ВАРИАНТЫ ОРФОГРАММ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИХ СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследования Н.Н.Алгазиной показали, что при изучении темы "Ь после шипящих на конце существительных" учащиеся обычно допус- кают ошибки двух видов: если пропускают букву Ь ("щелоч", "пус- тош" и т.п.) или пишут лишнюю букву Ь ("много кожь", "кумачь" и т.п.) Причины такого явления кроются в следующем. Нередко учащиеся пользуются при письме обобщенным правилом: "На конце существи- тельных м.р. после шипящих Ь не пишется, а в сущ. ж.р. пишется".
Иконка файла материала ВАРИАНТЫ ОРФОГРАММ.doc
ВАРИАНТЫ ОРФОГРАММ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬСЯ          В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИХ СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ      Исследования Н.Н.Алгазиной показали,  что при изучении  темы "Ь после шипящих на конце существительных" учащиеся обычно допус­ кают ошибки двух видов:  если пропускают букву Ь ("щелоч",  "пус­ тош"  и т.п.) или пишут лишнюю букву Ь ("много кожь",  "кумачь" и т.п.)      Причины такого явления кроются в следующем. Нередко учащиеся пользуются при письме обобщенным правилом:  "На  конце  существи­ тельных м.р.  после шипящих Ь не пишется, а в сущ. ж.р. пишется". Это правило помогает учащимся при написании сущ. 3­го и 2­го скл. (врач, грач,  ночь, печь и т.п.). Но встретившись с существитель­ ным 1­го скл., стоящим в родительном падеже мн.ч. учащиеся допус­­ 35 ­ кают ошибки в словах типа дач,  кож,  (сущ. ж.р.). Происходит это потому, что в формулировке приведенного выше правила  не  указаны все необходимые  условия его применения.      Ошибки имеют место и в том случае, если учащиеся неверно оп­ ределяют грамматические признаки имен существительных: род, скло­ нение. Род имен существительных учащиеся неверно определяют в том случае, если не знают смысла слов.  Индивидуальные беседы показы­ вают, что учащиеся,  допускающие ошибки, не знают значения  слов: бич, кумач,  смерч, патронташ, саквояж, кряж, корж, фальшь, кар­ течь и др.      Склонение имен существительных подчас определяют неправильно потому,  что руководствуются грамматическим обобщением такого ха­ рактера:  "Существительные  ж.р.  с шипящими на конце относятся к 3­му скл." Именно с существительными типа ночь,  помощь  учащиеся имеют дело в начальной школе.      В существительных, оканчивающихся на шипящий, количество ор­ фографических ошибок  зависит  и от того,  какую основу имеют эти существительные ­ мягкую или твердую.  Если буква Ь не нужна,  то наибольшее количество ошибок допускается в существительных с  ос­ новой на мягкий согласный шипящий; если нужна ­ в существительных на твердый шипящий. Индивидуальные беседы с учащимися, допустивши­ ми ошибки,  показывают,  что учащиеся считают букву Ь знаком мяг­ кости предшествующего согласного.  Такие учащиеся не знают о том, что буква Ь  может быть  показателем формы.      В упражнения целесообразно включить такие варианты орфограм­ мы:      I.Варианты орфограммы, имеющей лексико­семантическую особен­ ность.­ 36 ­      1) слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по­раз­ ному в зависимости от смысла: ложь ­ лож, тушь ­ туш.      II. Варианты  орфограммы,  имеющие  фонетико­морфологические особенности:      2) существительные 1­го скл. (в Р.п. мн.ч.) с основой:         а) на мягк. шипящий: задач, чащ;         б) на тв.шипящий: крыш, рогож      3) существительные 2­го скл.  (в Р.п.  мн.ч.) с  основой  на мягкий шипящий: училищ, пастбищ, жилищ, полчищ, сокровищ и т.п.;      4) существительные 2­го скл. (в И.п. и В.п. ед.ч.) с основой:         а) на мягкий шипящий: богач, клещ;         б) на твердый шипящий: камыш, саквояж      5) существительные 3­го скл. (в И.п. и В.п. ед.ч.) с основой:         а) на мягкий шипящий, картечь, мощь;         б) на твердый шипящий: роскошь, залежь.      Особое внимание следует уделить существительным 1­го склоне­ ния с  основой  на мягкий шипящий (туч,  рощ) и существительным 3 скл. с основой  на твердый шипящий (залежь, роскошь и под.).      