Уверенный шаг будущее
Оценка 4.7

Уверенный шаг будущее

Оценка 4.7
Семинары
docx
библиотека
Взрослым
10.04.2018
Уверенный шаг будущее
Формирование у молодых педагогов профессионально педагогических компетентности (педагогических, общекультурных, социально нравственных). Развитие профессионального и творческого потенциала молодых специалистов, оказание помощи молодым педагогам в решении сложных педагогических задач, научить строить эффективное педагогическое общение, формирование компетентности молодых педагогов в основных сферах профессиональной деятельности.
сценарии молодых.docx
Высший многопрофильный колледж гражданской защиты Семинар для молодых преподавателей: Тема «УВЕРЕННЫЙ ШАГ В БУДУЩЕЕ»           Подготовила преподаватели: Рахметова Р.З,  Нурбикенова Г.Ж, Нурсеитова Р.З, Смирнова Н.С Көкшетау, 2018ж СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ  «УВЕРЕННЫЙ ШАГ В БУДУЩЕЕ» Цель: формирование у молодых педагогов профессионально педагогических компетенций (педагогических,общекультурных, социальнонравственных). Задачи: развитие профессионального и творческого потенциала молодых специалистов, оказание помощи молодым педагогам в решении сложных педагогических задач, научить строить эффективное   педагогическое   общение,   формирование   компетентности   молодых   педагогов   в основных сферах профессиональной деятельности: План проведения: ­ ­ ­ ­  вступительное слово;  визитные карточки ­ самопрезентации «Мой путь в профессию...»;  блиц­опрос «Учитель! Кто он?» (составление словесного портрета учителя);  занятие с молодыми педагогами по вопросам психологического инструментария в образовательном процессе «Педагогическое общение»; ­   упражнения   «Проблемы   общение   у   всех»,   «Передай   чувство»,   «Невербальные средства общения»; ­   совместная работа с опытными наставниками, упражнения «Падение на руки», «Слепой и поводырь»; ­   деловая   игра   «Экология   воспитания:   что   можно,   а   чего   нельзя?»,   решение педагогических ситуаций;  наказы молодым учителям, вручение памяток «Советы молодому учителю»;  заключительное слово. ­ ­ ­ 1. Вступительное слово. Когда­то великий Пушкин сказал о не менее великом Ломоносове, что тот И ритор, и  механик, и стихотворец. Он все испытал, и все проник. Есть на земле еще один человек, которому можно присвоить множество титулов: ­ ­  он титан, держащий связь времён;   Колумб, открывающий в беспечной стране детства ум, силу и талант будущего общества; ­ ­  психолог, которому ведомы все движения человеческой души;  мудрец, умеющий объяснять все сложное легко, просто и доступно. Вы,   конечно,   догадались,   что   имя   этого   человека   ­  учитель!   Вот   такую   сложную   и многогранную профессию, мои уважаемые молодые коллеги, вы для себя выбрали. Уважаемые коллеги! Позади школьные годы, беззаботное детство. Счастливый, прощальный, незабываемый выпускной   бал!   Вы   отчетливо   все   это   еще   помните.   Вы   помните   напутствия   учителей   и родителей, суть которых сводилась к тому, чтобы во взрослой жизни каждый из вас сумел найти 2 и правильно выбрать свой единственный путь. Это было очень для вас, наверное, сложно, потому что дорог сто, а ваша одна. И привела она вас в колледж.  ХОД ТРЕНИНГА 1. Упражнение «Кто родился в мае…» Группа рассаживается по кругу. Учителям объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с  помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или  описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание,  выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова  садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры  должен возрастать. Варианты высказываний: – у кого голубые глаза – трижды подмигните; – тот, кто сегодня утром  съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу; – кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним; – кто любит кошек, трижды промяукайте; – у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается; – кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул; – у кого есть веснушки, пробегите по кругу; – замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой; – пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул; – тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не  позволю себя заставлять!»; – у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка); – кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так  же; – кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками; – тот, кто умеет играть на каком­нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это  делается; – кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по  сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!». А теперь каждый из преподавателей берет из коробки конфету и делятся на группы по соответствующему цвету конфет. Визитные карточки молодых педагогов «Мой путь учителя...» Сейчас   наши   молодые   педагоги   выступят   с   самопрезентацией   (визитной   карточкой)   ­ «Мой путь учителя...» и мы ближе познакомимся с каждым из вас. А теперь давайте  перенесёмся  в первый погожий сентябрьский денёк  вашего первого учительского года. (Звучит музыкальная композиция «Школьные годы», слова Е.