«В гаванях афинского порта Пирей»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 1.doc
Дисциплина: история Древнего мира  Тема: «В гаванях афинского порта Пирей» 5 класс Тип урока: объяснение нового материала, 1 акад. час. Цели урока: Знание: знать роль Афин в истории Древней Греции Понимание: понимать специфику античной демократии Применение:   выполнять   тест   по   теме   «Полисы   Греции   и   их   борьба   с персидским нашествием» Анализ: анализировать исторические документы Синтез: формулировать выводы по теме Оценка: проводить самооценку по предложенным критериям. Оборудование: раздаточный материал, копии исторических  документов, иллюстративный материал, мультимедийные  презентации. План урока: Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию нового. Объяснение нового материала. Закрепление изученного. Домашнее задание. 1. 2. 3. 4. 5. I этап. Проверка домашнего задания.  Ход урока Выполнить   тест   по   теме   «Полисы   Греции   и   их   борьба   с   персидским нашествием»: Вариант 1. Где находится Спарта? 1. А) в долине реки Эврот в Лаконии; Б) на севере Греции; В) на о. Сицилия. 2. Что вывозили торговцы из  Греции в колонии и другие страны? А) рабов; Б) оливковое масло; 1. А) в Аттике; Б) на севере Греции; В) на о. Крит. 2. э.? А) Марафонская битва; Б) взятие греками Трои; Вариант 2. Где находятся Афины? Что произошло в 490 г. до н.Где проводились  Персидский царь,  В каком городе Древней  Кто автор поэм «Илиада» и  Как по ­ гречески назывался  В) хлеб. 3. «Одиссея»? А) Гомер; Б) Гесиод; В) Эсхил. 4. простой народ? А) илоты; Б) полис; В) демос. 5. Олимпийские игры? А) на горе Олимп; Б) в Олимпии; В) в Афинах. 6. Греции было два царя? А) в Спарте; Б) в Афинах; В) в Фивах. 7. Олимпийские игры в Древней Греции? А) раз в четыре года; Б) раз в десять лет; В) каждый год. 8. предпринявший первую попытку  захватить Грецию в 490 г. до н. э.? А) Ксеркс; Б) Дарий I; В) Кир. 9. в. до н. э.: А) Сократ; Б) Перикл; В) Дракон. 10. окончательно разгромили персов (479  г. до н. э.): А) при Марафоне; Б) при Фермопильском ущелье; В) при Платеях. Вождь афинского демоса в V  Как часто проводились  Битва, в которой греки  Как назывался Совет знати в  Что ввозили торговцы в  Чем заканчивается поэма  В) распад державы Александра  Македонского. 3. Афинах? А) археопаг; Б) демос; В) полис. 4. Гомера «Илиада»? А) похоронами Гектора; Б) взятием Трои при помощи  деревянного коня; В) возвращением Одиссея в Итаку. 5. Чем занимались спартанцы? А) ремеслом; Б) военным делом; В) земледелием. 6. Грецию из колоний и других стран? А) вино; Б) оливковое масло; В) пшеницу. 7. Девять правителей Афин,  ежегодно избиравшихся жребием : А) стратеги; Б) архонты; В) Народное собрание. 8. платил налог за право жить в этом  государстве? А) рабы; Б) граждане Афин; В) купцы – переселенцы. 9. Спарте? А) Народное собрание; Б) Совет старейшин; В) цари. 10. «демократия»?  А) власть народа; Б) власть знати; В) власть тирана. Кто в Афинском полисе  Высший орган власти в  Что означает греческое слово11. Почему Греция – небольшая по  размерам страна, к тому же  разделённая на десятки государств  (городов­полисов) – сумела дать  отпор могущественной Персидской  державе? Укажите битвы, в которых  произошли столкновения греков и  персов, какие и них были успешны, а  какие закончились поражением.  11. Почему Греция – небольшая по  размерам страна, к тому же  разделённая на десятки государств  (городов­полисов) – сумела дать  отпор могущественной Персидской  державе? Укажите битвы, в которых  произошли столкновения греков и  персов, какие и них были успешны, а  какие закончились поражением. II этап. Подготовка к восприятию нового. ­ Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на  десятки государств (городов­полисов) – сумела дать отпор могущественной  Персидской державе ? Ответы учащихся: А) греки мужественно сражались за свою родину и отстояли свою  независимость; Б) на время войны 30 греческих городов объединили свои силы в борьбе с  персами; В) войско персов состояло из наёмников, в любой момент они могли  отказаться от участия в войне, оставить поле боя; Г) проявился незаурядный талант полководца Фемистокла. III этап. Изучение нового материала. Проблемный вопрос : Какие факторы сделали Афины главным городом Древней  Греции? 1. Задание для учащихся: заполнить 1­ую и 2­ую части таблицы. Что прославило Афины? 