«В поисках золотого ключика». Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какое? какая? какие?
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

«В поисках золотого ключика». Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какое? какая? какие?

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Работа в классе +1
doc
русский язык
2 кл
27.02.2020
«В поисках золотого ключика».  Слова, которые  обозначают признаки предметов  и  отвечают на  вопросы  какой? какое? какая?  какие?
Конспект урока
конспект урока.doc

Предмет                        русский язык    

Учитель                            Рулинская Антонина Фёдоровна

Класс                                 2

Продолжительность      45 мин

Тема:          «В поисках золотого ключика».  Слова, которые  обозначают признаки предметов  и  отвечают на  вопросы  какой? какое? какая?  какие?         

№  урока                          4                     

Цельпланируется, что к концу урока учащиеся  будут уметь:  выделять в речи слова, обозначающие признаки предметов, ставить к ним вопросы от слов, обозначающих предметы.

Задачи:

·Обучающие:   

- обеспечить и проконтролировать степень усвоения  умения устанавливать связь между словами, обозначающими признаки предметов и словами, обозначающими предметы;

- способствовать развитию умения составлять словосочетания «слово-предмет»+«слово-признак»;

- создание условий для формирования  орфографической зоркости.

 ·Развивающие: 

- организовать ситуации для развития коммуникативных способностей учащихся, рефлексивных способностей обучающихся.

·Воспитательные:  создавать условия для освоения принципов саморегуляции и сотрудничества в учебных ситуациях.

Тип                                     урок закрепления знаний.

Критерии  обученности  (формируемых знаний и умений)

Учащиеся должны:

Иметь представление:

Знать:

Уметь:

*о словах, которые обозначают названия предметов и отвечают на вопросы кто? что?

* о роли слов — названий предметов в речи;

 * о прописной букве в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек.

* о словах, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

* о роли слов — названий признаков предметов в речи. в речи.

·          о словах-названиях предметов, признаков предметов;

·          вопросы, на которые отвечают слова — названия предметов, признаков предметов;

·          о написании с прописной буквы фамилий, имен, отчеств людей; кличек животных; названий улиц, городов, деревень, рек.

·              находить в предложении, тексте слова, которые обозначают названия предметов, признаки предметов;

·              ставить вопросы к словам, обозначающим названия предметов, признаки предметов;

·              писать с прописной буквы фамилии, имена, отчества людей; клички животных; названия стран, улиц, городов, деревень, рек, океанов;

·              определять орфограмму в слове.

Ведущий метод       решение учебных задач  

Форма организации деятельности учащихся:    фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование:  конверты с заданиями, сундучок с игрушками, «чудесное дерево»,  картинки-монетки,  корзинки, фишки-ключики, таблица «Слово». 

Ход урока:

1-й этап урока: Организационно-психологический этап (1 минута).

Ожидаемый результат: создание психологической готовности учащихся к уроку, мотивация на дальнейшую деятельность. Доброжелательный настрой  учителя и учащихся.

Задачи учителя на этапе: организовать деятельность учащихся, проверить готовность к уроку. Психологически подготовить детей к общению.

Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: приветствие

Деятельность учителя

 

Методы преподавания

Деятельность учащихся

Методы учения

Организует учащихся  на начало урока, создаёт благоприятную психологическую обстановку.

- Прозвенел звонок весёлый,

  Мы начать урок готовы.

  Будем слушать и читать

  И друг другу помогать

Словесные

Эмоционально настраиваются на работу.

Пассивное восприятие

 

 

 

2-й этап урока: Ориентировочно-мотивационный этап урока (4 минуты).

Ожидаемый результат: подготовка обучающихся к сознательному освоению учебного материала, самоопределение целей урока и его конечного результата, мотивация на познавательную деятельность.

Задачи учителя на этапе: активизировать субъектный опыт обучающихся, создать условия для определения личностно значимых целей урока; сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу.

Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: индивидуальная, фронтальная; учебный диалог

Деятельность учителя

 

Методы преподавания

Деятельность учащихся

Методы учения

Организует диалог с учащимися. Актуализация знаний.  (Входит Буратино)

Мальчишки и девчонки,
Ответьте на вопрос:
Знаком ли вам вот этот
Точеный, длинный нос?
Пришёл к вам Буратино -
Добрейший озорник.
Я  с ключиком волшебным
В мир сказочный проник!

