Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Оценка 4.8

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
12.06.2019
Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Утомление является важнейшей проблемой учащихся начальной школы. К настоящему времени имеется более 100 определений понятия утомления и ряд теорий его происхождения. Отношение к самому учебному процессу определяется общей познавательной активностью ребенка. По мере привыкания к внешним атрибутам школьной жизни и накопления утомления от постоянной необходимости жить по новым правилам у ребенка гаснет первоначальная тяга к школе, к уроку, к ученью. Дети младшего школьного возраста на уроке напряжены психологически – эффект неопределенности вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Цель работы −рассмотреть факторы, ограничивающие развитие утомления при учебных нагрузках.
Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления..docx
1 Утомляемость ученика начальных классов и условия предупреждения переутомления Косенкова Вера Вячеславовна  учитель начальных классов МОУ «Лицей №50» Г. Саратов  Сложен путь к физическому и духовному совершенству. Издавна человек борется, причем, сам с собой, за здоровый образ жизни. Борется, перефразируя известное высказывание, не на смерть, а на жизнь! Из глубины веков до нас дошли высказывания великих о пагубных привычках, народные пословицы о здоровом теле и духе. А вопрос «Надо ли   человеку   быть   красивым?»   уже   не   требует   ответа,   так   как воспринимается,   как   сама   реальность.  Старинные   рецепты   сохранения отличной фигуры и поддержания организма в тонусе и по сей день не потеряли свою актуальность. Мы знаем все, что касается диет, полезной пищи, режима дня, пользы свежего воздуха, физкультуры хотя бы в виде утренней   гимнастики.   Человеку   надо   быть   красивым.   Это   в   какой­то степени влияет на хорошее отношение к нему окружающих и делает его более   уверенным   в   себе,   более   общительным,  уравновешенным,  но   он должен   быть   красив   и   привлекателен   не   только   в   мыслях,   чувствах, поступках,   но   и   внешне.   Уместно   повторить   известные   слова   А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли».  Мы  боремся  за  красоту  своего  тела   и духа  всю  свою  жизнь. Перефразируем   известное   высказывание   «Береги   здоровье   смолоду!» ведь красота зависит от здорового образа жизни напрямую. Именно с  2 самого начала нашей сознательной деятельности закладываются основы здорового образа жизни. К чести дошкольного образования эти основы заложены   в   большей   или   меньшей   степени   хорошо.   Дальше   эстафету принимают   школы.   В   роли   проблем   выступают   увеличивающаяся постоянно учебная нагрузка, довольно большая занятость детишек в сети дополнительного образования, отсутствие мебели, не портящей осанку и другие факторы. В каждом образовательном учреждении складывается своя система по формированию здорового образа жизни.  Культура   здоровья,   являющаяся   составной   частью   базовой культуры,   призвана   развивать   осознанное   отношение   детей   к   своему здоровью как главной жизненной ценности. Любая культура начинается со   знаний.   Задача   учителя   –   формировать   культуру   здоровья ученического   коллектива   как   условие   и   результат   формирования личности   с   устойчивой   потребностью   в   здоровом   образе   жизни, ценностного   отношения   к   управлению   собственным   организмом.   Так, учителю   надо   систематизировать   педагогический   процесс,   его индивидуализировать, дифференцировать с тем, чтобы школа сохраняла, а не губила здоровье детей, давая им полноценное образование. Отношение   к   самому   учебному   процессу   определяется   общей познавательной  активностью ребенка. По мере привыкания к внешним атрибутам   школьной   жизни   и   накопления   утомления   от   постоянной необходимости   жить   по   новым   правилам   у   ребенка   гаснет первоначальная тяга к школе, к уроку, к ученью. Дети   младшего   школьного   возраста   на   уроке   напряжены психологически   –   эффект   неопределенности   вызывает   тревогу   и ощущение дискомфорта. Они напряжены и физически – новый режим дня ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что у ребенка 3   может   измениться   поведение.   У   них   появляется   возбудимость, раздражительность. Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление   –   состояние,   пограничное   с   заболеванием,   возникает   при повторяющейся усталости.  Если первые трудности не будут устранены, то они перерастут в пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебного материала, в неуспеваемость, и как крайний случай – в отказ от учебной деятельности. На   физиологическом   уровне   дезадаптация   проявляется   в   форме различных   заболеваний.   Уже   в   первом   классе   наблюдался   рост отклонений   в   нервно­психической   сфере   (до   54%),   нарушений   зрения (45%), осанки и стопы (38%), заболеваний органов пищеварения (30%). За девять лет обучения в школе количество здоровых детей сокращается в 5 раз. Например, в 200­ году, по оценкам специалистов,   здоровыми школу закончили лишь 4% детей. По   мнению   доктора   медицинских   наук   В.Ф.Базарного. отрицательное воздействие на детей в школе могут оказывать следующие школьные «традиции»:  Привычная напряженно­неестественная поза детей во время урока.  Исследования   ученых   показали,   что   при   таком закрепощении через 10­15 минут школьник испытывает нервно­ психические   нагрузки,   стрессы,   сравнимые   с   теми,   что переживают космонавты при взлете.  