«В гаванях афинского порта Пирей»
Оценка 4.9

«В гаванях афинского порта Пирей»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
5 кл
08.05.2018
«В гаванях афинского порта Пирей»
Публикация является частью публикации:
1.doc
Дисциплина: история Древнего мира  Тема: «В гаванях афинского порта Пирей» 5 класс Тип урока: объяснение нового материала, 1 акад. час. Цели урока: Знание: знать роль Афин в истории Древней Греции Понимание: понимать специфику античной демократии Применение:   выполнять   тест   по   теме   «Полисы   Греции   и   их   борьба   с персидским нашествием» Анализ: анализировать исторические документы Синтез: формулировать выводы по теме Оценка: проводить самооценку по предложенным критериям. Оборудование: раздаточный материал, копии исторических  документов, иллюстративный материал, мультимедийные  презентации. План урока: Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию нового. Объяснение нового материала. Закрепление изученного. Домашнее задание. 1. 2. 3. 4. 5. I этап. Проверка домашнего задания.  Ход урока Выполнить   тест   по   теме   «Полисы   Греции   и   их   борьба   с   персидским нашествием»: Вариант 1. Где находится Спарта? 1. А) в долине реки Эврот в Лаконии; Б) на севере Греции; В) на о. Сицилия. 2. Что вывозили торговцы из  Греции в колонии и другие страны? А) рабов; Б) оливковое масло; 1. А) в Аттике; Б) на севере Греции; В) на о. Крит. 2. э.? А) Марафонская битва; Б) взятие греками Трои; Вариант 2. Где находятся Афины? Что произошло в 490 г. до н. Где проводились  Персидский царь,  В каком городе Древней  Кто автор поэм «Илиада» и  Как по ­ гречески назывался  В) хлеб. 3. «Одиссея»? А) Гомер; Б) Гесиод; В) Эсхил. 4. простой народ? А) илоты; Б) полис; В) демос. 5. Олимпийские игры? А) на горе Олимп; Б) в Олимпии; В) в Афинах. 6. Греции было два царя? А) в Спарте; Б) в Афинах; В) в Фивах. 7. Олимпийские игры в Древней Греции? А) раз в четыре года; Б) раз в десять лет; В) каждый год. 8. предпринявший первую попытку  захватить Грецию в 490 г. до н. э.? А) Ксеркс; Б) Дарий I; В) Кир. 9. в. до н. э.: А) Сократ; Б) Перикл; В) Дракон. 10. окончательно разгромили персов (479  г. до н. э.): А) при Марафоне; Б) при Фермопильском ущелье; В) при Платеях. Вождь афинского демоса в V  Как часто проводились  Битва, в которой греки  Как назывался Совет знати в  Что ввозили торговцы в  Чем заканчивается поэма  В) распад державы Александра  Македонского. 3. Афинах? А) археопаг; Б) демос; В) полис. 4. Гомера «Илиада»? А) похоронами Гектора; Б) взятием Трои при помощи  деревянного коня; В) возвращением Одиссея в Итаку. 5. Чем занимались спартанцы? А) ремеслом; Б) военным делом; В) земледелием. 6. Грецию из колоний и других стран? А) вино; Б) оливковое масло; В) пшеницу. 7. Девять правителей Афин,  ежегодно избиравшихся жребием : А) стратеги; Б) архонты; В) Народное собрание. 8. платил налог за право жить в этом  государстве? А) рабы; Б) граждане Афин; В) купцы – переселенцы. 9. Спарте? А) Народное собрание; Б) Совет старейшин; В) цари. 10. «демократия»?  А) власть народа; Б) власть знати; В) власть тирана. Кто в Афинском полисе  Высший орган власти в  Что означает греческое слово 11. Почему Греция – небольшая по  размерам страна, к тому же  разделённая на десятки государств  (городов­полисов) – сумела дать  отпор могущественной Персидской  державе? Укажите битвы, в которых  произошли столкновения греков и  персов, какие и них были успешны, а  какие закончились поражением.  11. Почему Греция – небольшая по  размерам страна, к тому же  разделённая на десятки государств  (городов­полисов) – сумела дать  отпор могущественной Персидской  державе? Укажите битвы, в которых  произошли столкновения греков и  персов, какие и них были успешны, а  какие закончились поражением. II этап. Подготовка к восприятию нового. ­ Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на  десятки государств (городов­полисов) – сумела дать отпор могущественной  Персидской державе ? Ответы учащихся: А) греки мужественно сражались за свою родину и отстояли свою  независимость; Б) на время войны 30 греческих городов объединили свои силы в борьбе с  персами; В) войско персов состояло из наёмников, в любой момент они могли  отказаться от участия в войне, оставить поле боя; Г) проявился незаурядный талант полководца Фемистокла. III этап. Изучение нового материала. Проблемный вопрос : Какие факторы сделали Афины главным городом Древней  Греции? 1. Задание для учащихся: заполнить 1­ую и 2­ую части таблицы. Что прославило Афины? 