Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
12.06.2019
Утомление является важнейшей проблемой учащихся начальной школы. К настоящему времени имеется более 100 определений понятия утомления и ряд теорий его происхождения. Отношение к самому учебному процессу определяется общей познавательной активностью ребенка. По мере привыкания к внешним атрибутам школьной жизни и накопления утомления от постоянной необходимости жить по новым правилам у ребенка гаснет первоначальная тяга к школе, к уроку, к ученью.
Дети младшего школьного возраста на уроке напряжены психологически – эффект неопределенности вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Цель работы −рассмотреть факторы, ограничивающие развитие утомления при учебных нагрузках.
Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления..docx
1
Утомляемость ученика начальных классов и условия
предупреждения переутомления
Косенкова Вера Вячеславовна
учитель начальных классов
МОУ «Лицей №50»
Г. Саратов
Сложен путь к физическому и духовному совершенству. Издавна
человек борется, причем, сам с собой, за здоровый образ жизни. Борется,
перефразируя известное высказывание, не на смерть, а на жизнь!
Из глубины веков до нас дошли высказывания великих о пагубных
привычках, народные пословицы о здоровом теле и духе. А вопрос «Надо
ли человеку быть красивым?» уже не требует ответа, так как
воспринимается, как сама реальность. Старинные рецепты сохранения
отличной фигуры и поддержания организма в тонусе и по сей день не
потеряли свою актуальность. Мы знаем все, что касается диет, полезной
пищи, режима дня, пользы свежего воздуха, физкультуры хотя бы в виде
утренней гимнастики. Человеку надо быть красивым. Это в какойто
степени влияет на хорошее отношение к нему окружающих и делает его
более уверенным в себе, более общительным, уравновешенным, но он
должен быть красив и привлекателен не только в мыслях, чувствах,
поступках, но и внешне. Уместно повторить известные слова А.П.
Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и
мысли». Мы боремся за красоту своего тела и духа всю свою жизнь. Перефразируем известное высказывание «Береги здоровье смолоду!»
ведь красота зависит от здорового образа жизни напрямую. Именно с
2
самого начала нашей сознательной деятельности закладываются основы
здорового образа жизни. К чести дошкольного образования эти основы
заложены в большей или меньшей степени хорошо. Дальше эстафету
принимают школы. В роли проблем выступают увеличивающаяся
постоянно учебная нагрузка, довольно большая занятость детишек в сети
дополнительного образования, отсутствие мебели, не портящей осанку и
другие факторы. В каждом образовательном учреждении складывается
своя система по формированию здорового образа жизни.
Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой
культуры, призвана развивать осознанное отношение детей к своему
здоровью как главной жизненной ценности. Любая культура начинается
со знаний. Задача учителя – формировать культуру здоровья
ученического коллектива как условие и результат формирования
личности с устойчивой потребностью в здоровом образе жизни,
ценностного отношения к управлению собственным организмом. Так,
учителю надо систематизировать педагогический процесс,
его
индивидуализировать, дифференцировать с тем, чтобы школа сохраняла,
а не губила здоровье детей, давая им полноценное образование.
Отношение к самому учебному процессу определяется общей
познавательной активностью ребенка. По мере привыкания к внешним
атрибутам школьной жизни и накопления утомления от постоянной
необходимости жить по новым правилам у ребенка гаснет
первоначальная тяга к школе, к уроку, к ученью.
Дети младшего школьного возраста на уроке напряжены
психологически – эффект неопределенности вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены и физически – новый режим
дня ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что у ребенка
3
может измениться поведение. У них появляется возбудимость,
раздражительность.
Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению.
Утомление – состояние, пограничное с заболеванием, возникает при
повторяющейся усталости. Если первые трудности не будут устранены,
то они перерастут в пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебного
материала, в неуспеваемость, и как крайний случай – в отказ от учебной
деятельности.
На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в форме
различных заболеваний. Уже в первом классе наблюдался рост
отклонений в нервнопсихической сфере (до 54%), нарушений зрения
(45%), осанки и стопы (38%), заболеваний органов пищеварения (30%).
За девять лет обучения в школе количество здоровых детей сокращается
в 5 раз. Например, в 200 году, по оценкам специалистов, здоровыми
школу закончили лишь 4% детей.
По мнению доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.
отрицательное воздействие на детей в школе могут оказывать следующие
школьные «традиции»:
Привычная напряженнонеестественная поза детей во время
урока.
Исследования ученых показали, что при таком
закрепощении через 1015 минут школьник испытывает нервно
психические нагрузки, стрессы, сравнимые с теми, что
переживают космонавты при взлете.
Обедненная природными стимулами учебная среда: закрытые
помещения, заполненные искусственно созданными элементами и лишающие детей живых чувственных впечатлений. В таких
условиях происходит
4
угасание образночувственного восприятия мира, угнетение
эмоциональной сферы.
