Варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания
Оценка 4.7
Памятки +1
doc
обществознание
5 кл—9 кл
13.11.2018
Методический материал содержит варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания. Представленная разработка содержит в себе примеры реализации методов проблемного диалога на различных этапах урока, начиная с этапа создания проблемной ситуации до рефлексии. Материал включает разнообразные приёмы, которые можно применять педагогу на уроках с учащимися с 5 по 9 класс.
Варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания.doc
ВАРИАНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНО
ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Цель обучения ребёнка
состоит в том, чтобы
сделать его способным
развиваться дальше без
помощи учителя.
Э. Хаббарт
1.1. «Актуальность»
1.Создание проблемной ситуации
Тема: Подросток и закон.
Класс: 7
Ребята, сегодня мы начинаем изучать новую тему, а какую – догадайтесь
сами.
Задача: Иван, которому исполнилось 14 лет, совершил кражу
видеомагнитофона из кабинета информатики. Его задержали и осудили на 6
месяцев лишения свободы. В зале суда его мать была крайне возмущена
происходящим и заявила, что осуждать несовершеннолетнего не имеют права.
А как считаете вы? После обсуждения ответа формулируется тема урока. Так
какая у нас сегодня тема?
Ответ:
Суд был прав.
С 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение кражи.
Тема урока: Подросток и закон.
Тема: Товар и деньги.
Класс: 8
Класс поделён на группы. Каждая группа знакомится со статистическими
данными: Расходы на детей являются важной статьей расходов
домохозяйств. Так, по данным Мониторинга финансовой активности
населения, 19,3% опрошенных указали, что при получении дополнительной
суммы денег потратили бы её на образование и развитие детей. Доля тех,
кто считает, что у подростков обязательно должны быть карманные
деньги, ещё выше – 66%. Из них 33% указывали на «инструментальную»
необходимость денег – для оплаты проезда в транспорте, еды в столовой
и т.д., помимо этого 5% опрошенных указывали на то, что деньги
способствуют взрослению детей и умению обращаться с финансами, а 4%
указали на то, что отсутствие денег унижает ребенка и лишает его уверенности в себе (объем выборки – 1500 респондентов; всероссийский
опрос; время проведения опроса – май 2005 г.)
Задание: Проанализируйте документ и выскажите своё мнение – какова
роль денег в жизни подростка? В жизни общества?
1.2. Побуждающий диалог
Тема: Наши соседи.
Класс:7
Задание: Учитель выводит на экран описание ситуации между соседями
коммунальной квартиры. В суд обратилась гражданка К., проживающая в
коммунальной квартире. Она обвиняла своего соседа в том, что тот
разводит в своей квартире экзотических животных (питона, ядовитых и
неядовитых змей, хомяков, тараканов и др.), в результате чего произошёл
несчастный случай. Питон задушил крохотную собачку. К ним в дом
перестали ходить друзья после того, как сосед «пошутил» и засунул в
карман их друга маленькую змею, которую он обнаружил уже дома.
Соседка требовала, чтобы хозяина выселили из квартиры, и он возместил
ей моральный и материальный ущерб. Сосед своей вины не признавал,
утверждая, что произошёл несчастный случай, так как хозяйка собаки
сама не усмотрела за своей собакой, которую задушил питон в комнате
соседа. Какое решение должен принять судья? Как звучит тема
сегодняшнего урока?
Ответ: Отношения между соседями или Наши соседи.
2.5. Подводящий диалог
Тема: Семейные отношения (Право, семья, ребёнок)
Класс:9
Задание: Ребята, мы с вами знаем, что в обществе существует большое
количество социальных отношений. – Да! А что является основой
существования общества – Семья. Так как будет звучать тема нашего
сегодняшнего урока?
Ответ: Семейные отношения.
1.2
«Яркое пятно»
Тема: Нации и межнациональные отношения
Класс:8
Задание: Разгадайте ребус. Из первых букв разгаданных слов составьте
тему урока. 1. Расплата за преступление (Наказание). 2. Создатель текстов различного содержания (Автор) 3. Известное выражение мыслителя
(Цитата). 4. Положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный
с потребностью узнать чтото новое об объекте интереса, повышенным
вниманием к нему (Интерес). 5. Система представлений индивида о самом
себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности (Я концепция).
Ответ: Нация.
Тема: Глобальные проблемы человечества
Класс:8
Задание: Ребята, внимательно посмотрите на экран. Попробуйте
определить тему сегодняшнего урока. (На экране транслируются фото,
иллюстрирующие современные проблемы человечества – экологические,
терроризм, бедность и др.)
Ответ: Глобальные проблемы человечества.
Тема: Психологический портрет личности: темперамент и характер.
