Предмет русский язык
Учитель Рулинская Антонина Фёдоровна
Класс 2
Продолжительность 45 мин
Тема: «В поисках золотого ключика». Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какое? какая? какие?
№ урока 4
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут уметь: выделять в речи слова, обозначающие признаки предметов, ставить к ним вопросы от слов, обозначающих предметы.
Задачи:
·Обучающие:
- обеспечить и проконтролировать степень усвоения умения устанавливать связь между словами, обозначающими признаки предметов и словами, обозначающими предметы;
- способствовать развитию умения составлять словосочетания «слово-предмет»+«слово-признак»;
- создание условий для формирования орфографической зоркости.
·Развивающие:
- организовать ситуации для развития коммуникативных способностей учащихся, рефлексивных способностей обучающихся.
·Воспитательные: создавать условия для освоения принципов саморегуляции и сотрудничества в учебных ситуациях.
Тип урок закрепления знаний.
Критерии обученности (формируемых знаний и умений)
Учащиеся должны:
Иметь представление: |
Знать: |
Уметь: |
*о словах, которые обозначают названия предметов и отвечают на вопросы кто? что? * о роли слов — названий предметов в речи; * о прописной букве в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек. * о словах, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? * о роли слов — названий признаков предметов в речи. в речи. |
· о словах-названиях предметов, признаков предметов; · вопросы, на которые отвечают слова — названия предметов, признаков предметов; · о написании с прописной буквы фамилий, имен, отчеств людей; кличек животных; названий улиц, городов, деревень, рек. |
· находить в предложении, тексте слова, которые обозначают названия предметов, признаки предметов; · ставить вопросы к словам, обозначающим названия предметов, признаки предметов; · писать с прописной буквы фамилии, имена, отчества людей; клички животных; названия стран, улиц, городов, деревень, рек, океанов; · определять орфограмму в слове. |
Ведущий метод решение учебных задач
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: конверты с заданиями, сундучок с игрушками, «чудесное дерево», картинки-монетки, корзинки, фишки-ключики, таблица «Слово».
Ход урока:
1-й этап урока: Организационно-психологический этап (1 минута).
Ожидаемый результат: создание психологической готовности учащихся к уроку, мотивация на дальнейшую деятельность. Доброжелательный настрой учителя и учащихся.
Задачи учителя на этапе: организовать деятельность учащихся, проверить готовность к уроку. Психологически подготовить детей к общению.
Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: приветствие
Деятельность учителя
|
Методы преподавания |
Деятельность учащихся |
Методы учения |
Организует учащихся на начало урока, создаёт благоприятную психологическую обстановку. - Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать и читать И друг другу помогать |
Словесные |
Эмоционально настраиваются на работу. |
Пассивное восприятие |
2-й этап урока: Ориентировочно-мотивационный этап урока (4 минуты).
Ожидаемый результат: подготовка обучающихся к сознательному освоению учебного материала, самоопределение целей урока и его конечного результата, мотивация на познавательную деятельность.
Задачи учителя на этапе: активизировать субъектный опыт обучающихся, создать условия для определения личностно значимых целей урока; сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу.
Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: индивидуальная, фронтальная; учебный диалог
Деятельность учителя
|
Методы преподавания |
Деятельность учащихся |
Методы учения |
||||||||||||||||||||||||
Организует диалог с учащимися. Актуализация знаний. (Входит Буратино) Мальчишки
и девчонки, Но случилась беда. Карабас Барабас похитил золотой ключик. Я очень прошу помочь мне. Выполните задания, заработайте как можно больше маленьких золотых ключиков и помогите обменять их на большой золотой ключ. - Ребята, поможем Буратино? Итак, отправляемся на поиски золотого ключика! Герои сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» приготовили для вас задания и разработали маршрут. Выполнив задания правильно, вы получите маленькие золотые ключики, тем самым поможете Буратино найти большой золотой ключик. Герой сказки Говорящий сверчок предлагает поиграть. Вспомните, что вы знаете о слове? В этом нам поможет игра с мячом «Я начну, а ты продолжи». Правила просты, я бросаю мяч и начинаю фразу, вы ловите мяч и продолжаете её. Дидактическая задача: закрепить знания учащихся по теме «Слово», развивать умение соотносить начало и конец фразы. Ход игры: играющий ловит мяч, продолжает фразу, передаёт мяч водящему.
Результат: поощрение ребят, заработавших ключики Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока. - Как думаете, о чём будем вести разговор на уроке, чему научимся? |
Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)
Информационно - сообщающий. |
Слушают, отвечают, рассуждают.