«Вербальный принцип построения учебного материала,
«книжное» изучение жизни. Неготовность восприятия материала
приводит к тому, что дети не могут реализовывать заложенный в
них природой потенциал, теряют способность самостоятельно
мыслить.
Дробное, поэлементное изучение знаний, овладение
отрывочными умениями и навыками, разрушающие целостность
мировосприятия и миропонимания у детей.
Чрезмерное увлечение методами интеллектуального развития
в ущерб чувственному, эмоциональнообразному. Реальный
образночувственный мир заменен искусственно созданным
(виртуальным) миром букв, цифр, символов, что ведет к
расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального
воображения.
К выделенному выше можно присоединить и проведение уроков во
вторую смену, когда нарушается не только естественный суточный ритм
жизни, но и отсутствуют условия правильного питания. К негативным
факторам относятся: стрессовая тактика авторитарной педагогики,
интенсификация учебного процесса,
несоответствие программ и
образовательных технологий возрастным особенностям школьников,
недостаточная квалификация учителей в вопросах физиологии и охраны
здоровья, массовая безграмотность родителей в этих вопросах. К педагогическим причинам школьной утомляемости относятся:
5
1. Несоответствие школьного режима и санитарно
гигиенических условий обучения: урок должен быть
составлен таким образом, чтобы чередовались все виды
деятельности, учитывалась динамика работоспособности
в течение урока.
2. Несоответствие темпа работы на уроке возможностям
детей: все дети работают в разном темпе, если ребенок не
успел осознать материал, то появляются пробелы в
знаниях.
Экстенсивный характер учебных нагрузок: не понял на
3.
уроке – больше времени требуется для осмысления и
Это приводит к
запоминания самостоятельно.
дополнительным нагрузкам, у ребенка меньше времени для
отдыха. Организм переутомляется, истощается.
Как же преодолеть переутомление ребенка на уроке? Один из лучших
способов – физические упражнения (физические паузы, физические
минутки, упражнения гимнастики для снятия усталости глаз и другие).
Но не только физминутки хорошо снимают стресс на уроке.
Смена видов деятельности на уроке и смена положения «сидястоя»
во время выполнения письменных работ. Группы детей в классе по знаку
учителя (негромкий хлопок или колокольчик) меняют свое место за партой
на место за конторкой, за которой работают стоя.
Для предупреждения утомления и усталости на уроке действенно
расслабление. Приводим некоторые из таких упражнений. «Улыбнитесь друг другу!». Именно эта фраза звучит, когда надо
переключиться с одного вида деятельности на другой.
«Закрыв глаза, положите голову на парту и слушайте условие
задачи (учитель читает медленно вполголоса), представьте, о чем идет речь
в ней». Условие задачи учителю не надо будет читать второй раз, дети его
поймут и готовы будут решать задачу.
«Снеговик». Проводится стоя. Представьте, что вы снеговик.
Пришла весна, пригрело солнце и снеговик стал таять. Сначала «тает»
и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д.В
6
сядьте
упражнения
конце
корточки.
«Волна». Проводится сидя. Сцепите в замочек пальцы на уровне
груди, и, поднимая поочередно локти, изображаем перекаты волны в море.
Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте
глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны
на
в сторону.
«Обнимите» парту. Захватите руками дальнюю от вас сторону
крышки парты, вытяните ноги, полежите в таком положении (в это время
учитель считает до пяти медленно вполголоса).
Игра «Замри!». «Внимание!» говорит учитель. «Ребята, замрите
в тех позах, в которых вы сейчас сидите. Один, два, три – отомрите.
Чередование напряжения и расслабления мышц. 57 секунд –
напряжение, 20 – 30 секунд расслабление.
Глубокое дыхание. 5 секунд – вдох, 5 секунд выдох. Дышать надо
1 – 2 минуты, чтобы расслабиться.
Мышечная релаксация. Представьте себе, что вы заходите в
теплую воду. Сначала у вас теплеют стопы ног, ноги, затем живот, грудь, руки, голова. Вы выходите из теплой воды (упражнение повторяется в
обратном порядке).
Спине – отдых! Ссутультесь, опустите плечи, положите
подбородок на грудь, сосчитайте до пяти. Затем поднимите голову,
посмотрите прямо перед собой и прогнитесь в пояснице. Снова сосчитайте
до пяти.
Существуют множество различных упражнений на расслабление.
Такие занятия способствуют положительному эмоциональному настрою–
дети веселы и довольны; у них повысилась активность на уроках, появилось
больше интереса к учебе; они не устают так сильно, как
7
уставали раньше. Ученики стали более внимательны на уроках, у них
улучшилась мыслительная деятельность и память.
Литература
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа
психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. –
М.: Педагогическое общество России, 2000.
Кошкина И.В. Условия адаптации и причины дезадаптации первоклассника к
школе. – Саратов: Межвузовский сборник научных трудов, Вып. VI, 2005
Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Утомляемость ученика начальных классов и основные условия предупреждения переутомления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.