Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.
Оценка 4.6

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
библиотека +1
Взрослым
16.04.2019
Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.
Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Этому способствует разрабатываемое библиотекой Дворца Детского Творчества системное тематическое проектирование деятельности. Основная идея проектирования– создание целостной системы продвижения чтения, способствующую развитию духовно – нравственных компетентностей, индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей и способностей. Так как библиотека Дворца детского творчества является ресурсным центром учреждения дополнительного образования структура данного тематического системного проектирования построена таким образом, чтобы могли принять участие учащиеся всех видов и типов образовательных учреждений: старт проекта (беседа, виртуальная экскурсия), знакомство с литературой (чтение, анализ), иллюстрация по литературе (живопись, декоративно - прикладное творчество), словесная деятельность (художественное чтение, литературная композиция), творческая деятельность (книги - самоделки), исследовательская деятельность (научно-практическая конференция).
Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.docx
Тематическое проектирование как средство продвижения чтения. На сегодняшний день снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Исходя из понимания роли чтения, во многих странах предпринимаются активные попытки противодействовать этому. В связи с кризисом чтения в нашей стране и его последствиями в 2017 году принята «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ на 2018–2026   годы».   В   Концепции   указывается,   что   успешность   программы   зависит   от эффективности   конкретизации   и   реализации   её   положений   на   уровне   различных   регионов России   и   с   учётом   особенностей   их   социокультурного   развития.   Также   в   Программе подчеркивается   важнейшая   роль   библиотек:   «Библиотеки   должны   использовать   этот уникальный   шанс   снова   громко   заявить   о   себе   и,   будучи   одним   из   самых   продвинутых институтов инфраструктуры поддержки и развития чтения, предложить интересные проекты реализации Программы на федеральном, региональном и местном уровнях». В библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге и чтению,   и   практика   библиотеки   Дворца   детства   доказывает,   что   этот   процесс   наиболее эффективен   при   использовании   библиотекой   проектных   методов.   Преимущества   этих методов: ­разработка проектов способствует развитию инновационной деятельности библиотеки, продвижению   новых   идей   и   форм   работы,   новых   технологий   популяризации   чтения, раскрытию творческого потенциала сотрудников библиотеки; ­повышается общественный престиж библиотеки, ее социальный статус и значимость в социуме; ­развиваются читательская активность и компетентность, повышается культура чтения и его качество; ­развиваются и укрепляются партнерские связи библиотеки. Проект представляет комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых также выделяются соответствующие ресурсы, устанавливаются определённые сроки. Проект – это разовая деятельность, которая: неповторима, уникальна; имеет конечную цель и промежуточные задачи; производит чётко обозначенный конечный результат, который может быть оценен; состоит из последовательных взаимосвязанных работ; использует   ограниченное   количество   ресурсов:   финансовых,   информационных, временных; имеет обозначенные временные рамки (дату начала и окончания проекта). Сроки   реализации   проекта   –   конкретные.   Проект   воплощён   тогда,   когда запланированные мероприятия выполнены к указанной дате.   Аспекты данного системного тематического проектирования: ­ гражданский – формирование творческой личности с активной жизненной позицией: ­   политехнический   –   использование   учащимися   полученных   знаний   и   умений   для решения   практических   задач   повседневной   жизни,   а   также   воспитание   чувства ответственности и долга; ­   здоровьесберегающий   –   формирование   здорового   образа   жизни,   обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества; ­  патриотический   –  изучение   сведений   о  малой   родине,  ее   богатстве  и   культурных традициях, изучение народных промыслов. Цель   проектов:   привлечение   детей   к   чтению   с   целью   развития   их   творческого потенциала   через   совместную   деятельность   библиотеки,   социума,   учреждений   культуры   и образования, и, как следствие, повышение статуса книги, чтения.  