Исследования Н.Н.Алгазиной показали, что при изучении темы
"Ь после шипящих на конце существительных" учащиеся обычно допус-
кают ошибки двух видов: если пропускают букву Ь ("щелоч", "пус-
тош" и т.п.) или пишут лишнюю букву Ь ("много кожь", "кумачь" и
т.п.)
Причины такого явления кроются в следующем. Нередко учащиеся
пользуются при письме обобщенным правилом: "На конце существи-
тельных м.р. после шипящих Ь не пишется, а в сущ. ж.р. пишется".
ВАРИАНТЫ ОРФОГРАММ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬСЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИХ СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ
Исследования Н.Н.Алгазиной показали, что при изучении темы
"Ь после шипящих на конце существительных" учащиеся обычно допус
кают ошибки двух видов: если пропускают букву Ь ("щелоч", "пус
тош" и т.п.) или пишут лишнюю букву Ь ("много кожь", "кумачь" и
т.п.)
Причины такого явления кроются в следующем. Нередко учащиеся
пользуются при письме обобщенным правилом: "На конце существи
тельных м.р. после шипящих Ь не пишется, а в сущ. ж.р. пишется".
Это правило помогает учащимся при написании сущ. 3го и 2го скл.
(врач, грач, ночь, печь и т.п.). Но встретившись с существитель
ным 1го скл., стоящим в родительном падеже мн.ч. учащиеся допус 35
кают ошибки в словах типа дач, кож, (сущ. ж.р.). Происходит это
потому, что в формулировке приведенного выше правила не указаны
все необходимые условия его применения.
Ошибки имеют место и в том случае, если учащиеся неверно оп
ределяют грамматические признаки имен существительных: род, скло
нение. Род имен существительных учащиеся неверно определяют в том
случае, если не знают смысла слов. Индивидуальные беседы показы
вают, что учащиеся, допускающие ошибки, не знают значения слов:
бич, кумач, смерч, патронташ, саквояж, кряж, корж, фальшь, кар
течь и др.
Склонение имен существительных подчас определяют неправильно
потому, что руководствуются грамматическим обобщением такого ха
рактера: "Существительные ж.р. с шипящими на конце относятся к
3му скл." Именно с существительными типа ночь, помощь учащиеся
имеют дело в начальной школе.
В существительных, оканчивающихся на шипящий, количество ор
фографических ошибок зависит и от того, какую основу имеют эти
существительные мягкую или твердую. Если буква Ь не нужна, то
наибольшее количество ошибок допускается в существительных с ос
новой на мягкий согласный шипящий; если нужна в существительных
на твердый шипящий. Индивидуальные беседы с учащимися, допустивши
ми ошибки, показывают, что учащиеся считают букву Ь знаком мяг
кости предшествующего согласного. Такие учащиеся не знают о том,
что буква Ь может быть показателем формы.
В упражнения целесообразно включить такие варианты орфограм
мы:
I.Варианты орфограммы, имеющей лексикосемантическую особен
ность. 36
1) слова, которые произносятся одинаково, но пишутся пораз
ному в зависимости от смысла: ложь лож, тушь туш.
II. Варианты орфограммы, имеющие фонетикоморфологические
особенности:
2) существительные 1го скл. (в Р.п. мн.ч.) с основой:
а) на мягк. шипящий: задач, чащ;
б) на тв.шипящий: крыш, рогож
3) существительные 2го скл. (в Р.п. мн.ч.) с основой на
мягкий шипящий: училищ, пастбищ, жилищ, полчищ, сокровищ и т.п.;
4) существительные 2го скл. (в И.п. и В.п. ед.ч.) с основой:
а) на мягкий шипящий: богач, клещ;
б) на твердый шипящий: камыш, саквояж
5) существительные 3го скл. (в И.п. и В.п. ед.ч.) с основой:
а) на мягкий шипящий, картечь, мощь;
б) на твердый шипящий: роскошь, залежь.
