Дата:
Автор: Волкова Кристина Александровна
Класс: 8
Тема урока: «В поисках путей модернизации»
Цели урока: формирование гражданственности через процесс развития модернизации.
Результаты:
личностные:
· способность к нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов;
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям;
· гражданская идентичность (идентификация себя в качестве гражданина России);
· осознание этнической принадлежности;
· интериоризация гуманистических и демократических ценностей.
метапредметные:
· различать причины и следствия явлений и процессов;
· анализировать явления и процессы, выделяя их положительные и отрицательные стороны;
· решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
· умение работать с дополнительными материалами;
· делать выводы на основании сравнения;
· готовить выступления по теме;
· представлять текстовую информацию в виде схем.
предметные:
· определять значение понятий и терминов и уметь применять их при выполнении познавательных заданий: нация, национальные идеи, национальное государство, сословие, буржуазия, просвещённый абсолютизм, реформа;
· объяснять причины формирования национальных государств;
· раскрывать сущность просвещённого абсолютизма.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Этапы урока:
1. Мотивационный этап
2. Актуализация знаний
3. Выявление места и причин затруднения
4. Построение проекта и выход из затруднения
5. Реализация проекта
6. Первичное закрепление с проговариванием
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии
I. Мотивационный этап
Заранее разделить учащихся на 3 группы.
- Давайте вспомним из курса обществознания следующие определения: этнос (группа людей, обладающая общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы), нация (исторически сложившаяся часть человечества, объединённая устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры), национальность (соотнесение себя к определённой нации).
Учащиеся называют определения, формулируя мысль для более точной дачи ответа к термину.
II. Актуализация и пробное учебное действие
Далее используется метод «Побуждение» при помощи вопросов на установление причинно-следственных связей.
- Какие самостоятельные нации сложились еще во времена Средних веков? (французская, германская, английская, итальянская, испанская).
А какие сословия складывались на протяжении истории?
А какое название получила безграничная власть монарха, опирающегося на идеи Просвещения в XVIII веке? (просвещённый абсолютизм).
Верно.
III. Выявление места и причины затруднения
Далее используется метод «Проблемный вопрос».
-
Знаете ли вы, что такое модернизация? Модернизация – это хорошо или плохо? Как
она может повлиять на общество? (нет).
На все эти вопросы нам предстоит ответить на уроке. Как вы сформулировали бы
тему нашего урока?.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Что нам для этого нужно сделать? (ознакомиться с материалом учебника, дополнительным материалом).
Верно.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (узнать,
что такое модернизация и как она развивалась).
Верно. Значит и темой нашего урока будет? (В поисках путей модернизации).
Отлично, давайте приступать.
V. Реализация построенного проекта
При помощи жеребьёвки, группы выбирают себе тему в соответствии с темой своего пункта параграфа:
1. Деформация средневековых сословий
2. Национальные государства
3. Просвещённый абсолютизм
Далее учащимся раздаётся дополнительный материал (план работы, тема и метод в виде схем, по которому они осваивают новый материал). Приложение 1 и 2.
Здесь может быть применен метод «Мудрые совы».
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Далее учащиеся заполняют свои приложения, презентуют результаты своих работ, объясняя и разъясняя ту тему, которую они выбрали так, чтобы остальные группы поняли их тему.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-
А теперь, давайте вернемся к нашим листочкам. Поменяйтесь, пожалуйста, своими
листами с другой группой: группа 1 отдаёт свой лист группе 3, группа 3 – группе
2, а группа 2 – группе 1.
На обратной стороне учитель заранее напечатал правильно составленные схемы.
- Теперь каждая группа самостоятельно может проверить другую на правильность.
Учащиеся проверяют правильность заполненных схем другими группами.
VIII. Включение в систему знаний и повторения
-
Давайте теперь вернёмся снова к определению модернизация. Что это такое? (процесс
перехода от традиционного общества к современному индустриальному).
С какой властью связан процесс модернизации? (связан с просвещённым
абсолютизмом, так как политика, проводимая монархами, основывалась на
искоренении феодального строя в пользу рыночных отношений).
Благодаря модернизации, какие изменения произошли в обществе? (такой слой как
буржуазия начинает активнее расширяться и богатеть, а крестьяне превращаются в
наёмных работников – развитие капитализма).
Как модернизация повлияла на создание национальных государств? (благодаря
установлению рыночных отношений, происходит унификация почти во всех сферах
жизни общества, светская власть отделяется от религиозной, так как церковь не
имеет больше такого сильного влияния на общество как в эпоху феодального
строя).
Верно.
IX. Рефлексия
- Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да).
Добились ли мы цели, которую поставили в начале урока? (да).
Теперь я предлагаю в том же порядке, в котором вы отдавали свои материалы другой группе, оценить свою деятельность на уроке: группа 1 - группу 3, группа 3 – группу 2, а группа 2 – группу 1.
- Подытожим наш урок кубиком Блума (кубик, где на всех шести гранях написаны начала вопросов; учащийся подбрасывает кубик, учитель формирует вопрос, и учащийся должен ответить на него).
Когда…
Что…
Почему…
Какой (ая, ое)…
Для чего...
Чем…
Домашнее задание: параграф 3, вопросы после параграфа 1, 3, 4 на стр. 45 письменно, из рубрики «Подумайте» № 5 письменно.
Приложение 1
Группа 1
Тема: «Деформация средневековых сословий»
План работы:
1. Прочитать пункт на стр. 38-41 «Деформация средневековых сословий»
2. Заполнить схему
3. Составить 6-8 предложений по теме
4. Подготовить выступление
Группа 2
Тема: «Национальные государства»
План работы:
1. Прочитать пункт на стр. 41-42 «Национальные государства»
2. Заполнить схему «Денотатный граф»
3. Составить 6-8 предложений по теме
4. Подготовить выступление
Группа 3
Тема: «Просвещённый абсолютизм»
План работы:
1. Прочитать пункт на стр. 42-44 «Просвещённый абсолютизм»
2. Заполнить схему «Кластер»
3. Составить 6-8 предложений по теме
4. Подготовить
выступление
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.