Технологическая карта урока
Предмет |
обучение грамоте (чтение) |
Класс |
1 |
Тема урока |
«Узелки на память» |
Тип урока |
урок закрепления знаний |
Планируемые результаты обучения |
личностные: формирование познавательного интереса к предмету на примере развивающих заданий и вопросов учителя, способствующих созданию мотивации; формирование индивидуального стиля деятельности на примере работы с выразительными средствами, взаимоуважения на примере работы в парах и группах. предметные: формирование умения соотносить звук и букву, которой он соответствует; выделять гласные и согласные звуки, давать им характеристику; осмыслить разделительную функцию ь и ъ; освоить правила написания буквосочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу» метапредметные: освоение способов выделения звуков в словах, фонетический анализ звуков; осмысление алгоритма фонетического анализа звуков; формирование умения слушать и слышать, умения вступать в сотрудничество |
Техники и технологии |
проблемно-диалогическое обучение, игровое, личностно-ориентированное, здоровьесберегающее |
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) |
учебник «Азбука» (ч.2, стр. 64-65; авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева), «сигналы» (карточки), электронное приложение к учебнику (урок №45), карточки с заданиями для групповой работы; компьютер, проектор, экран; фонограмма песни «Алфавит» |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
1.Орг. момент |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Покажите мне с помощью «сигналов», как вы настроены на урок? - Ребята, прочитайте эпиграф к уроку…
- Определите литературный жанр. - Как можно соотнести пословицу с нашим уроком? - Я желаю вам хорошо думать и правильно говорить. Для этого прочитайте чистоговорки… |
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Один ученик читает: - «Не торопись отвечать, торопись думать». - Это пословица. - Прежде чем ответить, нужно хорошо подумать… Дети читают хором: - Жи-жи-жи – здесь живут ежи. Чу-чу-чу – молоточком я стучу. Щи-ши-ши – у ребят карандаши. Щу-щу-щу – овощи я чищу |
Личностные: формирование интереса (мотивации) к уроку. Регулятивные: самостоятельная организация рабочего места. Познавательные: логическое сопоставление пословицы с деятельностью на уроке
|
Самооценка настроения и эмоционального состояния |
2.Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности |
Помогает сформулировать тему и цель урока. - Какой прием мы используем, чтобы память была крепче? - Сформулируйте тему урока. - С какой целью можно завязать «узелки» на нашем уроке? |
Определяют тему и цель.
- Завязываем «узелки».
- «Узелки на память». - Наша цель – повторение букв и звуков |
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выделение и формулирование темы и познавательной цели урока |
Учитель оценивает правильность формулировок |
3.Актуализация усвоенных знаний. Классификация звуков и букв |
Организует беседу по изученному материалу. - На сколько букв мы завязали «узелки»? Посчитайте, стр.64-65. - «Узелки» каких букв на красной нитке завязаны парами? Почему?
- Какие парные по звонкости-глухости звуки завязаны в синие «узелки»? - Синие «узелки» каких звуков выделены в отдельные группы и почему?
- Почему «узелки» букв ь и ъ отделены от остальных? |
Отвечают на вопросы учителя.
- На 33 буквы.
- а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Первая буква в паре обозначает твердость предшествующего согласного, а вторая – мягкость. - [б]-[п], [б′]-[п′], [в]-[ф], [в′]-[ф′],..
