Варианты использования методики шестиугольного обучения
на уроках русского языка
Тема: «Словосочетания. Виды подчинительной связи».
Задачи: - усвоение строения словосочетаний;
- научиться определять вид подчинительной связи;
- выработать умения правильной постановки вопросов.
Набор №1.
- четыре цветных шестиугольника (виды связи: «согласование», «управление», «примыкание»), один из которых пустой (для самостоятельной формулировки);
- 12 шестиугольников с примерами каждого вида связи: согласования, управления, примыкания, 4 шестиугольника для «пустого»;
Деятельность учащихся: ученики
должны подобрать из примеров словосочетания и выложить их к граням нужных
шестиугольников. Работа осложняется тем, что среди примеров есть такие, которые
нельзя отнести ни к одному виду подчинительной связи, необходимо объединить
такие фигурки вокруг пустого шестиугольника и вписать в него самостоятельную
формулировку, например, «не являются словосочетаниями». Это задание можно
предложить восьмиклассникам для закрепления темы «Виды подчинительной связи в
словосочетаниях».
Надписи на шестиугольниках для работы:
а) «добрый человек», «верный товарищ», «восьмой класс», «мой друг» - соотносятся с шестиугольником с надписью «согласование»;
б) «иллюстрации книги», «читать с интересом», «рассматривать картину», «говорить с тобой» - соотносятся с шестиугольником с надписью «управление»;
в) «быстро бежать», «его письмо», «очень красиво», «громко говорить» - соотносятся с шестиугольником с надписью «примыкание»;
г) «девочки танцуют», «в течение часа», «около школы», «они считают» - соотносятся с пустым шестиугольником, на котором учащиеся могут написать: «не являются словосочетаниями».
Набор №2.
- три цветных шестиугольника (виды связи: «согласование», «управление», «примыкание»);
- определенное количество - 18 - шестиугольников с примерами каждого вида связи: согласования, управления, примыкания.
Деятельность учащихся: правильно определить вид словосочетания и выложить фигурку с примером к грани маркера. Такое задание можно предложить ученикам восьмого класса сразу после знакомства с видами подчинительной связи на уроке или ученикам девятых классов для повторения и подготовки к ОГЭ.
Надписи на шестиугольниках для работы:
а) «добрый человек», «верный товарищ», «восьмой класс», «мой друг», «к улетающему самолету», «с читающей девочкой» - соотносятся с шестиугольником с надписью «согласование»;
б) «иллюстрации книги», «читать с интересом», «рассматривать картину», «говорить с тобой», «платье из шелка», «ваза из хрусталя» - соотносятся с шестиугольником с надписью «управление»;
в) «быстро бежать», «его письмо», «очень красиво», «громко говорить», «их взгляды», «делая аккуратно» - соотносятся с шестиугольником с надписью «примыкание».
Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных».
Задачи: - усвоение деления имен прилагательных на разряды;
- научиться определять разряды имен прилагательных;
- выработать умения правильной постановки вопросов.
Набор №1.
- три цветных (синий, красный, зеленый) шестиугольника (разряды имен прилагательных: «качественные», «относительные», «притяжательные»);
- определенное количество - 12 - шестиугольников с предложениями, где есть имена прилагательные каждого разряда;
- пустые шестиугольники для записей.
Деятельность учащихся:
Учащимся предлагается задание: сложить мозаику и заполнить белые шестиугольники. Задача ученика: внимательно прочитать предложение, выписать из него имя прилагательное определенного разряда (для отличия используются разные цвета). Например, «качественные» на синем цвете, значит, и в предложении из синего шестиугольника нужно найти прилагательное, которое относится к разряду качественных, и разместить свой ответ на грань шестиугольника с надписью «качественные».
Надписи на шестиугольниках для работы:
а) 4 синих шестиугольника с предложениями: «Доброе слово помогает найти друзей», «Ласковое солнце согревает землю», «Нежный ландыш расцвел на поляне», «Могучий дуб зазеленел»;
б) 4 красных шестиугольника с предложениями: «В клюквенном морсе много витаминов», «Мне купили шерстяной шарф», «Деревянные игрушки стояли на полке», «Деревенская жизнь бабушке нравилась»;
в) 4 зеленых шестиугольника с предложениями: «Волчье логово звери обходили стороной», «Катина тетрадь лежала на столе», «Отцов пиджак висел на вешалке», «Собачий корм раздавали бесплатно».
Набор №2.
- четыре цветных шестиугольника (разряды имен прилагательных: «качественные», «относительные», «притяжательные»), один из которых пустой (для самостоятельной формулировки);
- определенное количество – 12 - шестиугольников с примерами имен прилагательных разного разряда.
- 4 шестиугольника, на которых записаны порядковые числительные и притяжательные местоимения, для «пустого» шестиугольника.
Деятельность учащихся:
Учащимся предлагается задание: сложить мозаику и заполнить белый шестиугольник, например, надписью «Не являются именами прилагательными». Задача ученика: внимательно прочитать записанные на шестиугольниках примеры и выложить к каждому шестиугольнику – разряду подходящие примеры шестиугольников с именами прилагательными. Для усложнения задачи примеры записаны на шестиугольниках одного, например, белого цвета.
Надписи на шестиугольниках для работы:
а) «быстрый», «горячий», «ночной», «куриный», «городской», «дедушкин», «злой», «аккуратный», «соломенный», «глиняный», «собачий», «медвежий»;
б) «десятый», «всякий», «другой», «тридцатый».
Тема: «Имя числительное. Группы количественных числительных по значению»
Задачи: - усвоение деления количественных числительных на разряды;
- научиться определять разряды количественных числительных – целые, дробные, собирательные;
- выработать умения правильной постановки вопросов.
Набор №1.
- четыре цветных шестиугольника (виды количественных числительных: «целые», «дробные», «собирательные»), один из которых пустой (для самостоятельной формулировки);
- определенное количество – 12 - шестиугольников с примерами каждого вида количественных числительных: целых, дробных, собирательных, а также шестиугольники для «пустого»;
- определенное количество – 4 – шестиугольника, на которых записаны, например, порядковые числительные.
Деятельность учащихся:
Ученики должны подобрать из примеров количественных числительных и выложить их к граням нужных шестиугольников. Работа осложняется тем, что среди примеров есть те, которые нельзя отнести ни к одному виду количественных числительных (это порядковые числительные), необходимо объединить такие фигурки вокруг пустого шестиугольника и вписать в него самостоятельную формулировку, например, «являются порядковыми числительными». Это задание можно предложить шестиклассникам для закрепления темы «Группы количественных числительных».
Надписи на шестиугольниках для работы:
а) «сто», «пятнадцать», «двести», «семьсот»;
б) «одна вторая», «полторы», «полтораста», «пять целых четыре сотых»;
в) «трое», «семеро», «оба», «двое»;
г) «третий», «сотый», «двенадцатый», «трехсотый».
Набор №2.
- три цветных шестиугольника (виды количественных числительных: «целые», «дробные», «собирательные»);
- определенное количество - 12 - шестиугольников с примерами каждого вида количественных числительных: целых, дробных, собирательных.
Деятельность учащихся:
Учащиеся должны правильно определить вид количественного числительного и выложить фигурку с примером к грани маркера. Такое задание можно предложить ученикам шестого класса сразу после знакомства с группами количественных числительных на уроке.
Надписи на шестиугольниках для работы:
а) «девяносто», «сто сорок», «шестьсот три», «двести одиннадцать» - соотносятся с шестиугольником с надписью «целые»;
б) «три четвертых», «восемь десятых», «две целых шесть десятых», «полтораста» - соотносятся с шестиугольником с надписью «дробные»;
в) «шестеро», «обе», «девятеро», «трое» - соотносятся с шестиугольником с надписью «собирательные».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.