ВАРИАНТ ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ для 1-го класса.
Оценка 4.8

ВАРИАНТ ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ для 1-го класса.

Оценка 4.8
doc
Междисциплинарный 3
1 кл
02.08.2022
ВАРИАНТ ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ для 1-го класса.
ВАРИАНТ ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ для 1-го класса..doc

1 класс

ВАРИАНТ ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ для 1-го класса.

 

1-е правило. «Отличие оценки и ее фиксации»

Оцениваем словами любое действие ученика: «успешно», «пока не справился». Фиксируем в рабочих материалах учителя (знаком «+») только успешную демонстрацию умения по применению знания (решение задачи).

 

Таким образом, в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 19.11.98. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» мы не используем отметки, «как цифровое оформление оценки» или «другие знаки… идентичные …цифровой отметке». Знак «+» не идентичен цифровой отметке, так как:

1) Он не градирует оценку на уровни, понять которые ученики-первоклассники еще не в состоянии.

2) Знак «+» выставляется только в рабочие материалы учителя (таблицу требований – см. 4-е правило) для получения информации о том, какими из требуемых умений ученик уже овладел. Эти знаки в таблице требований необходимы для корректировки учителем своих действий в помощь каждому ученику (над чем еще с ним необходимо работать), а также для предоставления информации родителям но только об успехах, а не неудачах ученика.

3) Ученик-первоклассник не знакомится с рабочими записями учителя. Но даже если он узнает о своих «плюсах» (например, от родителей после их беседы с учителем), то это не может вызвать у него психологически некомфортное состояние, так как фиксируются только успешные действия. 

 

2-е правило. «Самооценка»

Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка и самооценка): первые четыре пункта алгоритма самооценки.

На устном текущем контроле (не реже чем один раз за урок) учитель предлагает тому или иному ученику учиться определять оценку своей работы в диалоге с учителем.

 

Алгоритм самооценки:

1. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

 

Обговоренные с учениками пункты надо записать или зарисовать в виде опорных сигналов. Данный алгоритм самооценки должен быть доступен ученикам, поэтому по возможности нужно сделать настенный плакат с пунктами этого алгоритма и (или) вкладыши в дневник ученика. Когда ученики запомнят этот порядок оценивания, лист можно будет снять и вновь доставать его, если потребуется. Когда алгоритм самооценки будет усвоен учениками, можно активно использовать вместо диалога и другие формы самооценки: каждый ученик оценивает свою работу по тем же пунктам, но самостоятельно в своем дневнике, тетради и лишь при необходимости делится этим с учителем.

 

!!! Каждый урок с каждым отвечающим учеником проводить подобный диалог (алгоритм самооценки) невозможно. Это требуется делать хотя бы один раз с одним учеником за урок, для обучения на этом примере умению оценивать результаты своей работы. На формирование данного умения нужно выделять достаточно времени, урезая предметное содержание этих уроков до минимума. Это компенсируется более сознательным и активным участием учеников в дальнейшем обучении.

 

Алгоритмы введения правила «Самооценка».

1) Совместная выработка порядка оценивания

1 шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого задает следующие вопросы: «С чего начнем оценивать свою работу?»… «Что сделаем после этого?»  и т.д.

2 шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется, указанный выше, алгоритм самооценки из четырех пунктов.

2) Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание.

1 шаг. В течение первого времени, планируя уроки, учитель отбирает в них только минимум содержания учебного материала. Максимум материала не планируем использовать, т.к. это время уйдёт на выработку у учеников умения самооценки (в дальнейшем на порядок более сознательное отношение детей к учебе, компенсирует менее подробное изучение нескольких тем).

2 шаг. При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания будем проговаривать с учеником алгоритм самооценки.

3) Действия при выработке у учеников умения самооценки.

1 шаг. Вначале учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 2-3 ученика).

2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал). Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание и осмысление вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.

3 шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

5 шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.

4) Действия при сформированном умении самооценки.

1 шаг. Планируя урок, учитель перестает урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.

2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса»

 

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции

 

Каких ошибок надо избегать:

1) На первом этапе отработки правила учитель закладывает в урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на самооценку.

2) Пропускает обучающий этап проговаривания самооценки, требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму.

Особые ситуации:

При использовании самооценки необходимо учитывать психологический фактор, а именно:

1) не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, учителю необходимо учитывать, что таким детям нужна помощь психолога, и по возможности первое время не задействовать их на данном правиле, пока ребята не преодолеют психологический барьер.

2) Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ другого товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не задевает отвечающего ученика, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

 

3-е правило. «Одна задача – одна оценка»

Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.

 

4-е правило «Таблица требований»

Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учеников. После проведения проверочной работы учитель фиксирует в таблице требований (знаком «+») успешность выполнения заданий. 

Это необходимо для того, чтобы можно было проследить развитие ребёнка, получить информацию для учителя, родителей. Данная фиксация не является отметками.

Алгоритм применения правила:

1 шаг. Определить, какое умение из таблицы требований проверяется в каждом задании проверочной работы.

2 шаг. Если ученик успешно (частично успешно) выполнил задание, то в графу соответствующего умения ставится знак «+».

3 шаг. Если ученик не справился с заданием, то в таблице требований ничего не фиксируется, а учитель принимает решение, что данный вид заданий необходимо проработать с данным учеником еще раз, пока он не научиться их выполнять.

 

 

 


ВАРИАНТ ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ для 1-го класса

ВАРИАНТ ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ для 1-го класса

При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания будем проговаривать с учеником алгоритм самооценки

При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания будем проговаривать с учеником алгоритм самооценки

Если ученик не справился с заданием, то в таблице требований ничего не фиксируется, а учитель принимает решение, что данный вид заданий необходимо проработать с данным…

Если ученик не справился с заданием, то в таблице требований ничего не фиксируется, а учитель принимает решение, что данный вид заданий необходимо проработать с данным…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2022