Задачи: ­организовать   совместную   деятельность   библиотеки   ДДТ,   семей   учащихся   и общественности на основе социального партнерства; ­реализовать систему проектных мероприятий, направленных через чтение на развитие духовных, нравственных качеств, здоровья учащихся;  ­формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций народностей РС(Я).  На протяжении нескольких лет президент РФ каждый год посвящает той или иной актуальной   сфере   для   привлечения   к   ней   общественного   внимания.   Отдельные   регионы России, ориентируясь на необходимость решения местных вопросов, объявляют свои темы года. Так, по Республике Саха (Якутия) были объявлены: 2014­ый – Годом Арктики, 2015­ый – Годом предпринимательства, 2016­ый – Годом благоустройства, 2017­ый ­  Годом молодежи, 2018­ый   ­   Годом   содействия   занятости   населения.   Так,   библиотека   Дворца   детского творчества проекты по продвижению чтения часто приурочивает к этим темам. При этом, разрабатывая   собственные   проекты,   библиотека   Дворца   детского   творчества   старается совмещать разнообразные технологии и инновации с целью вовлечения участников проекта. Например, 2014 год был объявлен Годом культуры в Российской Федерации, Годом Арктики в Республике Саха (Якутия). В их рамках библиотекой Дворца детского творчества г.   Якутска   был   разработан   проект   «Здравствуй,   Арктика!»,   целью   которого   являлось: обеспечение доступности культурного достояния Арктики для детей и взрослых. Задачи:  ­расширение знания детей и подростков о культуре и традициях народов Арктики; ­воспитание интереса к истории и культуре своего народа; ­развитие у детей способности к пониманию представителей другой культуры; ­формирование толерантности; ­развитие   художественно­творческих   способностей   детей   и   подростков   через знакомство   с   деятелями   культуры   и   творчеством   писателей,   художников­иллюстраторов, мастеров народного декоративно­прикладного искусства Арктики. Для его реализации было запланировано несколько крупных мероприятий. Особенно актуальным   стало   сотрудничество   разных   культурных   ведомств:   Внестационарного   отдела Центра детства и юношества НБ РС(Я) и редакции республиканских журналов «Колокольчик» и Чуораанчык». Так, несколько мероприятий были проведены совместно: 1.«Виртуальная экскурсия в Арктику» – запуск проекта­13 февраля; 2.Литературно­художественный конкурс «Писатели Арктики­детям» ­ 21 марта; 3.Республиканский конкурс чтецов «Писатели Арктики­детям»­ 21 марта; 4.Семейный конкурс самодельных книжек «Книжный бум»: «Моя книга об Арктике»­ 14 апреля; 5. Научно­практическая конференция «Юные исследователи Арктики»­ 28 ноября. Итоги проекта: ­участие   представителей   малых   народностей   Севера:   выступления   на   эвенском, эвенкийском, юкагирском языках; ­пропаганда   произведений   писателей   Арктики:   Николая   Курилова,   Андрея Кривошапкина, Улуро Адо, Моисея Ефимова, Платона Ламутского, Василия Лебедева, Марии Федотовой – Нулгынэт и других. ­раскрытие актуальных тем: «Животный мир Арктики», «Первопроходцы Арктики», «Жизнь   и   быт   народов   Арктики»,   «Экстремальные   условия   жизни   Арктики»,   «Экология Арктики», «Национальная одежда», «Блюда», «Традиции и обряды народов Арктики»; ­участие всех возрастных групп: детей с дошкольного по старший школьный возраст, были представлены также материалы взрослых; ­участие детей с отдаленных улусов; ­участие детей всех социальных слоев населения. Вывод:  Проект   позволил   многим   участникам   увидеть   Арктику   с   другой   стороны,   дал возможность понять, что Арктика ­ это не только холод и снег, но и традиции и быт, культура и   экономика,   экология   и   история   народностей,   населяющих   Арктику.   Проект   награжден Дипломом   3   степени   Всероссийского   конкурса   с   международным   участием   Центра современных образовательных технологий в номинации «Лучший педагогический проект». Библиотека Дворца детского творчества всегда оперативно реагирует на все знаковые события и даты. Так, в год празднования 70­летия Победы в Великой Отечественной войне библиотека разработала и реализовала Проект «Победитель глазами внуков и правнуков» Цель проекта:  ­содействие   воспитанию   у   учащихся   чувства   патриотизма,   сопричастности   к историческим ценностям Победы в Великой Отечественной войне.  Задачи проекта: ­расширение   знания   учащихся   о   Великой   Отечественной   войне,   боевых   и   трудовых подвигах земляков во имя свободы и независимости Родины;  ­увековечивание памяти защитников Отечества и тружеников тыла;  ­популяризация литературы о Великой Отечественной войне; ­пропаганда художественными средствами героической истории и славы   Родины. План мероприятий по проекту: 1.