Долматовского, музыка Д.Кабалевского.) 3 Закройте глаза. Вспомните своё самое первое учительское утро. Почувствуйте вновь это состояние радостно­тревожного возбуждения. Вспомнили? А сейчас откройте глаза. Кажется, это было только вчера. Вот так незаметно и проходит жизнь учителя, как одно мгновение. Проходят годы, сменяются поколения, а школа и учитель ­ вечны. За короткое время работы вколледже вы поняли, что быть учителем непросто. Однажды после успешно проведённого урока известного учителя ­ новатора Е.И.Ильина, обступили   коллеги:   «Евгений   Николаевич!   Как   это   всё   у   вас   получается?».   «А   вот   как!»   ­ воскликнул  он, снимая  пиджак.  Его  спина  была  мокрая.  Вот такой  ценой  даются  открытые уроки. У вас тоже прошли ваши первые уроки, были и открытые. А сейчас каждая команда составит портрет «Учитель! Кто он?»(ватман, фломастер,карандаши) 2. Любой   специалист   ­   представитель   профессий   типа   "человек­человек",   будь   то врач   или   юрист,   тренер   или   педагог,   ­   приступив   к   самостоятельной   работе,   быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее:   умение   слушать   собеседника   и   точно   выражать   собственные   мысли,   чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные   отношения   в   межличностных   контактах.   Это   педагогическое   общение, которое в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. 3. Т е с т № 1 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Просим вас сосредоточиться и ответить “да”, “иногда”, “нет” на каждый предлагаемый вопрос. Вопросы составлены на основе научных данных, но не волнуйтесь, это не экзамен. Важно,   чтобы   вы,   отвечая,   не   старались   лукавить   перед   собой.   Не   чувствуйте   себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям: вы получите возможность остановиться и оглядеться, оглянуться на себя. У вас возникли вопросы, сомнения? Постарайтесь самостоятельно или с помощью коллег разрешить их. Пусть критическое осмысление своей деятельности поможет вам в работе с учащимися. 4. Упражнение «Мои профессиональные планы». Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает  от своей профессиональной жизни,  каковы его стремления, какие ценности для него значимы. Начать процедуру можно следующим образом: 1. «Прошлое, настоящее и будущее». Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга,  символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и  цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями. После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.  Вопросы, которые могут задаваться:  Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?  Какая между ними связь? 4 Упражнение “Проблемы общения у всех". Давайте поделимся своими мыслями о том, что значит общение для каждого из нас. Я предлагаю закончить две фразы: “Мне легко общаться, когда  ...” и “Я чувствую себя неуверенно, если ...”. Итак,   вы   только   что   увидели,   что   необходимо   для   того,   чтобы   общение   было удачным.   Задача   нашего   занятия   ­   узнать,   каковы   механизмы   и   закономерности эффективного общения, как научиться строить именно такое общение. Участники выполняют  Тест «Выявление стилей педагогического общения», подсчитывают баллы (см. Приложение). Каждому молодому педагогу раздаются распечатанные материалы, по выявленным стилям общения. (результаты на слайде) Мы видим, что общение ­ процесс многоплановый, включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Надеюсь,  что полученные  знания  и  навыки  помогут  вам  научиться,  психологически  верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать его, определять момент завершения процесса   коммуникации,   психологически   настраиваться   на   эмоциональный   тон,   проявлять   и удерживать инициативу, преодолевать психологические барьеры в общении Упражнение “Передай чувство". Все выходят в круг и становятся в затылок друг к другу. Ведущий просит последнего участника задумать какую­либо эмоцию и передать ее стоящему перед ним человеку без слов   (прикосновением,   жестом,   мимикой).   