Урок по предмету «Окружающий мир»
3 класс
Учитель Чекунаева Е.Г.
Тема: «В царстве грибов»
Цель: Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся через расширение знаний о грибах; формировать у учащихся представления о грибах, как особом царстве живой природы; развивать умения различать съедобные и несъедобные грибы; познакомить с правилами сбора грибов; воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: Учебники, тесты, сигнальные карточки, тетради курса.
Планируемые результаты:
- знать о наличии царства грибов;
- знать строение гриба;
- находить и перечислять части гриба;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
- различать грибы-двойники;
- знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте:
учебник, тетрадь, пенал.
Эмоциональный настрой.
Игра-приветствие «Здравствуйте!»
– Ребята, давайте поприветствуем друг друга и
пожелаем всем удачи на уроке.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев
рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но
после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи
тебе на уроке!»
II. Актуализация опорных знаний
1. Сообщение синоптиков о состоянии погоды на сегодняшний день
2. Проверка домашнего задания
Тест «Охрана животных»
1. Какие животные занесены в Красную книгу?
1) корова, лошадь, гусь, петух;
2) свинья, овца, утка, индюк.
3) тигр, морж, фламинго, зубр;
2. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их.
1) белка, заяц, кабан;
2) бобр, соболь, куница;
3) лось, лиса, волк.
3. Каких животных нужно охранять?
1) тех, которых в природе осталось мало;
2) всех;
3) тех, которых много в природе.
4. Как вы можете принимать участие в охране животных?
1) разводить редких животных у себя дома;
2) выполнять правила поведения в природе;
3) задерживать браконьеров.
ІІІ Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Отгадайте загадку, и узнаете, о каком царстве пойдет речь на уроке.
Я под шапкой цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
2.Технология «Микрофон»
1) О чём идёт речь? (о грибах)
2) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.
3) Сформулируйте тему нашего урока?
4) Что вы уже знаете о грибах?
5) А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
6) На какой вопрос мы будем искать ответ?
7) Поставьте перед собой цели урока.
8) Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
9) Как вы думаете, это живая или неживая природа? Почему?
10) К какому царству, растений или животных, вы их отнесете?
11) А какие части растений вам известны? (стебель, корень, лист…)
12) А у гриба это есть?
13) Так можем ли мы отнести их к царству растений?
Вывод: Значит, грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру животных, ни к миру растений! Царство грибов очень разнообразно. Ученым известно около 100 тысяч видов этих организмов.
А сейчас я предлагаю отправиться в лес за грибами…
ІV. Изучение нового материала
1. Объяснение материала учителем
- Итак, сегодня мы знакомимся с царством грибов.
- Существует даже целая наука, посвященная его изучению. Если перевести её название то получится что “микос” – гриб, “логос” – наука (микология)
(На доске модель гриба)
-Назовите части гриба, покажите их на модели (шляпка, ножка)
-А кто знает, как называется эта часть? (учитель показывает на грибницу)
-Правильно. У гриба есть ещё одна часть, которую мы не видим. Это грибница.
-
Обратите внимание, как пишется слово грибница, от какого слова оно образовано?
(От слова гриб)
2. Работа по учебнику. Работа в парах
-Давайте сравним наши предположения с рисунком в учебнике. Посмотрите рис.1 в учебнике на стр.112
-Из каких частей состоит гриб?
-Правильно мы с вами обозначили? Молодцы.
-Рассмотрим рис.2 в учебнике.
-Что на нем изображено, выскажите свои предположения.
-Давайте прочитаем об этом в учебнике.
3. Ученик читает текст на стр.112-113
4.
Работа по тексту
- Как грибы связаны с деревьями?
- А как вы считаете, какое значение для леса имеют грибы?
-Если мы будем бездумно срывать грибы, уничтожать их, может случиться так, что они совсем исчезнут. Некоторые грибы уже на грани исчезновения и занесены в Красную книгу. Посмотрите на них. Мы их в нашем лесу уже не увидим.
Вывод: Грибы – это богатство леса. И относится к ним надо бережно.
5.Рассмотрите рисунок на стр.113 в учебнике.
Вы видите грибы, которые вам вряд ли удастся встретить в лесу, т.к. это грибы, занесенные в Красную книгу. Все они довольно причудливой формы и яркой раскраски. Но это тоже грибы.
6. Физминутка «Белый гриб».
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята!
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(потягивания-руки вверх)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть.
(дети садятся за парты
7. Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах
1. Шляпочные грибы.
-Люди издавна используют шляпочные грибы в пищу. Грибы богаты белками (20-30 % сухой массы). В них содержатся жиры, минеральные вещества, микроэлементы – железо, кальций, цинк, йод, калий, фосфор. На территории нашей страны растет около 300 видов съедобных грибов.
2. Съедобные грибы.
-Лучшими съедобными грибами являются белый гриб, подосиновик, подберезовик и т.д.
3. Лисички.
4. Белый гриб.
5. Ядовитые грибы.
-Наряду с большим количеством съедобных грибов в лесах встречаются и ядовитые. К ним относят, например, всем известные мухоморы с красными белыми пятнистыми шляпками.
6. Мухомор.
7. Бледная поганка.
V. Закрепление изученного материала
1. Игра «Съедобный-несъедобный»
Я предлагаю вам сыграть в игру «Съедобные –
несъедобные», чтобы проверить знания по грибам. Я буду демонстрировать картинки
с грибами. Если гриб – съедобный, то показываете зеленую
карточку, а если несъедобный – красную. (Дети выполняют движения: на «красный»
- стоят молча, на «зеленый» - шагают).
-Почему нельзя собирать несъедобные грибы? ( ядовиты, опасны для жизни).
Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!
- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
– И вообще! Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!
– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
2. Вспомним правила работы в группе.
Задание. Что
еще надо знать, когда мы отправляемся в лес за грибами? Разработайте правила
сбора грибов.
Будь внимателен при сборе грибов!
Правила:
1. Не шуметь
2.Не мусорить
3.Не топтать
4.Не разрывать мох
5. Не нарушать грибницу
6. Гриб срезать ножом или выкрутить, ямку
засыпать землей и прикрыть мохом
7. Не собирать незнакомые и старые грибы
8. Не трогать ядовитые грибы, ими лечатся лоси и
другие животные
3. Работа в тетради
-Какие из рекомендаций правильные: отметь знаком «+».
а) Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
б) Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в сторону листву и мох. Так грибы будут лучше видны.
в) Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
г) Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах, чтобы не ездить далеко.
4. Это интересно знать! (Сообщения детей)
5. Почему так говорят: «
Растут как грибы после дождя»
VI. Итог урока.
– Наш урок подошёл к концу. Я сейчас начинаю
говорить о грибах, а вы
заканчиваете предложение .
Грибы – это…..
Части гриба –…
Грибы нужны…
Они бывают…
- Что же вы узнали сегодня о грибах?
VII. Рефлексия
-А теперь,
пожалуйста, оцените свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание
Читать и пересказывать стр.112-116. Вылепить из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов. Постараться передать их отличительные признаки
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.