ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ ХИМИИ.

  • Документация
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея валеологической работы в школе – формирование отношения детей к природе здоровья не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных и социальных факторов.
Иконка файла материала валеологические рекомендации к урокам естественного цикла.doc

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ ХИМИИ.

Вальтер Анна Викторовна

учитель химии, ГУ «Карабалыкская средняя школа №1 им. М. Горького отдела образования акимата Карабалыкского района»

 

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея валеологической работы в школе – формирование отношения детей к природе здоровья не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных и социальных факторов. В школе нужно создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек – часть природы и его жизнь зависит от неё.

Ребенок, как правило, не знает, как вести разумный образ жизни. Этому его надо учить. Вот почему здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта, заложенный в детстве родителями и педагогами.

Один из путей формирования здоровья – это валеологизация учебного процесса.

Валеологическая воспитанность – это комплексная характеристика здорового образа жизни, которая включает в себя в качестве элементов: понимание здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью своему и других людей, стремление к здоровью, усвоение и применение правил здорового образа жизни.

Задачами валеологического воспитания являются: формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни»; формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей, развитие стремления вести здоровый образ жизни; развитие умений и навыков, лежащих в основе здорового образа жизни.

Рассмотрим более подробно основную форму организации учебного процесса - урок. От правильной организации урока, уровня его рациональности зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, длительность умственной работоспособности, предупреждение преждевременного утомления. Правильная организация обучения помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Выделим основные правила построения урока с позиции здоровье сберегающих прав.

1. Правильность организации урока.

2. Использование каналов восприятия.

3. Учет зоны работоспособности учащихся.

4. Распределение интенсивности умственной деятельности учащихся.

Валеологично проведенный урок должен стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учиться, получать радость от каждого прожитого дня.

Работая с учащимися, педагогам необходимо учитывать, что

- у каждого ребенка свой потенциал здоровья;

- здоровье - это состояние организма, им нужно научиться управлять;

- хорошее здоровье - результат собственных усилий;

- 20% урока дети должны находиться в состоянии двигательной активности

Задачи учителя:

- формирование у детей и родителей внутренней мотивации к здоровому образу жизни;

- развитие навыков личной гигиены;

- приобщение к рациональному питанию;

- раскрытие способов поддержания физического и психического здоровья.

Критерии удачного с точки зрения валеологии урока:

  • отсутствие усталости у учащихся и педагога;
  • положительный эмоциональный настрой;

·                                 удовлетворение от сделанной работы;

·                                 желание продолжить работу

Любой урок химии может способствовать одновременно и интеллек­туальному развитию школьника, и сохране­нию его физического статуса. Другими сло­вами, школьные химические знания долж­ны помогать адаптации учащегося и увели­чивать резервы его здоровья. Это так назы­ваемая предметная модель валеологического образования.

Каким же образом можно осу­ществлять интеграцию химических и валео­логических знаний в системе школьного химического образования? Необходимо исходить из особого значения химических знаний в по­вседневной жизни для обеспечения опти­мальных условий жизнедеятельности и со­хранения здоровья.

При формировании у учащихся на уроках химии в 8 классе понятия о важнейших классах неорганических соединений (оксидах, кислотах, основаниях, солях) создаются предпосылки реализации межпредметных связей химии с валеологией – формируются понятия об основных компонентах пищи и питательных веществах, последовательности расщепления пищи, заболевания желудочно-кишечного тракта и ошибках в питании.

При формировании на уроках валеологии понятий о личной гигиене, основах безопасного поведения, о предупреждении травм и приемах оказания первой помощи реализуются межпредметные связи с опорой на знания учащихся, полученные, в основном, при изучении тем «Кислород. Оксиды. Горение» и «Вода. Растворы. Окисление».

Усвоение на уроках химии понятие о тепловом эффекте химических реакций, экзо-  и эндотермических реакциях обеспечивает  обогащение знаний школьников об энергетическом обмене и терморегуляции.                          

При изучении на уроках химии в 9 классе свойств веществ элементов VI-IV А групп периодической системы Д.И. Менделеева возникают предпосылки для реализации межпредметных связей химии с валеологией при формировании понятий об общественной гигиене, экологически чистых продуктах, влиянии загрязнения воды, воздуха, почвы на здоровье человека.

Валеологизация ненавязчиво погружает учащихся в широкий круг проблем, решаемых наукой, показать ее возможности, вызывает желание участвовать в их решении.

Например:

1.            Рассказать о вреде нитратов в продуктах питания. Объяснить опасность избыточного содержания нитратов. Как с этим бороться.

2.       Рассказать о вреде поливинилхлорида. Ученики приводят свои примеры, о том, как уменьшить их (поливинилхлорида) использовании в быту.

Валеологизация сосредотачивает внимание учащихся на изучение не только химии, но и на самих себя. Например, в 11 классе в разделе «Белки. Нуклеиновые кислоты» дополнительно изучается тема «Витамины». Ученики сами рассказывают, что происходит при авитаминозе, где витамины содержатся.

