Урок ОРКСЭ
«Христианская семья» 5 класс
Учебник: А.В. Кураев, Основы православной культуры, 4-5 классы, «Просвещение» 2014 год
Цель и задачи урока: сформировать представление о семье как о базовой ценности общества. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Предметные результаты.
-познакомить с тем, что означает обручальное кольцо;
- познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи;
- познакомить с таинством венчания;
- иметь представление о понятии « Христианская семья».
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки, принятие решений;
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- осознание принадлежности к семье;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
ценностное отношение к семье.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
План урока:
1.Организация начала урока. (1 минута)
2.Актуализация знаний. (4 минуты) (Слушание песни, загадок).
3. Решение учебной задачи. (5 минут)
4. Новые понятия. (15 минут)
5. Закрепление материала. (3 минуты)
6. Итог урока (2 минуты)
Ход урока.
1. Организационный этап. (1 мин)
Слайд Учитель: «На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».
- Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пожелайте, что можно пожелать на уроке. Удачи, творчества, активности. Пусть наш урок будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. И мы начинаем наш урок!
2. Актуализация знаний. (4 мин)
Слайд Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим ролик. И вы постараетесь ответить на мои вопросы: 1. Знакомо вам это произведение? (Это «Гимн семье» - автор Илья Резник)
2. О чём эта песня? О семье, верности, Петре и Февронье.
3. Какие слова на ваш взгляд здесь главные? Семья, Отчизна, храм.
(просмотр ролика «Гимн семьи») Дети отвечают на поставленные вопросы.
Учитель: А сейчас небольшая разминка «Отгадай загадки»:
(Учитель читает загадки, а ученики отгадывают)
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата.
1. Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш . (папа)
2. Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано?
Лишь заботливая. ..(мама)
3. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка).
4. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш …(дед).
5. Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)
Учитель: РЕБЯТА, Каким одним словом можно объединить всех, о ком говорится в загадках? (слово прикрепляю на доску) ( семья)
6. Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (семья)
Учитель:– Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? (ответы детей)
Учитель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о семье.
- На уроке мы выясним: Что объединяет всех членов семьи? Для чего людям нужна семья? Какую семью можно назвать крепкой и дружной? Что такое христианская семья? Мы поговорим о святых Петре и Февронии.
Учитель:- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья».
Слайд Словарь Ожегова Сергея Ивановича.
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Дмитрий Николаевич : Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Учитель: Согласны Вы с этими высказываниями? (ответы детей)
Как же появилось слово «семья», что оно для нас значит, мы узнаем из стихотворения:
Семья – это самое емкое слово.
В нем слышится «семя» – жизни основа.
Семь «я» – это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней надежный источник.
Семья – нашей жизни надежный оплот,
Что в детстве и в старости нас бережет.
Семья – на любви построенный дом,
Пусть радость и счастье царствуют в нем!
Учитель: От какого слова произошло слово СЕМЬЯ? Правильно, ребята, от слова «семя», «семена». Вот такая тайна у этого слова: Семья похожа на семечко, зёрнышко, из которого вырастают полновесные колосья, в которых много таких же семян.
3. Решение учебной задачи. (5 мин)
Учитель: - А что такое семья в вашем понимании? (ответы детей). (стр. 86 учебника). Семья – это папа и мама, наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.
Учитель: Сейчас работа в группах.
ЗАДАНИЕ №1 - 1 группа (Задание: выбрать из множества слов на «лепестках» подходящие слова для понятия «семья» и заполнить «семейный» цветок. Какие слова у вас ассоциируются со словом семья? ответы детей (любовь, нежность, забота, внимание, дом, дети, муж и жена, папа, мама.)
Задание: 2 группа: Прочитайте историю и подготовьте ответ на вопросы (устно). Песня и молитва объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье? ОТВЕТ- (В семье гончара, кроме песни связующим звеном является ТРУДОЛЮБИЕ – оно объединяет семью»
Представители 1 и 2 группы крепят лепестки со словами на доску.
Учитель: Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень ёмкими словами. Прочитаем их вслух.
Учитель:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Ведь счастливо жить одному невозможно.
Учитель: А для чего человеку нужна семья? (Ответы детей. Что бы не быть одиноким.., для единения душ...)
В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру в то, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
4. Новые понятия (15 мин)
Все мы живем в семьях. Семьи бывают большие и маленькие, крепкие, дружные и не очень. Семьи бывают буддийские и мусульманские, английские и немецкие, но во всех семьях уважают и почитают старших.
