Отвечают тест |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
15 мин |
3. Профессиональный этап |
- Демонстрирует презентацию, - Объясняет новый материал; - Проверяет тест. |
- Слушают, - записывают в тетрадь, - Выполняют практическое задание: |
ПК 3.1. Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции земляного полотна, |
40 мин |
4. Интелектуальная зарядка |
Раздает тест |
- Отвечают тест |
обучающиеся учатся оперативно принимать решения, |
10 |
5. Подведение итогов урока |
Объявление оценок,
|
- Слушают |
обучающиеся осмысляют все услышанное и увиденное на занятии, делятся своими впечатлениями, чувствами |
5 |
6. Рефлексия |
Раздает дневники урока |
- заполняют дневник урока |
обучающиеся высказывают мнения о занятии |
10 |
7. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание Оглашает оценки |
Осмысливают и записывают домашнее задание |
Подготовка к изучению новой темы |
5 мин |
Преподаватель Жигалова Г.А.
План –конспект открытого занятия по дисциплине
ОП.01. Инженерная графика
Преподавателя Жигаловой Г.А.
Тема раздела: Выполнение чертежей по специальности
Тема урока: «Устройство железнодорожного пути в сечении »
13.03.2020г.
ауд. 414,
группа С- 18-108.02.10. Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.
1.Организационный момент
Дидактическая (обучающая) цель:
Научиться выполнять поперечный профиль балластный призмы
Актуализация:
Мы должны сегодня на уроке:
· повторить пройденный материал,
· изучить графические обозначения материалов в сечении ГОСТ 2.306-68,
· начать чертить чертеж «Поперечный профиль балластной призмы на прямых и кривых участках пути».
· заполнить дневник.
1. Кто сегодня отсутствует?......
2. Основной этап
Повторим пройденный материал:
1. Какие линии вы знаете? (Сплошная основная, сплошная тонкая, штриховая, штрихпунктирная, линии сечения)
2. Какой линией выполняют размерные и выносные линии? (сплошной тонкой).
3. Толщина основной линии составляет? (0,5-1.4)
4. С какой линии необходимо начать чертить чертеж? (с центральной-штрхпунктирной линией)
5. Как надо себя вести при работе с чертежным инструментом?
Ответим на тест (он у вас на столе)
Группа________________________ ФИО_____________________________ Вопросы тестов: (Обвести правильный ответ) 1 .Что такое чертёж: а) это графическое изображение, выполненное от руки и на глаз; б) это способ отражения окружающей нас действительности; в) это графическое
изображение, выполненное при помощи специальных 2. Каким карандашом выполняется основная толстая линия: а ) ТМ,Т; Б) ТМ, М; В) Т, 2Т 3. Какая длинна штрихов, у штрихпунктирной линии? а) З...4мм; б) 15...20 мм; в) 5...30 мм. 4. Назначение штриховой линии: а) основной контур; б) линия обрыва; ^v в) невидимый контур. 5. Лекало используют: а) для обводки лекальных кривых на чертежах; б) для построения лекальных линий на чертежах; в) для обводки окружностей на чертежах. 6. Какой размер имеет формат АО: а) 841x1189 мм; б) 549x841 мм; в) 1000x1000 мм. 7. Формат А4 можно располагать: а) всегда только горизонтально; б) всегда вертикально; в) и вертикально и горизонтально. 8. Основная надпись на чертеже выполняется: а) в правом нижнем углу; б) в левом нижнем углу; в) в правом верхнем углу. 9. Масштаб 1:2 это: а) масштаб увеличения; б) масштаб уменьшения; в) масштаб натуральная величина. 10. В чертёжном шрифте наклон букв должен быть: а) 30*; б) 45*; в) 75*. 11. Определите масштаб 2,5:1 а) масштаб увеличения; б) натуральная величина; в) такого масштаба не существует. 12. Расстояние между буквами в 10 шрифте, должно быть: а) 2 мм; б) 5 мм; в) 3,5 мм. 13. Толщина основной толстой линии должна быть: а) 0.2...2 мм; б) 0,5...1,4 мм; в) не имеет значения. 14. Размер формата А4 должен быть: а) 210x297 мм; б) 420x841 мм; в) 180x420 мм. 15. Основная надпись и рамка на чертеже выполняется: а) основной толстой линией; б) основной тонкой линией; в) штриховой линией. |
Ответ на тест
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
в |
б |
в |
в |
а |
а |
б |
а |
б |
в |
а |
а |
б |
а |
а |
3. Профессиональный этап
В машиностроении используются детали, изготовленные из различного материала. Для наглядности и выразительности чертежей введены условные графические обозначения материалов.
ГОСТ 2.306—68 устанавливает графические обозначения материалов в сечениях и на фасадах, а также правила нанесения их на чертежи всех отраслей промышленности и строительства.
Графические обозначения материалов в сечениях обозначаются согласно обозначениям материалов в сечении.
Общее графическое обозначение материалов в сечениях независимо от вида материалов — сплошные тонкие линии.
Для смежных сечений двух деталей следует делать наклон штриховки в разные стороны Расстояние между линиями штриховки должно быть от 1 до 10 мм в зависимости от площади штриховки.