Формулируют цель урока. |
Учебный диалог. Применение приобретённых знаний.
|
3-й этап урока: Операционно-познавательный этап урока (до 20 минут).
Ожидаемый результат: усвоение учебного материала на уровнях восприятия, понимания, осмысления и осознания. Осмысление ключевых понятий, развитие умений выбирать главное.
Задачи учителя на этапе: создать ситуацию взаимодействия, ориентировать на извлечение, систематизацию определенной информации.
Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная; обобщение и систематизация знаний обучающихся; словесные, проблемно-поисковые.
Деятельность учителя
|
Методы преподавания |
Деятельность учащихся |
Методы учения |
Минутка чистописания. Буратино не любит писать. Но вас просит аккуратно выполнить задание по чистописанию. От этого зависит его жизнь. «Посадите» слово «золото» на язычок. Какой звук пробует «скатиться» с горки? Что можете сказать о звуке [з]? А теперь давайте пропишем буквы и сочетания букв. Зз ззз зо оло Зл - Прочитайте слова. Какие буквы пропущены? Объясните их написание. зол..то з.л..той Злата - Спишите слова, поставьте ударение, разделите их для переноса вертикальными линиями. - Какое слово лишнее? Почему? - Составьте устно предложение с одним из этих слов. (По итогам выполненного задания дети в копилку получают ключик). Практическая работа по теме А) Игра «Чудесное дерево» На «поле чудес» выросло денежное дерево. На каждой монетке слово, под деревом корзинки с надписями «предметы», «признаки». Как думаете, что нужно сделать? Надо разложить монетки в корзинки. Дидактическая задача: содействовать развитию умения дифференцировать слова, обозначающих предметы и признаки предметов. Игровая задача: сорвать монетки и разложить их в корзинки. Оборудование: чудесное дерево, корзинки, слова на карточках Ход: сорвать монетки, на которых написаны слова, обозначающие предметы и признаки предметов, разложить их в корзинки. Результат: подсчёт заработанных ключиков, поощрение ребят правильно выполнивших задание. Примерный материал для игры: кукла, черепаха, лягушки, зелёные, куртка, волшебный, корочка, папа, лиса, умный, длинный, голубые, злой. - Для чего нужны слова, которые обозначают признаки предметов? (Для описания предметов). - О чём можно рассказать, рассматривая предмет? (О форме, цвете, вкусе, запахе, размере, материале, из которого сделан предмет). Кукла Мальвина прислала сундучок. Здесь письмо. «В этом сундучке лежат чудесные предметы. Расскажите о них, используя слова, которые обозначают признаки предметов». Словосочетание запишите в тетради. Слово-признак подчеркните. (Предметы: кольцо, зайчик, щенок, ложка, огурец, карандаш, платок, молоток). Результат: подсчёт заработанных ключиков, поощрение ребят правильно выполнивших задание. Мудрая черепаха Тортила предлагает игру «Ты загадку отгадай» Ваша задача – отгадать загадку, написать отгадку и подчеркнуть слова, которые помогли её отгадать. (Работа в парах). 1.Чёрные, кривые, От рождения немые, Встанут в ряд – все заговорят. ________________________ (Буквы чёрные, кривые, немые). 2. Чёрный Ивашка – Деревянная рубашка, Где носом поведёт Там заметки кладёт. ______________________________ (Карандаш деревянный, чёрный). 3.Стоит Алёна – Платок зелёный, Тонкий стан, белый сарафан. _______________________ (Берёза зелёная, белая, тонкая). 4.Белый, а не снег, Сладкий, а не мёд. _______________________________ (Сахар белый, сладкий). Какие слова помогли разгадать загадки? Какую роль играют слова, которые обозначают признаки предметов? Результат: подсчёт заработанных ключиков, поощрение ребят правильно выполнивших задание. Уточнение роли слов, обозначающих признаки предметов. Мы с вами выяснили, что слова, которые обозначают признаки предметов, украшают нашу речь, делают её более точной и выразительной. Поэтому сейчас вам предстоит работа по восстановлению загадок, из которых лиса Алиса и кот Базилио похитили часть слов. С помощью слов-помощников уточните загадку, чтобы стало понятно, о каком предмете идёт речь. (Работа в парах). Игра «Похитители слов» 1.Мордочка________________, Шубка___________________, Часто умывается, А с водой не знается Слова для справок: усатая, полосатая. 2._________________ зверьки, __________________шубки, __________________глазки, __________________зубки. Слова для справок. Маленькие, серенькие, черненькие, остренькие. 3. _____________ комочки, ______________, как вата! Бегают за квочкой. Это кто…? Слова для справок. Жёлтые, лёгкие (Получают ключики за правильно выполненное задание). |
Педагогика сотрудничества (учебный диалог).
