«В царстве грибов»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся через расширение знаний о грибах; формировать у учащихся представления о грибах, как особом царстве живой природы; развивать умения различать съедобные и несъедобные грибы; познакомить с правилами сбора грибов; воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Иконка файла материала Урок по предмету Окружающий мир 3 класс в царстве грибов.docx

Урок по предмету «Окружающий мир»

3 класс

Учитель Чекунаева Е.Г.

Тема: «В царстве грибов»

Цель: Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся через расширение знаний о грибах; формировать у учащихся представления о грибах, как особом царстве живой природы; развивать умения различать съедобные и несъедобные грибы; познакомить с правилами сбора грибов; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: Учебники, тесты, сигнальные карточки, тетради курса.

 Планируемые результаты:

- знать о наличии царства грибов;

- знать строение гриба;

- находить и перечислять части гриба;

- знать съедобные и несъедобные грибы;

- различать грибы-двойники;

- знать грибы, занесённые в Красную книгу.

Ход урока

I. Организационный момент.

http://s-dog.ru/images/vitaliy_demochka_pust_govoryat_21353_101.jpg– Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.
Эмоциональный настрой. 
Игра-приветствие «Здравствуйте!»
– Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: 
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными); 
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»

II. Актуализация опорных знаний

1. Сообщение синоптиков о состоянии погоды на сегодняшний день

Анимашки Погода

2. Проверка домашнего задания

Тест «Охрана животных»

1. Какие животные занесены в Красную книгу?

1) корова, лошадь, гусь, петух;

2) свинья, овца, утка, индюк.

3) тигр, морж, фламинго, зубр;

2. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их.

http://otvet.imgsmail.ru/download/ecef1b8546485d966b0fb6ac0da7fce2_i-15685.jpg1) белка, заяц, кабан;

2) бобр, соболь, куница;

3) лось, лиса, волк.

3. Каких животных нужно охранять?

1) тех, которых в природе осталось мало;

2) всех;

3) тех, которых много в природе.

4. Как вы можете принимать участие в охране животных?

1) разводить редких животных у себя дома;

2) выполнять правила поведения в природе;

3) задерживать браконьеров.

ІІІ Мотивация учебной деятельности  учащихся

1. Отгадайте загадку, и узнаете, о каком царстве пойдет речь на уроке.

Рисунок3Я под шапкой цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

 

2.Технология «Микрофон»

1) О чём идёт речь? (о грибах)

http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=129664697-08-72&n=212) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.

3) Сформулируйте тему нашего урока?

4) Что вы уже знаете о грибах?

5)  А что бы вы хотели узнать об этом царстве?

6) На какой вопрос мы будем искать ответ?

7) Поставьте перед собой цели урока.

8) Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

9) Как вы думаете, это живая или неживая природа? Почему?

10) К какому царству, растений или животных, вы их отнесете?

11) А какие части растений вам известны? (стебель, корень, лист…)

12) А у гриба это есть?

13) Так можем ли мы отнести их к царству растений?

Вывод: Значит, грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру животных, ни к миру растений! Царство грибов очень разнообразно. Ученым известно около 100 тысяч видов этих организмов.

А сейчас я предлагаю отправиться в лес за грибами…

ІV. Изучение нового материала

1. Объяснение материала учителем

-   Итак, сегодня мы знакомимся с царством грибов.

- Существует даже целая наука, посвященная его изучению. Если перевести её название то получится что “микос” – гриб, “логос” – наука (микология)

(На доске модель гриба)          

-Назовите части гриба, покажите их на модели (шляпка, ножка)

-А кто знает, как называется эта часть? (учитель показывает на грибницу)

-Правильно. У гриба есть ещё одна часть, которую мы не видим. Это грибница.

http://player.myshared.ru/1003847/data/images/img46.png- Обратите внимание, как пишется слово грибница, от какого слова оно образовано? (От слова гриб)

2. Работа по учебнику. Работа в парах

-Давайте сравним наши предположения с рисунком в учебнике. Посмотрите рис.1 в учебнике на стр.112

-Из каких частей состоит гриб?

-Правильно мы с вами обозначили? Молодцы.

-Рассмотрим рис.2 в учебнике.

