ВАК статья ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОНЯТИЙ
Оценка 4.8

ВАК статья ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОНЯТИЙ

Оценка 4.8
docx
01.04.2024
ВАК статья ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОНЯТИЙ
ВАК СТАТЬЯ ..docx

УДК 37.013

 

G.N. Mousse, Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer of Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, E-mail: [email protected]

O.E. Zbaranskaya, MA student of Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, E-mail: [email protected]

 

FEATURES OF THE FORMATION OF INTERDISCIPLINARY CONCEPTS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The purpose of this article is to describe the specifics of the formation of interdisciplinary concepts in younger schoolchildren. The authors present and analyze the results of diagnostics of the possession of interdisciplinary concepts by 4th grade students. Based on the above results, the organization of this process is justified and described. The specifics of the formation of interdisciplinary concepts consists in the formulated psychological and pedagogical conditions. Under the first condition, the method of projects is considered. It is taken into account that primary school age is the initial stage of entering into project activity, laying the foundation for mastering interdisciplinary concepts. Modeling is considered as the second condition.  Modeling has a great methodological potential in the formation of interdisciplinary skills of younger schoolchildren. Such potential is revealed in the fact that such conditions are created that contribute to the effective mastery of the understood, create visibility.

Key words: interdisciplinary concepts, junior schoolchildren, primary education, federal educational program.

 

Г.Н. Мусс, канд. пед. наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург, E-mail: gnmuss@yandex.ru

О.Е. Збаранская, магистрант Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург, E-mail: [email protected]

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОНЯТИЙ

Целью данной статьи является описание специфики формирования у младших школьников междисциплинарных понятий. Авторами приводятся и анализируются результаты диагностики владения учащимися 4 классов междисциплинарным понятиями. Но основе приведенных результатов обосновывается и описывается организация данного процесса. Специфики формирования междисциплинарных понятий состоит в сформулированных психолого-педагогических условий. В рамках первого условия рассмотрен метод проектов. Учтено, что младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент для овладения междисциплинарными понятиями. В качестве второго условия рассмотрено моделирование.  Моделирование обладает большим методическим потенциалом в формировании межпредметных умений младших школьников. Такой потенциал раскрывается в том, что создаются такие условия, которые способствуют эффективному овладению понятыми, создают наглядность.

Ключевые слова: междисциплинарные понятия, младшие школьники, начальное образование, федеральная образовательная программа.

 

Введение

Современная система образования вновь претерпевает изменения: на замену устоявшегося Федерального образовательного стандарта начального общего образования внедряется новая Федеральная образовательная программа начального общего образования [1].

Согласно новому документу, образовательный процесс также должен быть направлен на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. В частности, отмечается, что «в результате освоения содержания программы начального общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий» [1].

В педагогической науке нет единого подхода к определению сущности междисциплинарных понятий. С.П. Позднеева под данным термином рассматривает «понятия современной науки, способные к продуктивному употреблению в самых различных областях знания, допускающие возможность выражения в лоне логико-математических теорий и являющиеся носителями специфических методов познания» [2, с. 115]. Представленная интерпретация терминологической дефиниции является обобщенной и применениями ко многим областям педагогической науки.

Другой подход выделяется в работах А.И. Гурьева, который рассматривает междисциплинарные понятия как уровень реализации межпредметных связей по линии образовательных функций: «понятия, возникающие в пограничных науках, получившие общенаучную значимость» [3, с. 69].

В такой концепции, с одной стороны, изучаемая дефиниция рассматривается системно, в призме комплекса межпредметных связей; с другой стороны, уточняется место таких понятий – пограничные науки. Так, можно прийти к выводу, что междисциплинарными понятиями будут являться те, которые используются в одной (или в схожей) области. Например, в гуманитарном цикле – русский язык, литературное чтение, иностранный язык.

Подобную точку зрения на изучаемое понятия развивает в своих работах О.В. Муромцева, которая в рамках межпредметных связей выделяет такой тип, как понятий связи, определяющиеся «направленными на формирование понятий, общих родственных дисциплин» [4, с. 35].

