Литература 5кл. ( А,Б ) - 06.10.15г. ( В, Г )- 07.10.15г.
Тема: В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна».
Цели урока: познакомить учащихся с портретом поэта В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки; развивать творческое мышление учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з
- Почему Свинья не понимает сути упрёков? (Она не видит дальше своего рыла. Не видит связи между дубом, его корнями и его плодами, она пользуется только готовой пищей, которая валяется у неё под ногами).
Слова невежда, невежа.
- Какое из этих слов характеризует Свинью?
- Объясните аллегорию басни (глупый, необразованный человек /Свинья/ пользуется плодами просвещения /жёлуди/, они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей /Ворон, Дуб/.
Не понимает, что науки должны развиваться).
- Какие чувства вызывает у вас Свинья?
- Чему учит эта басня? Какова её мораль? Актуальна ли она в наше время?
- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся-карточки ( Дугаев У, Бисултанов Х, Эльмурзаева М, Солтымурадов М-Б, Гериханов С-М, Арсамерзуев А).
3. Новая тема
1) Слово учителя
Работа с портретом. - Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
- Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).
- Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» (Ф.И. Тютчев). Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор сказки «Спящая царевна».
2) Работа над биографией поэта - Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» - Василий Андреевич Жуковский?
Возможные варианты:
-В каком году Вы родились?
-Кто были Ваши родители?
-Где вы учились? Учились ли хорошо?
- Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?
- Когда вы научились читать?
- Какие книги вы читали?
- А в детстве вы сочиняли сказки?
- Как вы придумали сказку о спящей царевне?
(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)
- А что вы знаете об этом писателе?
3) Работа с учебником
-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).
Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.
-Ребята, а что такое состязание?
-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
- Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной. Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.
-Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей
4) Физкультурная минутка
-
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
4. Актуализация имеющихся знаний.
-Прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.
-Что такое сказка?
-Какие виды сказок вы знаете?
-Каковы художественные особенности народных сказок?
-Что такое литературная сказка?
- Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?
-Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» - сказка?
1) Исследовательская работа.
-Мы сейчас проведём небольшоё исследование. Класс разделён на группы.
1 группа доказывает, к какому виду можно отнести сказку и почему.
2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.
3 группа работает с языковым материалом. Для этой группы на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их нужно выбрать учащимся.
Языковой материал: «…что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам»; «Начал жить да поживать»; «пышных комнат нет числа»; «Вместе с ней объемлет он, Весь огромный царский дом…»; «птица там не пролетит»; «близко зверь не пробежит»; «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись»;
- В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?
(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок).
-Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?
-Вы разделены на три группы. Я сейчас вам на выбор предоставлю три карточки, на каждой карточке вопросы, отвечая на них, вы соберёте материал по какому-либо герою сказки. На работу отводится 5-7 минут.
Карточка №1
-Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.
-Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?
-Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?
Найдите и прочитайте ответ в тексте.
- Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?
Карточка №2
-Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.
-Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?
-Рассмотрите иллюстрацию В. Кутлинского, опишите, кто изображён на ней. Какие черты характера чародейки-ведьмы подчеркнул художник? Согласны ли вы с таким изображением?
Карточка №3
1. Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому?
3. Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?
2)Словарная работа. Записи в тетради.
— Какие слова и выражения вам показались
старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель
будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел,
поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого,
доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до
этого времени.
Сучить — вытягивать из
кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии
казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие,
те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор
прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий
кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки
5. Итог урока
А.С.
Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
-Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна» (задание выполняется
под композицию П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»
6. Домашнее задание: прочитать сказку
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.