Задача   заключается   в   том,   чтобы   каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую “получил”, своими средствами. Когда первый человек получил “эмоциональное послание”, его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию хотел передать ему сосед. Затем второй человек говорит, какую эмоцию он получил и передавал, и так продолжается до последнего человека. При   обсуждении   результатов   внимание   обращается   на   то,   что   каждый   из   нас обладает своим регистром эмоциональности и понять переживания другого человека не всегда легко. (СТРАХ, УДИВЛЕНИЕ, РАДОСТЬ) Упражнение “Невербальные средства общения". Разбиваются   на   две   команды,   каждая   команда   придумывает   слово,   которое записывают на листочке бумаги, затем из чужой команды выбирают человека, которому дают прочитать “слово  ”  и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать это слово, затем выбирается другой человек из чужой команды, который “показывает  ”  новое слово. Сравнивается, какая команда быстрее и правильнее отгадывает слова. . 4. Совместная   деятельность   наставников   и   молодых   педагогов   по   выстраиванию доверительных отношений. Педагогические игры «Падение на руки», «Слепой и поводырь». 5 Думаю, что вы согласитесь, что в работе любого педагога очень важно установить теплые, доверительные отношения со своими коллегами, учениками, их родителями. Это +10 баллов успеха в нашей непростой деятельности.  Предлагаю   вам   апробировать   необычное   упражнение   «Падение   на   руки».   Собственно упражнение заключается в том, что один человек встает спиной к другому на расстоянии шага от него ­ и падает назад, а второй встречает его на свои руки. А потом расстояние постепенно увеличивается. Игра «Падение на руки». Поделитесь своими впечатлениями. Ну что ж, вы прошли сейчас своеобразный экзамен. Как важно в жизни доверять людям! Как часто этого недостает, и как много порой мы от этого теряем. Хорошо, теперь сядьте и подумайте, кто чувствовал себя уверенно, надежно. У кого было желание полностью довериться партнеру? Что вселило в вас эту уверенность? Игра «Слепой и поводырь»Объяснить цель игры. Один слепой и 3 поводыря в каждой команде. Трое должны вести одного  до цели с препятствиями. Деловая игра «Экология воспитания: что можно, а чего нельзя?». Решение педагогических ситуаций. Сегодня мы проводим игру «Экология воспитания: что можно, я чего нельзя?» Наша задача   ­   помочь   молодым   педагогам   в   выборе   форм,   методов,   приемов   в   работе   с   детьми. Попробуем показать, что допустимо использовать в своей практике, а что запрещено. Первое и, наверное, основное кредо педагога ­ любовь и уважение к ребенку. Но любовь, как   известно,   требует   подготовленности:   душевного   тепла,   заботливости,   внимательности, непринужденности, нежности и мастерства. То есть всего того, чему в институтах не учат, но чему нужно учиться во что бы то ни стало, для того чтобы была школа. Иначе происходят никому не нужные конфликты и бесполезные ссоры, которые приводят к человеческим потерям. Но, что такое учительская любовь, никому точно не известно. Попробуем найти ее критерии сегодня. Существует   старинный   спор:   что   важнее   теория   или   практика?   На   него   нельзя   дать однозначный ответ. Сейчас вам предстоит решить несколько ситуаций, которые происходят в классе каждый день и найти практической ситуации теоретическое обоснование. Задания для групп: прочитать ситуацию, разыграть ее и ответить на поставленный вопрос, другая группа (наставники) может дополнять. Педагогические ситуации. 1. Краешком глаза учитель заметил, что Лена передает однокласснице записку. Он вскочил с места и выхватил записку из рук девочки. Затем начал было читать ее вслух, но внезапно остановился; он наткнулся на свое имя, к которому прилагались отнюдь не лестные эпитеты. Лицо учителя побагровело ­ так он разъярился. ­ Девочка расплакалась.  Ты, маленькая негодница! ­ заорал он на Лену. ­ Да как ты смела?! ­  На этот раз крокодиловы слезы тебе не помогут. Хочу увидеться с твоими родителями и рассказать им, что за мерзкую девчонку они воспитали. Какие ошибки совершил учитель? 6 Комментарий:  Записку   нужно   было   уничтожить,   не   читая.   