Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Увлекательная математика» для обучающихся 2-х
классов создана на основании основных нормативных документов:
1. Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
3. Основная образовательная программа начального общего образования СОШ № 3 (приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254" (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)
5. Рабочая программа воспитания начального уровня общего образования (протокол педсовета от 18.05.2021 № 8). Модуль «Школьный урок» (пункт 3.1)
6. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования СОШ №3, вариант 7.2 (Приказ от 30.08.2016 №01-05/86-02)
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
9. Программа «Цифровая образовательная среда СОШ №3» (протокол педсовета от 11.01.2021 № 4)
10. «Положение о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3» (протокол педсовета от 26.03.2020 №4)
11. «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ № 3» (от 26.03.2020 № 4)
12. «Программа перехода школы в эффективный режим работы и получения положительной динамики обучающихся на 2020-2023г.г.» (протокол от 22.05.2020 №6)
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальностью программы является то, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные способности. Данная программа позволяет обучащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Программа факультатива ориентирована на обучающихся 2 класса. Продолжительность – 1 учебный год.
Курс рассчитан на 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – один учебный час (45 минут).
Цель: на практическом уровне знакомить учащихся с новыми математическими понятиями и современными технологиями решения задач.
Задачи:
1. Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики.
2. Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.
3. Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.
4. Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.
5. Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.
6. Развивать логическое мышление, внимание, математическую интуицию, культуру мышления, речь.
7. Формировать умения грамотно и аргументировано обосновывать свои действия, последовательно и доказательно излагать свои мысли, выдвигать и проверять различные гипотезы.
Методы обучения:
1. деятельностный,
2. практический,
3. наглядный,
4. самостоятельный,
5. метод моделирования и конструирования,
6. метод создания игровых ситуаций,
7. индивидуальное обучение,
8. обучение в сотрудничестве.
Структура курса:
1. Нумерация (4 ч) - чтение и запись любых однозначных и двузначных чисел, счет десятками до 100.
2. Арифметические представления (7 ч) – решение числовых выражений, содержащих сложение и вычитание, деление и умножение, нахождение значений выражений со скобками и без.
3. Алгебраические представления (4 ч) – понимание различия между числовым выражением и выражением с переменной; вычисление значения выражения с переменной при заданном наборе её числовых значений.
4. Отношения между числами (2 ч) – решение составных текстовых задач в два действия (в различных комбинациях), решение и составление обратных задач.
5. Величины (6 ч) – знакомство с единицами измерения длины(миллиметр, дециметр, метр), денежными единицами (рубль, копейка), единицами измерения времени (час, минута), установление связи и зависимости между ними.
6. Геометрические представления (6 ч) – определение длины ломаной, периметра многоугольника, знакомство с прямым углом, знакомство с прямоугольником и квадратом.
7. Логические задачи и упражнения (4 ч) – решение упражнений занимательного характера, нестандартных задач, которые требуют от ученика проявления сообразительности.
Универсальные учебные действия:
· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения текстовых задач; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры.
· Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу.
· Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Содержание |
Виды деятельности |
Раздел №1: Нумерация (4 часа) |
|||
1 |
Числа от 1 до 20. |
Запись чисел, представление числа в виде суммы. Решение числового треугольника |
- развитие умения записи чисел в виде суммы - развитие математических знаний и умений |
2 |
Десяток. Счет десятками до 100. |
Математический диктант. Выполнение упражнений на закрепление знаний о составе числа. |
- формирование правильности счета в пределах 100; - развитие математической зоркости; - развитие логического мышления |
3 |
Однозначные числа. Двузначные числа. |
Решение числовых ребусов. Задачи на смекалку. |
- формирование представления о б однозначных и двузначных числах, и о их составе; - применение на практике состава чисел; - развитие логического мышления; -формирование математических навыков |
4 |
Повторение и закрепление по теме. |
Решение «числового колеса». Диктант по клеточкам. Самостоятельная работа. |
- развитие логического мышления; -формирование математических навыков |
Раздел №2: Арифметические представления (7 часов) |
|||
5 |
Порядок действий. |
Постановка скобок для получения верного равенства или неравенства. Решение примеров. |
- формирует вычислительный навык при решении примеров со скобками; - решает примеры по образцу |
6 |
Числовые выражения. |
Решение числовых выражений с подстановкой. Задачи на развитие логического мышления. |
- формирует вычислительный навык при решении выражений; - развитие логического мышления; -формирование математических навыков |
7 |
Свойства сложения. |
Вычисление рациональным способом. |
формирует представления о свойствах сложения; - развивает вычислительный навык; - развивает зрительную память |
8 |
Устные вычисления. |
Нахождение «спрятанного» числа. Устный счет «Угадай число». |
Уметь представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; знать название чисел при действии сложения и вычитания; решать и сравнивать выражения; уметь находить периметр геометрических фигур; уметь решать задачи с двумя неизвестными. |
9 |
Умножение. |
Вычисления с заменой умножения сложением. Решение задач. |
Умножать числа, использовать соответствующие термины. Решать текстовые задачи арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) |
10 |
Деление. |
Решение задач на деление поровну. Решение «неправильных» примеров. |
Уметь решать задачи с использованием действия умножения и деления; |
11 |
Повторение и закрепление по теме. |
Решение числовых схем по аналогии. Решение примеров с объяснением. Самостоятельная работа. |
Контролировать свои действия в процессе выполнения заданий; уметь обнаруживать и исправлять ошибки.
