УСУ Программы Экологические основы природопользования
Оценка 4.9

УСУ Программы Экологические основы природопользования

Оценка 4.9
doc
08.12.2022
УСУ Программы Экологические основы природопользования
ОПД 04 Экологические основы природопользования.doc

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

КГБПОУ «Ключевский ЛПО

имени А.В.Гукова »

___________________И.П. Кашич

«_____»_______________2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова »

 

___________________В.В. Репкин

«____»_________________2022 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа  учебной дисциплины

опД.04. Экологические основы природопользования

 

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

Протокол от «___»_______2022 г. №___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи 2022


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО 112201.02 «Управляющий сельской усадьбой», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 721 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой". Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013г.

 

 

Организация-разработчик: КГБПОУ  «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова»

 

Разработчик: Сниткина И.Г., преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

 

1.      Пояснительная записка

2.      ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

4

6

3.      СТРУКТУРА и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.      условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   учебной дисциплины

 

4.       Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

 

 

 

7

 

 

11

 

12

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

         Рабочая программа  учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»  предназначена для подготовки квалифицированных рабочих   по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой».

      При составлении рабочей программы  учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» за основу взят:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО 35.01.24  «Управляющий сельской усадьбой», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 721 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой". Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013

·        Перечень  профессий НПО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28 сентября 2009 г. № 354;

·         Единый тарифно-квалификационный справочник

·         Разъяснения  /И.М. Реморенко/ по формированию примерных           программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов

·         Положение об итоговой аттестации.

В  рабочую   программу учебной дисциплины  входят:

- пояснительная записка,

- паспорт рабочей  программы учебной дисциплины,

- структура и содержание  рабочей программы  учебной дисциплины,

- условия реализации рабочей программы  учебной дисциплины,

- контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

                Количество часов   на подготовку обучающихся  по «Экологическим основам природопользования» составляет 63 часа, включая:

        обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося - 42  часа;

        самостоятельную работу обучающегося – 21 часа.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями  в журналах теоретического обучения. Продолжительность учебного часа теоретических занятий -1 академический час (45 минут).

             Теоретическое обучение  проводится в специально оборудованном кабинете «Экологические основы природопользования» с использованием  учебно-методических и  учебно-наглядных пособий  в соответствии  с перечнем  учебных  материалов  для подготовки квалифицированных   рабочих. Для успешного усвоения знаний и овладения навыками по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» преподаватель применяет элементы новых педагогических технологий: уровневой дифференциации, проблемного и коллективного обучения, ИКТ, современных электронных ресурсов.

            Лабораторные работы проводятся  в кабинете «Экологические основы природопользования»  после изучения темы. Группа делится на   звенья по  4 человека. Каждое звено получает инструкционно-технологическую карту, после выполнения заданий проводится защита работы.


             Практические занятия проводятся  в лаборатории «Экологические основы природопользования». Для выполнения практических занятий разрабатываются инструкционные карты.  Задачей практических занятий является формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений  по основным видам профессиональной деятельности   для освоения рабочей профессии, обучения трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов необходимых для  последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций.

            После каждой темы преподаватель предлагает задания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы направленной на расширение кругозора по изучаемой теме. Для текущего контроля  предусмотрено выполнение контрольных работ. Контрольные работы могут  быть тестовые или  ситуационные. Зачет может быть проведен в устной форме, выполнен в форме реферата или  решения ситуационных задач, подтверждающих профессиональную компетентность обучающихся.

            Итоговая аттестация по учебной дисциплине проводится в форме дифференцированного зачёта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


паспорт    рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой».

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

 

1.3.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

   обеспечивать   соблюдение   экологических   норм   и   правил   в сельскохозяйственной

   деятельности;

использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в

   профессиональной деятельности;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

указываются только коды

указываются только умения, относящиеся к данной дисциплине

указываются только знания, относящиеся к данной дисциплине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

 

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 15

Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем

 

     принципы рационального природопользования;

      источники загрязнения окружающей среды;

   государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;

     экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

       максимальной учебной нагрузки обучающегося – 63 часа, в том числе включая:

 обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося  - 42 часа;

       самостоятельную  работу обучающегося  - 21  час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

В том числе:

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

В том числе:

 

Лабораторные занятия

4

Контрольная работа

1

Практические работы                          

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

В  том числе:

 

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, тесты, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.)

 

Итоговая аттестация в форме зачёта

1


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

              

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Введение

Биосфера как среда жизни и деятельности людей.

Природные ресурсы и их классификация. Охрана природы при природопользовании. Современный этап охраны природы.

2

Раздел 1. Экологические основы природопользования.

 

39

Тема 1.1. Использование и охрана атмосферы.

Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Влияние деятельности человека на газовый состав атмосферы. Загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. Правовые основы охраны атмосферы.