Оказанное   учителем «лечение»   было   опаснее   самого   «заболевания».   Реакция   учителя   причинила   ребенку   больше вреда, чем обмен записками на уроке. Учитель оскорбил ученицу на глазах у всего класса. Брань вообще не уместна в речи учителя, он показал, что сам плохо воспитан. Ситуация   2.   Учитель   задал   задание   классу.   Оля   не   справилась   в   срок.   Учительница сказала ей:  Ты ленива, легкомысленна и безответственна. ­ После урока Оля сказала учительнице: ­   Вы,   очевидно,   плохо   меня   знаете.   Я   не   ленива   и   не   легкомысленна.   Я внимательно отношусь к своей учебе. Я очень стараюсь делать все как можно лучше. Я прихожу на ваш урок только на сорок минут, потому, возможно, вы не знаете меня так, как другие мои учителя. На что учительница ответила: ­  Ты дерзкая юная леди, вот ты кто. У тебя слишком длинный язык. Скажи своей маме, чтоб пришла в школу поговорить со мной о своей слишком несдержанной дочери. Объясните, какие ошибки допустил учитель. Комментарий:  Брань ­ табу для педагога. Иначе он только научит ребенка браниться. Брань вызывает чувство обиды. Ребенок часто смотрит на себя глазами учителя. То, что учитель говорит   о   ребенке,   имеет   серьезные   последствия.   Необходимо   выбирать   слова,   средства   и приемы. Преступление и наказание ­ вовсе не антонимы. Напротив, одно порождает другое и даже усиливает наказание. Наказание не предотвращает провинности детей, а просто заставляет их   быть   осмотрительнее.   Было   бы   лучше,   если   бы   учитель   поддержала   положительную самооценку ученицы. Она могла бы сказать: «Спасибо тебе за то, что ты рассказала мне о своем внимательном   отношении   к   учебе.   Я,   возможно,   слишком   поторопилась   оценивать   твои способности». Эти слова сохранили бы мир и пробудили энтузиазм ребенка. Еще одна ошибка учителя: нужно говорить о ситуации, но не о личности и ее характере ­ вот основной принцип взаимоотношений. Ситуация 3.Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала  тишина, и вдруг в классе кто­то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать,  вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо  в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете  вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло­ весной реакции из числа предложенных ниже. 1. «Вот тебе и на!» 2. «А что тебе смешно?» 3. «Ну, и ради бога!» 4. «Ты что, дурачок?» 5. «Люблю веселых людей». 6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение». 7. Ситуация 4 7 В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся  заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему­то научить». Ваша реакция: 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя». 2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить». 3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?» 4. «Тебе просто не хочется учиться». 5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь». 6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что­то такое, что  наводит тебя на подобную мысль». 7 Ситуация 5 Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не  хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя? 1. «Не хочешь — заставим!» 2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?» 3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека,  который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос». 4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?» 5. «Не мог бы ты объяснить, почему?» 6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав» Ситуация 6 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель? 1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания». 2. «Да, я плохо себя чувствую». 3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри». 4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы». 5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям». 6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!» Заключительное словоНаказы наставников, НАКАЗ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ Если вышел ты в этот путь, Преисполнились мечтой высокой! Добрым, смелым и твердым будь, Честным рыцарем ­ без упрека. За открытые правде сердца На не легкой земной орбите Будь всегда в строю ­ до конца, Если имя твое ­ Учитель! Вы ­ учитель! Это очень гордое и высокое звание. Работайте так, чтобы дети ценили и уважали вас. Учите своих детей честности, справедливости, добру. 8 Помните!   Ученик   ­   это   факел,   который   нужно   зажечь,   в   каждом   ребенке   есть   свои колокольчики,   и   если   их   затронуть   ­   они   заговорят.   