Таким образом, обобщив научных подходы, вслед за О.В. Муромцевой в данной статье под междисциплинарными понятиями мы будем рассматривать систему понятий, являющих общеизвестными и общеупотребительными в каком-либо цикле учебных предметов начальной школы.

Однако для нашего исследования ключевыми словами являются «понятия, применимые в самых различных областях знания». Уточним, что это такие понятия, которые отражают учебные знания различных дисциплин, изучаемых в начальной школе.

В современной педагогической науке разработаны различные подходы к обучению младших школьников междисциплинарным понятиям. Т.В. Анашкина предложила систему оценки метапредметных результатов обучения в начальной школе [5]. Г.В. Белоусова рассматривала особенность использования интерактивного подхода как средства достижения метапредметных результатов обучения учащихся в начальной школе [6]. Н.Ф. Виноградова исследовала трудности формирования метапредметных результатов и пути преодоления [7]. Т.Л. Женатова описала методические подходы к формированию междисциплинарных понятий у младших школьников [8]. Т.И. Козлова и Е.П. Полюхова выявили влияние междисциплинарного обучения на познавательно-личностное развитие младших школьников [9]. С.В. Кокоулина рассматривала возможности смыслового чтения в начальной школе для достижения метапредметных результатов обучения [10]. А.В. Юнина охарактеризовала специфику формирования регулятивных умений в процессе естественно – математического образования младших школьников [11].

Различными учеными сделаны неоднократные попытки указать на проблемы, возникающие при реализации метапредметного подхода в школьном образовании, представлены некоторые способы решения этих проблем. Но недостаточно проанализирован методический опыт в обучении междисциплинарным понятиям обучающихся на уроках в начальной школе. Исходя из чего, невозможно увидеть, как совершенствуются методологические подходы на пути к достижению метапредметности на уроках в начальной школе и какие из них являются самыми эффективными.

Актуальность данного исследования определена методическими противоречиями в понимании и реализации метапредметного подхода в образовательной процессе начальной школы, необходимостью в разработке методов и способов, а также приемов организации обучения междисциплинарным понятиям обучающихся на уроках в начальной школе.

Цель исследования – теоретический обосновать педагогические условия процесса обучения междисциплинарным понятиям младших школьников.

Объект исследования: педагогический процесс формирования у младших школьников междисциплинарных понятий.

Задачи исследования:

-     провести диагностическую работу по определению уровня владения обучающимися междисциплинарными понятиями;

-     описать проектную деятельность как метод овладения междисциплинарными понятиями;

-     рассмотреть моделирование как средство формирования межпредметных умений младших школьников.

 Научная новизна отражается в том, что обоснованы педагогические условия процесса обучения междисциплинарным понятиям младших школьников. В качестве первого условия описана проектная деятельность, в качестве второго – моделирование.

Теоретическая значимость заключается в уточнении дефиниций понятий круга «междисциплинарность», обоснован термин «междисциплинарные понятия», под которым мы рассматриваем систему понятий, являющих общеизвестными и общеупотребительными в каком-либо цикле учебных предметов начальной школы.

Практическая значимость заключается в том, что предложен диагностический инструментарий для определения уровня владения междисциплинарными понятиям младших школьников; на основе полученных результатов сформулированы психолого-педагогические условия процесса обучения младших школьников междисциплинарным понятиям: младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент для овладения междисциплинарными понятиями; моделирование обладает большим методическим потенциалом в формировании межпредметных умений младших школьников.

Методы исследования: теоретические (классификация, синтез и обобщение научных взглядов, математическая обработка экспериментальные данных), экспериментальные (тестирование, модифицированные методики), специальные (педагогическое моделирование).

Основная часть

Для обоснования психолого-педагогических условий процесса обучения междисциплинарным понятиям младших школьников проведена диагностическая работа.

Опытная работа по созданию условий для овладения обучающимися междисциплинарными понятиями проводилась на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Электрозаводская средняя общеобразовательная школа» Новосергиевского района Оренбургской области в образовательном процессе 4 класса.