Обедненная природными стимулами учебная среда:  закрытые помещения, заполненные искусственно созданными элементами и лишающие   детей   живых   чувственных   впечатлений.   В   таких условиях происходит  4 угасание   образно­чувственного   восприятия   мира,   угнетение эмоциональной сферы.  «Вербальный   принцип   построения   учебного   материала, «книжное»   изучение   жизни.  Неготовность   восприятия   материала приводит к тому, что дети не могут реализовывать заложенный в них   природой   потенциал,   теряют   способность   самостоятельно мыслить.  Дробное, поэлементное изучение знаний, овладение  отрывочными умениями и навыками, разрушающие целостность  мировосприятия и миропонимания у детей.  Чрезмерное увлечение методами интеллектуального развития в   ущерб   чувственному,   эмоционально­образному.  Реальный образно­чувственный   мир   заменен   искусственно   созданным (виртуальным)   миром   букв,   цифр,   символов,   что   ведет   к расщеплению   в   человеке   чувственного   и   интеллектуального воображения. К выделенному выше можно присоединить и проведение уроков во вторую смену, когда нарушается не только естественный суточный ритм жизни,   но   и   отсутствуют   условия   правильного   питания.   К   негативным факторам   относятся:   стрессовая   тактика   авторитарной   педагогики, интенсификация   учебного   процесса,   несоответствие   программ   и образовательных   технологий   возрастным   особенностям   школьников, недостаточная  квалификация учителей в вопросах  физиологии  и охраны здоровья, массовая безграмотность родителей в этих вопросах. К педагогическим причинам школьной утомляемости относятся: 5 1. Несоответствие   школьного   режима   и   санитарно­ гигиенических   условий   обучения:   урок   должен   быть составлен таким образом, чтобы чередовались все виды деятельности, учитывалась динамика работоспособности в течение урока. 2. Несоответствие   темпа   работы   на   уроке   возможностям детей: все дети работают в разном темпе, если ребенок не успел   осознать   материал,   то   появляются   пробелы   в знаниях.   Экстенсивный   характер   учебных   нагрузок:   не   понял   на 3. уроке   –   больше   времени   требуется   для   осмысления   и   Это   приводит   к запоминания   самостоятельно. дополнительным нагрузкам, у ребенка меньше времени для отдыха.  Организм переутомляется, истощается. Как же преодолеть переутомление ребенка на уроке? Один из лучших способов   –   физические   упражнения   (физические   паузы,   физические минутки, упражнения гимнастики для снятия усталости глаз и другие).  Но не только физминутки хорошо снимают стресс на уроке.  Смена видов деятельности на уроке и смена положения «сидя­стоя» во время выполнения письменных работ. Группы детей в классе по знаку учителя (негромкий хлопок или колокольчик) меняют свое место за партой на место за конторкой, за которой работают стоя. Для   предупреждения   утомления   и   усталости   на   уроке   действенно расслабление. Приводим некоторые из таких упражнений. «Улыбнитесь друг другу!».  Именно эта фраза звучит, когда надо переключиться с одного вида деятельности на другой. «Закрыв глаза, положите голову  на   парту и слушайте условие задачи (учитель читает медленно вполголоса), представьте, о чем идет речь в ней». Условие задачи учителю не надо будет читать второй раз, дети его поймут и готовы будут решать задачу.  «Снеговик». Проводится стоя. Представьте, что вы снеговик. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик стал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д.В 6   сядьте       упражнения конце корточки.              «Волна». Проводится сидя. Сцепите в замочек пальцы на уровне груди, и, поднимая поочередно локти, изображаем перекаты волны в море.  Качание  головой.    Дышите   глубоко.   Расправьте   плечи,   закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны на в сторону. «Обнимите» парту.  Захватите руками дальнюю от вас   сторону крышки парты,  вытяните ноги, полежите в таком положении (в это время учитель считает до пяти медленно вполголоса). Игра «Замри!». «Внимание!» ­ говорит учитель.­ «Ребята, замрите в тех позах, в которых вы сейчас сидите. Один, два, три – отомрите. Чередование напряжения и расслабления мышц.  5­7 секунд – напряжение, 20 – 30 секунд расслабление. Глубокое дыхание. 5 секунд – вдох, 5 секунд ­  выдох. Дышать надо 1 – 2 минуты, чтобы расслабиться. Мышечная   релаксация.  Представьте   себе,   что   вы   заходите   в теплую воду. Сначала у вас теплеют стопы ног, ноги, затем ­  живот, грудь, руки,   голова.   Вы   выходите   из   теплой   воды   (упражнение   повторяется   в обратном порядке). Спине   –   отдых!  Ссутультесь,   опустите   плечи,   положите подбородок   на   грудь,   сосчитайте   до   пяти.   Затем   поднимите   голову, посмотрите прямо перед собой и прогнитесь в пояснице. Снова сосчитайте до пяти. Существуют   множество   различных   упражнений   на   расслабление. Такие   занятия   способствуют   положительному   эмоциональному   настрою– дети веселы и довольны; у них повысилась активность на уроках, появилось больше интереса к учебе; они не устают так сильно, как 7 уставали   раньше.   Ученики   стали   более   внимательны   на   уроках,   у   них улучшилась мыслительная деятельность и память.         Литература Битянова   М.Р.,   Азарова   Т.В.,   Афанасьева   Е.И.,   Васильева   Н.Л.   Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000. Кошкина И.В. Условия адаптации и причины дезадаптации первоклассника к школе. – Саратов: Межвузовский сборник научных трудов, Вып. VI, 2005

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.

Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2019