Дисциплина: история Древнего мира
Тема: «В гаванях афинского порта Пирей»
5 класс
Тип урока: объяснение нового материала, 1 акад. час.
Цели урока:
Знание: знать роль Афин в истории Древней Греции
Понимание: понимать специфику античной демократии
Применение: выполнять тест по теме «Полисы Греции и их борьба с
персидским нашествием»
Анализ: анализировать исторические документы
Синтез: формулировать выводы по теме
Оценка: проводить самооценку по предложенным критериям.
Оборудование: раздаточный материал, копии исторических
документов, иллюстративный материал, мультимедийные
презентации.
План урока:
Проверка домашнего задания.
Подготовка к восприятию нового.
Объяснение нового материала.
Закрепление изученного.
Домашнее задание.
1.
2.
3.
4.
5.
I этап. Проверка домашнего задания.
Ход урока
Выполнить тест по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским
нашествием»:
Вариант 1.
Где находится Спарта?
1.
А) в долине реки Эврот в Лаконии;
Б) на севере Греции;
В) на о. Сицилия.
2.
Что вывозили торговцы из
Греции в колонии и другие страны?
А) рабов;
Б) оливковое масло;
1.
А) в Аттике;
Б) на севере Греции;
В) на о. Крит.
2.
э.?
А) Марафонская битва;
Б) взятие греками Трои;
Вариант 2.
Где находятся Афины?
Что произошло в 490 г. до н.Где проводились
Персидский царь,
В каком городе Древней
Кто автор поэм «Илиада» и
Как по гречески назывался
В) хлеб.
3.
«Одиссея»?
А) Гомер;
Б) Гесиод;
В) Эсхил.
4.
простой народ?
А) илоты;
Б) полис;
В) демос.
5.
Олимпийские игры?
А) на горе Олимп;
Б) в Олимпии;
В) в Афинах.
6.
Греции было два царя?
А) в Спарте;
Б) в Афинах;
В) в Фивах.
7.
Олимпийские игры в Древней Греции?
А) раз в четыре года;
Б) раз в десять лет;
В) каждый год.
8.
предпринявший первую попытку
захватить Грецию в 490 г. до н. э.?
А) Ксеркс;
Б) Дарий I;
В) Кир.
9.
в. до н. э.:
А) Сократ;
Б) Перикл;
В) Дракон.
10.
окончательно разгромили персов (479
г. до н. э.):
А) при Марафоне;
Б) при Фермопильском ущелье;
В) при Платеях.
Вождь афинского демоса в V
Как часто проводились
Битва, в которой греки
Как назывался Совет знати в
Что ввозили торговцы в
Чем заканчивается поэма
В) распад державы Александра
Македонского.
3.
Афинах?
А) археопаг;
Б) демос;
В) полис.
4.
Гомера «Илиада»?
А) похоронами Гектора;
Б) взятием Трои при помощи
деревянного коня;
В) возвращением Одиссея в Итаку.
5.
Чем занимались спартанцы?
А) ремеслом;
Б) военным делом;
В) земледелием.
6.
Грецию из колоний и других стран?
А) вино;
Б) оливковое масло;
В) пшеницу.
7.
Девять правителей Афин,
ежегодно избиравшихся жребием :
А) стратеги;
Б) архонты;
В) Народное собрание.
8.
платил налог за право жить в этом
государстве?
А) рабы;
Б) граждане Афин;
В) купцы – переселенцы.
9.
Спарте?
А) Народное собрание;
Б) Совет старейшин;
В) цари.
10.
«демократия»?
А) власть народа;
Б) власть знати;
В) власть тирана.
Кто в Афинском полисе
Высший орган власти в
Что означает греческое слово11. Почему Греция – небольшая по
размерам страна, к тому же
разделённая на десятки государств
(городовполисов) – сумела дать
отпор могущественной Персидской
державе? Укажите битвы, в которых
произошли столкновения греков и
персов, какие и них были успешны, а
какие закончились поражением.
11. Почему Греция – небольшая по
размерам страна, к тому же
разделённая на десятки государств
(городовполисов) – сумела дать
отпор могущественной Персидской
державе? Укажите битвы, в которых
произошли столкновения греков и
персов, какие и них были успешны, а
какие закончились поражением.
II этап. Подготовка к восприятию нового.
Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на
десятки государств (городовполисов) – сумела дать отпор могущественной
Персидской державе ?
Ответы учащихся:
А) греки мужественно сражались за свою родину и отстояли свою
независимость;
Б) на время войны 30 греческих городов объединили свои силы в борьбе с
персами;
В) войско персов состояло из наёмников, в любой момент они могли
отказаться от участия в войне, оставить поле боя;
Г) проявился незаурядный талант полководца Фемистокла.