Но случилась беда. Карабас Барабас похитил золотой ключик. Я очень прошу  помочь мне.  Выполните задания, заработайте как можно больше маленьких золотых ключиков и помогите обменять их на большой золотой ключ.          

- Ребята, поможем Буратино?

 Итак, отправляемся   на поиски золотого ключика!

 Герои сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»  приготовили для вас задания и разработали маршрут.  Выполнив задания  правильно, вы получите маленькие золотые ключики, тем самым поможете Буратино найти большой золотой ключик.

Герой сказки Говорящий сверчок предлагает поиграть.  Вспомните, что вы знаете о слове? В этом нам поможет игра с мячом «Я начну, а ты продолжи». Правила просты, я бросаю мяч и начинаю фразу, вы ловите мяч и продолжаете её.

Дидактическая задача: закрепить знания учащихся по теме «Слово», развивать умение соотносить начало и конец фразы.

 Ход игры: играющий ловит мяч, продолжает фразу, передаёт мяч водящему.

1.

Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы…

кто? что?

2.

Эти слова отвечают на вопросы что?

парта, стол, карандаш

3.

Эти слова отвечают на вопросы кто?

бабочка, мама, кошка

4.

Слова, которые обозначают признаки предметов,  отвечают на вопросы…

какое? какие? какой? какая?

5.

Эти слова отвечают на вопросы: 

какое? какие? какой? какая?

большое, яркий, маленький, лесные

6.

С большой буквы пишутся:

имена людей, клички животных, названия городов, рек, озёр и т.д.

7.

Лягушка, бабочка, морковь, змея.

Какое слово лишнее?

Морковь. Отвечает на вопрос что?

8.

 Красный, голубой, зелёный. Что   объединяет данные слова?

Отвечают на вопрос какой, обозначают признак предмета.

   Результат: поощрение ребят, заработавших ключики

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока.

 - Как думаете,  о чём будем вести разговор на уроке, чему научимся?

Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно - сообщающий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, отвечают, рассуждают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный диалог.

Применение приобретённых знаний.

 

 

 

 

 

 

3-й этап урока:  Операционно-познавательный этап урока (до 20 минут).

Ожидаемый результат: усвоение учебного материала на уровнях восприятия, понимания, осмысления и осознания. Осмысление ключевых понятий, развитие умений выбирать главное.

Задачи учителя на этапе: создать ситуацию взаимодействия, ориентировать на извлечение, систематизацию определенной информации.

Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения:  индивидуальная, парная, фронтальная; обобщение и систематизация знаний обучающихся;  словесные, проблемно-поисковые.

Деятельность учителя

 

Методы преподавания

Деятельность учащихся

Методы учения

Минутка чистописания.

Буратино не любит писать. Но вас просит аккуратно выполнить задание по чистописанию. От этого зависит  его жизнь.

«Посадите» слово «золото»  на   язычок. Какой  звук  пробует «скатиться»  с горки? Что можете сказать о звуке [з]? А теперь давайте пропишем  буквы  и сочетания букв.

Зз  ззз   зо  оло Зл

- Прочитайте слова. Какие буквы пропущены? Объясните их написание.

зол..то   з.л..той    Злата 

- Спишите слова, поставьте ударение, разделите их для переноса вертикальными линиями.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Составьте устно предложение с одним из этих слов.

(По итогам выполненного задания дети в копилку получают  ключик).

Практическая работа по теме

А) Игра «Чудесное дерево»

На «поле чудес» выросло денежное дерево. На каждой монетке слово, под деревом корзинки с надписями  «предметы»,  «признаки». Как думаете, что нужно сделать? Надо разложить монетки в корзинки. 

Дидактическая задача: содействовать развитию умения дифференцировать слова, обозначающих предметы и признаки предметов.

Игровая задача: сорвать монетки и разложить их в корзинки.

Оборудование: чудесное дерево, корзинки, слова на карточках

Ход:  сорвать монетки, на которых написаны слова, обозначающие предметы и признаки предметов,  разложить их в корзинки.

