Тема: В гостях у Пушкина (путешествие по сказкам А.С.Пушкина)
Цели:
1. Обобщить знания учащихся по теме «Сказки А.С.Пушкина»;
2. Пробудить интерес к поэтическому слову на примере сказок поэта;
3. Развить творческое воображение учащихся.
Задачи:
1. Вспомнить биографические сведения из жизни русского поэта;
2. Проверить знание текстов сказок А.С.Пушкина: «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о попе и о работнике его Балде», «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»:
3. Познакомить учащихся с основными приемами поэтики сказок: олицетворением, эпитетами.
Опережающие задания:
1.Подготовить инсценирование фрагментов из сказок А.С.Пушкина;
2.Нарисовать иллюстрации к полюбившимся сказкам, уметь «озвучивать» свой рисунок.
Оборудование:
ü портрет А.С.Пушкина;
ü выставка книг поэта;
ü рисунки учащихся по сказкам;
ü иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина;
ü кроссворды;
ü карточки к игре «Кто в какой сказке живет?»;
ü викторина по биографии и жизни А.С.Пушкина (Приложение №1);
ü презентация «Добавь словечко» (литературная игра) (Приложение №1);
Эпиграфы:
1.Сказка – ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
2.Что за прелесть эти сказки!
А.С.Пушкин
3.В сказках видна и душа народа русского, и мудрость.
Они – богатство наше, и надобно детям читать побольше сказок.
В.А.Жуковский
Ход мероприятия:
I. Слово учителя: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказки, которые мы с вами знаем с раннего детства. (Ответы учащихся). Да, сказки знают и любят все: и дети, и взрослые. Вам хорошо известны слова А.С.Пушкина о сказке. (Учащиеся зачитывают эпиграфы 1 и 2). Пушкин с детства любил слушать, как няня, Арина Родионовна, рассказывает сказки, а затем на протяжении всей жизни собирал и записывал их.
Вы видите, как серьезно относился к сказке русский поэт - А.С.Пушкин.
Мы с вами тоже серьезно изучали творчество поэта и сегодня покажем, что узнали о сказках Пушкина, постараемся понять, почему мы так любим произведения поэта.
Именно А.С.Пушкин первым обратил внимание на красоту русского народного слова, быта, традиции, и все это мы видим в сказках.
Сейчас мы проверим, насколько знаете вы биографию поэта и его сказки. (Разгадывание кроссвордов).
II. Ребята, вы хорошо справились с заданием. Молодцы! А сейчас мы поиграем в литературную игру «Добавь словечко».
Сказки понятны, доступны всем читателям – и малым и старым. Они имеют одинаковые сказочные народные обороты, даже похожую концовку.
Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы следили за языком сказок поэта. На экран будут выведены строчки из сказок, но одно словечко пропущено. Ваша задача – добавить пропущенное словечко. Ребята, я прошу вас не только произносить слова, но и записывать их на листочки.
Итак, начнем… (Презентация «Добавь словечко»)
III. Ребята, посмотрите еще раз на записанные вами слова (перечитываем пропущенные слова). Видите, как уместно употребляет их А.С.Пушкин в своих сказках. Объясните выбор поэта. (Ответы учащихся оформляются в виде кластера: поэтичность, красота, народность, ощущение авторского отношения к героям: нежное, доброе в слове «тяжелехонько», пренебрежительное в слове «толоконный».)
слово
Пушкина
IV. У А.С.Пушкина в сказках действуют не только «царь с царицей», «старик со старухой», но и предметы быта, животные, явления природы. На страницах сказок они оживают. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто в какой сказке живет?» Ребята приготовили нам карточки с изображениями того или иного предмета. Вам нужно угадать, в какой сказке живет этот предмет. (Выходят 2 ученика и проводят игру «Кто в какой сказке живет?».)
Молодцы! С заданием справились замечательно. Спасибо скажем ребятам, которые приготовили эту игру.
V. А сейчас пустимся в путешествие по вашим рисункам. Кого здесь только не увидишь: старик со старухой, золотая рыбка, а вот царевна в хрустальном гробу спит. Здесь королевич Елисей на верном коне… Поглядите, как, расплачиваясь с Балдой, поп подставляет лоб. Ребята, расскажите, почему именно этот эпизод запечатлен на вашем рисунке. («Защита рисунков»)
Спасибо. Слушая «защиту рисунков», мы вместе опять побывали в сказках. Посмеялись над жадностью попа, старухи, удивились доброте и простоте старика, стали свидетелями настоящей любви Елисея и царевны.
Ребята, помните, мы с вами разговаривали о любимых героях сказок А.С.Пушкина, и вы чаще других называли королевича Елисея и героев «Сказки о рыбаке и рыбке». Сегодня они прищли к нам на урок.
VI. Инсценирование фрагментов из «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
VII. Слово учителя: Что необычного вы увидели? А.С.Пушкин использует фольклорные элементы: в его сказках «оживают» и ветер, и солнце, и ветер. Явления природы у поэта разговаривают, помогают героям победить зло.
VIII. Сегодня мы с вами совершили путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Почему же мы проявляем такой интерес к творчеству поэта, почему так любим его сказки?
1. Поэт использует эпитеты, которые придают красочность, образность языку сказок;
2. В сказках основной художественный прием – олицетворение: разговаривают, действуют зеркало, месяц, солнце, ветер;
3. Поэт наделяет природу способностью сочувствовать человеку, участвовать в событиях его жизни, выражать свое отношение к тем или иным человеческим поступкам.
Ребята, какие, по-вашему, эпиграфы мы только что объяснили? (Ответы учащихся: 1, 2)
IX. Спасибо всем за работу. Давайте обратимся к последнему эпиграфу (зачитать эпиграф). Какой же намек нам делает А.С.Пушкин? Чему учат нас его сказки? (Ответы учащиеся записывают на доске):
1. быть добрыми;
2. быть отзывчивыми;
3. готовыми помочь в беде;
4. ценить красоту не внешнюю, а внутреннюю
Сказки поэта помогают нам понять образ мыслей и чувств народа, особенности его характера и языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.