Пусть   в   вашей   жизни   будет   больше зажженных факелов и нежно звенящих колокольчиков! Вставайте рано, вместе с солнышком, ведь самые лучшие и творческие мысли приходят к человеку на восходе солнца. А творчество ­ это лучший друг учителя. Мы все желаем вам, талантливых и остроумных учеников! Все эти и другие полезные советы внесены в наказ на всю оставшуюся жизнь, которые мы Вам вручаем. Не сомневайтесь, у вас всё получится. У них это получилось /показывает в сторону учителей­наставников/, и у вас получится. Помните! Ученик, это не сосуд который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь! В каждом ребенке есть свои колокольчики, и если их затронуть, то они заговорят. Я желаю,   чтобы   у   вас   было   как   можно   больше   зажженных   факелов   и   нежно   звенящих колокольчиков. Колледж ­ это прежде всего учитель. Ваша учительская деятельность только началась. Хочется, чтобы вы были оптимистами, чтобы у вас не пропало желание работать. Не изменяйте себе и другим. Всегда помните, что человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни. Кипят жаркие споры о колледже. Какой ей быть? Чем она несовершенна? Что ей мешает? Много еще не решенных проблем и вопросов, тысячи не разгаданных тайн хранит в себе школа, без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Колледж ждет ваших идей, дел, решений. Полёт начинается с желания летать. Я хочу, чтобы у вас было желание идти на урок, встречаться   с   детьми,   чтобы   время,   ограниченное   звонками   пролетало   для   ребят   как   одно мгновение, чтобы оно приносило детям радость. Уважаемые коллеги! Я всей душой желаю вам такой жизни, чтобы каждое утро по звонку вы   входили   в   класс   навстречу   детям,   их   улыбкам,   их   распахнутым   душам.   И   чтобы   слова «добрый день», «здравствуйте, дети» звучали как музыка, как самый главный и важный аккорд вашей жизни. Пусть колледж станет для вас родным домом, а дети самым святым, что есть на свете. Хочу я сказать вам, мои дорогие, Сейчас вы стоите в начале пути  Такие красивые и молодые, Дай Бог его твердо и мудро пройти. Учитель подобен актеру на сцене: Как ни было б плохо на сердце у вас, Поплачьте украдкою на перемене, А к детям идите с улыбкою в класс. 9 Не все будет гладко на этой дороге, Не падайте духом, идите вперед! Кто сердцем открыт, не живет без тревоги, К успеху надежда и вера ведет. Хороших минут будет тоже немало, И счастье тебе через годы сказать, Что если бы жизнь повернуть на начало, Я б снова учителем стала опять! Желаю успехов, здоровья, удачи, В семье ­ пониманья, любимыми быть.  Желаю решать вам любые задачи, С коллегами верно и крепко дружить. Еще мы хотим вам сказать, дорогие, Лишь только тогда станет счастьем ваш труд,  Когда вы добьетесь признанья, и дети  Любимым учителем вас назовут. Счастливого вам пути в учителя! Вручение памяток «Советы молодому учителю». РЕФЛЕКСИЯ  (на дерево пишем и клеим)  Общий ФЛЕШМОБ. 10 ПАМЯТКА СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ ­  Вчитайся в раздел программы. ­   Изучи научный материал для данного урока, проштудируй учебник по данному уроку. ­   Представь   мысленно   конкретно   коллектив   класса,   сумей   каждого ученика увидеть отдельно, как личность. ­   Сформулируй для себя цель урока: что бы ты хотел добиться в ходе урока. ­ ­  Выбери для данного урока наиболее результативный прием.  Зафиксируй все продуманное в плане ­ конспекте урока. ­  Повтори про себя или шепотом все узловые моменты урока и ответь на опрос  "Ты готов к уроку ­ ­  Приди в кабинет пораньше.  Продумай: все ли готово? Красиво ли в кабинете? ТСО? Наглядность? ­   Выйдите   из   кабинета.   В   кабинет   войдите   только   после   звонка, последним. ­ ­  Добивайтесь, чтобы все вас приветствовали организованно.  Осмотрите класс. Взглядом молча одарите недисциплинированных. ­   Пусть   ученики   видят   красоту   начала   урока.   Начинайте   урок доброжелательно. ­  Не перелистывайте журнал. Для этого найдете время потом. ­ ­ Урок начинайте энергично.   Увлекайте   класс   темпом   и   содержанием   урока,   а   слабым   помогите поверить в свои силы. Класс держите, как бы на ладони, тунеядцев заставьте работать, а не ставьте "3". ­   Когда   мотивируете   оценку,   придайте   интонации   заинтересованный   и деловой характер. ­  Урок заканчивайте со звонком. ­  Налаживайте дисциплину сами. Помните, налаживание дисциплины ваше личное   дело,   единственная   область,   где   никто   не   может   помочь.   