В экзаменационной работе используются разные типы заданий со свободным ответом. Во второй части задания ЕГЭ 24 задание работа с текстовым заданием, необходимо найти ошибки в приведенном тексте. Указать номера предложений в которых сделаны ошибки, исправить эти ошибки.
Практика проведения ЕГЭ по биологии и анализ ответов испытуемых позволили выявить наиболее часто допускаемые, типичные ошибки. В ходе исследований были не только выявлены и классифицированы ошибки, но и установлены причины. По которым школьники их допускают.
Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению.
Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание.
Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ.
конспект.docx
Цели урока:
Образовательные:
Aктуализировать знания учащихся о различиях между телами живой и неживой
природой; познакомить учащихся со свойствами живых организмов, стадиями
развития растительных и животных организмов, дать представление об организме
как единице живой природы, об органах организма и их функциях; развивать учебно
интеллектуальные умения (находить необходимые сведения в тексте учебника,
выделять главное).
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные УУД: создать условия для мотивации к учебной деятельности, опираясь
на личный жизненный опыт; проявления познавательного интереса к изучению
свойств живых организмов; понимания: учебных задач и стремления их выполнить,
своей успешности при изучении темы.
Регулятивные УУД: формирование умений по осуществлению целенаправленного
поиска ответов на поставленные вопросы; выполнению заданий в соответствии с
целью.
Коммуникативные УУД: начать формирование опыта равноправного сотрудничества
учителя и учащихся; развивать коммуникативность учащихся через совместную
работу в рамках учебного диалога.
Познавательные УУД: сравнивать проявление свойств живого и неживого; обсуждать
стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника, роль
органов животного в его жизнедеятельности; рассматривать изображение живого
организма и выявлять его органы, их функции; формулировать вывод о значении
взаимодействия органов живого организма; выполнять логические операции при
решении проблемных ситуаций.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная работа.
Основные понятия: обмен веществ и энергии между организмом и окружающей средой,
организм, орган.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации тел живой и неживой природы, ЭОР
интерактивное задание “Тела живой и неживой природы”, интерактивная таблица сравнения
размера, формы и цвета “Общие признаки тел живой и неживой природы”, видеофрагмент
“Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с
признаками живых организмов”, анимации “Основные признаки живого”, “Вещества,
необходимые для жизнедеятельности организмов”, “Вещества, выделяемые в процессе
жизнедеятельности”, “Движение”, иллюстрации “Обмен веществ у животных”, “Обмен
веществ у растений”, презентация “Свойства живого”; компьютер, проектор, интерактивная
доска (по возможности).
Структура и ход урока
(продолжительность урока 45 минут)
I. Контроль знаний (10 мин).
1 1. Индивидуальный опрос:
Тестовый контроль к параграфу 1.
2. Фронтальный опрос:
1. Какова роль растений и животных в жизни человека?
2. Почему появились культурные растения и домашние животные?
3. На какие группы можно разделить живые организмы?
4. Что изучает биология?
5. Какая важная задача стоит перед учёнымибиологами?
6. Какие биологические науки вы знаете?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников,
предлагая рассмотреть на слайде презентации рисунки с изображениями плюшевого
медведя и бурого медведя и прочитать стихотворения “Мишка” А.Л. Барто и “Медведь” В.А.
Степанова “Медведь” и ответить на вопрос: как различаются медведи в этих
стихотворениях?
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Агния Львовна Барто
Медведь
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит Мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.
Владимир Александрович Степанов
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели, проблему“Можно ли
считать гриб живым организмом?”. (Выдвижение гипотез, их обсуждение). [3]
Учащиеся высказывают названия темы урока, после формулирования темы, записывают её
название в тетради.
IV. Изучение нового материала (15 мин).
1. Что называют живым?
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Что такое живая природа?
Как называется мир, в котором живёт человек?
Затем предлагает рассмотреть иллюстрацию “Тела живой и неживой природы”, привести
свои примеры тел живой и неживой природы. Ответить на вопрос: на какие две группы
можно разделить тела неживой природы? Затем выполнить интерактивное задание “Тела
живой и неживой природы”http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/78e740970a01022a0150
04dd468e1547/%5BEST5_0310%5D_%5BID_05%5D.swf
Рассмотрите иллюстрации и назовите общие признаки тел живой и неживой
природы.http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/c8fce8caac03445c9917
46530cea7253/%5BEST5_0311%5D_%5BPT_04%5D.swf
2 Проблемное задание: а если нужно изучить неизвестный объект, как определить, к какой
группе тел он относится?
Посмотрите видеофрагмент и на примере растений вспомните отличительные признаки
живых организмов. Сравните признаки тел неживой природы с признаками живых
организмов.http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/949a7b88ec7544b8874c
36566c4713f8/%5BBIO6_0103%5D_%5BMV_02%5D.wmv
2. Признаки живой природы.
Просмотрите анимацию “Основные признаки живого”.http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/000001f310004dddcbb0580046b3269e/013.swf
Какие признаки живых организмов не названы в анимации?
Чтобы ответить на вопрос проанализируйте текст на с. 9.
Проблемная ситуация: посмотрите на дерево, растущее за окном и на карандаши на ваших
столах, найдите у них сходство и различия?