Диагностическое исследование проводилось в два этапа. На первом этапе использовалась стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э.Ф. Замбацявичене. На следующем этапе нами использовались такие методики: модифицированная методика «Определение понятий» (Немов Р.С.), «Исключение лишнего» (Рогов Е.И.), «Простые аналогии» (Васищев А.А.), «Классификация понятий» (Шуберт А.М., Иванова А.Я.), «Сравнение понятий» (Выготский Л.С., Сахаров Л.С.).

В результате обобщения диагностических данных выявлено, что 14 % младших школьников владеют междисциплинарными понятиями на низком уровне. Такие учащиеся не могу дать верное значение понятию, допускают грубые ошибки в классификации и выстраивании аналогии. Для 48 % процентов характерен средний уровень. Такие ученики допускают незначительное количество в определении некоторых понятий, одно верно проводят аналогии и исключают лишнее. Наконец, 38 % младших школьников владеют междисциплинарными понятиями на среднем уровне. Такой уровень отличается тем, что дети младшего школьного возраста владеют понятийным аппаратам, умеют его использовать, знают их характерные особенности.

Таким образом, в результате диагностической работы в большей степени выявлен средний уровень владения междисциплинарными понятиями, наряду с этим отмечены обучающиеся, у которых определен низкий уровень, что обуславливает разработку комплекса заданий по формированию у младших школьников междисциплинарных понятий.

На основе полученных результатов сформулированы психолого-педагогические условия процесса обучения младших школьников междисциплинарным понятиям:

1. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент для овладения междисциплинарными понятиями.

2. Моделирование обладает большим методическим потенциалом в формировании межпредметных умений младших школьников. Такой потенциал раскрывается в том, что создаются такие условия, которые способствуют эффективному овладению понятыми, создают наглядность.

В рамках разработки психолого-педагогических условий за основу взяты такие междисциплинарные понятия, как жанр, закон, координаты, корень, свойство, стиль, система, строение, вещества, ткань, функция, энергия, явление. Рассмотрим специфику реализации каждого условия.

Опишем более подробно работу над проектами по творчеству С.Я. Маршака.  Данный комплекс мини-проекты был реализован на обобщающем уроке по литературному чтению, посвященному творчеству С.Я. Маршака. Писатель, творчеству которого стали посвящены проекты, был выбран в результате совместной работы учителя и учеников.

 По завершении работы над разделом учебника «Поэтическая тетрадь», мы подготовили выставку книг авторов, творчеству которых был посвящен раздел (С.Я. Маршак, А.Л. Барто, С.В. Михалков, Е.А. Благинина). После выставки книг мы познакомили детей с понятием «устный журнал», из каких частей он состоит и представил пример устного журнала.

Класс поделился на 2 группы по желанию:

1 группа, состоящая из 9 человек, занималась организацией первого проекта: выставки «С.Я. Маршак - друг детей».

2 группа составляла – устный журнал по теме «Жизнь и творчество С.Я. Маршака», в эту группу входило 15 человек. В инсценировке стихотворения С.Я. Маршака «Багаж» принял участие весь класс. Таким образом, было реализовано 3 мини-проекта.

На первом этапе проекта под нашим руководством была сформулирована тема «С.Я. Маршак – друг детей», - такую тему учащиеся выбрали, потому что творчество этого поэта оказалось особенно близким детям. На этом же этапе были определены цель и задачи проекта. Цель: повышение уровня качества чтения и активизация интереса к книге. Задачи: изучить домашнюю библиотеку, посетить школьную и сельскую библиотеки; отобрать книги для выставки;

На втором этапе группа детей посетила школьную и сельскую библиотеки, а также ознакомилась с книгами под авторством С.Я. Маршака, которые были в домашней библиотеке. На третьем этапе мы руководили взаимодействием школьников, оказывал помощь в определении шагов поиска, совместно анализировали возникшие проблемы, определили источники поиска нужной информации. Четвертый этап был аналитическим. Здесь учащиеся представили конечный результат своей работы. Учащиеся с огромным интересом отвечали на вопросы учителя и одноклассников, участвующих в другом проекте.

