в помощь учителям

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала npk_dorofeeva_s.v.docx

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования»

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа 32»      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Воспитание патриотизма  через краеведение

                   во внеурочной деятельности

             «Мар-Кюель- мой родной край»                           

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Составила : Павина А.В.

                                                             учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Содержание

 

      1 Введение……………………………………………………………….3

      2.Рабочая программа курса « Мар-Кюель-мой родной край»…….7

     3. Литература ……………………………………………………………13

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Введение

 

      Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Однажды, листая  учебное пособие « Сунтар- моя земля»  для учащихся 5 классов, подготовленное  в рамках проекта « Создание учебных пособий для курса « Родной край» как основа реализации национально-регионального и школьного компонентов  базисного учебного плана общеобразовательных школ  РС(Я)   решила рассказать о родном селе тем, кто только начинает свой жизненный путь, моим ученикам.

      На протяжении десятилетий государственная образовательная система в России бази­ровалась на унификации учебно-воспитательного процесса. Это находило выражение в единых учебных планах, программах и приводило к единообразию в обучении, к определен­ной нивелировке индивидуальных особенностей личности. Приоритет в планировании со­держания образования принадлежал государству.

    С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России работают по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образо­вания (ФГОС НОО).  Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.   Сегодняшние школьники — это будущие граждане страны. Школа не имеет права выпускать из своих стен «средних», недостаточно развитых и воспитанных учащихся.

    В соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения школа должна создать условия для полноценной внеурочной деятельности. Стандарт ориентирует образовательные учреждения на проектирование образова­тельных программ и предполагает разнообразить не только содержание, но и формы организации деятельности учащихся после уроков.     

   Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению . Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, краеведение необходимо не только в учебных школьных курсах, но и во внеурочной деятельности.

   Краеведение рождает чувство патриотизма — глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей «малой родины», особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие — гордость за это.

    Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.

    Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

    Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных средств обучения: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии, конкурсов, игр и праздников. Одним из таких средств является разработанная программа  внеурочной деятельности   «Мар-Кюель – мой родной край» по краеведению с  электронным наглядным пособием, которая поможет учителю начальных классов в подготовке и проведении внеурочной деятельности с учащимися.

    Задача, решаемая проектом: учитель будет обеспечен электронным образовательным ресурсом этой программы.

    Новизна этого проекта состоит в том, что для учителя будет представлена программа  внеурочного занятия  с электронным  наглядным пособием, который состоит из авторских фотографий  «Природа  Мар-Кюеля»,  презентаций, видеофильмов ,  рабочая программа  «Мар-Кюель – мой родной край», фрагменты занятии .

    Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории, географии и культуры наших предков. Основная задача программы — формировать у школьников общее представление об истории, географии родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. На внеурочное занятие отводится 1 час в неделю— \34 часа в год\.

    В процессе обучения дети знакомятся с природными особенностями, с историческим прошлым, настоящим  села,   с  известными людьми . Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного села.

      Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится встречам со старожилами родного села. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным примером нравственного воспитания.

        Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

     Ведущей идеей программы «Мар-Кюель – мой родной край» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.

     Отличительные особенности программы «Мар-Кюель – мой родной край», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию и дополняет учебный курс «Родной край» об истории Сунтарского улуса  для учащихся 5 класса, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей,  способствует организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рабочая программа внеурочного занятия « Мар-Кюель-мой родной край»

                                          Пояснительная записка

 

       Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

     Предлагаемая программа внеурочного занятия «Мар-Кюель-мой родной край» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.

     Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

     Представленная программ рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности 1 час в неделю .

      Цель: приобщение детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии.

     Задачи программы:

   -формирование представлений об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории  села, улуса;

   - осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях республики  и улуса;

   -развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения, формирование ключевых компетентностей;

   - изучение природы родного края, ее ресурсов;

   -формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

 

 Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

   Участники программы: учащиеся 4 классов, учителя начальной школы, педагоги-предметники,  работники библиотек.

 

  Связи, устанавливаемые для реализации программы:

Внутренние: педагоги начального и среднего звена, школьный библиотекарь.

Внешние: детская библиотека, общественные организации села, « Обугэ бала5ана».

 

 

 

 

                                  Учебно- методическое сопровождение

1.Сунтарский улус РС(Я): справочные материалы по краеведению.Л.А. Архипова и др; Издательство ИПКРО. Якутск,2010.

2.«Маар-Куолум – мин дойдум»: научнай – практическай конференция матырыйаалллара.СКБ. Сунтаар,2007.

3.Маар-Куол нэьилиэгэ.СКБ, хомуйда З.В. Харитонова,Сунтаар, 2006.

4. Алексеев П.И. Дойдум ахтыл5ана Маар-Куол.Дьокуускай, 2011.