1. Победы в Греко­персидских война :     Марафонское сражение;     Саламинское сражение;     военный талант Фемистокла.     2. После победы при Саламине и Платеях жители  Афинотстроили заново свой город, сожжённый  Ксерксом. Что подняло и  далее укрепило  авторитет  Афин? Что способствовало процветанию  Афин? 1. Для борьбы с персами Афины создали военный союз     греческих государств – Афинский морской союз. 2. После окончания войны по договору персам и их  военнымкораблям было запрещено плавать в  Эгейском море. 3. Во многих освобождённых греческих городах по  примеру Афин была установлена власть демоса –  демократия. 1. Большой военный флот – 400 триер. 2. Налоги переселенцев. 3. Активная торговля и пошлины купцов. 4. Использование труда рабов гражданами Афин,  запрет по закону убивать раба и возможность  для него стать вольноотпущенником по закону. 5. Превращение Афин в крупнейший центр ремесла и торговли. 2. Задание для учащихся: заполнить 3­ю часть таблицы. Использование мультимедиа: отрывок учебного материала – описание  порта. А) Карта ­ схема порта Пирей  Б) Кому разрешалось находиться в военном порту? Чем вы можете это  объяснить? В) Кто мог быть афинским гражданином? На какие категории делились  афинские граждане?  Работа учащихся с текстом и иллюстрацией учебника (стр. 165). Г) Какие группы населения Аттики мы могли бы встретить ещё в торговой  гавани?  В чём их отличие от граждан?  Д) Какой ещё доход получала Афинская казна? (новое понятие «налог») Е) Чем торговали купцы и простые граждане в торговой Афинской гавани? 1­ый вариант – что привозили? (новое понятие «пошлина») 2­ой вариант – что вывозили?  Ж) Откуда купцы привозили в Аттику живой товар? 3. Задание для учащихся: заполнить правую часть таблицы. Работа учащихся с документами. Вопрос Какие факторы  делали власть  демоса в Афинах  неустойчивой? Ответ 1. Бесправное положение рабов. 2. Незаинтересованность рабов в результатах  своего труда. 3. Протест рабов. Описание рабства древнегреческими философами. Аристотель. Политика. Во всех ремёслах … нужны бывают соответствующие для них инструменты … и   из   этих   инструментов   одни   являются   неодушевлёнными,   другие   – одушевлёнными … раб же является в известной степени одушевлённой частью собственности … Ксенофонт. О доходах. Никий,  сын   Никерата,   владел   в   рудниках   тысячью   рабами:   он   их   отдавал внаём фракийцу Сессии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно  по  одному  оболу  (мелкая  монета)  чистого  дохода  и  потом  сдал обратно то же самое число рабов. Демосфен. Против Никострата. Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой … Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов … Стела, столбец 1: 165 драхм – фракиянка, 144 драхмы – скиф, 240 драхм – сириец, 72 драхмы – ребёнок из Карии, 161 драхма – иллириец, 60 драхм – лидиянка Вопросы для обсуждения : 1. Где применялся труд рабов? 2. Как обращались с рабами? 3. Кто мог быть рабом в древне Греции? Текст для обсуждения на уроке. Знаменитые   серебряные   рудники   Аттики,   расположенные   в   Лаврийских горах,   были   громадным   подземным   городом   площадью   около   150   кв.км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 150 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было передвигаться только ползком, лёжа на боку. Тысячи заживо погребённых людей жили и работали в этом смрадном аду. Стены   каменных   нор   обдирают   плечи   и   грудь.   Маленькие   глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлёбываются от недостатка кислорода. Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия: молот, клин или лопату­ можно забыться тяжёлым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Чёрная и неподвижная, она кажется кровью,   пролитой   тысячами   погибших   людей.   Её   вычерпывают   глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки. 1. Приведите доказательства изнурительного, смертельно опасного труда людей на серебряных рудниках. 2. Кто трудился на рудниках, почему? 3. Каковы причины вооружённых выступлений рабов в Древней Греции? IV этап. Закрепление нового материала.  Вывод учащихся: В V веке до н.э. после победы над Персией Афины стали  процветающим полисом, главным центром ремесла и торговли в  Древней Греции. Однако бесправное положение рабов постепенно  становилось тормозом для процветания и укрепления могущества  Афин, а также вызывало протест против афинян – граждан.  V этап. Домашнее задание. § 36, задание № 36 в рабочей тетради.

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях афинского порта Пирей»
Скачать файл