|
Раздел №3: Алгебраические представления (4 часа) |
|||
12 |
Буквенные выражения. |
Составление буквенных выражений по ситуации, их решение. Расшифровка записки Вишенки. |
Усваивать понятие «буквенные выражения», уметь их составлять,читать и записывать; |
13 |
Уравнения. |
Решение уравнений с проверкой. |
Усваивать понятие «уравнение»; уметь записывать уравнение, решать его и делать проверку; |
14 |
Письменные вычисления. |
Решение примеров с подстановкой цифр в число. Решение выражений с переменными. |
Усваивать письменные приемы сложения и вычитания без перехода через десяток и с переходом через десяток |
15 |
Повторение и закрепление по теме. |
Составление уравнений по описанию с проверкой. Кроссворд. Самостоятельная работа. |
Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание двузначных чисел, двузначного числа и однозначного числа); – вычислять значение числового выражения; – проверять правильность выполненных вычислений - составлять уравнения по описанию |
Раздел №4: Отношение между числами (2 часа) |
|||
16 |
Текстовые задачи. |
Составление и решение задач в два действия по иллюстрации. Составление условия задачи по решению. |
Составлять план решения задачи |
17 |
Обратные задачи. |
Составление и решение задач, обратных данным. Составление графического диктанта по рисунку. |
Уметь решать задачи обратные данной, составлять схемы к задачам |
18 |
Внутри школьная олимпиада по математике между вторыми классами. |
В олимпиаде будут задания из пройденных ранее разделов. |
|
Раздел №5: Величины (5 часов) |
|||
19 |
Миллиметр. |
Перевод единиц измерения длины в миллиметры. Сравнение величин. |
Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними |
20 |
Метр. |
Решение задач на нахождение длины в метрах. Знакомство с древнерусскими мерами длины. |
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. |
21 |
Рубль. Копейка. |
Решение задач на нахождение стоимости, остатка. Установление взаимосвязи между копейкой и рублем. |
Решать задачи на нахождение стоимости, остатка. Устанавливать взаимосвязи между копейкой и рублем. |
21 |
Час. Минута. |
Перевод часов в минуты и наоборот. Решение задач с использованием циферблата. |
Уметь определять время по часам; уметь решать задачи разными способами
|
22 |
Повторение и закрепление по теме. |
Установка времени на циферблате. Решение числового колеса. Самостоятельная работа. |
Уметь определять время по часам; уметь решать задачи разными способами
|
Раздел №6: Геометрические представления (6 часов) |
|||
23 |
Длина ломаной. |
Нахождение длины ломаной. Нахождение ошибок в графическом диктанте. Задача «Путь Буратино». |
Усваивать понятия «отрезок, прямая, кривая, ломаная; уметь измерять их длину; |
24 |
Периметр многоугольника. |
Изображение многоугольников по известным данным. Сравнение периметров треугольников. |
Знать о периметре многоугольника, находить его, уметь решать задачи и выражения изученных видов, решать составные задачи выражением, сравнивать выражения. |
25 |
Прямой угол. |
Знакомство с понятием прямой угол. Нахождение прямого угла в многоугольниках. |
Различать прямой, тупой и острый угол. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге |
26 |
Прямоугольник. |
Нахождение прямоугольников в многоугольниках. Составление прямоугольников из данных фигур. Изображение прямоугольника по известным данным. |
Усваивать понятие «прямоугольник»; находить периметр прямоугольника; уметь отличать его от других геометрических фигур; уметь сравнивать выражения; уметь решать составные задачи с использованием чертежа. Расширять представления о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны; закреплять умение решать задачи изученных видов |
27
|
Квадрат. |
Нахождение квадратов в многоугольнике. Получение квадрата из прямоугольника. |
Выделять квадрат из множества многоугольников. Применять знание свойств квадрата. |
28 |
Повторение и закрепление по теме. |
Кроссворд. Начертить звено ломаной по условию. Самостоятельная работа. |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знаний и способов действий в измененных условиях |
Раздел №7: Логические задачи и упражнения (4 часа) |
|||
29-32 |
Поиск закономерностей. Решение логических задач. |
Решение нестандартных задач: игра-конструктор «Колумбово яйцо», головоломка Пифагора, судоку, математические фокусы, задачи-шутки. |
- формирует развитие логического мышления при решении задач; - умеет решать задачи по образу и подобию |
33 |
Викторина между вторыми классами «Математическая мозаика» |
Викторина включает в себя задания по всем пройденным разделам. |
|
Итого 34 часа |
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Для детей с ОВЗ.
В 2А классе обучаются 15 детей. с ОВЗ (Вариант 7.2.)
В своей работе руководствуюсь:
-Положением о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 (протокол педсовета от 26.03.2020 № 4)
-Приложением 3. Особенности развития учащихся с ОВЗ
-Приложением 4. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
-Приложением 5. Нормы оценивания предметных знаний учащихся. Критерии оценивания видов деятельности учащихся.
-Приложение 6. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для школьников с ограниченными возможностями здоровья.
- Приложение 8. Перечень цифровых образовательных ресурсов
Уровни достигнутых результатов внеурочной деятельности
Программа предусматривает достижение 2 уровней результатов:
Первый уровень результатов – ученик приобретает новые знания, опыт решения задач по различным направлениям математики. Результат выражается в умении решать текстовые задачи, находить значения выражений, содержащих переменные, находить взаимосвязь между величинами и др.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний - равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы (олимпиада и викторина между вторыми классами).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.