Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Урок математики в 3 классе
«Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз»
Составитель: Зарубина М.В.,
студентка 21а группы
Методист: _______________
Павлова О.Л.
Учитель: ________________
Якимова Н.В.
Камышлов, 2024
Тема урока: «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз»
Класс 3
Цель урока: формирование знаний о приемах увеличения и уменьшения заданных чисел в 10 раз, в 100 раз, развитие умений отвечать на вопросы, по теме урока, воспитание умения работать индивидуально и коллективно.
Задачи урока: |
Планируемые результаты: |
Дидактические: - формировать знания о приемах увеличения и уменьшения заданных чисел в 10 раз, в 100 раз; - формировать умение увеличивать и уменьшать заданные числа в 10 раз, в 100 раз. |
Предметные: - знают о приемах увеличения и уменьшения заданных чисел в 10 раз, в 100 раз; - умеют увеличивать и уменьшать заданные числа в 10 раз, в 100 раз. |
Развивающие - развивать умения выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), путем выполнения практических упражнений; - развивать умение отвечать на вопросы, по теме урока; - развивать умение ставить цель и тему урока, делать вывод с помощью учителя; - развивать умение осуществлять адекватную оценку своей работы на уроке; |
Метапредметные Познавательные: - умеют выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), путем выполнения практических упражнений; Регулятивные: - умеют ставить цель и тему урока, делать вывод с помощью учителя; - умеют осуществлять адекватную оценку своей работы на уроке; Коммуникативные: - умеют отвечать на вопросы, по теме урока;
|
Воспитательные -воспитывать умение работать индивидуально и коллективно |
Личностные - демонстрируют умение работать индивидуально и коллективно |
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Образовательная технология |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р– регулятивные, К– коммуникативные) |
Личностные |
||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения норма-тивных требований учебной деятельности. |
Здоровьесберегающая |
Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Владимировна, сегодня я проведу у вас урок математики, можете присаживаться. Не забываем о правилах посадки. Давайте проверим готовность к уроку, у каждого на столе должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал и карточки. У всех все есть? Молодцы. Девизом нашего урока будет служить данная пословица, прочитайте её :«Шаг вперед — шаг к победе» - Как вы понимаете данную пословицу?
-Замечательная пословица, которая говорит о том, что к любой цели необходимо стремиться, работать над собой. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем не только радость общения, но и прибавит каждому частичку мудрости и уверенности в себе. |
- Здравствуйте
Присаживаются
Проверяют готовность к уроку.
- да
- что каждый успех приведет нас к победе. Каждый шаг при получении результата важен, он делает нас на шаг ближе к цели. |
Ф |
- |
Контроль со стороны учителя, самоконтроль |
- |
К- умеют отвечать на вопросы. |
- |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Технология формирования критического мышления
|
Открываем тетради, записываем число и Классная работа. Сейчас я вам буду читать вопросы, ваша задача, в тетради записать ответы. Первый вопрос, ставим цифру один, и слушаем внимательно 1.Запишите число, в котором 1 сотня 2 десятка и 0 единиц. 2.К 3 десяткам прибавить 4 десятка. 3.Запишите число, стоящее между числами 89 и 91. 4.Запишите наименьшее трёхзначное число. 5. Первый множитель 15, а второй - 2. Чему равно значение произведения? Давайте проверим ваши ответы, для этого обратите внимание на слайд. Все правильно сделали, или есть, кто допустил ошибки? Будьте внимательны в следующий раз при выполнении.
Сейчас поработаем в парах, но для начала вспомним правила, как нужно работать в парах? Все верно! У вас на партах лежит карточка №1, возьмите ее. Ваша задача, работая в парах продолжить два ряда чисел. Задание понятно? Можете приступать к выполнению, не забывайте о правилах посадки. Как будете готовы, руки положите перед собой на парту, чтобы я видела, что вы готовы работать дальше. Давайте проверим, как вы продолжили ряды чисел? (вызываю одного человека к документ-камере) Давайте проверим, все ли выполнили верно, задание. Как вы продолжили 1й ряд чисел?