-Что на нем изображено, выскажите свои предположения.

-Давайте прочитаем об этом в учебнике.

3. Ученик читает текст на стр.112-113

http://player.myshared.ru/1003847/data/images/img48.png4. Работа по тексту  

- Как грибы связаны с деревьями?

- А как вы считаете, какое значение для леса имеют грибы?

-Если мы будем бездумно срывать грибы, уничтожать их, может случиться так, что они совсем исчезнут. Некоторые грибы уже на грани исчезновения и занесены в Красную книгу. Посмотрите на них. Мы их в нашем лесу уже не увидим.

Вывод: Грибы – это богатство леса. И относится к ним надо бережно.

5.Рассмотрите рисунок на стр.113 в учебнике.

Вы видите грибы, которые вам вряд ли удастся встретить в лесу, т.к. это грибы, занесенные в Красную книгу. Все они довольно причудливой формы и яркой раскраски. Но это тоже грибы.

6. Физминутка «Белый гриб».

Дети утром рано встали,

http://lediveka.ru/wp-content/uploads/2015/06/Deti-delayut-zaryadku-vozle-part.jpgЗа грибами в лес пошли.

(ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята.

Наклонитесь к ним, ребята!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(потягивания-руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь,

Дети сели отдохнуть.

(дети садятся за парты

7. Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах

1.     Шляпочные грибы.

-Люди издавна используют шляпочные грибы в пищу. Грибы богаты белками (20-30 % сухой массы). В них содержатся жиры, минеральные вещества, микроэлементы – железо, кальций, цинк, йод, калий, фосфор. На территории нашей страны растет около 300 видов съедобных грибов.

2.     Съедобные грибы.

-Лучшими съедобными грибами являются белый гриб, подосиновик, подберезовик и т.д.

3.     Лисички.

4.     Белый гриб.

5.     Ядовитые грибы.

-Наряду с большим количеством съедобных грибов в лесах встречаются и ядовитые. К ним относят, например, всем известные мухоморы с красными белыми пятнистыми шляпками.

6.     Мухомор.

7.   Бледная поганка.

V. Закрепление изученного материала

1. Игра «Съедобный-несъедобный»
Я предлагаю вам сыграть в игру «Съедобные – несъедобные», чтобы проверить знания по грибам. Я буду демонстрировать картинки с грибами.
Рисунок5Рисунок4Если гриб – съедобный, то показываете зеленую карточку, а если несъедобный – красную. (Дети выполняют движения: на «красный» - стоят молча, на «зеленый» - шагают).

-Почему нельзя собирать несъедобные грибы? ( ядовиты, опасны для жизни).

Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

– И вообще! Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

2. Вспомним правила работы в группе.

http://kzschool.ru/uploads/posts/2013-10/1381656032_foto-0017.jpgЗадание. Что еще надо знать, когда мы отправляемся в лес за грибами? Разработайте правила сбора грибов.
Будь внимателен при сборе грибов!
Правила:
1. Не шуметь

2.Не мусорить

3.Не топтать

4.Не разрывать мох 
5. Не нарушать грибницу 
6. Гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей и прикрыть мохом
7. Не собирать незнакомые и старые грибы 
8. Не трогать ядовитые грибы, ими лечатся лоси и другие животные

3. Работа в тетради

-Какие из рекомендаций правильные: отметь знаком «+».

а) Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.

б) Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в сторону листву и мох. Так грибы будут лучше видны.

в) Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

г) Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах, чтобы не ездить далеко.

4. Это интересно знать! (Сообщения детей)

 

Plesenmold_stdkefirukrgo_id_8012 kadios1

 

5. Почему так говорят: « Растут как грибы после дождя»
VI. Итог урока.

– Наш урок подошёл к концу. Я сейчас  начинаю говорить о грибах, а вы
заканчиваете предложение .
Грибы – это…..
Части гриба –…
Грибы нужны…
Они бывают…
- Что же вы узнали сегодня о грибах?

http://liubavyshka.ru/_ph/17/1/28553468.jpgVII.  Рефлексия
-А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. 

 

VII.  Домашнее задание

Читать и пересказывать стр.112-116. Вылепить из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов. Постараться передать их отличительные признаки