Проблемно-поисковые.
Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).
Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).
|
Анализ, синтез, доказательство, высказывание предположений.
Слушают, отвечают на вопросы, рассуждают
Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений.
Читают деформированный текст. Выбирают опорные слова для восстановления текста.
|
Приобретение знаний.
Учебный диалог.
Учебный диалог. Монолог.
Учебный диалог. Монолог.
Творческая деятельность.
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 минута)
4-й этап урока: Контрольно-оценочный этап урока (до 10 минут).
Ожидаемый результат: готовность учащихся выполнить задания, решить ситуационные задачи.
Задачи учителя на этапе: оценка успешности достижения цели урока.
Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: самостоятельная работа, работа в парах, группах, самоконтроль, выявление личной позиции учащихся через ситуацию выбора
Деятельность учителя
|
Методы преподавания |
Деятельность учащихся |
Методы учения |
Работа в группах. Игра «Собери предложение» Карабас Барабас был очень зол и разбросал слова. Ваша задача: прочитать слова, составить из них предложения, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть волнистой чертой слова, которые обозначают признаки. Дана подсказка: слово написанное с большой буквы –начало предложения. метели зам..ли Злые тр..пинки л..сные деревья серебристым М..ро.. инеем украсил красивых Р..бяти..ки лепят сн..говиков - Прочитайте получившиеся предложения. - Закройте слова, которые обозначают признаки предметов и прочитайте полученное предложение. Каким оно стало? Результат: подсчёт заработанных ключиков, поощрение ребят правильно выполнивших задание. |
Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).
|
Читают и работают с деформированным текстом.
Анализируют, рассуждают, высказывают свою точку зрения.
|
Проверка знаний, умений и навыков.
Учебный диалог
Творческая деятельность.
|
5-й этап урока: Этап информации о домашнем задании (до 2 минут).
Ожидаемый результат: самоопределение учащихся на выполнение домашнего задания.
Задачи учителя на этапе: обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.
Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: запись домашнего задания в дневники и тетради.
Деятельность учителя
|
Методы преподавания |
Деятельность учащихся |
Методы учения |
Мотивация деятельности учащихся на выполнение домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Д/З Папа Карло предлагает вам дома найти загадки о животных, в которой используются слова, обозначающие признаки предметов, записать их в тетрадь. |
Словесные, диалог |
Самоопределяются, принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их достижения. Задают уточняющие вопросы |
Словесные, учебный диалог |
6-й этап урока: Подведение итогов. Словесная оценка деятельности каждого учащегося на уроке (до 5 минут).
Ожидаемый результат: диагностика уровня эффективности взаимодействия участников педагогического процесса.
Задачи учителя на этапе: анализ работы класса на уроке, подведение итогов урока.
Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: фронтальный опрос
Деятельность учителя
|
Методы преподавания |
Деятельность учащихся |
Методы учения |
Приём «Задай вопрос по изученной теме соседу по парте» Словесная оценка деятельности каждого учащегося на уроке. |
Словесные, диалог |
Оценка продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. |
Учебный диалог |
7-й этап урока: Этап рефлексии (2 минуты).
Ожидаемый результат: проанализировать и оценить успешность достижения цели.
Задачи учителя на этапе: содействовать развитию способности к рефлексии своей деятельности, формулировке выводов.
Формы работы, способы деятельности, методы и приёмы обучения: обсуждение результатов работы.
Деятельность учителя
|
Методы преподавания |
Деятельность учащихся |
Методы учения |
Мобилизация учащихся на рефлексию. Создание условий для формирования умения анализировать свою деятельность. Приём «Интервью» -О чём шла речь на уроке? - Чему мы учились? - Что было интересным? - Что было трудным? - Как ты участвовал в уроке? Подсчёт ключиков, обмен на большой золотой ключ. - Молодцы! Буратино вот твой золотой ключик от волшебной дверцы. Давайте посмотрим, что там за дверью? (Корзинка с подарками). Всем спасибо за работу. |
Словесные, диалог |
Осмысление результатов своих действий
|
Контроль и самоконтроль |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.