Внеклассное мероприятие по русскому языку «В городе Чистых Слов».
Подготовила и провела
Сазонова Н.Н.,
учитель МКОУ «СОШ№7» ИМРСК
Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
УЧИТЕЛЬ:
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Песня «О русском
языке»
(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У
королевы Орфографии в руках письмо)
Королева Пунктуация:
Что загрустила, дорогая Орфография? С
момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости
кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли
безграмотности в школе?
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.
("Грустные вести" А. Шибаев )
Пришло письмишко
мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
"Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Королева
Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь - ка правила учить…
Королева Орфография:
Да-да , пойду его
лечить.
Заставлю правила учить!
Придворный (вбегая):
Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева Пунктуация:
Ничего, мы проучим
его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный)
Федя:
Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева Пунктуация: (Поправляет корону)
- Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: Ну, Федя.
Королева Пунктуация:
Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя:
Да не нуфедя я, а
Федя! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат слуги.)
Королева Пунктуация:
Задание. Поставь
запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот
сюда…
Королева Орфография: Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
Королева Пунктуация:
Слуги, казнить
его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и тащат его в сторону)
Федя:
Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева Пунктуация: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева Пунктуация: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева
Пунктуация:
Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда
запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно
(предложение написано на экране)
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.
Королева
Пунктуация:
Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила
русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас,
пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое
может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену
выходят двое учеников)
Сценка об омофонах "Несуразные вещи».
- Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот
несу мел…
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо
будет". Понадобится, значит.
- Вот оно что…
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно
ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял?
Зеленая такая… Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.
- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована!
Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя…
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Королева Орфография:
Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.
Придворный:
Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.
Королева Орфография:
А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!
Придворный:
Оказывается, есть.
Вот послушайте:
Рассказывают 2 чтеца (слуги)
1-ый
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2-ой
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Придворный:
Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева Орфография:
И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.
Придворный:
Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они с успехом изучают и немецкий язык
Королева Пунктуация:
А знаете ли вы,
ребята, что 21февраля весь мир отмечает День родного языка. А мы собрались
здесь с вами, чтобы вспомнить этот праздник и открыть в нашей школе неделю
русского языка и литературы. На правах Королевы Пунктуации разрешите неделю
считать открытой.
Выходят чтецы.
1-й:
«Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
4-й: Язык национальной гордости и достоинства!
1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
4-й (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
1-й (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.
2-й (стихотворение Дениса Коротаева)
Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком !
Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком !
Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !
В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, - Как Основе Основ !
Песня «Чему учат в школе»
3-й: ( стихотворение В.Шефера)
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.
И пусть из чистых уст на Голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!
Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше…
Чистоты!
Чистое слово,
Чистое дело,
Чистое сердце
Радостно, смело
Провозглашаем мы на планете
Чтоб были счастливы люди на свете.
Песня Г.Гладкова «Говорим на русском языке»
Учитель
В течение недели мы будем путешествовать по городу Чистых Слов, но я думаю,
что сюда вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет
чистой, грамотной и доброй!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.