- [л]-[л′], [м]-[м′], [н]-[н′], [р]-[р′], [й′]. Они не имеют пары по глухости. - Звуки [х]-[х′] не имеют пары по звонкости. - Звуки [ч′], [щ′], [ц′] не имеют пары вообще. - Эти буквы не имеют звуков |
Регулятивные: освоение способов выделения звуков в словах, осознание качества и уровня освоения Познавательные: ориентировка в учебнике, группировка звуков на основе общих признаков. Коммуникативные: участие в диалоге |
Взаимооценка |
4. Включение в систему знаний и повторения. «По страницам изученных букв» |
Формулирует задание. - Посмотрите на рисунки в рамочках. Буквы и слова помогут вам вспомнить важное и интересное, что узнали на страницах «Азбуки». Прочитайте слова и дайте характеристику выделенному звуку |
Ученики читают, объясняют слова, называют и анализируют выделенные звуки |
Регулятивные: фонетический анализ звуков. Познавательные: ориентировка в учебнике, формирование умений на основе изучения данной темы |
Самоанализ, взаимооценка |
5.Применение знаний. Формирование представлений о культуре общения |
Проводит параллель с ранее изученным материалом. - Отгадайте загадку: «Сижу верхом, не знаю на ком, А знакомого встречу – соскочу, привечу». - У русских людей издавна существовал обычай: снимать шляпу, приветствуя друг друга. Сейчас этот обычай сохранился только у пожилых людей. Но шляпу, шапку принято снимать и входя в помещение. - Кто помнит чистоговорку о чаепитии у черепахи?
- А какое правило культуры общения вы узнали? |
Отгадывают загадку.
- Шапка, шляпа.
Один ученик вспоминает: - Черепаха чай пила, Чай по чашкам разлила. Час ждала за чашкой чая, Черепах других встречая. Высказывают свое мнение. - Не стоит опаздывать и заставлять себя ждать… |
Личностные: принятие и соблюдение правил культурного общения. Познавательные: расширение кругозора, ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: высказывание своего мнения
|
Взаимооценка |
6. Повторение правил о написании буквосочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу» |
Открывает электронное приложение к уроку №45. - Прочитайте предложения и выберите соответствующую картинку. - Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слово «щука»? Какие еще правила вы узнали от Совенка? - Назовите слова, в которых есть правило… |
Дети читают тексты, повторяют правила, приводят примеры. |
Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: освоение способов выделения в словах сочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу», Познавательные: ответы на вопросы учителя, подбор примеров на заданное правило |
Самооценка, взаимооценка |
7.Творческое применение знаний. Уточнение значения слова «щит» |
Выдвигает проблему. - На с.64 есть звуковая схема слова… - Сколько у слова «щит» значений? К каким выразительным средствам относится? - Из каких звуков состоит слово «щит»? - Прочитайте друг другу выделенные слова. Подумайте, какой звук в них повторяется чаще других |
Отвечают на вопросы учителя. - Щит.
- Несколько. Относится к многозначным словам, к омонимам.
Ученик дает характеристику.
Работа в парах. - Чаще других повторяется звук [щ′] – согл., глух., мягкий, непарный |
Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Познавательные: сравнение, поиск общего и различий. Коммуникативные: участие в парной работе |
Взаимооценка. |
8.Упражнения для мышечной релаксации |
Организует отдых для детей. - Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Представьте, что вы хотите выжать воду из мокрого песка. Сожмите сначала пальцы правой руки, крепче…. Теперь разожмите их. Стряхните песок с руки…(По два раза каждой рукой и двумя руками.) |
Дети выполняют упражнения. |
Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: следовать режиму организации учебной деятельности
|
Активная рефлексия |
9. Применение полученных знаний и умений. Упражнения в чтении слов с разделительными ь и ъ |
Напоминает обучающимся о функциях Ь и Ъ. - Для чего нужны разделительный ь и ъ? - Можно ли при чтении не обращать на них внимания? - Докажите это. Прочитайте пары выделенных слов (с.65) |
Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы. - Они разделяют согласный и гласный звуки. - Нет, нельзя.
Один ученик читает: - Семя – семья. Сесть – съесть |
Регулятивные: освоение способов выделения в словах ь и ъ. Познавательные: сравнение, поиск общего. Коммуникативные: чтение вслух текста, устное оформление своих мыслей |
Самоанализ |
10.Применение знаний и умений. Чтение текста «Кто чему научится?» |
Организует коллективную работу. - Прочитайте заголовок текста… Приготовьтесь дать ответ на вопрос. |
Сначала читает текст один ученик, затем - коллективно, в форме диалога. Ответы читают хором. |
Личностные: оценка жизненной ситуации. Познавательные: ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: участие в диалоге |
Взаимопроверка |
11. Самостоятельное использование умений и навыков. Чтение текста «И читать, и считать» |
Организует самостоятельную работу с учебником, чтение по цепочке. - Грамотным считается человек, который умеет не только читать, но и считать. Прочитайте самостоятельно текст и посчитайте то, о чем в нем спрашивается. - Сейчас прочитаем каждый вопрос и дадим на него ответ. |
Самостоятельное чтение.