Обратитесь   за помощью   к   классу,   ибо   с   нарушителем,   которого   класс   не   поддерживает,   легче справиться. ­   Не   допускайте   конфликта   с   классом   или   группой,   если   конфликт возник, не затягивайте его. Если есть сомнения, разрешайте его в пользу ученика. КОГДА ИДЕТЕ НА УРОК  Будьте доброжелательны.  Удивляйтесь, будьте артистом.  Всегда думайте, что идете к умным людям.  Будьте внимательны к каждому ученику.  Не критикуйте ученика, а воодушевляйте его.  Не спрашивайте того, чего вы сами не знаете.  Не вкладывайте всего, что знаете, а оставляйте кое­что в тайне.  Давайте ученику время на размышление. ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Учитывайте, что на уроке ребенок устает, изменяйте ритм, голос,  делайте паузы для отдыха. ­  Умейте находить в ученике союзника, а не исполнителя приказа. БУДЬТЕСПРАВЕДЛИВЫМ УЧИТЕЛЕМ! Т е с т САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Просим вас сосредоточиться и ответить “да”, “иногда”, “нет” на каждый предлагаемый вопрос. Вопросы составлены на основе научных данных, но не волнуйтесь, это не экзамен. Важно,   чтобы   вы,   отвечая,   не   старались   лукавить   перед   собой.   Не   чувствуйте   себя разочарованными,   если   результаты   тестирования   не   соответствуют   вашим   ожиданиям:   вы получите   возможность   остановиться   и   оглядеться,   оглянуться   на   себя.   У   вас   возникли вопросы, сомнения? Постарайтесь самостоятельно или с помощью коллег разрешить их. Пусть критическое осмысление своей деятельности поможет вам в работе с учащимися. I. Моя профессия 1. Вы всегда мечтали о профессии учителя? 2. Вы случайно стали учителем? 3. При возможности вы поменяли бы свою профессию?     4. Вы считаете, что профессия учителя одна из главных? 5. Вы с радостью идете на работу в школу? 6. На процесс воспитания вы смотрите с “оптимистической гипотезой”? 7. Дети вас часто раздражают? 8. Вы устаете от общения с людьми? 9. Даже в свободное время вы думаете о своей работе? 10.Вы регулярно читаете “Учительскую газету”? 11.У вас неплохая библиотека педагогической литературы? 12.Вы отдаете предпочтение той художественной литературе, где показаны отношения между людьми, их переживания, судьбы? 13.В отпуске вы скучаете без своих учеников? 14.Вы самокритичны? 15.Вы увлечены своим предметом? Подсчитайте очки. Ответ “да” – 2 очка; “иногда” – 1 очко; “нет” – 0 очков.  При   завышенной   самооценке   отнимите   от   общей   суммы   2   очка;   при   заниженной   – прибавьте 2 очка.      Если вы набрали 22 и более – нет повода для беспокойства и сомнений. Ваша профессия – единственная для вас. Выбор сделан правильно. Ваши личностные качества (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, добросовестность) – залог успеха. Да, и на вашем пути встречаются трудности, но в вас есть силы преодолевать их. Если вы набрали от 18 до 21 очков – не отчаивайтесь. Вас посещают сомнения в выборе профессии. Иногда ситуация так сложна, что вы в отчаянии, но проходят трудные моменты в работе, и вам вновь кажется, что лучше ваших учеников нет на свете, вы опять с радостью идете в школу и в который раз убеждаетесь, что быть учителем не так уж плохо. Если вы набрали от 14 до 17 очков – есть, над чем подумать, поразмыслить. Ваш выбор стать учителем был случайным? А может быть, вас удерживает в школе тот факт, что вы не знаете, где было бы вам более интересно? А если вы не любите детей? Они раздражают вас – тогда подумайте, может быть, пока не поздно, надо поменять профессию? Если вы просто устали, раздражены – успокойтесь, обдумайте ситуацию, поищите в себе силы, чтобы новый день начать по­новому. Если вы набрали 13 или менее очков – все равно не все потеряно. Вы на старте. Впереди сложная, интересная дорога, а “дорогу осилит идущий”. Постарайтесь найти привлекательные черты в вашей профессии. на выявление тенденций к стилям педагогического общения (О.Н. Бочарова) Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с нами согласиться, и  символом «­»,  если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень  достоверности результатов тестирования.  Тест 1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме? 2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу? 3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом? 4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским  столом (на кафедре)? 5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и  давали положительные результаты? 