Особое внимание следует уделить существительным 1го склоне
ния с основой на мягкий шипящий (туч, рощ) и существительным 3
скл. с основой на твердый шипящий (залежь, роскошь и под.).
Мы считаем, что в начальной школе нужно изучать все предс
тавленные выше варианты орфограммы, т.к. их представитель встре
чаются в учебниках по русскому языку.
_О степени трудности вариантов орфограмм.
Важная исследовательская задача выяснит степень трудности
вариантов орфограмм. Методика этого научного исследования такова.
Прежде всего был составлен текст для диктанта, в который
вошло одинаковое количество "представителей" вариантов орфограм
мы, и предложен учащимся 3 "А" класса Краснянской сельской сред 37
ней школы, Воронежской области.
Затем диктанты были проверены, соответствующие орфографичес
кие ошибки были подвергнуты количественному и качественному ана
лизу. В результате мы располагаем данными о степени трудности ва
риантов орфограммы "Правописание Ь после шипящих на конце сущест
вительных".
ш1
Таблица
TT¬
¦ N ¦Слова, которые были ¦ Процент ¦
¦п/п ¦включены в диктант ¦ ошибок ¦
++++
¦ 1 ¦ рожь ¦ ¦
¦ 2 ¦ камыш ¦ 18.1 ¦
¦ 3 ¦ картечь ¦ 27.2 ¦
¦ 4 ¦ училищ ¦ 36.3 ¦
¦ 5 ¦ задач ¦ 18.1 ¦
L++
ш2
Чтобы установить степень трудности вариантов орфограммы, в
текст диктанта были включены такие "представители" этих вариан
тов.
1) рожь; 2) камыш; 3) картечь;
4) училищ; 5) задач.
По данной ниже таблице можно судить о том, какие варианты
орфограммы особенно трудны для учащихся (см. таблицу).
Трудности в отношении написания представляют для учащиеся
такие слова: училищ (36.3%), картечь (27.2%), задач (18.1%), ка
мыш (18.1%).
По поводу допущенных ошибок с учащимися были проведены инди
видуальные беседы. §4, приложение 1.
Правило "Ь после шипящих на конце существительных" по дейс
твующим программа вводится до изучения падежных окончаний, т.к.
употребление Ь объясняют родом имен существительных, а он изуча 38
ется до склонения. При этом обычно игнорируются две существенные
детали: вопервых, мы узнаем, что существительное относится к
ж.р. благодаря тому, что на конце его пишется Ь, а пишем Ь, пото
му что знаем, что это существительное ж.р.; вовторых, ж.р. не
является достаточным основанием, чтобы решить орфографическую за
дачу, т.к. существительное ж.р. на шипящий могут писаться и без
мягкого знака,если они не относятся к 3 скл.(муж,крыш,кож и т.п.).
Анахронизм данного правила давно подмечен лингвистами, кото
рые неоднократно предлагали писать все слова с основой на шипящий
без Ь (см., например: Орфография и русский язык. Под ред.
И.С.Ильинской.М., 1966). Но и сегодня мы все еще вынуждены пи
сать камыш, но мышь; нож, но рожь и т.п., и хотя в обоих случаях
на конце слов один и тот же непарный твердый согласный звук [ш].
Значит, по слуху не определишь, писать ли Ь, и, следовательно,
это орфограмма (хотя для парных по мягкоститвердости согласных
здесь позиция сильная; на конце слова они хорошо различают слова
мелмель, жаржарь, уголуголь и многие другие). Еще раз напом
ним, что если это непарный по твердостимягкости, но парный по
звонкостиглухости (жш), то при обозначении этих звуков на конце
слова возникают две орфограммы, т.к. надо решить не только вопрос
о том, писать ли Ь, но и какую букву звонкого или глухого соглас
ного выбрать: ро _ж .ь, но мы _ш .ь.
Однако остановимся на написании Ь после шипящих на конце
существительных. И в данном параграфе мы попытаемся составит ме
тодику изучения этой темы.
.