Учащиеся работают с текстом и рис. 57 учебника с.911, анализируют слайды презентации о
таких признаках живых организмах как клеточное строение (кроме вирусов), наличие
органических веществ, обмен веществ, при этом рассматривают иллюстрации, прослушивают
анимации ЭОР
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000072710004dddb220
3b00475d4307/282.swf
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000072810004ddd05c9
3c00475d4307/283.swf
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000072910004ddd5b9c
3e00475d4307/286.jpg
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000072a10004ddd9577
4200475d4307/286_1.jpg
Отвечают на вопрос: какова роль обмена веществ в жизни живых организмов?
Затем учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 6 на с. 9 и ответить на вопрос: какое
свойство живых организмов он иллюстрирует? Учащиеся приходят к выводу, что живые
организмы обладают таким важным свойством как раздражимость, т.е. способность
реагировать на изменения окружающей среды.
После этого учащиеся рассматривают иллюстрации на слайде презентации о движениях
растений и животных, просматривают анимацию ЭОР http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/0000073110004ddd49940c00475d4308/314.swf анализируют текст
на с.10, находят сведения о значении движения в жизни живых организмов.
Затем учащиеся рассматривают иллюстрации 11 слайда презентации и отвечают на вопрос:
какое свойство живых организмов изображено на рисунках? В ходе поиска ответов на
вопрос приходят к выводу о том, что всем живым организмам присущ рост.
Рассматривая слайд изображениями процессов развития живых организмов учащиеся
отвечают на вопрос: что происходит в процессе развития организмов?
При рассмотрении рисунков на 13 слайде презентации учитель предлагает ответить на
вопросы: как вы думаете какое свойство живых организмов изображено на рисунках?
Подумайте, что бы было, если бы организмы лишились этого свойства? В ходе беседы
3 учащиеся подводят вывод о важном признаке живых организмов, обеспечивающим
непрерывность жизни как размножение.
Учащиеся продолжают заполнение в тетрадях схемы “Признаки живых организмов” на 13
слайде презентации.
Затем сравнивают со схемой презентации, при необходимости корректируют.
3. Орган – часть организма, которая имеет особое строение и выполняет в нём особую
функцию.Условия, обеспечивающие жизнь организма как единого существа.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображения разнообразных живых организмов
на слайдах презентации, выявить их органы и назвать их функции и ответить на вопрос: как
отразится на всём организме нарушения в работе какоголибо одного органа?
Учащиеся формулируют вывод о значении взаимодействия органов живого организма:
все органы в организме тесно связаны между собой, работают согласованно, дополняя друг
друга. Согласованная работа органов обеспечивает жизнь организма как единого живого
существа.
Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Хочешь быть здоров всегда
Повторяй за мной тогда.
Потянулись все вперед,
Разминаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Молодцы все девочки и мальчики.
Теперь наклоны головой,
Из стороны в сторону.
Поживее, не ленитесь,
И будет всёздорово.
Вращения плечами начинай,
Чтоб прогнать усталость.
И не посетить тогда,
Твое тело слабость.
Разминка всем нужна всегда.
Ну что ребята, отдохнули? Да![4]
IV. Закрепление знаний о признаках живой природы, об обмене веществ и энергии с
окружающей средой, о раздражимости, об органах в организме. (Выполнение заданий 13 в
рабочей тетради [2], обобщающая беседа). (5 мин).
V. Контролирующее задание (5 мин).
Учащиеся работают в парах по поиску ответа на вопрос: как влияют объекты неживой
природы на процессы жизнедеятельности живых организмов? Объясните это
взаимодействие на примере растений и животных.
Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют живой природой.
Основные процессы жизнедеятельности живого организма – обмен веществ (питание,
дыхание, выделение), рост и развитие, размножение.
Организмы – важная единица живой природы.
Орган – это часть организма, которая выполняет в нём особую функцию и обладает особым
строением.
Все органы в организме тесно связаны между собой, работают согласованно, дополняя друг
друга.
4 Согласованная работа органов обеспечивает жизнь организма как единого существа.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).
Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.
“Пантомима”
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх –
довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.[5]
VII. Домашнее задание (2 мин).
Изучить текст параграф 2 учебника и выполнить задания в конце параграфа. [1]
Выполнить задания 46 в рабочей тетради. [2]
Творческие задания:
подготовить сообщения по материалам Интернета и дополнительной литературы о
способах передвижения животных или о движениях растений; [3]
приготовить презентацию о развитии какоголибо растения или животного;
провести наблюдения за развитием растения из семени и показать их в фотоотчёте;
сочинить сказку о спящем зёрнышке или о чудесных превращениях лягушки или бабочки.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Использованная литература.
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.
Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: ВентанаГраф, 2012. – 128 с.: ил.
2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н.
Пономарёвой. – М.: ВентанаГраф, 2013. – 80 с.: ил.
3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А.
Корнилова. – М.: ВентанаГраф, 2013. – 80 с.
4. http://psychologymsk.ru
5. https://www.metodkopilka.ru
5
В помощь учителю биологии
В помощь учителю биологии
В помощь учителю биологии
В помощь учителю биологии
В помощь учителю биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.