1. Победы в Греко­персидских война :     Марафонское сражение;     Саламинское сражение;     военный талант Фемистокла.     2. После победы при Саламине и Платеях жители  Афинотстроили заново свой город, сожжённый  Ксерксом.Что подняло и  далее укрепило  авторитет  Афин? Что способствовало процветанию  Афин? 1. Для борьбы с персами Афины создали военный союз     греческих государств – Афинский морской союз. 2. После окончания войны по договору персам и их  военнымкораблям было запрещено плавать в  Эгейском море. 3. Во многих освобождённых греческих городах по  примеру Афин была установлена власть демоса –  демократия. 1. Большой военный флот – 400 триер. 2. Налоги переселенцев. 3. Активная торговля и пошлины купцов. 4. Использование труда рабов гражданами Афин,  запрет по закону убивать раба и возможность  для него стать вольноотпущенником по закону. 5. Превращение Афин в крупнейший центр ремесла и торговли. 2. Задание для учащихся: заполнить 3­ю часть таблицы. Использование мультимедиа: отрывок учебного материала – описание  порта. А) Карта ­ схема порта Пирей  Б) Кому разрешалось находиться в военном порту? Чем вы можете это  объяснить? В) Кто мог быть афинским гражданином? На какие категории делились  афинские граждане?  Работа учащихся с текстом и иллюстрацией учебника (стр. 165). Г) Какие группы населения Аттики мы могли бы встретить ещё в торговой  гавани?  В чём их отличие от граждан?  Д) Какой ещё доход получала Афинская казна? (новое понятие «налог») Е) Чем торговали купцы и простые граждане в торговой Афинской гавани? 1­ый вариант – что привозили? (новое понятие «пошлина») 2­ой вариант – что вывозили?  Ж) Откуда купцы привозили в Аттику живой товар? 3. Задание для учащихся: заполнить правую часть таблицы. Работа учащихся с документами. Вопрос Какие факторы  делали власть  демоса в Афинах  неустойчивой? Ответ 1. Бесправное положение рабов. 2. Незаинтересованность рабов в результатах  своего труда. 3. Протест рабов.Описание рабства древнегреческими философами. Аристотель. Политика. Во всех ремёслах … нужны бывают соответствующие для них инструменты … и   из   этих   инструментов   одни   являются   неодушевлёнными,   другие   – одушевлёнными … раб же является в известной степени одушевлённой частью собственности … Ксенофонт. О доходах. Никий,  сын   Никерата,   владел   в   рудниках   тысячью   рабами:   он   их   отдавал внаём фракийцу Сессии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно  по  одному  оболу  (мелкая  монета)  чистого  дохода  и  потом  сдал обратно то же самое число рабов. Демосфен. Против Никострата. Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой … Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов … Стела, столбец 1: 165 драхм – фракиянка, 144 драхмы – скиф, 240 драхм – сириец, 72 драхмы – ребёнок из Карии, 161 драхма – иллириец, 60 драхм – лидиянка Вопросы для обсуждения : 1. Где применялся труд рабов? 2. Как обращались с рабами? 3. Кто мог быть рабом в древне Греции? Текст для обсуждения на уроке. Знаменитые   серебряные   рудники   Аттики,   расположенные   в   Лаврийских горах,   были   громадным   подземным   городом   площадью   около   150   кв.км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 150 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было передвигаться только ползком, лёжа на боку. Тысячи заживо погребённых людей жили и работали в этом смрадном аду.Стены   каменных   нор   обдирают   плечи   и   грудь.   Маленькие   глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлёбываются от недостатка кислорода. Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия: молот, клин или лопату­ можно забыться тяжёлым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Чёрная и неподвижная, она кажется кровью,   пролитой   тысячами   погибших   людей.   Её   вычерпывают   глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки. 1. Приведите доказательства изнурительного, смертельно опасного труда людей на серебряных рудниках. 2. Кто трудился на рудниках, почему? 3. Каковы причины вооружённых выступлений рабов в Древней Греции? IV этап. Закрепление нового материала.  Вывод учащихся: В V веке до н.э. после победы над Персией Афины стали  процветающим полисом, главным центром ремесла и торговли в  Древней Греции. Однако бесправное положение рабов постепенно  становилось тормозом для процветания и укрепления могущества  Афин, а также вызывало протест против афинян – граждан.  V этап. Домашнее задание. § 36, задание № 36 в рабочей тетради.