Тема выступления: «Современные аспекты профильного образования (из опыта работы)
В сегодняшнем мире очень изменились приоритеты – самым важным стала работа с информацией. Это делает актуальной задачу изменения образовательной системы. Очевидно, что образование, целью которого является передача молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации становится отсталым. Общее образование на сегодняшний день обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Есть острая необходимость преодоления отчуждения и усталости школьников от содержания образования, которое не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации о профессиях.
Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы – одна из основных идей образовательной реформы в России. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В числе предлагаемых профилей – общеобразовательный, социально-гуманитарный, физико-математический, химико-биологический и т.п. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования (2 слайд). В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов:
базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные, элективные. Я работала в классах со всеми профилями, но в основном это социально-гуманитарный, социально-экономический, ну, а больше всего понравилось в общеобразовательном, т.к. до субботы дети учились по базовым предметам и плюс профильные, а в субботу только профильные предметы. В том году я работала в социально-экономическом классе и на субботу у меня, как раз выпадали экономика и право. В этом учебном году у меня 11 «а» социально-гуманитарный профиль и часы распределены так: история России – 3ч, всеобщая история – 1ч, обществознание – 2ч и дополнительно 1 ч электив по обществознанию, т.к. очень много сдающих обществознание и много вопросов по экономике, я взяла программу по основам финансовой грамотности, т.к. у нас этот предмет раньше не велся. 11 «б» - химико-биологический, но и там такое же количество часов на историю и обществознание за счет вариативного распределения часов.
(3 слайд)Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
(4 слайд) Основных задач системы профильного обучения в средней школе несколько:
• Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
• Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
• Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
• Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
• Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
• Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.
(5-10 слайды) Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. 13.02.2020 в стенах ЧППК прошла конференция исследовательских работ учащихся и студентов старт в науку» (7 слайд)
С этой целью у нас в школе:
1)социальный педагог проводит анкетирование среди учащихся в 2 этапа: 1 этап в ноябре, 2 этап- в апреле. (тест №1)
2)завуч по учебной части тоже проводит опрос о будущей профильной (тест№2)
3) проходят классные родительские и общешкольные собрания, на которых говорят о предполагаемых профилях, о количестве часов и учителях, которые будут работать в данных классах (11-13 слайды)
И тут же проблема: 1) как правило, профориентация проходит во время учебного процесса, забирая детей с уроков; 2) родители не всегда сами осознают значимость данных мероприятий и неохотно ходят на общешкольные собрания; 3) к середине 9-го класса дети не осознают иногда выбор дальнейшей сферы деятельности.
Содержание профильного обучения, внедряемого на старшей ступени школьного образования, образовано тремя составляющими:
базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы, элективные курсы.
Базовые общеобразовательные предметы — предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих предметов должен быть функционально полным, но минимальным. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов:
· математика,
· история,
· русский,
· иностранные языки,
· физическая культура,
· интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Примерное соотношение объема курсов для изучения будет регулироваться на уровне школы. В идеале надо узнавать у школьников, где ребенок намерен продолжать свое образование: в высшей школе или, например, в системе начального профтехобразования. И здесь сталкиваешься с такой проблемой, когда дети, не ориентированные на высшее образование, и для них либо не интересны профильные предметы, либо непосильны.
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
Например, профильные предметы
· в естественно-научном профиле - физика, химия, биология.
· в гуманитарном профиле - литература, русский и иностранные языки
· в социально-экономическом профиле - история, право, экономика, обществознание и др.
Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Еще одна проблема, с которой сталкивались учителя, что дети выбирают не профиль, а классного руководителя или класс в целом, в котором он учился с 1 класса, и тогда вообще учащиеся изучают не те предметы, которые нужны дальше.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет компонент государственного стандарта общего образования. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого национального тестирования.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы являются компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, дополняя и развивая возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Примеры профильного образования в Тульских школах Зареченского района.
Лицей №2, где система профильного обучения создавалась с целью индивидуализации и социализации обучения и кооперации старшей ступени с учреждениями высшего профессионального образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного обучения.
Для реализации этой цели лицей плодотворно сотрудничает с МФТИ, физическим факультетом МГУ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, различными факультетами ТулГУ и ТГПУ имени Л.Н. Толстого, Институтом гражданской защиты, центром психологической профилактики и реабилитации "Валеоцентр", тульским эколого-биологическим центром учащихся, областной универсальной научной библиотекой, тульским филиалом юридического института, экономическим колледжем.
В МОУСОШ №53 основными направлениями учебно-воспитательного процесса являются:
- предпрофильная подготовка в 9 классах;
-профильное обучение в 10-11 классах;
-сотрудничество с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.
При чем профильное образование разных видов: внутришкольная профилизация - естественно-математическое, социально-экономическое, юридическо-правовое направления, универсальное обучение; сетевое взаимодействие с Тульский Государственный Профессиональный Педагогический Колледж.
Если подвести кратко итоги по своей работе, то я бы это определила так: положительная и отрицательная сторона в моей работе.
Положительные стороны работы профильного обучения |
Отрицательные стороны работы профильного обучения |
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Содержание профильного образования напрямую связано с формированием устойчивой системы социально-значимых качеств личности. |
Т.к. у нас общеобразовательная школа, не всегда формируется класс, где дети тщательно отобраны. По-прежнему остался актуальным вопрос мотивированности обучающихся на профессию. Возросло число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих устойчивого профнамерения (по оценкам специалистов оно составляет сейчас около 50%). |
Достаточное количество часов на изучение профильных предметов. |
В подавляющем большинстве случаев содержание единых экзаменационных материалов по тематике и уровню сложности может оказаться не совпадающим с содержанием программ профильного обучения, принятого в школах, не говоря уже о том, что его прикладная составляющая окажется полностью исключенной из содержания выпускных экзаменов. |
Детальное изучение отдельных тем по конкретному предмету за счет увеличения часов на профильное обучение. Например, по теме: «Великая Отечественная война», я провела семинар В 11 классе по теме: «Россия в XVI в. Иван IV Грозный» пар.15-15 учебник В.В.Кириллов, М.А.Бравин «История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс (базовый и углубленные уровни)» мы рассмотрели подробно такие вопросы: Личная жизнь Ивана IV, венчание Ивана IV на царство, созыв Земского Собора 1549г: суть, участники, функции, государственное управление: формирование системы приказов; Судебник 1550г; сравнить Судебник Ивана III и Судебник ИванаIV; работа Стоглавого Собора 1551г; реформы Избранной рады: военная, налоговая, местного управления (каждый ребенок готовил по одной реформе) (слайды 14-16) |
Затруднения вызывают курсы профильно-ориентационного цикла, т.к. многие из ныне работающих учителей признают свою недостаточную подготовленность к полифункциональной педагогической деятельности, отсутствие многих прикладных навыков, необходимых для проведения подобных элективных курсов. По мнению министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции "профильного обучения": даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире "живет" не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. Для меня таким камнем преткновения стала «Экономика» профильного курса. |
Возможность участия и победа в профильных олимпиадах, что не мало важно при поступлении в УЗ. С 2017 г. учащиеся профильных классов становились дипломантами Всероссийской Толстовской олимпиады по истории и обществознанию. |
Не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями, если профильное обучение построено по схеме школа-вуз. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов. |
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы. |
Ребенок, получивший профильное образование, получает такой же аттестат, что и с базовым образованием. |
Используемый электронный ресурс
bestreferat.ru›referat-397333.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.