Узбекская литература в контексте мировоц

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 09.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Узбекская литература занимает важное местов в контексте мир. Она охватывает обширный период начиная с древнейших времён и до наших дней.
Иконка файла материала Узбекская литература в мировом контексте.pptx

Узбекская литература в мировом контексте

Лекция 1
Подготовила старший пре

Это изображение, автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA

1-лекция: Введение. Жанровое своеобразие узбекского фольклора

1. Исторические предпосылки развития. Периодизация узбекской литературы.
2. Сбор и изучение узбекского фольклора. Жанровое и тематическое своеобразие.

Узбекская литература – бессмертное создание творческого гения узбекского народа, художественная история его жизни, ярчайшее воплощение его свободолюбивых стремлений и чаяний, любви к родине.
Под “узбекской литературой” мы понимаем литературу узбекского народа, написанную, в первую очередь, на узбекском языке. Однако на протяжении длительного времени литература тюркских народов, населявших Центральную Азию, была единой и написанной на так
называемом языке тюрки, или, как принято считать в отечественном науке, на чагатайском (староузбекском) языке.

Первый этап формирования узбекской национальной литературы и узбекского литературного языка.

С древнейших времен до начала XIV века.
Литература XIV-XV вв.

С древнейших времен до начала XIV века

В этот период начала формироваться узбекская письменная литература, наиболее яркими представителями, которой являются Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни и Махмуд Кашгари. Именно их произведения сыграли решающую роль в формировании светской литературы последующего периода. Кроме того, для этого период характерен расцвет так называемой религиозно мистической литературы, получившей мировую известность и признание.

Литература XIV-XV вв.

Этот период характеризуется
наивысшим подъемом узбекской светской литературы. Творчество
Махмуда Пахлавана, Дурбека, Лутфи, Юсуфа Амири, Гадои и других.
Показатели возросшего мастерства, оригинальности поэтического
мышления, жанрового обогащение узбекской литературы. Именно в это
время жил и творил гениальный поэт и мыслитель Алишер Навои.

Второй этап – переход к реалистической литературе. Для него
характерно. Прежде всего, более правдивое и целостное отражение картин действительности. Этот этап можно разделить на три периода

Литература XVI – начала XVII вв.

Среди наиболее ярких представителей этого периода можно назвать
Захириддина Мухаммада Бабура, Мухаммада Салиха и Бабарахима Машраба.
Именно они впервые изображали реалистические картины того времени, что в значительной мере способствовало развитию
реалистических тенденций в последующей классической узбекской литературе.

Литература XVIII - первой половины XIX вв.

Этот период примечателен появлением замечательных поэтесс Увайси, Надиры и Махзуны.
Они наравне с поэтами-мужчинами стали активно развивать реалистические тенденции в узбекской литературе.
Вместе с тем, впервые появилась женская любовная лирика. Наиболее заметными поэтами того время были Мухаммад Шариф Гульхани, Махмур, Мунис Хорезми, Агахи.

Литература второй половины XIX в. - начала XX в.

В этот период творили замечательные узбекские писатели, наиболее яркими из которых были Мукими, Фуркат, Завки, Мухаммаднияз Камил, Аваз Отар-оглы. Они сыграла исключительную роль в становлении всей
последующей узбекской литературы новейшего периода. Их произведения были во многом новаторскими и послужили основой для формирования нового демократического направления отечественной литературы. Они впервые создали остросатирические и юмористические произведения, пользовавшиеся популярностью, и не потерявшие своей актуальности и по сей день.

Третий этап – история узбекской литературы нового времени.

Она охватывает практически весь
ХХ век. Для данного этапа характерны взлеты и падения, творческие поиски и зарождение новых жанров узбекской литературы. В этом этапе также можно выделить три исторических периода.

Литература 20-50-х годов XX в.

Наиболее крупными представителями этого периода являются Абдурауф Фитрат, Хамза, Абдулла Кадыри, Гафур Гулям, Айбек, Хамид Алимжан. Именно их
творчество стало связующим звеном между классической узбекской литературой и нового времени
. Они сумели не только создать достойные произведения, отвечающие требованиям нового времени, но и не растеряли того лучшего, что было достигнуто ранее в отечественной литературе.
Именно их произведения заложило основу узбекской литературы нового
времени.

Литература 60-90-х годов XX в.

Этот исторический период явился ключевым в истории узбекской литературы. Он был не менее сложным и ответственным, чем предыдущий. При этом заметно возросло мастерство писателей, которые стали создавать произведения, отвечающие всем требованиям современного литературного процесса. Узбекская
литература не затерялась в мощном потоке развития мировой литературы, скорее наоборот: неповторимость и своеобразие ее стало очевидным. Саид Ахмад, Аскад Мухтар, Адыл Якубов, Примкул Кадыров, Эркин Вахидов, Абдулла Арипов и многие другие обрели не только широкую известность и признание, но создали произведения, достойные современной эпохи.

Литература независимого Узбекистана

Для настоящего периода развития литературы характерно как жанровое, так и тематическое
разнообразие. Однако современность еще не нашла должного воплощения в отечественной литературе. Рождение новых писателей и достойных произведений еще своего часа.
Рассматривать узбекскую литературу мы стремились не в отрыве от общего мирового литературного процесса, а в связи с ним. Особенно вопросы, как взаимосвязь и взаимовлияние литератур, жанровое
обогащение.