III этап. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос :
Какие факторы сделали Афины главным городом Древней
Греции?
1. Задание для учащихся: заполнить 1ую и 2ую части таблицы.
Что прославило
Афины?
1. Победы в Грекоперсидских война :
Марафонское сражение;
Саламинское сражение;
военный талант Фемистокла.
2. После победы при Саламине и Платеях жители
Афинотстроили заново свой город, сожжённый
Ксерксом.Что подняло и
далее укрепило
авторитет
Афин?
Что способствовало
процветанию
Афин?
1. Для борьбы с персами Афины создали военный союз
греческих государств – Афинский морской союз.
2. После окончания войны по договору персам и их
военнымкораблям было запрещено плавать в
Эгейском море.
3. Во многих освобождённых греческих городах по
примеру Афин была установлена власть демоса –
демократия.
1. Большой военный флот – 400 триер.
2. Налоги переселенцев.
3. Активная торговля и пошлины купцов.
4. Использование труда рабов гражданами Афин,
запрет по закону убивать раба и возможность
для него стать вольноотпущенником по закону.
5. Превращение Афин в крупнейший центр ремесла
и торговли.
2. Задание для учащихся: заполнить 3ю часть таблицы.
Использование мультимедиа: отрывок учебного материала – описание
порта.
А) Карта схема порта Пирей
Б) Кому разрешалось находиться в военном порту? Чем вы можете это
объяснить?
В) Кто мог быть афинским гражданином? На какие категории делились
афинские граждане?
Работа учащихся с текстом и иллюстрацией учебника (стр. 165).
Г) Какие группы населения Аттики мы могли бы встретить ещё в торговой
гавани? В чём их отличие от граждан?
Д) Какой ещё доход получала Афинская казна? (новое понятие «налог»)
Е) Чем торговали купцы и простые граждане в торговой Афинской гавани?
1ый вариант – что привозили? (новое понятие «пошлина»)
2ой вариант – что вывозили?
Ж) Откуда купцы привозили в Аттику живой товар?
3. Задание для учащихся: заполнить правую часть таблицы.
Работа учащихся с документами.
Вопрос
Какие факторы
делали власть
демоса в Афинах
неустойчивой?
Ответ
1. Бесправное положение рабов.
2. Незаинтересованность рабов в результатах
своего труда.
3. Протест рабов.Описание рабства древнегреческими философами.
Аристотель. Политика.
Во всех ремёслах … нужны бывают соответствующие для них инструменты …
и из этих инструментов одни являются неодушевлёнными, другие –
одушевлёнными … раб же является в известной степени одушевлённой частью
собственности …
Ксенофонт. О доходах.
Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал
внаём фракийцу Сессии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба
ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал
обратно то же самое число рабов.
Демосфен. Против Никострата.
Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой … Я ответил
им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов …
Стела, столбец 1:
165 драхм – фракиянка, 144 драхмы – скиф,
240 драхм – сириец, 72 драхмы – ребёнок из Карии,
161 драхма – иллириец, 60 драхм – лидиянка
Вопросы для обсуждения :
1. Где применялся труд рабов?
2. Как обращались с рабами?
3. Кто мог быть рабом в древне Греции?
Текст для обсуждения на уроке.
Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских
горах, были громадным подземным городом площадью около 150 кв.км.
Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 150 м.
Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной
высотой. А много было таких, по которым можно было передвигаться только
ползком, лёжа на боку. Тысячи заживо погребённых людей жили и работали в
этом смрадном аду.Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные
светильники, расставленные в изредка выбитых нишах, единственные светлые
точки в кромешной тьме, мигают и захлёбываются от недостатка кислорода.
Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из
ослабевших рук орудия: молот, клин или лопату можно забыться тяжёлым
сном. Иногда в шахтах появляется вода. Чёрная и неподвижная, она кажется
кровью, пролитой тысячами погибших людей. Её вычерпывают глиняными
сосудами, которые передаются из рук в руки.
1. Приведите доказательства изнурительного, смертельно опасного труда
людей на серебряных рудниках.
2. Кто трудился на рудниках, почему?
3. Каковы причины вооружённых выступлений рабов в Древней Греции?
IV этап. Закрепление нового материала.
Вывод учащихся:
В V веке до н.э. после победы над Персией Афины стали
процветающим полисом, главным центром ремесла и торговли в
Древней Греции. Однако бесправное положение рабов постепенно
становилось тормозом для процветания и укрепления могущества
Афин, а также вызывало протест против афинян – граждан.
V этап. Домашнее задание. § 36, задание № 36 в рабочей тетради.