4

Тема 1.2. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Природная вода и её распространение. Круговорот воды в природе. Роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Основные загрязняющие вещества и источники загрязнений. Правовые основы охраны водных ресурсов.

6

Практическая работа №1.

Методы определения степени загрязнения воды.

2

Тема 1.3. Использование и охрана недр.

Недра. Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире и в России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления рационального использования и охраны недр. Правовые основы рационального использования и охраны недр. Государственный мониторинг состояния недр.

4

Контрольное тестирование №1 по темам 1.1 – 1.3.

Тема 1.4. Использование и охрана земельных ресурсов.

Земельные ресурсы. Почва, её состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Правовые основы охраны почв.

4

 

 

 

Лабораторное занятие.

Характеристика земельных ресурсов.

Тема 1.5. Рациональное использование и охрана растительности.

Роль растений в природе и жизни человека. Лес как важнейший растительный ресурс планеты. Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия. Лесные ресурсы России. Охрана растительных лесов и пастбищ. Использование и охрана хозяйственно-ценных и редких видов растений. Правовые основы охраны растительности.

4

 

 

 

Лабораторное занятие.

Знакомство с видами растений, занесённых в Красную книгу.

Тема 1.6. Использование и охрана животного мира.

Роль животных в круговороте веществ в природе и в жизни человека. Воздействие человека на животных. Причины вымирания животных. Охрана редких и вымирающих видов. Охрана важнейших групп животных. Правовые основы охраны животного мира.

5

Лабораторное занятие.

Ознакомление с государственными актами по охране природы.

Определение живой массы, упитанности, масти  с/х животных.

Тема 1.7. Организация рационального природопользования и охраны природы в России.

Государственная политика и управление в области экологии. Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользования.

6

Практическая работа №2.

Знакомство с законами и кодексами по рациональному природопользованию и охране окружающей среди их исполнение.

2

Тема 1.8. Международное Сотрудничество в области рационального природопользования и охраны природы.

Краткая история международного природоохранного движения.

Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения.

Роль международных организаций в охране природы.

Правовые основы экологического образования в России.

6

Дифференцированный зачёт. Итоговое тестирование  №2.

1

Самостоятельная работа:

Темы рефератов, презентаций:

1. Учение В. И. Вернадского о Биосфере.

2. Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человечества.

3. Краткий очерк истории охраны природы.

4. Охрана ландшафтов.

5. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.

6. Проблема рационального использования водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения.

7. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения.

8. Мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды.

9. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по охране почв.

10. Роль  ветеринара в охране труда и рациональном использовании природных ресурсов.

21

ИТОГО

63

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 


3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории   электротехники

Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия;

- комплект инструментов, приспособлений;

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

 

1. Экологические основы природопользования : учебник для учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. – 12-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.

 

Дополнительные источники:

 

1. Макевнин С.Г., Вакулин А.А., «Охрана природы»- Москва Издательство «Колос» 1983г.

 

2. Толстой М.П. «Человек-преобразователь природы» Москва  Издательство «Недра» 1984г.

 

3. Аникеев В. А., Копп И. З., Скалнин Ф.В. «Технологические аспекты охраны окружающей среды» Гидрометеоиздат 1982г.

 

4. Ахмадеев А. Н., Колесников И. М. «Ветеринарная экология»- М. «Колос», 2002 г.

 

5. Микеев А. В., Константинов В.М. «Охрана природы» - учебное пособие для СПТУ- М; Высшая школа, 1986г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. Контроль и оценка результатов освоения

               Контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины осуществляет преподаватель в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

 

Результаты обучения

(усвоенные знания, освоенные умения)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания

 

принципы рационального природопользования

- фронтальный опрос, проверочная работа, рефераты, презентации

источники загрязнения окружающей среды

-  проверочная работа, рефераты, презентации, защита практической работы.

 государственные и общественные мероприятия по охране окружающей сред

- фронтальная беседа, тестирование

- защита практической работы

экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности

- рефераты, презентации.

определять живую массу, упитанность, масть  с/х животных,  пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями

- фронтальный опрос, лабораторная работа

 

Умения

 

обеспечивать   соблюдение   экологических   норм   и   правил   в производственной

деятельности

 

- тестирование, фронтальная беседа, проверка конспектов.

использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности.

 

- рефераты, презентации.

Личностные результаты

 

ЛР 7.Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

рефераты, презентации.

ЛР 10.Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

фронтальный опрос, проверочная работа, рефераты, презентации

ЛР 15.Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем

фронтальный опрос, проверочная работа, рефераты, презентации

 

    

     

 

 

 

 


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Практические занятия проводятся в лаборатории «Экологические основы природопользования»

Практические занятия проводятся в лаборатории «Экологические основы природопользования»

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» 1

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» 1

самостоятельную работу обучающегося - 21 час.

самостоятельную работу обучающегося - 21 час.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Тема 1.5. Рациональное использование и охрана растительности

Тема 1.5. Рациональное использование и охрана растительности

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2022