В городе чистых слов
Оценка 4.6

В городе чистых слов

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русский язык
5 кл—8 кл
03.04.2023
В городе чистых слов
Методическая разработка,посвященная празднику русского языка.
в городе чистых слов.docx

Открытие предметной недели русского языка и литературы "В городе Чистых Слов"Внеклассное мероприятие по русскому языку «В городе Чистых Слов».

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Подготовила и провела

                                      Сазонова Н.Н.,

                                                                              учитель МКОУ «СОШ№7» ИМРСК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов. 


УЧИТЕЛЬ:
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

Песня «О русском языке»

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо)

Королева Пунктуация:
 

Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.

("Грустные вести" А. Шибаев ) 

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
"Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь, 

Королева Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь - ка правила учить…

Королева Орфография: 

Да-да , пойду его лечить.
Заставлю правила учить! 


Придворный (вбегая): 

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом. 

Королева Пунктуация:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный) 

Федя: 

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове? 

Королева Пунктуация: (Поправляет корону) 

- Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий? 

Федя: Ну, Федя. 

Королева Пунктуация: 

Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь. 

Федя: 

Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат слуги.)

Королева Пунктуация: 

Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…
Королева Орфография: Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:

Королева Пунктуация: 

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и тащат его в сторону) 

Федя: 

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается. 

Королева Пунктуация: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь. 

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает. 

Королева Пунктуация: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу! 

Федя: Не надо. Мне домой, если можно. 

Королева Пунктуация: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно
(предложение написано на экране) 

Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно. 

Королева Пунктуация: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников)

Сценка об омофонах "Несуразные вещи».
- Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел…
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.
- Вот оно что…
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.
- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя…
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Королева Орфография: 

Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут. 

Придворный: 

Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики. 

Королева Орфография: 

А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно! 

Придворный: 

Оказывается, есть. Вот послушайте:

Рассказывают 2 чтеца (слуги) 

1-ый
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно: 

2-ой
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит. 

1-ый
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена? 

2-ой
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Придворный:

Вот какой ленивый Лежебокин. 

Королева Орфография:

И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.

Придворный: 

Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они с успехом изучают и немецкий язык

Королева Пунктуация: 

А знаете ли вы, ребята, что 21февраля весь мир отмечает День родного языка. А мы собрались здесь с вами, чтобы вспомнить этот праздник и открыть в нашей школе неделю русского языка и литературы. На правах Королевы Пунктуации разрешите неделю считать открытой.

Выходят чтецы.

1-й:

 «Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

4-й: Язык национальной гордости и достоинства!

1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. 

2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». 

3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

 

4-й (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

 

1-й (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.

Но, как родной.

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне.

 

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык - я онемею.

Утратив русский, - стану я глухой.

 

2-й (стихотворение Дениса Коротаева)

Д о р о ж и т е

Родным, милым словом:

М н о г о л и к и м -

Большим языком !

 

Нашей жизни ОН -

П е р в о о с н о в а -

Всем народам

Планеты - знаком !

 

Берегите ЕГО

От цветистых

Иностранных

И чуждых нам слов,

Чтоб поток -

От наречий ручьистых -

Не затмил

Родника - Родников !

 

В нём черпайте

Живящую силу:

Русских говоров,

Песен, стихов... -

Всё, что дорого

С е р д ц у,

Чтоб слилось

В ЯЗЫКЕ, - Как Основе Основ !

Песня «Чему учат в школе»

   

 3-й: ( стихотворение В.Шефера)

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

 

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

 

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни. 

 

Как много добрых слов на Голубой планете:

Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!

А грязные слова нам Землю засоряют;

Калечат души нам и счастье разрушают.

 

И пусть из чистых уст на Голубой планете

Прекрасные слова лишь произносят дети!

И голубь мира всем несет благое слово,

Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!

 

Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи

Все грубые слова и злое просторечье.

А чистые слова бриллиантом засверкают,

Как капельки росы на солнце засияют.

Пусть радуга-дуга, как символ красоты,

Приносит в нашу речь побольше…

Чистоты!

 

Чистое слово,

Чистое дело,

Чистое сердце

Радостно, смело

Провозглашаем мы на планете

Чтоб были счастливы люди на свете.

Песня Г.Гладкова «Говорим на русском языке»

Учитель
    В течение недели мы будем путешествовать по городу Чистых Слов, но я думаю, что сюда вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной и доброй!

 


 

Внеклассное мероприятие по русскому языку «В городе

Внеклассное мероприятие по русскому языку «В городе

Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов

Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов

И что такое он плетет – Не разберусь, хоть тресни: "Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

И что такое он плетет – Не разберусь, хоть тресни: "Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу

Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые? -

Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые? -

Трудиться, А тем более Творить

Трудиться, А тем более Творить

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Родной язык! Он с детства мне знаком

Родной язык! Он с детства мне знаком

П е р в о о с н о в а - Всем народам

П е р в о о с н о в а - Всем народам

Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни,

Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2023