6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока? 7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры,  иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами? 8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся? 9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей? 10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока? 11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей  (конспектов)? 12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция  аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся? 13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5­8 мин.), чтобы установить нарушенный  контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся? 14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны  учащихся во время урока? 15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить? 16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы  учащиеся? 17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает? 18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два­три лица и следить за их  эмоциональными реакциями? 19. Выбивает ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся? 20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся? 21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока? 22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся? 23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации? 24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока  времени? 25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в  этот же день еще раз (во вторую смену)? Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и  определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех  пунктов по одной  модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой. Модели общения / № вопроса Дикторская «Монблан» Неконтактная «Китайская стена» Дифференцированное внимание «Локатор» Гипорефлексивная «Тетерев» Ключ теста Да «+» 4, 6, 11, 15, 17, 23 9, 11, 13, 14, 15 Нет «­» 1,7,8,9,12,13,14,16,18,19,20,21,22,24 1,7,8,12,16,18,19,20,21 10, 14, 18, 20, 21 2,4,6,13,15,17,23 9, 11, 15, 17, 23, 24 8,12,16,19,20,21,22 Гиперрефлексивная 3, 12, 14, 18, 19, 20, 22, 25 2,5,6,11,13,23 «Гамлет» Негибкого реагирования 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 7,8,9,11,16,21,24 «Робот» Авторитарная  «Я – сам (сама)» 5, 10, 14, 15, 18, 24 2,8,16,21 Активного взаимодействия 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 1,2,4,5,6,11,13,15,17,23 «Союз»  Диктаторская модель «Монблан». Выражается в отстраненности от учащихся, которые  для учителя представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к  информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического  дискомфорта или полное отсутствие контакта.  Модель «Китайская стена».Выражена в слабой связи между учителем и учащимися из­за  отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчеркивания учителем  своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается  равнодушное отношение к личности педагога.  Модель дифференцированного внимания «Локатор». Выражается в избирательном  отношении к учащимся. Учитель ориентируется на определенных учеников: талантливых,  слабых и т.п. Данная модель возникает из­за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляет ситуативный  контакт и нарушение взаимодействия в системе «учитель – ученик».  Монорефлексивная модель «Тетерев». Педагог замкнут сам на себе. Речь его монотонна,  отсутствует реакция на слушателя. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в  дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно­ воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения  изолированы друг от друга.  Модель гиперрефлексивная. Учителю важно, как воспринимается его информация  учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно  сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к  нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия учащихся.  Модель негибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жесткому  алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом  преподаватель не учитывает ситуацию и психическое состояние своих учащихся.  Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на преподавателе. Основу  коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится   безынициативность учащихся.  Модель активного взаимодействия «Союз». Это модель дружеского взаимодействия и  мажорного настроения.

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее

Уверенный шаг будущее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018