Верно ребята?
Второй ряд чисел, как продолжили?
У всех так получилось?
Что общего между числами?
А чем отличаются?
На какие две группы их можно разделить?
Вы все правильно сказали. Посмотрите внимательно на слайд, какая цифра тут записана? 5 единиц, это какой разряд? Как называется этот разряд? Все верно
|
Открывают тетради, записывают число и классная работа.
1.120
2.70
3.90
4.100
5.30
Проверяют ответы
-не ругаться, работать сообща, не шуметь
Выполняют
работу в карточках
10,20,30,40,50,60,70.
-да
100,200,300,400,500,600,700.
-да
- все эти числа заканчиваются на 0. -количеством нолей.
- эти числа можно разделить на двухзначные и трехзначные.
-5
-первый разряд
-разряд единиц |
Ф,П |
Презентация, карточка №1. |
Контроль со стороны учителя |
- |
К- умеют отвечать на вопросы, по теме урока. |
демонстрируют умение работать индивидуально и коллективно |
3. Выявление места и причины затруднений |
организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Технология проблемного (развивающего) обучения |
-Если увеличить 5 в 10 раз, сколько это будет? А если уменьшить 500 в 100 раз? (Если говорят, правильный ответ, то говорю, сейчас мы проверим ваши утверждения) |
-незнаем.
|
Ф |
- |
Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль |
- |
К- умеют отвечать на вопросы, по теме урока. |
демонстрируют умение работать коллективно |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). |
формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. |
Технология формирования критического мышления |
Как вы думаете, какая у нас с вами сегодня тема урока?
- Какую цель мы с вами поставим перед собой на уроке? Давайте восстановим цель.
Для достижения нашей цели, необходим план. Продолжите каждый пункт плана: 1.Узнать, как... 2.Применять… 3.Оценить …..
Все верно, ребята вы молодцы. А теперь, давайте приступим к выполнению плана. |
-Увеличение и уменьшение чисел в 10 и в 100 раз.
-научиться увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз.
1.Узнать, как увеличивать и уменьшать числа в 10 и в 100 раз; 2.Применить полученные знания; 3.Оценить свою деятельность на уроке.
|
Ф |
Презентация, |
|
- |
Р- умеют ставить цель и тему урока, делать вывод с помощью учителя |
демонстрируют умение работать коллективно |
5. Реализация построенного проекта |
ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике. |
Технология формирования критического мышления; здоровьесберегающая |
Вернемся к предыдущему заданию с цифрой 5. (говорю и пишу на доске) Запишите число 5, мы с вами уже сказали, что это 1й разряд, разряд единиц.
Припишите к нему справа цифру 0, сколько получилось? Что сейчас означает цифра 5? Теперь это единица, какого разряда? Во сколько раз число 50 больше числа 5? Допишите еще один ноль справа. Какое число получилось? Что сейчас означает 5? Какой разряд?
Во сколько раз число 500 больше числа 5? Сейчас запишем выполненные действия на математическом языке Если 50, больше чем 5 в 10 раз, как мы запишем это примером?
А чтобы получилось 500, на сколько необходимо умножить 5? Сейчас выполним обратные действия. Запишите число 500. Единицу, какого разряда обозначает 5? Зачеркните 1 ноль карандашом. Единицей, какого разряда стала 5ка?
Какое мы выполнили действие, если зачеркнули 0? На сколько разделили 500? Какое получилось число? Давайте запишем это действие. Сейчас зачеркните еще один 0 карандашом. Единицей, какого разряда стала цифра 5? Сколько нулей зачеркнули? На сколько разделили число 500? Какое число получилось? Снова запишем это, математическим выражением. Как запишем? Давайте сделаем вывод, как изменится число, если увеличить его в 10 и 100 раз?
А если мы, будем уменьшать в 10 и в 100 раз?
