В данной статье рассказывается на сколько важно классному руководителю принимать участие в воспитании учащихся. Необходимо воспитанием учащихся заниматься совместно с родителями. Помочь им раскрывать способности каждого ученика, воспитывать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.doc
Шарифуллина З.А.
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в
условиях реализации ФГОС второго поколения
Каждой эпохе соответствует определенная педагогическая культура,
психологических и
основанная на совокупности нравственных,
профессиональных позиций, подходов и методов, требований к личностно
профессиональным качествам педагога.
Специфичным для сегодняшнего этапа развития педагогической науки и
практики является модернизации российского образования, реализации
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго
поколения, возрастают воспитательные функции школы. При обновлении
содержания и организации педагогического процесса главным направлением
становится воспитание.
Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС
• помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни,
способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций,
на самостоятельную выработку идей
Главные задачи современной школы по ФГОС
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и
готовой к жизни в
патриотичного человека,
личности,
высокотехнологичном, конкурентном мире.
«Наша новая школа»
Цель деятельности классного руководителя по ФГОС
создание условий для саморазвития и самореализации личности
учащегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя по ФГОС
1 • формирование здорового образа жизни;
• формирование и развитие коллектива класса;
•
создание благоприятных психологопедагогических условий для
развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося,
сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
• организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
•
защита прав и интересов учащихся;
• организация системной работы с учащимися в классе;
•
гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и
педагогическими работниками;
• формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
• организация социально значимой, творческой деятельности.
Деятельность классного руководителя целенаправленный, системный,
планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного
подхода к учащимся с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом.
Классному руководителю необходимо знать:
• психологопедагогические основы работы с детьми конкретного
возраста;
• быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности;
•
владеть современными технологиями воспитания.
2 На данном этапе развития нашего общества классный руководитель
призван выполнять следующие функции:
Под организационнокоординирующей функцией понимается обеспечение
связи общеобразовательного учреждения с семьей; установление контактов с
родителями или законными представителями, оказание им помощи в
воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога,
педагога дополнительного образования); проведение консультаций, бесед с
родителями; взаимодействие с педагогическими работниками, а также с
учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения,
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива; организация воспитательной работы через
педагогических консилиумов,
проведение «малых педсоветов»,
тематических и других мероприятий; стимулирование и учет разнообразной
деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования
детей; взаимодействие с каждым учащимся и коллективом класса в целом;
ведение документации (классный журнал, личные дела учащихся, план
работы классного руководителя).
Коммуникативные функции предполагают регулирование межличностных
отношений между учащимися; установление взаимодействия между
педагогическими работниками и школьниками; содействие общему
благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание
помощи детям в формировании коммуникативных качеств.
Аналитикопрогностические
функции
предполагают
изучение
индивидуальных особенностей школьников и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Контрольные функции означают контроль за успеваемостью каждого
школьника, за посещаемостью им учебных занятий.
3 Предлагаются две группы критериев оценки работы классного
руководителя: критерии результативности и критерии деятельности.
Критерии результативности отражают уровень, которого достигают
школьники в своем социальном развитии (уровень общей культуры и
дисциплины учащихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих
Имеется в виду организация
функций классного руководителя.
воспитательной работы с учащимися; взаимодействие с педагогами,
работающими с детьми в данном классе, с другими участниками
образовательного процесса, а также учебновспомогательным персоналом
родителями (иными законными
общеобразовательного учреждения,
представителями) школьников и общественностью по воспитанию, обучению,
творческому развитию учащихся.
Знания классного руководителя должны представлять определенную
систему, состоящую из трех компонентов:
• знания особенностей развития личности и детского коллектива;
• психологопедагогические знания;
• общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности
человека).
ЧТО МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В КАЧЕСТВЕ УСЛОВИЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ?
Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства,
способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности
выработке им авторской педагогической
классного руководителя,
технологии.
Эффективность деятельности классного руководителя зависит в
от его личностных
первую очередь от личности самого воспитателя,
характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему
педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися,
4 влияющих на характер общения классного руководителя с учениками; от
уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных
социальнопсихологических феноменов Класса.
В качестве условий эффективности деятельности классного
руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь
класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость и
частота личных контактов с учащимися); адекватность представлений
классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом личности
учащегося,
внутриколлективных отношений).
структуры
классного
коллектива,
специфики
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а
возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а
спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.
Януш Корчак
5
В помощь классному руководителю
В помощь классному руководителю
В помощь классному руководителю
В помощь классному руководителю
В помощь классному руководителю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.