Результат: подсчёт заработанных ключиков, поощрение ребят правильно выполнивших задание.

Примерный материал для игры: кукла, черепаха, лягушки, зелёные, куртка, волшебный, корочка, папа, лиса, умный, длинный, голубые, злой.

- Для чего нужны слова, которые обозначают признаки предметов? (Для описания предметов).

- О чём можно рассказать, рассматривая предмет? (О форме,  цвете, вкусе, запахе, размере, материале, из которого сделан предмет).

  Кукла Мальвина прислала  сундучок.  Здесь письмо.

«В этом сундучке лежат чудесные предметы. Расскажите о них, используя слова, которые обозначают признаки предметов».

Словосочетание запишите в тетради. Слово-признак подчеркните.

(Предметы: кольцо, зайчик, щенок, ложка, огурец, карандаш, платок, молоток).

Результат: подсчёт заработанных ключиков, поощрение ребят правильно выполнивших задание.

Мудрая черепаха Тортила предлагает игру «Ты загадку отгадай»

 Ваша задача – отгадать загадку,  написать отгадку и подчеркнуть слова, которые помогли её отгадать. (Работа в парах).

1.Чёрные, кривые,

От рождения немые,

Встанут в ряд – все заговорят. ________________________                          

(Буквы чёрные, кривые, немые).

2. Чёрный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт

Там заметки кладёт. ______________________________

(Карандаш деревянный, чёрный).                                    

3.Стоит Алёна –

Платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. _______________________                                       

(Берёза зелёная, белая, тонкая).       

4.Белый, а не снег,

   Сладкий, а не мёд.   _______________________________                                    

(Сахар белый, сладкий).

 Какие слова помогли разгадать загадки? Какую роль играют слова, которые обозначают признаки предметов?

Результат: подсчёт заработанных ключиков, поощрение ребят правильно выполнивших задание.   

Уточнение роли слов, обозначающих признаки предметов.   

  Мы с вами выяснили, что слова, которые обозначают признаки предметов,  украшают нашу речь, делают её более точной и выразительной. Поэтому сейчас вам предстоит работа по восстановлению загадок, из которых  лиса Алиса и кот Базилио похитили часть слов.   С помощью слов-помощников уточните загадку, чтобы стало понятно,  о каком предмете идёт речь(Работа в парах).

Игра «Похитители слов»

1.Мордочка________________,

   Шубка___________________,

   Часто умывается,

   А с водой не знается 

Слова для справок: усатая, полосатая.

2._________________ зверьки,

   __________________шубки,

   __________________глазки,

   __________________зубки.

Слова для справок. Маленькие, серенькие, черненькие, остренькие.

3.            _____________ комочки,

     ______________, как вата!

    Бегают за квочкой. Это кто…?

 Слова для справок. Жёлтые, лёгкие                 

 (Получают ключики за правильно выполненное задание).

 

 

 

Педагогика сотрудничества (учебный диалог).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемно-поисковые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

 

 

 

 

 

 

 

Анализ, синтез, доказательство, высказывание предположений.

 

 

 

 

 

Слушают, отвечают на вопросы, рассуждают

 

 

 

 

 

 

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают деформированный  текст.  

Выбирают опорные слова для восстановления текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобретение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный диалог.

Монолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный диалог.

Монолог.

 

 

 

 

Творческая деятельность.

 

 

 

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА      (1 минута)

 

4-й этап урока:  Контрольно-оценочный этап урока (до 10 минут).

Ожидаемый результат: готовность учащихся выполнить задания, решить ситуационные задачи.

Задачи учителя на этапе: оценка успешности достижения цели урока.

Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: самостоятельная работа, работа в парах, группах, самоконтроль, выявление личной позиции учащихся через ситуацию выбора

Деятельность учителя

 

Методы преподавания

Деятельность учащихся

Методы учения

Работа в группах.  Игра «Собери предложение»

 Карабас  Барабас был очень зол и разбросал слова. Ваша задача: прочитать слова,  составить из них предложения, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть волнистой чертой слова, которые обозначают признаки. Дана подсказка: слово написанное с большой буквы –начало предложения.