Таким образом, возможности метода проекта в обучении междисциплинарным понятиям состояла в том6 что в процессе выполнения данного проекта младшие школьники строили речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составляли тексты в устной форме, использовали речевые средства для решения коммуникативных задач, готовили выступление. Все это обеспечивает развитие метапредметных умений, в частности коммуникативных.

Прием моделирования реализован на уроках русского языка. Рассмотрим возможности данного метода на примере. Прием «Операционный состав звукового анализа» обеспечивает реальное оперирование звуками в той последовательности, которая соответствует логике этого действия. Для большей наглядности рядом с соответствующим пунктом алгоритма звукового анализа (слева) даем пример его выполнения учеником.

 

Задание:

Скажи слово и послушай себя. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и охарактеризуй. Обозначь выделенный звук условным значком.

Действия ученика:

[Л’ИСА]. [Л’Л’Л’Л’ИСА]. Первый звук – [Л’]. Он согласный мягкий.

 

При выполнении подобных заданий необходимо учесть последовать операций, которые отражают методику работы над фонетическими единицами на уроках русского языка в начальной школе: протяни и выдели звук, обозначь его, проверь (прочитай).

Моделирование как прием работы на уроках способствует развитию не только предметных навыков и знаний, но и формированию междисциплинарных понятий у младших школьников.

Заключение

Таким образом, рассмотрены особенности обучения младших школьников междисциплинарным понятиям, под которыми рассматривалась система понятий, являющихся общеизвестными и общеупотребительными в каком-либо цикле учебных предметов начальной школы. Результаты диагностической работы позволил сформулировать психолого-педагогические условия процесса обучения междисциплинарным понятиям младших школьников, в качестве которых рассмотрены метод проектов и прием моделирования. Метод проектов в силу своих методических и организационных возможностей позволяет так построить учебный процесс, чтобы в нем гармонично соединялись предметные знания и междисциплинарные понятия.  Возможности моделирования заключается в формировании универсальных учебных действий, позволяющих моделировать учебный материал.

 


 

УДК 37.013 G.N. Mousse,

УДК 37.013 G.N. Mousse,

Специфики формирования междисциплинарных понятий состоит в сформулированных психолого-педагогических условий

Специфики формирования междисциплинарных понятий состоит в сформулированных психолого-педагогических условий

В такой концепции, с одной стороны, изучаемая дефиниция рассматривается системно, в призме комплекса межпредметных связей; с другой стороны, уточняется место таких понятий – пограничные науки

В такой концепции, с одной стороны, изучаемая дефиниция рассматривается системно, в призме комплекса межпредметных связей; с другой стороны, уточняется место таких понятий – пограничные науки

Но недостаточно проанализирован методический опыт в обучении междисциплинарным понятиям обучающихся на уроках в начальной школе

Но недостаточно проанализирован методический опыт в обучении междисциплинарным понятиям обучающихся на уроках в начальной школе

Методы исследования: теоретические (классификация, синтез и обобщение научных взглядов, математическая обработка экспериментальные данных), экспериментальные (тестирование, модифицированные методики), специальные (педагогическое моделирование)

Методы исследования: теоретические (классификация, синтез и обобщение научных взглядов, математическая обработка экспериментальные данных), экспериментальные (тестирование, модифицированные методики), специальные (педагогическое моделирование)

На основе полученных результатов сформулированы психолого-педагогические условия процесса обучения младших школьников междисциплинарным понятиям: 1

На основе полученных результатов сформулированы психолого-педагогические условия процесса обучения младших школьников междисциплинарным понятиям: 1

Цель: повышение уровня качества чтения и активизация интереса к книге

Цель: повышение уровня качества чтения и активизация интереса к книге

Моделирование как прием работы на уроках способствует развитию не только предметных навыков и знаний, но и формированию междисциплинарных понятий у младших школьников

Моделирование как прием работы на уроках способствует развитию не только предметных навыков и знаний, но и формированию междисциплинарных понятий у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024