Старт проекта «К подвигу героев сердцем прикоснись...» 13 февраля; 2.Литературно­художественный конкурс «И память о войне нам книга оживит…» 21 марта; 3.Республиканский семейный конкурс литературных композиций «И память о войне нам книга оживит…»  4. Республиканский семейный конкурс самодельных книжек «Книжный бум»: «Пусть свечи памяти горят...» 14 апреля. 5.НПК «Листая страницы книг о Великой Отечественной войне…» 21 ноября Задачи. ­Популяризация литературы о Великой Отечественной войне; ­Пропаганда   средствами   литературы   о   Великой   Отечественной   войне   идей патриотизма, гуманизма, уважения к истории России, республики; ­ Выявление, поддержка учащихся, проявляющих склонность к углубленному изучению литературы;  ­Развитие литературно­краеведческой и исследовательской деятельности учащихся; ­Повысить интерес к литературе и истории на примере жизни и творчества поэтов и писателей родного края. Результат: ­Повышение интереса учащихся к истории Великой Отечественной войны; ­Сбор и накопление материалов о ветеранах войны, тружениках тыла РС(Я);  ­Увековечение памяти воинов ВОВ и тружеников тыла РС(Я). В рамках проекта прошло немало мероприятий, каждое из которых являлось важным для поколения, не знавшего войны.  Это  комплекс мероприятий, призванных содействовать решению основных целей и задач в области патриотического воспитания молодежи. Проект показал,   что   очень   мало,   оказывается,   произведений   современных   авторов,   особенно   для учащихся   начальных   классов,   а   также   произведений   якутских   писателей     о   Великой Отечественной   войне.     По   якутским   писателям,   можно  сказать,   для   детей   кроме   повести Тимофея   Сметанина   «Егор   Чэрин»,   других   произведений   о   войне   нет.   Поэтому   самым популярным   произведением   о   Великой   Отечественной   войне   у   юных   читателей   оказалась повесть Тимофея Сметанина «Егор Чэрин».  Многие участники работали по одним и тем же рассказам С. Алексеева, Л. Кассиля, Б. Лавренева, А. Митяева. По отдельным произведениям: много   работ   по   «Повести   о   настоящем   человеке»   Б.   Полевого,   повести   «Сын   полка»   В. Катаева,   роману   «Они   сражались   за   Родину»   М.   Шолохова,   поэмы   «Василий   Теркин»   А.   Есть   работы   по   стихам   якутских   писателей­фронтовиков,   например, Твардовского.   Иннокентия Артамонова, Иннокентия Эртюкова. Жизнь и творчество поэта П.Н. Тобурокова, стихи Макар Хара, ставшие песнями, также были исследованы многими участникам.  В целом, участники   постарались   работать   по   литературным   произведениям.   Участники   не   только прочли книги о Великой Отечественной войне, но и провели колоссальную исследовательскую работу. В их работах нашлось место и художественным произведениям, и документальным книгам.  Есть работы, в которых участники   пропустили истории героев произведений через истории   своих   семей.   Проект   позволил   определить   читательские   вкусы   и   предпочтения, выделить наиболее читаемые книги. Отрадно, что наряду с книгами о Великой Отечественной войне,   признанными   классикой   советской   литературы,   участниками   были   представлены   и малоизвестные произведения. IV ­го Республиканского семейного конкурса самодельных книг «Книжный бум»: «Мы выбираем   спорт»,   посвященного   VI­м   Международным   спортивным   играм   «Дети   Азии». Конкурс проводился в целях стимулирования интереса учащихся к Международным играм «Дети   Азии»,   пропаганду   у   детей   и   родителей   здорового   образа   жизни,   популяризацию занятий физической культурой и спортом. Организатор конкурса: МБУ ДО «Дворец детского творчества»   г.   Якутска.   Партнеры   конкурса:   Внестационарный   отдел   Центра   детей   и юношества   Национальной   библиотеки   РС   (Я),   Редакция   журналов   «Колокольчик», «Чуораанчык».  Конкурс проводился по следующим направлениям:  Исследовательская книга «Спорт и спортсмены в РС(Я)» и Авторская книга «Если хочешь быть здоров…».  2016 год был объявлен Годом российского кино. Можно сказать, что библиотека через проект «Кино и книга» смогла найти немало интересных решений для того, чтобы популяризировать литературу и чтение через выразительные средства кинематографа. 2017 год – запущен проект «С юбилеем, наш Дворец!», посвященный 80­летию Дворца детства. Цель: освещение деятельности Дворца детского творчества г.