При штриховке трех и более смежных деталей следует изменять расстояние между параллельными линиями штриховки или сдвигать линии штриховки одного сечения относительно линий штриховки другого сечения (е)
|
Примеры графических обозначений материалов в сечениях деталей, входящих в сборочную единицу, приведены на рис.
Сечение детали 1 (призма из оргстекла) заштриховано как деталь из прозрачного материала. Сечения деталей 3 (демпфер из асбеста) и 4 (втулка из эбонита) из неметаллических материалов заштрихованы "в клетку". Детали 5 и 6 заштрихованы как металлические, тонкими линиями под углом 45° к рамкам чертежа. Сечение детали 2 (пластинка из металла) зачернено, так как его толщина на чертеже не превышает 2 мм.
Слайды 3-6 Посмотрим слайды
Обратите внимание на пути
Вопрос :
Чем отличаются пути друг от друга?
Слайды 7-8 Устройство железнодорожных путей
Слайды 9-15 Слайды об укладке балластной призмы из щебня на подушке из песчаного балласта
Слайд 16 Поперечный профиль балластной призмы из щебня на подушке из песчаного балласта при железобетонных шпалах
на прямых участках пути и кривых.
Слайд 17 Для этого вам необходимо знать:
Мы с Вами рассмотрели поперечный разрез пути
Запишем определение
Вертикальный разрез земной поверхности и земляного полотна по трассе линии называется продольным профилем железнодорожной линии.
Дайте определение Балластного слоя и для чего он предназначен?
…..
Графическое обозначение материалов в сечениях - записываем в тетрадь ГОСТ 2.306—68
Слайд 13 Чертим Чертеж Поперечный профиль призмы
- на формате А3 в масштабе 2:1
- в программе Компас
4. Интеллектуальная зарядка по изученному материалу:
- Ответьте на тест:
Тест о пройденном материале
- Фамилия___________________ Группа________________
Как штрихуется в разрезе рельса |
|
Как штрихуется в разрезе железобетонная шпала |
|
Как штрихуется в разрезе деревянная шпала |
|
Как штрихуется в разрезе песок |
|
Как штрихуется в разрезе щебень |
|
Как штрихуется в разрезе естественный грунт |
|
-
5. Подведение итогов урока
- Разбор ошибок
- Объявление оценок
6. Рефлексия:
Заполните дневник урока
Дневник урока
Для того, чтобы получить хороший объем знаний, важно зафиксировать, на сколько успешно прошли занятия. Дневник даст Вам возможность записывать каждую деталь вашей работы в течение занятий при изучении темы.
Если Вы довольны, удовлетворены, разочарованы тем, как проходит занятие, то отметьте Ваше отношение к элементам урока в соответствующей графе анкеты.
Элементы урока |
Довольны |
Удовлетворены |
Разочарованы |
Комментарии |
Довольны ли вы данным занятием? |
|
|
|
|
Хватило ли вам времени на выполнение заданий? |
да |
нет |
Немного не хватило |
|
Были задания сложными? |
Да |
нет |
выполнимо |
|
Все ли задания были понятными? |
да |
нет |
|
|
Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке? |
да |
нет |
Немного сковано |
|
Ваше отношение к деятельности преподавателя. |
Довольны |
Удовлетворены |
Разочарованы |
Комментарии |
Ваше отношение к деятельности себя на этом уроке. |
доволен |
Не доволен |
|
|
Мое настроение |
Стало лучше |
Стало хуже |
|
|
На уроке я работал |
активно |
пассивно |
|
|
Сегодня я узнал(а)… |
|
|||
Меня удивило…
|
|
|||
Что понравилось на уроке больше всего |
|
7. Домашнее задание:
Повторить Условно графические изображения, дочертить чертеж.
СПАСИБО, урок окончен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка имела практическое применение, оформлена и проведена в группе С-18-1 преподавателем филиала ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщении» в г. Алатыре Жигаловой Г. А, получила положительную оценку. Отличительной особенностью данной разработки была ее оригинальность. Данную разработку могут использовать в своей работе преподаватели инженерной графики и материаловедения.
литература
1. ГОСТ 2.102-13 Единая система конструкторской документации ГОСТы.
2. Дюпина, Н. А. Инженерная графика [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Дюпина, В. А. Шитик. – М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2018. – 120 с. – (Среднее профессиональное образование)
3. Гречишникова, И. В. Инженерная графика : учебное пособие / И. В. Гречишникова, Г. В. Мезенева. – Москва : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017. – 231 с. – ISBN 978-5-89035-998-8. – Текст : электронный // УМЦ ЖДТ : электронная библиотека. – URL: https://umczdt.ru/books/35/2607/. – Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
4. Голикова, М. А. ОП.01 Инженерная графика : метод. указания и задания на контрольные работы для обучающихся заочной формы обучения образовательных организаций сред. проф. образования по спец. 08.02.10 (270835) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство / М. А. Голикова. – Москва : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2016. – 81 с. – (Базовая подготовка среднего профессионального образования). – Текст : непосредственный.
5. Чертежно-графический редактор КОМПАС-3D: практ. руководство.- СПб.: АСКОН, 2012-474с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7996.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительные источники
1. Боголюбов С.К. Инженерная графика: Учебник для средних специальных учебных заведений.-3-е изд. испр. и дополн.- М.: Машиностроение, 2008.- с. 352: ил.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.