По цепочке дети читают вопросы и дают ответы. |
Личностные: формирование интереса к учению Регулятивные: определение с помощью учителя плана выполнения задания. Познавательные: самоконтроль и оценка результатов деятельности |
Самопроверка, самооценка |
12. Динамиче-ская пауза |
Предлагает отдых для детей. - Встаньте около парт. Вообразите и изобразите в движении испуганного зайчика, прячущегося под кустом; тигра, который пробирается по джунглям; умывающуюся кошечку; кипящую кастрюлю |
Дети изображают предметы пантомимой |
Личностные: принятие таких базовых ценностей, как «природа» Регулятивные: следовать режиму организации учебной деятельности |
Активная рефлексия |
13.Обобщение и систематизация знаний. Развивающие задания |
Организует работу в группах, проверку выполнения заданий (электронная презентация ответов). - Умел дело сделать, умей и позабавиться. Помощники учителя, организуйте работу в группах и получите карточки с заданиями. Дополнительные вопросы группам: - Назовите, какие из вставленных букв обозначают звонкие звуки, глухие… - Как называем слова, которые по-разному звучат, но называют одно и то же? - Как называем слова с противоположным значением?
|
Выполняют задания по карточкам. I группа: вставьте пропущенные парные согласные так, чтобы слова в парах различались только ими. (_)АР – (_)АР РО(_)Ы – РО(_)Ы (_)ОЧКА – (_)ОЧКА II группа: «Сложи слово». Вспомни математические действия и прочитай слово: О + ГУ + РА – А + ЕЦ = ПЕЛ – Л + НО –О + АЛ= ШП +КО –П +ЛАМ-М = III группа: Читай и переставляй местами слоги. Какие слова получились? КАМЫШ - _____ БАНКА - _______ ВЕСНА - _______ РАДЫ - ________ СОСНА - ______ IV группа: соедини парами слова с одинаковым значением: СМОТРЕТЬ АЛФАВИТ ОГОНЬ ГЛЯДЕТЬ АЗБУКА СОЛДАТ ВОИН ПРОБЕЖАЛ ПРОМЧАЛСЯ ПЛАМЯ (Синонимы) V группа: прочитайте пословицу. Объясните ее значение, найдите слова с противоположным значением. НОВЫХ ДРУЗЕЙ НАЖИВАЙ, А СТАРЫХ НЕ ТЕРЯЙ. (Антонимы) |
Личностные: уважение к одноклассникам, освоение своей роли при работе в группе. Познавательные: расширение кругозора, логическое сопоставление, выполнение заданий повышенной сложности. Коммуникативные: работая в группе, принимать позиции товарищей; слушать и понимать других
|
Учитель отме-чает степень вовлеченности в работу участников групп. Взаимооценка |
14.Рефлексия. Подведение итогов урока |
Подводит итоги, организует оценочные высказывания обучающихся. - Как вы считаете, за что я вас хочу сейчас похвалить? - Кто доволен сегодня своей работой? Уменье всегда найдет примененье. - На сколько лет вы должны запомнить изученные по «Азбуке» буквы? - Покажите мне свое настроение с помощью мимики и «светофорчиков». -А завершим урок, вспомнив песню про «Азбуку» |
Ответы детей.
- На всю жизнь.
Оценивают свое настроение.
Дети исполняют песню «Азбука» |
Личностные: освоение личностного смысла учения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей, высказывать свое мнение
|
Самоанализ, рефлексия настроения и эмоционального состояния |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.