Ребята, вы большие молодцы. Мы сделали свой первый шаг, к достижению нашей цели. |
Записывают в тетрадь
-50
-десятки
-второго
- в 10 раз
-500
-Сотни
-Третий разряд
-в 100 раз
5*10=50
5*100=500
-третьего разряда
-единицей второго разряда
-деление
-на 10
-50
-500:10=50
-единицей первого разряда
-два
-на 100
-5
500:100=5
-Если число увеличить в 10 раз, добавляем один 0, если в 100 раз, то добавляем к числу 2 ноля.
-Если уменьшаем в 10 раз, то у числа один 0 убирается, если уменьшаем в 100 раз, то у числа убирается 2 ноля. |
Ф |
презентация |
Контроль со стороны учителя |
знают о приемах увеличения и уменьшения заданных чисел в 10 раз, в 100 раз; |
К- умеют отвечать на вопросы, по теме урока. |
- |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач
|
технология формирования критического мышления |
Сейчас, давайте откроем учебник на 47й странице, и выполним 1е задание по очереди у доски, остальные в тетради, делаем по образцу, как прошлое задание. Записываем в тетради номер 1. Кто первый к доске и увеличит 8 в 10 раз? Выходи, пожалуйста. Что значит увеличить в 10 раз? Значит, если 8 увеличить в 10 раз, сколько получится? Запиши на доске получившийся пример, а вы ребята в тетради. Вы согласны? Кто следующий, нужно увеличить 12/35. Как ты увеличишь 12/35 в 10 раз? Записывай. Сколько получится? Ребята вы согласны? Сейчас нам необходимо уменьшить числа в 100 раз. 700/400/100 Кто пойдёт к доске? Что значит уменьшить в 100 раз, какое действие нужно выполнить? Если мы разделим наше число на 100, то у нас получится? Вы согласны? И последнее нам необходимо уменьшить в 10 раз. Что значит, уменьшить в 10 раз?
Что у нас получится, если уменьшить в 10 раз 840/900/360. Вы согласны? Предлагаю вам немного отдохнуть, поиграем немного. Я буду вам читать утверждение, если вы с ним согласны, то вы встаете со своих мест, если не согласны, то продолжаете сидеть. Готовы? 1. Если 54 увеличить в 10 раз, то получится 540. 2. 300 получится, если 3 увеличить в 100 раз. 3. Если 600 уменьшить в 10 раз получится 6. 4. 13 увеличить в 10 раз, то получится 130. Сейчас будет посложнее, слушайте внимательно! 5. Если сумму чисел 2х и 5ти, увеличить в 10 раз, то получится 50. А сколько получится? Правильно! И последнее утверждение Ученики 3б класса, прекрасно справляются со всеми заданиями! Да ребята, вы, правда, хорошо справляетесь со всеми заданиями, Присаживайтесь, не забывайте о правилах посадки. (Задача №3)если есть время. Сейчас, на странице 47й, под номером три, вам нужно решить задачу в тетради. Прочитайте внимательно задачу про себя. О чем говорится в задаче?
Какой вопрос задачи?
Приступайте к решению задачи, после чего кто-то один выйдет к доске запишет краткую запись и решение задачи, после чего мы с вами проверим. Задание всем понятно? Приступайте к выполнению. |
Открывают учебник.
-выходят к доске
-умножить на 10 и приписать числу 0.
-80
-да
-умножу на 10
120/350
-разделить на 100 и убрать два ноля.
-7/4/1
-да
-разделить на 10 и убрать один 0.