Якутска. Задачи: ­расширение знания детей и родителей о деятельности Дворце детского творчества;  ­активизация   сотрудничества   детей,   родителей   и   педагогов   в   ходе   поисково   – исследовательской работы. План мероприятий по проекту: Старт   проекта   ­   17   февраля,   встреча   с   выпускниками­педагогами   Дворца   детского творчества; V Республиканский семейный конкурс книг­самоделок «Книжный бум»: «Ода Дворцу детского творчества» ­21 апреля;  Закрытие проекта: с 30 октября по 3 ноября под названием «Ода Дворцу детства»: выставки «Публикации наших педагогов», «В СМИ о нас», «Книги­самоделки учащихся о Дворце»,   «Книги   от   авторов   библиотеке   Дворца»,   буклеты,   подготовленные   педагогами   о своей работе, презентация «80 лет Дворцу», презентация о выпускниках­педагогах Дворца, викторина «Знаешь ли ты историю Дворца?» Учащиеся узнали историю открытия Дворца, о первых   директорах,   о   ветеранах,   традициях,   о   гастролях   по   БАМ­у.   Неподдельное восхищение вызвала деятельность Ф.И. Авдеевой, проработавшей директором Дворца 56 лет. Также узнали, какие     кружки работали: духовой оркестр, кукольный театр, авиамодельный кружок,   балетная   школа,   кружок   фортепиано.   С   интересом   рассматривали   старые   черно­ белые фотографии, запечатлевшие некоторые моменты истории Дворца. 2018­ый в России объявлен     Годом добровольчества, в Республики Саха (Я)­Годом содействия занятости, в г. Якутске ­Годом новаторства.  28 февраля в библиотеке Дворца детского творчества г. Якутска дан старт проекту библиотеки Дворца детского творчества «Трудом   горожан   славен   Якутск»,   посвященному   этим   темам.   Цель   и   задачи   проекта: формирование   у     участников   проекта   представление   о   рынке   труда,   профессиях, востребованных   в   современных   социально­экономических   условиях   и   о   развитии   своей   будущей карьеры, вовлечение учащихся в поисковую, краеведческую деятельность, изучение истории города Якутска, сбор, систематизация и сохранение материалов о трудовых семейных династиях, ознакомление учащихся с востребованными и новыми профессиями. Запланированные мероприятия: 1. 2. Запуск проекта. 27 февраля 2018 года – Международный день оптимиста. Всероссийская   Неделя   детской   и   юношеской   книги   «Все   работы   хороши, выбирай на вкус». 24 ­ 30 марта. Выставка, конкурсы, встреча с писателями.     декоративно­прикладного   искусства, Конкурс   чтецов, 3.   рисунков   по произведениям о людях труда. «Слава ­ в руках труда». 15 мая – Международный день семьи. 4. НПК «Трудом горожан красен Якутск». 29 октября. 5. Закрытие   проекта.  Выставка  буклетов   «Трудом  горожан   красен  Якутск».  20 ноября. Промежуточные мероприятия: ­встреча с работниками Центра занятости; ­встреча с педагогами, выпускниками Дворца детского творчества; ­проект «Читатель­профи» для ОЛДП.   Вывод по тематическому проектированию как средства продвижения чтения. Таким   образом,   проектная   деятельность,   через   которую   ведется   библиотечная массовая   работа,   систематизирует   работу   по   развитию   читательской   активности   детей   и подростков,   по   совершенствованию   их   творческих   и   интеллектуальных   способностей. Соблюдается основная идея проектов – создание целостной системы продвижения чтения, которая   должна   способствовать   развитию   индивидуальности   ребенка,   его   интересов, склонностей и способностей. При этом происходит интеграция основных видов деятельности: учебной, внеучебной, внешкольной, общественно – полезной. 1.Эффективность   предложенных   проектов   состоит   в   том,   что   они   не   могут   быть традиционными   моделями   передачи   знаний,   умений   и   навыков,   а   являются,   по   сути, инновационными педагогическими технологиями развития личности учащихся и его других участников, формирующие механизм их самореализации. 2.Основной педагогической единицей является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно­значимая задача, участие в решении которой формирует   у   педагогов   и   учащихся   социальную   компетентность   и   опыт   конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют учащимся получать   опыт   нравственно   значимого   поступка,   переводя   содержание   национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. 3.   Данная   система   проектирования   может   применяться   в   любых   образовательных учреждениях: школах (общеобразовательных, специализированных, с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях и др.). Принципы, задачи и цели, общие положения проекта сохраняются   и   при   использовании   его   в   дошкольных   учреждениях   и   учреждениях дополнительного   образования,   только   претерпевают   изменения   содержание   и   отдельные методы работы в зависимости от психологических, возрастных, индивидуальных особенности детей.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.

Тематическое проектирование как средство продвижения чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2019