Консультация для родителей.
Утомление. Его причины.
Утомление - это физиологическое состояние организма,
проявляющееся во временном снижении его
работоспособности в результате
проведенной работы.
Причинами утомления являются нарушения в
слаженности функционирования органов и систем:
1) Нарушается обмен веществ в периферическом, нервно –
мышечном аппарате,
2) Угнетается активность ферментативных систем,
3) Понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц.
4) В центральной нервной системе наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации.
5) В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.
6) Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно - транспортная функция крови.
Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости.
Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.
Невнимательное отношение к чувству усталости ребенка, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.
Переутомление - это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок.
Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.
При
умелом распределении в течение дня умственного и физического труда можно
добиться высоких результатов в воспитании и образовании ребенка, а также в его работоспособности.
Работоспособность - способность человека развивать максимум энергии и
экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении
умственной и физической работы.
Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения.
Во время сна уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверх нагрузку. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.
Длительность сна в дошкольном возрасте должна составлять в среднем 10 часов в сутки. Временная норма засыпания – 30 минут.
Нарушения сна у детей могут быть следствием:
I. Переедания перед сном или недостаточного насыщения, кишечной колики, болей в животе, заболевания желудка;
II. Психогенных причин (страх расставания с мамой, стресс при первичном поступлении в дошкольное учреждение с последующей адаптацией;
III. Тяжелых впечатлений от телевизионных передач, частых шумных скандалов в семье со взаимными оскорблениями взрослых членов семьи;
IV. Недоброжелательного отношения к ребенку.
Как обеспечить ребенку спокойный сон?
1. Перед сном рекомендуется занять ребенка спокойными играми, провести теплую гигиеническую процедуру, сменить одежду, затемнить окна;
2. Укладывать спать ребенка лучше в одно и то же время, что формирует рефлекс засыпания;
3. За полтора часа до сна – никакой волнующей информации, не повышать голос.
4. Ужин ребенка – не позднее, чем за час до сна. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта рекомендуется дать ребенку на ночь яблоко или кефир, теплого некрепкого чая, воды или теплого молока с чайной ложкой меда (при переносимости меда);
5. Прогулка перед сном – полезная для здоровья привычка;
6. Полезны перед сном оздоровительные процедуры – теплый душ, общая теплая или теплая ножная ванна;
7. Постель не должна быть слишком мягкой перегревающей. Ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела.
Выполнение этих правил способствует быстрому засыпанию и спокойному сну!
Упражнения для нормализации
мозгового кровообращения:
1. «Колесо»
И.и. - стоя или сидя. 1 - руки к плечам, кисти в кулаки, голову
наклонить назад. 2 - повернуть руки
локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. «Маятник»
И.п. - стоя или сидя, руки в стороны. 1-3 - три рывка согнутыми
руками внутрь: правой перед телом, левой за телом. 4- и.п. 5-8 - то же в другую
сторону. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. «Неваляшка»
И.п. - сидя. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и.п. 3 голову
наклонить влево. 4 - и.п. 5 - голову повернуть направо. 6 - и.п. 7 - голову
повернуть налево. 8 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. «Незнайка»
И.п. – основная стойка (о.с.) 1 - поднять плечи. 2 - опустить
плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса.
Темп медленный.
2. «Пружинка»
И.п. - руки согнуты перед грудью. 1-2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 - то же прямыми руками.
Повторить 4-6раз. Темп средний.
3. «Мельница»
И.п. - стойка ноги врозь. 1-4 - четыре последовательных круга
руками назад. 5-8 - то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать.
Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
Упражнение для снятия утомления с туловища и ног:
«Насос»
И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.