Мы считаем,  что  в начальной школе нужно изучать все предс­ тавленные выше варианты орфограммы,  т.к. их представитель встре­ чаются в учебниках по русскому языку.              _О степени трудности  вариантов орфограмм.      Важная исследовательская задача ­ выяснит степень  трудности вариантов орфограмм. Методика этого научного исследования такова.      Прежде всего был составлен текст  для  диктанта,  в  который вошло одинаковое  количество "представителей" вариантов орфограм­ мы, и предложен учащимся 3 "А" класса Краснянской сельской  сред­­ 37 ­ ней школы, Воронежской области.      Затем диктанты были проверены, соответствующие орфографичес­ кие ошибки были подвергнуты количественному и качественному ана­ лизу. В результате мы располагаем данными о степени трудности ва­ риантов орфограммы "Правописание Ь после шипящих на конце сущест­ вительных".  ш1                                                        Таблица               ­­­­­T­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­T­­­­­­­­­­­¬               ¦ N  ¦Слова, которые были  ¦  Процент  ¦               ¦п/п ¦включены в диктант   ¦  ошибок   ¦               +­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­+               ¦  1 ¦  рожь               ¦     ­     ¦               ¦  2 ¦  камыш              ¦    18.1   ¦               ¦  3 ¦  картечь            ¦    27.2   ¦               ¦  4 ¦  училищ             ¦    36.3   ¦               ¦  5 ¦  задач              ¦    18.1   ¦               L­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­  ш2      Чтобы установить  степень трудности вариантов орфограммы,  в текст диктанта были включены такие "представители"  этих  вариан­ тов.      1) рожь;        2) камыш;      3) картечь;      4) училищ;      5) задач.      По данной ниже таблице можно судить о  том,  какие  варианты орфограммы особенно  трудны для учащихся (см. таблицу).      Трудности в отношении написания  представляют  для  учащиеся такие слова:  училищ (36.3%), картечь (27.2%), задач (18.1%), ка­ мыш (18.1%).      По поводу допущенных ошибок с учащимися были проведены инди­ видуальные беседы. §4, приложение 1.      Правило "Ь  после шипящих на конце существительных" по дейс­ твующим программа вводится до изучения падежных  окончаний,  т.к. употребление Ь объясняют родом имен существительных,  а он изуча­­ 38 ­ ется до склонения.  При этом обычно игнорируются две существенные детали: во­первых,  мы узнаем,  что существительное  относится  к ж.р. благодаря тому, что на конце его пишется Ь, а пишем Ь, пото­ му что знаем,  что это существительное ж.р.;  во­вторых,  ж.р. не является достаточным основанием, чтобы решить орфографическую за­ дачу,  т.к.  существительное ж.р. на шипящий могут писаться и без мягкого знака,если они не относятся к 3 скл.(муж,крыш,кож и т.п.).      Анахронизм данного правила давно подмечен лингвистами, кото­ рые неоднократно предлагали писать все слова с основой на шипящий без Ь   (см.,  например:  Орфография  и русский  язык.  Под  ред. И.С.Ильинской.­М., 1966).  Но и сегодня мы все еще вынуждены  пи­ сать камыш,  но мышь; нож, но рожь и т.п., и хотя в обоих случаях на конце слов один и тот же непарный твердый согласный звук  [ш]. Значит, по слуху не определишь,  писать ли Ь,  и,  следовательно, это орфограмма (хотя для парных по  мягкости­твердости  согласных здесь позиция сильная;  на конце слова они хорошо различают слова мел­мель, жар­жарь,  угол­уголь и многие другие).  Еще раз напом­ ним, что если это непарный по твердости­мягкости,  но  парный  по звонкости­глухости (ж­ш), то при обозначении этих звуков на конце слова возникают две орфограммы, т.к. надо решить не только вопрос о том, писать ли Ь, но и какую букву звонкого или глухого соглас­ ного выбрать: ро _ж .ь, но мы _ш .ь.      Однако остановимся  на  написании  Ь после шипящих на конце существительных. И в данном параграфе мы попытаемся составит  ме­ тодику изучения этой темы. .