метели    зам..ли    Злые   тр..пинки     л..сные

деревья   серебристым     М..ро..    инеем    украсил

красивых  Р..бяти..ки   лепят     сн..говиков

- Прочитайте получившиеся предложения.

- Закройте слова, которые обозначают признаки предметов и прочитайте полученное предложение. Каким оно стало?

Результат: подсчёт заработанных ключиков, поощрение ребят правильно выполнивших задание.       

Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

 

Читают и работают с  деформированным  текстом.

 

 

 

Анализируют, рассуждают, высказывают свою точку зрения.

 

 

Проверка знаний, умений и навыков.

 

 

 

Учебный диалог

 

Творческая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

5-й этап урока:  Этап информации о домашнем задании (до 2 минут).

Ожидаемый результат: самоопределение учащихся на выполнение домашнего задания.

Задачи учителя на этапе: обеспечить понимание учащимися  содержания и способов выполнения домашнего задания.

Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: запись домашнего задания в дневники и тетради.

 

Деятельность учителя

 

Методы преподавания

Деятельность учащихся

Методы учения

Мотивация деятельности учащихся на выполнение домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Д/З

 Папа Карло предлагает  вам  дома найти загадки о животных, в которой используются слова,  обозначающие  признаки предметов, записать их в тетрадь. 

Словесные, диалог

Самоопределяются,

принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их достижения. Задают уточняющие вопросы

Словесные, учебный диалог

 

6-й этап урока:  Подведение итогов. Словесная оценка деятельности каждого учащегося на уроке (до 5 минут).

Ожидаемый результат: диагностика уровня эффективности взаимодействия участников педагогического процесса.

Задачи учителя на этапе: анализ работы класса на уроке, подведение итогов урока.

Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: фронтальный опрос

Деятельность учителя

 

Методы преподавания

Деятельность учащихся

Методы учения

Приём  «Задай вопрос по изученной теме соседу по парте»

Словесная оценка деятельности каждого учащегося на уроке.

Словесные,  диалог

Оценка продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия.

Учебный диалог

 

7-й этап урока:  Этап рефлексии (2 минуты).

Ожидаемый результат: проанализировать и оценить успешность достижения цели.

Задачи учителя на этапе: содействовать развитию способности к рефлексии своей деятельности, формулировке выводов.

Формы работы, способы деятельности,  методы и приёмы обучения: обсуждение результатов работы.

Деятельность учителя

 

Методы преподавания

Деятельность учащихся

Методы учения

Мобилизация учащихся на рефлексию.

Создание условий для формирования умения анализировать свою деятельность.

Приём «Интервью»

-О чём шла речь на уроке?

- Чему мы учились?

- Что было интересным?

- Что было трудным?

- Как ты участвовал в уроке?

Подсчёт ключиков, обмен на большой золотой ключ. 

- Молодцы! Буратино вот твой  золотой ключик от волшебной дверцы. Давайте посмотрим, что там за дверью?  (Корзинка с подарками).

  Всем спасибо за работу.

Словесные, диалог

Осмысление результатов своих действий

 

Контроль и самоконтроль

 


Предмет русский язык

Предмет русский язык

Ведущий метод решение учебных задач

Ведущий метод решение учебных задач

Ориентировочно-мотивационный этап урока (4 минуты)

Ориентировочно-мотивационный этап урока (4 минуты)

Буратино найти большой золотой ключик

Буратино найти большой золотой ключик

Красный, голубой, зелёный. Что объединяет данные слова?

Красный, голубой, зелёный. Что объединяет данные слова?

Какое слово лишнее? Почему? -

Какое слово лишнее? Почему? -

Словосочетание запишите в тетради

Словосочетание запишите в тетради

Результат: подсчёт заработанных ключиков, поощрение ребят правильно выполнивших задание

Результат: подсчёт заработанных ключиков, поощрение ребят правильно выполнивших задание

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 минута) 4-й этап урока:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 минута) 4-й этап урока:

Этап информации о домашнем задании (до 2 минут)

Этап информации о домашнем задании (до 2 минут)

Деятельность учителя Методы преподавания

Деятельность учителя Методы преподавания
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей