ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНОГО УРОКА Тема: « КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МОРСКИХ ПУЧИНАХ». ( по произведениям Ж.Верна)
Оценка 4.7

ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНОГО УРОКА Тема: « КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МОРСКИХ ПУЧИНАХ». ( по произведениям Ж.Верна)

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
физика
8 кл
05.05.2017
ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНОГО УРОКА Тема: « КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ   В МОРСКИХ ПУЧИНАХ».     ( по произведениям Ж.Верна)
Этот урок был составлен к конкурсу, проводимому в нашей республике "Эрудит" Мы, два учителя, (преподаватель физики и преподаватель русского языка и литературы) разработали урок по произведениям Ж.Верна. Сейчас учащиеся читают мало, нам очень хотелось открыть перед детьми прекрасный мир литературы и науки - физики, решили осуществить интегральный подход, который отразил бы объективную целостность системных связей различных уровней (природы, общества, человека). Мы стремились познакомить учащихся с содержанием произведения Ж. Верна, научить их отбирать факты и делать выводы, воспитать эстетическое отношение к окружающему миру.
кругосветное путешествие в морских пучинах.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ

БИНАРНОГО УРОКА

Тема: « КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

         В МОРСКИХ ПУЧИНАХ».

    ( по произведениям Ж.Верна)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВЕТЛОЙ  ПАМЯТИ  ВИКТОРА ВАЛЕНТИНОВИЧА

СПЕВАКА ПОСВЯЩАЕТСЯ

 

ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНОГО УРОКА

"КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МОРСКИХ ПУЧИНАХ"

Интеграция содержания образования - мировая тенденция. Интегральный подход отражает объективную целостность системных связей различных уровней (природы, общества, человека).

Интеграция обусловлена процессом восполнения, развития, объединения в целое ранее разрозненных частей, это можно пронаблюдать при проведении уроков литературы и физики. На этом уроке была осуществлена попытка сое­динить высокую научность, межпредметные связи, практическую направлен­ность, сотрудничество учителей, предельную раскрытость темы:

Задачи урока: ознакомление учащихся с содержанием произведения

                Ж. Верна, обобщение и систематизация по теме "Жанры    

                литературы" научить отбирать факты и делать выводы,  

               воспитывать эсте­тическое отношение к окружающему миру,

                       воспитание граж­данских чувств.

Тип урока:   урок - лекция с элементами беседы и демонстрацией  опытов.

Оборудование урока: видеопроектор, компьютер, термометр, барометр,

                        компас, бинокль, линза.

Перед учащимися на каждой парте отрывки  из произведений Ж. Верна с ука­занием номера томов и страниц:

1 Т 5 Ч 1 гл. 12 С.84-87

2  т 5 ч 1 гл. 12 с. 85

3  т 5 ч 1 гл. 12 с. 90

4  Т 5 ч 1 гл. 22 С. 176-180

5  т 5 ч 1 гл. 12 с 86, гл. 13 с 91-93, с. 94

6  т 5 ч 2 гл. 5 с 244-246, гл. 12 с 232

7  Т 5 ч 2 гл. 17 С.381

8  т 5 ч 2 гл. 15 с 356, 358

9  Т 6 ч 1 гл.10 с 81 10  Т б Ч 2 гл., 9  С. 277

Учащиеся во время урока постоянно обращаются к этим отрывкам, прини­мают участие в беседе, подбирая подходящий текст. Классная комната оформлена плакатами с высказываниями :

«Теперь, когда мы научились летать в небе, как птицы, плавать в море,

        как рыбы, хорошо бы научиться жить на земле, как люди»

Б. Шоу.

"Мать-природа  я винюсь перед тобой и каюсь от имени всех, кто хоть  

чем-то обидел тебя, я прошу простить нас и поверить, что твои

       истинные дочери и сыновья не дадут погибнуть тебе".

В. Белов.

Урок проводится двумя учителями: Зайнуллиной Зинаидой Самигулловной (учителем физики) и Арслановой Кларой Нурулловной (учителем литературы).

К. Н. Фантазия и научное познание мира всегда были тесно связаны между собой, они как бы шли рука об руку, питая,  и поддерживая друг друга. Когда еще не существовало самого понятия "наука", уже жила сказка - поэтическая мечта о будущем, о невозможном. Люди умели фантазировать представлять в своем воображении желаемое, но еще не достигнутое. И фантазия играла огромную роль в развитии человеческой культуры.

Ребята, приведите примеры из сказок, когда волшебные предметы воплотились в жизнь (Золотой петушок - радар, яблоко на блюдце-телевизор, Емеля на печи - поезд, ковер - самолет, скатерть - самобранка - микроволновая печь и т. д.)

Одним из создателей нового литературного жанра - научной фантастики был Ж. Верн, знаменитый французский романист, оставивший неизгладимый след в истории мировой культуры, писатель, который был и остается не­умирающим спутником юности. Он был подлинным зачинателем научной фан­тастики, основанной на научном правдоподобии и нередко на научном пред­видении, замечательным мастером романов, путешествий и приключений, страстным пропагандистом науки и ее грядущих завоеваний.

Не часто писателям выпадает столь длительный успех т. к. Ж. Верну удалось найти такую литературную форму, как нельзя лучше отвечающую запросам молодого читателя, интерес молодежи всегда устремлен в будущее, в тот неизвестный мир, который ждет впереди и Ж. Верн сумел показать в своих произведениях этот новый мир, мир ближайшего будущего. Рассказы­вая о самых смелых технических проектах своих героев, всегда остается в рамках реального. В этой реальности "фантастического" кроется одна из главных причин, длительного успеха романов Ж. Верна.

Ж. Верн первым ввел в литературу новых героев - труд и науку. Только у Ж. Верна впервые выступают на первый план тема знания, тема человека науки, побеждающего стихийные силы природы. Труд был всегда связан  со знанием и с умением, с пониманием того, что и как нужно сделать для достижения поставленной цели. В этом смысле Ж. Верн следует традициям народной сказки.

Обычно в сказке слабый и обиженный побеждает глупого и сильного противника (как, например, в русских народных сказках - Иванушка-дурачок, Ходжа Насреддин).

Почти в каждом романе Ж. Верна мы находим подобные ситуации: его герои обычно скромные, незнатные люди, попадая в затруднительное положение, выходят из него с честью благодаря умению творчески, нетрадиционно мыслить и применять новейшие данные науки своего времени. Разница со сказкой лить в том, что в роли злодея-великана у Ж. Верна чаше всего выступают грозные, но безликие силы природы. 

З.С.  В те годы, когда Ж. Верн писал свои лучшие произведения, новые науки грядущего века - энергетика, релятивистская и квантовая физика - еще не имели четкого и законченного воплощения. Энциклопедические знания, которыми он поражал своих современников, были в большинстве своем почерпнуты из литературных источников. У него географическая фантас­тика свободно уживается с инженерной.

Ж. Верн "усовершенствовал" все виды транспорта, от сухопутных до воображаемых межпланетных. Изобретения и открытия, которые еще вышли из стен лабораторий или только намечались в перспективе, он рисовал как уже существующие и действующие, и этим объясняется столь частые совпадения мечты писателя с её последующим воплощением в жизнь.

Труд Ж. Верна послужил делу цивилизации и прогресса. На его романах воспитывались поколения юных читателей, окрыленная наукой Фантазия, в свою очередь, будила научную мысль. Видные ученые, изобретатели, путешественники с благодарностью вспоминали, что юношеское увлечение Ж. Верном помогло им найти призвание, а иногда даже подталкивало на открытие.

« Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазером Ж. Верном,- признавался К. Э. Циолковский, он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума.  Конечно, она ни к чему бы не привела, если бы не встретила помощь со стороны науки.

Академик В. А. Обручев заметил в одной из статей, что сделался путешественником и исследователей Азии благодаря чтению романов Ж. Верна.

Бразильский авиатор и конструктор дирижаблей Альберто Сантос Дюмон в книге "Нои воздушные корабли" пишет, что многим был обязан в своей деятельности любимому писателю детских и юношеских лет –

Ж. Верну.

Д. И. Менделеев называл его "научным гением" и не раз возвращался к "Путешествию капитана Гаттерикса" - роману, созвучному интересам ученого к проблемам освоения Арктики.

Н. Е. Жуковский, основатель современной аэродинамики, держал в своей домашней библиотеке наряду с трудами предшественников единст­венную беллетристическую книгу "Робур - завоеватель" Ж. Верна.

О вдохновляющем воздействии его романов говорили такие путешественники, как Фритьоф Нансен, Свен Гедин, Жан Шарко, Ричард Бэрд, изобретатель бильдаппарата Эдуард Белин, исследователь пещер Норберт Кастере, создатель автожира Хуан де ля Сиерва, итальянский изобретатель радиосвязи Маркони, исследователь вулканов Гарун Тазиев и многие, многие другие.

Особенно посчастливилось в этом отношении роману "20 000 лье под водой", который, как никакое другое произведение автора "Необыкновенных путешествий" активно и непосредственно воздействовал на изобретатель­скую мысль.

Состояние подводной навигации, когда Ж. Верн задумал "20 000 лье под водой" было плохим: подводные лодки были неповоротливы, медлительны и главное, не умели сохранять равновесие под водой: то камнем плюхались на дно; то неожиданно выпрыгивали кормой или носом вверх. Кроме того, они были слепы, как кроты. Ж. Верн предвидел, что все эти недостатки будут преодолены, описывает свою подводную лодку как идеальную.

Вот какие слухи ходили в связи с появлением "Наутилуса":

 (запись: голоса, перебивающие друг друга)

1 голос: Необъяснимое явление в водах тихого океана. Как

   рассказывают моряки...

2 голос: Многие корабли встречают в море какой-то длинный

фосфоресцирующий, веретенообразный предмет, этот предмет

превосходит кита, как размерами, так и быстротой движения...

3 голос: Судовладельцы озабочены событием, не поддающимся

объяснению…

4 голос: ... ширина 1 миля, длина 2 мили…

5 голос: ... из недр этой темной массы вдруг вырвались два водяных

столба и со свистом взлетели в воздух футов на полтораста...

6 голос: А скорость?! В течении 3-х дней два парохода - "Гавернор

Хигинсон" и "Кристобал Колон" встретили его в 2-х точках земного

 шара, отстоящих друг от друга более, чем на 700 морских миль

(примерно 4000км. )

7 голос: ... чудовищный осьминог! Он в состоянии своими щупальцами

опутать судно в 500 тонн водоизмещением и увлечь его в пучину океана.

8голос: ... капитан "Кастилланы" утверждает, что он собственными

 глазами видел чудовищного морского змия.

Далее К. Н. коротко рассасывает о профессоре Аронаксе, его слуге Конселе и моряке - горпунере Неде Ленде, о том, как они попадают на "Наутилус" и встречаются с капитаном Немо и его экипажем.

З.С.             Капитан Немо знакомит профессора с устройством и оборудованием

"Наутилуса", давайте и мы посмотрим, что же было внутри подводной

лодки. Кто нам поможет?

Ребята находят отрывок № 1 и читают его вслух. На столе : термометр, барометр, гигрометр, компас, бинокль.

- Какое применение нашел этой силе капитан Немо?

(отрывок № 3, 4)

- С помощью, какой силы проводилось в движение вся эта система? Найдите соответствующий отрывок (отрывок2 т. 5 ч. 1 гл. 12 с. 84-87)

При чтении отрывка показываются называемые приборы.

З.С.           Ж. Верн возлагал надежды на электричество, считал его силой, которая преобразит мир. На смену "века пара должен был прийти век электричества", капитан немо получает электрический ток от гальванических элементов секретного устройства. Элементы питаются хлористым натрием. Он добывается из морской воды. Способ не из лучших. Таким путем нельзя получить ток нужной силы, но принцип – возможности  получения энергии из окружающей водной среды - указан, верно.

Что умеет и что имеет "Наутилус"? Ребята ишут по вспомогательному материалу (отрывок №5)

З.С.             В романе "20 000 лье под водой" - много современных мыслей об

   экологии.

К.Н.         Устами капитана Немо Ж. Верн говорит об охране природы. Убийство ради убийства т5, ч2, гл. 5 стр. 244-246 ч2, гл. 12

Далее ребята, снова опираясь на вспомогательный раздаточный материал, находят отрывки: отрывок 6 - о морских коровах "ламантинах"

                       отрывок №7  - о ловле черепах рыбами-прилипалами.

Здесь мы обращаем внимание учащихся на плакаты с изречениями об экологии, о защите матери-природы, стихии о природе.

З.С.            Не все было гладко в подводном путешествии. Однажды "Наутилус"   

       попал в ледовый плен.

(отрывок № 8 т 5,ч 2,гл. 15, стр. 356, 358)

Благодаря главным героям Ж. Верна - Труду и Науке - они преодолели и это. (Прочитайте, ребята, о мужестве людей, об их находчивости и само пожертвовании)

В "Наутилусе" много сходства с современными подводными лодками. Но есть в этой великой книге немало ошибок и преувеличений, с каждым годом "Наутилус" устаревает, Но роман "20 000 лье под водой" остается одной из любимых книг едва ли не во всем мире. В чем же секрет, как bi думаете?

В личности капитана Немо. Он не только странствует, изобретает, строит, не только проникает в тайны природы, но и борется на стороне порабощенных народов за претворение высоких идей, не совместимых с существованием деспотизма и рабства?

Так кто же он - капитан Немо? Кто скрывается под этим ничего не значащим именем? эта тайна раскрывается в другом романе "Таинственный

остров".

(Записью рассказа капитана Немо о своей судьбе – принц Дакаре).

 Вы ребята, конечно, читали книгу или смотрели фильм "Таинственный остров". Значит, вы видели кадры, когда капитан Немо прощается с людьми, с которыми его свела судьба и которым он помогал. Перед вами картина, где изображен "Наутилус" в последние часы, перед тем, как навечно скроется в морской пучине.

вучит красивая музыка и К. Н. читает отрывок о погружении "Наутилуса" т 6, стр. 542)

Но не хотелось бы заканчивать урок на такой печальной ноте, давайте вернемся к физике.

 3. С. читает отрывок

Вы обещали сделать машину взамен длинной лестнице гранитного дворца,

- спросил Сайреса моряк. Неужели вы так её и не устроили?

- Хорошо, Пенкроф, попробуем доставить вам удовольствие, - сказал Сайрес Смит.

- Но у нас ведь нет машин?

- А мы ее сделаем.

- паровую машину?

- Нет, водяную.

Каким образом осуществил свою проект инженер?

Под водопадом (который они сделали искусственно расширили отверстие в прежнем водостоке) инженер установил цилиндр с лопастями, который был соединен с колесом, находящимся снаружи и обмотанный прочным канатом; к канату привязали подъемную корзину.

17 марта, ко всеобщему удовольствию подъемник, который заменил при­митивную лестничку, заработал в первый раз.

Попав на необитаемый остров, первым делом, конечно, нужно было добыть огонь, но ничего под рукой не было, после крушения путешественники остались ни с чем. Надо было выйти из положения и однажды, буквально в этот же день.  Дети находят, и читаю отрывок из произведения:

- кто зажег?... - недоумевал Пенкроф

- Солнце - ответил Сайрес Смит

Да, огонь, так восхитивший Пенкрофа, дало само Солнце. Как это можно сделать?

- У вас было увеличительное стекло?

- Нет, ответил инженер, - но я его сделал. Он просто воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов, налив между ними воды, он сложил их края, слепил глиной, т. е. получилось двояковыпуклое зажигательное стекло.

А как называется этот прибор?

Линза (демонстрируется линза и показывается ход лучей в ней и объясня­ется что такое Фокус с использованием кодоскопа).

Направив линзу на солнце, он легко зажигает в фокусе линзы горсточку мха и мох воспламенился.

Для того чтобы установить связь между гранитным дворцом и королем, С. Смит сделал электрический телеграф. Для этого было нужно изготовить батарей постоянного тока. Элементы состоят из искусственного графита, цинка и меди, на острове был только цинк  (в ящик, найденный на мысе находки был вложен второй цинковый). Смит решил сделать самую простую батарею, наподобие батареи Беккереле, который изготовил в 1820г. Для неё нужен был только цинк, других же веществ - азотной кислоты и поташа (добытого из золы некоторых растений) у инженера было сколько угодно. Эта батарея работала на взаимодействии азотной кислоты и поташа (калий карбонат). Инженер изготовил несколько стеклянных банок и наполнил их азотной кислотой, затем закупорил каждую» банку пробкой, прорезал посередине отверстие и вставил в него стеклянную трубку, нижний конец которой заткнул глиняной втулкой и обмотал лоскутом ткани, опустив в кислоту трубку этим концом, он влил в ее верхнее отверстие раствор поташа; т. е. пройдя сквозь глиняную втулку, потом вступал в реакцию с азотной кислотой.

Затем Сайрес Смит взял две цинковые пластинки, погрузил одну в азотную кислоту, другую в раствор поташа, и тотчас же возник электрический ток; он побежал по проволоке от отрицательного полюса - от пластинки, прогруженный в азотную кислоту, к положительному полюсу - к пластинке, погруженный в раствор поташа, итак, теперь надо было соединить все эти банки, чтобы получить целую батарею, ток, который привел бы в действие электрический телеграф.

Как же действует электрический телеграф?

Приемный и передаточный аппараты были очень просты на обеих станциях - в Гранитном дворце и корале - провод был намотан на электромагнит, т. е. брусок мягкого железа. В цепь включался ток; он шел по проводу от положительного полюса к электромагниту, временно намагничивал его, возвращался через землю к отрицательному полюсу, Стоило току прекратиться, как электромагнит размагничивался. Возле электромагнита поместили пластинку из мягкого железа, который притягивалась к нему, когда проходил ток, и возвращалась в исходное положение» как только ток прерывался. Сайрес Смит использовал движение пластинки для перемещения стрелки, которая всякий раз останавливалась против нужной буквы алфавита, нанесенного на циферблате.

К.Н.            Мы с вами, ребята, только приоткрывали в удивительный мир книг Жюль

            Верна. Мы надеемся, что вам понравились герои, победившие стихийные

            силы природы. Мы думаем, что вы будете бережно относиться к ней.


ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНОГО

ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНОГО

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ВИКТОРА

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ВИКТОРА

Т 5 ч 2 гл. 17 С.381 8 т 5 ч 2 гл

Т 5 ч 2 гл. 17 С.381 8 т 5 ч 2 гл

Не часто писателям выпадает столь длительный успех т

Не часто писателям выпадает столь длительный успех т

У него географическая фантас­тика свободно уживается с инженерной

У него географическая фантас­тика свободно уживается с инженерной

Н. Е. Жуковский, основатель современной аэродинамики, держал в своей домашней библиотеке наряду с трудами предшественников единст­венную беллетристическую книгу "Робур - завоеватель"

Н. Е. Жуковский, основатель современной аэродинамики, держал в своей домашней библиотеке наряду с трудами предшественников единст­венную беллетристическую книгу "Робур - завоеватель"

А скорость?! В течении 3-х дней два парохода - "Гавернор

А скорость?! В течении 3-х дней два парохода - "Гавернор

Что умеет и что имеет "Наутилус"?

Что умеет и что имеет "Наутилус"?

Вы ребята, конечно, читали книгу или смотрели фильм "Таинственный остров "

Вы ребята, конечно, читали книгу или смотрели фильм "Таинственный остров "

Дети находят, и читаю отрывок из произведения: - кто зажег?

Дети находят, и читаю отрывок из произведения: - кто зажег?

Затем Сайрес Смит взял две цинковые пластинки, погрузил одну в азотную кислоту, другую в раствор поташа, и тотчас же возник электрический ток; он побежал по…

Затем Сайрес Смит взял две цинковые пластинки, погрузил одну в азотную кислоту, другую в раствор поташа, и тотчас же возник электрический ток; он побежал по…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017