-84/90/36
-да
Слушают учителя
-да
-встают
-стоят
-садятся
-встают
-садятся
-70
-встают
Присаживаются
Смотрят задание
Читают -о лыжной эстафете, в которой участвовали девочки и мальчики. -Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете? Слушают учителя
-да
Решают задачу 1) 9*8=72 (м.) - участвовали в эстафете
2) 72:24=3(р.) – больше мальчиков |
Ф |
Сигнальные карточки |
Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль |
умеют увеличивать и уменьшать заданные числа в 10 раз, в 100 раз. |
К- умеют отвечать на вопросы, по теме урока. |
демонстрируют умение работать коллективно |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях |
технология формирования критического мышления |
Вы активно работали на уроке, сейчас я предлагаю выполнить самостоятельную работу. Для начала подпишите ее, в самой верхней строке подпишите свою фамилию и имя. Сейчас слушайте меня внимательно, я объясню, что вам необходимо будет сделать. Вам предстоит выполнить 4 задания по изученной сегодня теме. В первом задании вам нужно заполнить таблицу, для этого вам необходимо увеличить и уменьшить в 10 и 100 раз, числа, которые там даны, ответы записывать в таблице под этими числами. Во втором задании, вам нужно решить уравнение и сделать проверку. Переверните лист, в третьем задании вы должны прочитать и решить задачу, сделав краткую запись к ней. И в четвертом задании вам необходимо закончить упражнение написав, увеличили или уменьшили данное число и во сколько раз. Задания всем понятны? Можете приступать к выполнению, если будут вопросы, поднимите руку, и я подойду. Не забываем о правилах посадки. Если времени мало устанавливаю временные рамки. Если закончили выполнять работу, положите руки перед собой, чтобы я видела, что вы закончили. Вижу, уже все закончили, обменяйтесь работами с соседом по парте. Сейчас на экране, вы видите правильные ответы. Если выполнено, верно, ставим +, если нет то -.(Если позволяет время правильные ответы со слайда читают дети, если нет то я) Если все верно, ставим отметку «5», если 1 ошибка «4», если 2 ошибки «3». Ставим отметки и обмениваемся работами обратно. Кто выполнил задание на «5» поднимите руки, молодцы. Кто на «4», вы тоже хорошо постарались. А есть те у кого получилось «3», вы не расстраивайтесь, если у вас возникли трудности с этой темой вы можете обратиться за помощью после уроков в классному руководителю или своим одноклассникам. |
Слушают учителя
Подписывают работы.
Слушают учителя
Обмениваются работами, проверяют работы, оценивают. |
И |
Карточка №2, презентация |
Контроль со стороны учителя, самоконтроль |
знают о приемах увеличения и уменьшения заданных чисел в 10 раз, в 100 раз; умеют увеличивать и уменьшать заданные числа в 10 раз, в 100 раз. |
П- демонстрируют умение выполнять работу в соответствии с образцом и инструкцией |
демонстрируют умение работать индивидуально |
8. Включение в систему знаний повторение |
повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обес-печения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в си-стему знаний. |
Технология формирования критического мышления
|
Кто помнит тему нашего урока?
А достигли ли мы цели нашего урока? Обращаясь к девизу нашего урока, мы с вами какие шаги сделали, для достижения нашей цели?
1.Узнали, как увеличивать и уменьшать числа в 10 и в 100 раз; 2.Применили полученные знания; 3.Оценили свою деятельность на уроке. |
-Увеличение и уменьшение чисел в 10 и в 100 раз.
-да достигли
1.да; 2.да; 3.нет. |
Ф |
Презентация, |
Контроль со стороны учителя |
знают о приемах увеличения и уменьшения заданных чисел в 10 раз, в 100 раз; умеют увеличивать и уменьшать заданные числа в 10 раз, в 100 раз. |
К- умеют отвечать на вопросы, по теме урока. |
- |
9. Рефлексия УД на уроке |
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода по-строения и границ применения нового способа действия |
Технология формирования критического мышления |
Все верно, мы не оценили свою деятельность на уроке. Для этого у вас на партах лежат сигнальные огни со смайликами. Если было интересно, но возникали трудности, поднимите желтый смайлик, покажите зеленый смайлик, если считаете, что все было интересно, и у меня все получилось. Вы большие молодцы! |
Ф |
Презентация |
Контроль со стороны учителя, самоконтроль |
- |
К- умеют отвечать на вопросы, по теме урока. Р- умеют осуществлять адекватную оценку своей работы на уроке |
- |
|
10.Домашнее задание |
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). |
- |
Откройте дневники, запишем домашнее задание. Стр.47я,номер 5., вам необходимо будет решить уравнение и сделать проверку.
Наш урок подошел к концу, спасибо за активную работу на уроке. |
Записывают домашнее задание |
Ф |
дневник |
Контроль со стороны учителя, самоконтроль. |
- |
- |
- |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.