Примеры валеологических приемов на уроках химии

Расчеты  по химическим формулам

         Задача 1. Суточная потребность орга­низма в кальции в виде карбоната кальция СаСО составляет 1,2 г. Вычислите количе­ство необходимого карбоната кальция.

 Решение        n = m/M; М (СаСО3) = 100 г/моль;

n (СаСО3) = 1,2/100 = 0,012 моль.

         Задача 2. Ортофосфат кальция со­ставляет минеральную основу костей и зу­бов. Другие соединения кальция участвуют в нервной и мышечной деятельности, входят в состав тканевой жидкости, ядер и стенок клеточной ткани живого организма. Каль­ций уменьшает аллергические реакции. Су­точная потребность организма в кальции составляет от 0,8 до 2 г. Источниками каль­ция служат молоко, кефир, творог, сыр, рыба, фасоль, петрушка, зеленый лук, а так­же яйца, гречка и овсянка, морковь и горох.

Обеспечит ли суточную потребность организма в кальции добавление в пишу 1 г карбоната кальция при условии его полного усвоения?

Решение

         Количество кальция в карбонате кальция равно количеству карбоната кальция:    n (Са) = n (СаСO3), т. е. m (Ca)/M (Ca) = m (CaCO3)/M (CaCO3).

Отсюда      m(Ca) = M (Са) .

М(Са) = 40 • 1/100 = 0,4 (г).

         Таким образом, это меньше суточной по­требности организма (0,8-2 г/день).

Экспериментальные задачи

         Задача 1. Токсичность тяжелых ме­таллов объясняется их способностью вызы­вать денатурацию (разрушение) белков. Объясните, почему токсическое действие солей тяжелых металлов тем выше, чем выше их растворимость в воде. Как можно экспериментально подтвердить токсиче­ское действие ионов свинца?

Ход работы

         В пробирку прилейте 2 мл раствора яич­ного белка. Медленно, по каплям, встряхивая пробирку, добавьте раствор ацетата свинца (П) Рb(СН3СОО)2. Выпадает хлопьевидный осадок белого цвета, образующийся в резуль­тате разрушения структуры белка.

         Задача 2. Кислотные дожди закисляют природные воды. В такой воде увеличивает­ся подвижность ионов тяжелых металлов и, следовательно, повышается их токсическое действие. Если русло реки проходит в из­вестняковых породах, пагубное воздействие кислотных дождей значительно уменьшает­ся. Объясните почему. Напишите уравнение реакции. Как экспериментально определить концентрацию  ионов водорода в воде?

 Ход работы

         Определите значение рН в приготовлен­ных пробах воды с помощью универсальной индикаторной бумаги и с помощью рН-метра. Сравните результаты. В норме рН воды составляет 6,5-7,5. Если рН пробы воды ока­зался меньше нижнего значения, то проба имеет кислотную реакцию среды. Концен­трацию ионов водорода определяют по урав­нению:

+] = 10-рН.

         Известняк ослабляет воздействие кислот­ных дождей:

СаСO3 + 2Н+ = Са2+ + Н2O + СO2.

Урок химии может способствовать одновременно и интеллектуальному развитию школьника, и сохранению его физического статуса. Другими словами, школьные химические знания должны помогать адаптации учащегося и увеличивать резервы его здоровья.

Творческий подход учителя к вопросу включения валеологического компонента в содержание школьного курса химии, несо­мненно, послужит основанием для серьезно­го осмысления учащимися практической зна­чимости химических знаний в решении про­блем сохранения и укрепления здоровья.

 

Список использованной литературы

 

1.   Колесникова М.Г. Изучение уровня валеологической готовности учащихся и педагогов // Валеология. №3. 2009. С.25-28.

2.   Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2010. С.45-53.

3.   Основы валеологии. Г.Л.Билич, Л.В.Назарова.Санкт-Петербург, 2008 г.

4.   Выбор методов обучения в средней школе./ под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 2011г.

5.   Акбашев Т.В. Всеобщая валеограмотность: шаг первый. // Народное образование.-1995, №5. С. 107-112.

6.   Антропава М.В., Бородкина Г.В. и др. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования. //Педагогика. -1995. -№2. -С.26-31.

7.   Энциклопедия для детей по химии. Главный редактор В.А.Володин. Издательский центр “Аванта”, Москва, 2000 г.

8.   Технология разноуровнего обучения учащихся основной школы. Л.С.Конева, Е.А.Горбунова, В.Г.Дробышева, А.И.Ефанова, Е.А.Ковыляева, Омск, 2002 г.

9.   Валеология на уроках неорганической химии. Л.А.Ивченко, А.А.Макареня, Тюмень, ТОГИРО, 1998 г.

10. Химия вокруг нас. Т.С.Горбунова, Омск, 2002 г.

11.                 http://www.dissercat.com/content/realizatsiya-valeologicheskogo-podkhoda-pri-obuchenii-khimii-kak-uslovie-formirovaniya-zdoro#ixzz592C6Z7sq

12. https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/07/07/mezhpredmetnaya-svyaz-khimii-s-valeologiey


Скачано с www.znanio.ru