Сбор и изучение узбекского фольклора

Сбор и изучение узбекского фольклора на научной основе началось лишь в двадцатом веке. В первой половине двадцатых годов определенную работу по собиранию фольклора провели Газы Алим Юнусов, Гулям Зафари и Эльбек. Публикации тех лет по отдельным жанрам (песни,
пословицы, устная драма, отрывок из эпоса “Алпамыш”), первые характеристики фольклора - явились тогда подлинным событием культурной жизни, привлекли к записям фольклора внимание широкой общественности.

В середине двадцатых годов сбор фольклорного материала возглавил человек, которого по праву можно назвать основоположником научной узбекской фольклористики - Ходи Зарифов. По его инициативе и с его участием были выявлены такие замечательные народные сказители, как Эргаш Джуманбульбуль-оглы, Фазыл Юлдаш-оглы, Пулкан и другие. Именно в это время и началась активная работа по записи полных текстов традиционных и новых дастанов непосредственно от ведущих народных бахши. За короткое время были записаны такие крупные произведения, как “Алпамыш”, “Ядгар”, “Шейбанихан”, “Юсуф и Ахмед”, “Алибек и Балибек”, “Рустамхан”, “Рождение Гороглы”, “Юнус-пери” и мн. др. сказки, песни, пословицы.

Началась также работа по переводу узбекского фольклора на русский язык. В годы войны, в 1943 году, появились в русском переводе отдельные главы “Алпамыша” и “Раушана”, а в 1944 году вышла полностью первая часть “Алпамыша” в переводах В.Державина, Л.Пеньковского, А.Кочеткова, с предисловием В.М.Жирмунского. В этот же период был создан и капитальный труд Жирмунского и Зарифова “Узбекский народный героический эпос”.

Жанровое и тематическое своеобразие фольклора

Песня - древнейший фольклорный жанр. Конечно, это относится в первую очередь к песне обрядовой, тесно связанной с трудовыми процессами, с многочисленными народными обычаями, верованиями и возникающими на их базе обрядами. К числу обрядовых песен
принадлежат песни календарно-обрядовые, семейно-обрядовые, заговоры, причитания, плачи.

Календарно-обрядовые песни возникли на основе определенных ритуалов, приуроченных как к смене различных времен года, так и к тем или иным природным явлениям, характерным для весны, лета, осени, зимы. Семейно-обрядовая поэзия сопровождала все узловые моменты человеческой жизни: рождение и те или иные стадии становления
маленького человека - первый его шаг, первый зуб, первую срезанную прядку волос и так далее. Позднее - сватовство, свадьбу, смерть... Свадебные песни исполнялись в ходе всех церемоний, от начала свадьбы и до конца: обряжение невесты, прощание с подружками, приход жениха, знакомство невесты и жениха через занавеску и прочее. Исполнялись песни из громадных циклов “Лапар”, “Яр- Яр”, “Улан”, “Келин салом” (“Привет невестке”), в которых воспеваются достоинства невесты или жениха, содержатся пожелания семейного счастья, рождения многочисленных детей, или, наоборот, звучат жалобы невесты, против воли выдаваемой замуж за нелюбимого...

Трудовые песни изначально носили характер сугубо обрядовый - они подразделялись на циклы, связанные со временами года, а стало быть, и с различными видами труда, земледельческого и скотоводческого. Земледельцы, например, сопровождали специальными ритуалами сев, жатву, молотьбу - частью этих обрядов служили песенные циклы. Так, во
время молотьбы исполнялись песни, каждая строфа, а то и строка которых заканчивалась рефреном “Майда-ё, майда...” (“Молоти-молоти” или, точнее, “размельчай-мельчи”). Мелодический склад такого рода песен отражает или как бы воспроизводит ритм самого трудового процесса. В песнях скотоводов часто повторяются восклицания, которыми погоняют
или уговаривают скот, звукоподражательные сочетания. Песни, исполнявшиеся при работе за прялкой, за ткацким станком, на ручной мельнице, звучат обычно медлительно, монотонно, опять-таки как бы воспроизводя характер самой работы.

Колыбельные песни - область, которая, казалось бы, наименее должна быть подвержена воздействию времени, смене исторических эпох. В самом деле, в числе колыбельных есть весьма древние, дошедшие до нас из
глубины веков в почти неизменном виде.
В числе песенных жанров узбекского фольклора есть и такой, который большею частью, очевидно, складывался и уж во всяком случае, исполнялся профессиональными певцами (бахши). Это так называемые терма, песни- размышления на самые разнообразные житейские, а иногда и религиозно- философские темы. Для терма характерен свободный ритм, свободная строфика, ее можно усвоить с пословичными изречениями.
Терма - представляет большой интерес как своего рода поэтические сгустки народного опыта, народной мудрости, как характернейшие образцы фольклора.

Пословицы - это, может быть, и не самая обширная, не самая объемная, но, бесспорно, самая характерная часть всякого фольклорного наследия - глубоко содержательная и предельно лаконичная, емкая. У узбеков пословица имеет как бы двойную ценность. И как мудрое слово, сказанное, кстати, как эталон здравого смысла, сопоставляемый с
конкретной жизненной ситуацией, поступком, высказыванием и показывающий таким образом то ли совпадение, то ли, чаще, как нечто самоцельное, художественно законченное, подобное песне или яркому рассказу. Пословица - это любимый в Узбекистане народный жанр, и причина ее в самой форме пословиц.