5.Оскуола кыьата- олохпут туьэ.

6.Деревья и кустарники Якутии. П.А. Тимофеев,Якутск, Бичик; 2010.

7.Реки и озера Якутии. Краткий справочник. Якутск, Бичик; 2007.

8.Знаете ли вы птиц Якутии. Б.И. Сидоров. Справочник определитель.Якутск.Бичик.1999.

9  Презентации по темам Power Point.

10 Видеофильмы

11. Авторские фотографии.

 

 

                                               Учебно-тематический план

 

 Наименование разделов и тем

 Всего часов

1

Понятие «родной край»

1

2

Моя родословная

4

3

С чего начинается Родина?

13

4

Моя школа- мой дом

3

5

Мой двор, моя улица

3

6

Красотою славится наша земля

10

 

                                         Всего

34

                                         

                                  

 

 

 

                                     Содержание программы( 34 часа)

\

    Понятие « родной край».(1ч)  Что изучает краеведение.Источники изучения родного края. Чтение стихотворения первой поэтессы Сунтарского улуса, землячки С. Спиридоновой «Маар-Куолум –мин дойдум»

Творческое задание: подобрать стихи , пословицы, поговорки о родном крае.

Видеофильм «Маар-Куол».

   Моя родословная (4ч).Значение имен. Происхождение фамилий. История семьи.

Практическое задание: составление генеалогического древа семьи.

Творческое задание: написать рассказ о семейной реликвии.

  С чего начинается Родина(13ч.). Знакомство с гербом  улуса. Прошлое родного края. История села в годы войны. Чтение стихотворения  поэта- земляка Н. Сергеева « Тугун бэрдэй  кэрэтэй». Памятники истории и культуры. Занятия населения. Сельское  хозяйство, предприятия. Знатные люди села.  Земляки-писатели, спортсмены, запевалы осуохая.

 Литературный час  « Мы читаем наших писателей»

 Час поэзии по творчеству местных писателей.

 Поисковое  задание: «Орден в моем доме».

Творческое задание : аппликация герба села.

Экскурсия  по предприятиям. Встречи с ветеранами труда и тыла.

    Моя школа- мой дом(3ч). История школы. Учителя школы. Учителя- ветераны.

Видеофильм « Уорэммит оскуолам»

Творческое задание: написать рассказ « Моя школа», «Мои учителя».

 Мой двор, моя улица(3ч).  Знакомство с улицами села.

 Поисковое задание: « О чем говорят названия улиц?»

 Конкурс рисунков: « Мой двор, моя улица»

Экскурсия по улицам села.

 Красотою славится наша земля(10ч). Знакомство с природой  наслега. Географическая характеристика. Климат. Животный мир. Растительный мир. Топонимика. Озера. Правила поведения на природе. Бережное  отношение к природе. Начальные  навыки туризма.

Экскурсия « Какие и где растут деревья , кустарники, травы»

Сбор и создание гербариев. Викторина « Лесная   аптека»

Акция « Помоги птицам!» . Изготовление поделок из бросового материала.

 Поход  в местность « Бэс чагда».

 

                                       Ожидаемые результаты

 Личностные результатаы:

-чувство гордости за свою « малую родину», за земляков ;

- уважительное  отношение к семейным ценностям:

-бережное отношение  к окружающему миру:

- целостное восприятие  окружающего мира:

- творческий подход к выполнению заданий:

 

Метапредметные  результаты:

- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:

-умение планировать:

-использование различных способов поиска, сбора, обработки информации:

 

 Предметные результаты:

-  доступные по возрасту начальные сведения об истории, географии, экологии, культурном наследии родного села:

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы:

-элементарный опыт творческой  и проектной деятельности:

                           

                      Возможные критерии результативности

 

1. Активность учащихся во внеурочное время.

2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.

3.Положительная тенденция роста участников  конкурсных программ, выставок, викторин, в интеллектуальном марафоне, в научно-практической конференции, в защите проектов.

4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

 

                                     Показатели результативности

 

1. Активное участие во внеклассной работе.

2.Активное участие школьников в интеллектуальных играх и конкурсах.

3.Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

4. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

     

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

                                            Литература .

 

1.      Виноградова Н.Ф. Внеурочная деятельность в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального образования // Научно-методический журнал «Начальное образование» / Н.Ф. Виноградова. — М.: Издательство «Русский журнал», 2011. —№ 5

 

     2..Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.:     

         Айрис — пресс, 2005.

3.     Рабочие программы . Начальная школа. УМК « Школа России».М., Планета.2013.- Образовательный стандарт.

4.     А.В. Миронов . Как построить урок  в соответствии с ФГОС.Волгоград. Издательство «Учитель» 2012.

5.     Интернет ресурсы сайта http://pedsovet.su