- Кто вспомнит, в какой заповеди Божьей говорится о почитании родителей?
Слайд (Это 5 заповедь.)
-Давайте прочитаем вместе. «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле».
Всем нам надо почитать родителей: в детстве – слушать их (ПОСЛУШАНИЕ), в молодости – советоваться с ними, в зрелом возрасте – заботиться о них. Если правило это исполняется, то семья хорошая и дружная. Царят в ней любовь и согласие.
Учитель: Ребята, в православии СЕМЬЮ называют Малой церковью, как вы думаете, почему? (ответы детей).
Учитель: Сейчас мы посмотрим ролик и ответим на вопросы :
1.С чем ещё сравнивают семью?
2. Кто в христианской семье за всё отвечает?
3. С кем сравнивают мужа и жену в христианской семье?
Учитель: Вот какой ответ на этот вопрос даёт Архимандрит МЕНХИСИДЕК( Артюхин)- настоятель Подворья Оптиной пустыни в Москве.(просмотр ролика) Беседа после просмотра
Учитель: «Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, живёт, соблюдая заповеди, он должен почитать Бога, отвечая за свои дела и помыслы и за дела и помыслы членов своей семьи, беря на себя все трудности жизни, ради любви к своей семье. А жена должна быть верной помощницей мужу, стремиться разделить все трудности и заботы мужа. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию, уважению старших. Союз мужчины и женщины в Священном Писании всегда сравнивается с союзом Христа и Церкви. Так должен любить муж жену, как Христос возлюбил Церковь. А жена должна быть верна мужу, как Церковь Христу. Поэтому мы и говорим о семье как о малой Церкви. Это союз людей, которые в семье живут благодатью, христианскими идеалами.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи.
Учитель:- Ребята, как вы думаете, на основе чего должна создаваться семья? (ответы детей -Семья создается на основе радости, доверия, согласия, любви.) (стр.86 учебника )
Слайд - Какая это любовь? Ответы детей
- Ответ есть в Библии Новом Завете записано обращение Апостола Павла к Коринфянам(2000 лет назад), где он освещает систему ценностей христианина. Вот что он говорит о христианской любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Если семья создается на основе такой любви, она будет крепкой, на всю жизнь. Так как каждый до конца жизни несет священную ответственность за счастье и благо другого.»
Учитель - Это такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть непременное условие для полноценной жизни христианской семьи.
Учитель: Если семья создается на основе такой любви, она будет крепкой, на всю жизнь. Так как каждый до конца жизни несет священную ответственность за счастье и благо другого. Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе в твоей взрослой жизни любовь не приживётся, не поселится в твоём сердце.
Учитель: Ребята, а что ещё для семьи важно? (ответы детей) (Самое важное - научиться хранить семью, чтобы она была крепкой и дружной).
Учитель: Чтение басни Л. Н.Толстого «Отец и сыновья»
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: — Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
Учитель: Какова основная мысль басни? ( Ответы ребят).
Мораль басни: Если вместе быть, то никто не одолеет.
Учитель: Сейчас мы с вами на практике это проверим: (ребята пытаются сломать несколько веток, затем по одной). Делают вывод.
Учитель: Проведём ещё один эксперимент? Возьмём одну нитку за концы и потянем с силой в разные стороны. Что случилось? (Нитка порвалась). Теперь возьмем две нитки вместе и попытаемся их разорвать. Что можете сказать? (Разорвать труднее).
- Возьмём три-четыре нитки и попробуем их разорвать. Добавьте ещё нитку, ещё.
Нитки порвать не удаётся.
- Какой вывод вы можете сделать? (Ответы ребят).Вместе мы сильнее и крепче и нам не страшны трудности..Значит чем дружнее и сплочённее семья, тем она сильнее и крепче.
Ответы Добавляем к цветку Семьи лепестки (Дружба, взаимовыручка, уважение).
Учитель: Если каждый в семье будет чутким, милосердным, терпеливым, то в доме будут царить: мир, согласие и любовь. А значит, все будут счастливы.
Учитель: Ребята, скажите, а от вас зависит счастье в семье? Какими делами и поступками вы можете помочь своей семье быть счастливой? (ответы детей)
Учитель: А сейчас ещё одно задание в парах (ЗАДАНИЕ №3): прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки.
Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи? Измените текст так, чтобы семья стала крепкой.
Слайд Задание на слайде (дети выполняют задание)
Слайд Физминутка
О необходимости семейной жизни.
Учитель: Итак, ребята, мы выяснили, что нужно, чтобы семья была дружной. Ребята, а почему люди стремятся к семейной жизни? Что она дает человеку? (опору, защиту, уверенность, смысл и продолжение жизни, радость и счастье) (ответы детей).
Учитель: Да, ребята. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители желают наполнить жизнь детей высоким смыслом: передать детям свои знания и свою веру.
Учитель: Ребята, как вы думаете, в Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам.
Слайд - Кто может назвать этих святых? Рассказать о них? (ответы детей)
Учитель дополняет: К сожалению, сейчас не все помнят об этой прекрасной и доброй истории. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. В ней рассказывается о жизни правителей города Мурома, князе Петре и княгине Февронии, живших в 13 веке.
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.
И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.
Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.
Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы боярские вернуться Петра и Февронию.
Жили они долго и счастливо. И умерли в один день в 1228 году. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.
Мощи святой пары хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Эта легенда похожа на сказку, но её герои – реальные исторические лица. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых».
День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547года. А с 2008 года в России стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности. (8 июля, символ праздника ромашка)
Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча.
Вопросы:
1. Назовите главных героев легенды;
2. Что помогло им в преодолении трудностей?
3. Какие качества личности характеризуют поступки героев легенды?
Учитель: Ребята, на стр. 87 учебника прочитайте, что ещё важно для сохранения семьи. (семейные традиции)
Слайд Работа с текстом учебника. КАКИЕ традиции есть в вашей семье?
Учитель: Итак, семья - это великое благо, но и огромный труд. Основой семьи является - любовь. Семья, в которой царит уважение, и любовь друг к другу, всегда будет дружной и прочной.
5. Закрепление основных понятий урока.(3 мин)
Слайд Вопросы к тексту учебника стр. 87.
Слайд 1. Как вы думаете, что нужно для того чтобы в семье царили мир и согласие? ( любить друг друга)
2. Что в семье самое важное? (Дарить радость, научиться хранить семью).
3. Какие праздники, посвящённые семье, вы знаете? ( ответы детей)
1) 8 июля - День семьи, любви и верности в России;
2) 15 мая - Международный день семей;
3) 1 июня - День защиты детей;
4) последнее воскресенье ноября – День матери.
4. Какие ценности должны укреплять семью? (ответы детей) (любовь, верность, уважение, послушание, умение просить прощение, быть терпеливыми, добрыми, уважать интересы каждого члена семьи, быть нежными, любить друг друга)
Слайд Учитель: Выберите верный ответ
ЗАДАНИЕ № 4 Подчеркните слова которыми можно продолжить предложение «В семье живут……»
Любовь, обида, мудрость, взаимопонимание, гнев, уважение, злоба, терпение, вера, послушание, надежда, счастье, жадность, радость
6. Итог урока (3 мин)
Слайд Рефлексия.
Учитель: Продолжите незаконченные предложения.
Мама и папа для меня самые…Я доверяю свои тайны….Свою семью я считаю… Родным я хочу пожелать…
– Что самое интересное было в уроке?
– О чём вам хочется рассказать родителям и близким?
Слайд Домашнее задание: (разноуровневые задания) на слайде
Учитель: ребята в каждой семье есть аптечка, в которой хранятся различные лекарства. Маленькую ранку можно обработать зеленкой, от насморка можно взять капли. А какие лекарства взять, если мы обидели своих родных, членов нашей семьи? Чтобы душевные ранки не образовывались, и семьи каждого из нас были крепче, я принесла аптечку с лекарствами для души (в аптечке сердечки со словами: любовь, нежность, внимание, послушание, вера, терпение, радость, доброта, мудрость, прощение, дружба).
(Раздаю детям сердечки с надписями)
Слайд
Учитель: Хочется закончить наш урок пожеланиями добра, любви и взаимопонимания в ваших семьях. Дарите тепло своим близким и учитесь прощать, тогда в ваших семьях будет лад и согласие. Хочу поблагодарить за работу на уроке ребят. А еще хочу, чтобы вы принесли домой частичку тепла и света, любви и добра своим близким.
Вместе с детьми (Исполнение Гимна Семьи)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.