Класс: 7
Задание: Ребята в начале нашего урока предлагаю вам выполнить тест и
узнать какой я. (Тест на определение типа темперамента. После учитель
озвучивает характеристики, не говоря, как называется каждый тип
темперамента. Ученики определяют в чём их отличия. (Раскрываются
карточки на доске, под которыми имеются названия типов темперамента –
сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.)
Тест. Выразите своё согласие (высокие баллы) и несогласие (низкие
баллы) с предлагаемыми высказываниями. Система оценок от 0 до 10.
1. Перед какимлибо важным для меня событием я начинаю
нервничать.
2. Я работаю неравномерно, рывками.
3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
4. Если нужно, я могу спокойно ждать.
5. Мне нужны сочувствие и поддержка.
6. С равными я несдержан и вспыльчив.
7. Мне не трудно сделать выбор.
8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само
собой.
Результаты. Подсчитайте результат по формулам:
М=1+5=
Х=2+6=
С=3+7=
Ф=4+8=
Та, буква, которая набрала большинство, вас характеризует
следующим образом. Холерик
– вспыльчивый,
Подвижен,
инициативен, но самоуверен. Поэтому его идеи, подчас интересные,
недодуманы до конца. Нетерпелив, ожидание способно вывести из себя.
Быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу. Движения
быстрые, порывистые.
безудержный человек.
Сангвиник – сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен,
Производит впечатление человека решительного,
подвижен.
оптимистичного. Часто предлагает идеи и добивается их осуществления.
Хорошо умеет сдерживать свои эмоции. Речь быстрая, громкая, с
живыми интонациями и мимикой. Любит шутку, остроумие. Но со
временем достоинства могут перерасти в недостатки –
жизнерадостность в бесконечную тягу к развлечениям. Стремление к
лидерству грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в
психологическом отношении людей.
Флегматик – спокоен и невозмутим, его уверенность основана на
знаниях и расчёте. Не любит пустословия. Предлагать новую идею
склонен только после тщательного обдумывания. Способен работать
равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Стратег,
проверяет свои действия с перспективой. Уравновешен, его трудно
обидеть и вывести из себя. Умеет ждать. Речь спокойна, без эмоций. К
новой обстановке приспосабливается медленно.
Нередко долго
колеблется, принимая решения.
Меланхолик – нерешителен, неуверенный. Склонен к опасениям по
поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми
людьми. Пассивен, обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его
из равновесия. Голос тихий, речь замедленная. Предпочитает
подчиняться правилам и авторитетам. На кануне перемен очень
волнуется. Ему противопоказаны сильные или долго действующие
раздражители. Но он отличный работник, когда для этого созданы
необходимые условия, имеются точные инструкции. Запаслив и
предусмотрителен, поэтому если собираетесь в поход, то пригласите его:
он способен свести неприятные приключения к минимуму.
2.1. «Дерево решений»
2. Решение проблемы
Тема: Правоотношения
Класс: 9
Задание: Какие виды социальных отношений вы знаете? Ученики каждой
группы подписывают виды социальных отношений: экономические,
религиозные, трудовые…. 2.2«Мозговой штурм»
Тема: Переходный возраст
Класс: 7
Задание: Ребята, какие ассоциации возникают у вас при слове «возраст»?
Используя свои житейские представления, сведения о возрасте, полученные
на уроках обществознания в 6 классе, учащиеся приходят к составлению
логической схемы:
Возраст
Определённое положение в обществе
Связанное с
Новыми правилами Обязанностями Ответственностью
Тема: Потребитель и его права
Класс:9
Задание: Предположите, какими правами обладает потребитель, совершая
покупку в магазине.
Варианты ответов:
Право на безопасный товар;
Право на товар хорошего качества;
Обменять товар, в случае неисправности или дефекта;
Вернуть одежду, обувь, если не подошла;
Купить товар по той цене, которая написана на ценнике и др.
2.3. Дискуссия
Тема: Правонарушения
Класс: 9
Класс разделён на три экспертные группы.
Задание: Прочитать три варианта преступления. Высказать своё мнение о
возможных последствиях. История 1. Вечером Иван поссорился с Николаем. А через два часа, когда
стемнело, Иван подкрался к Николаю, сидевшему на берегу реки и с криком:
«Я ведь предупреждал, что убью!» нанёс ему удар по голове. Этот удар
оказался смертельным.
История 2. Вечером во дворе Костя и Миша затеяли шуточную потасовку:
бегали друг за другом, боролись. Мише надоела эта игра, и когда Костя в
очередной раз попытался повалить его на землю, он со словами «Да отстань
ты от меня!» сильно толкнул приятеля. Миша не заметил, что сзади лежат
сваленные в кучу кирпичи. Костя упал, ударился виском и скончался на
месте.
История 3. Игнатов, распивавший спиртные напитки всю ночь,
вооружившись охотничьим ружьём, захватил в заложники воспитанников
детского сада. Он требовал денег на выпивку. Многочасовые переговоры с
Игнатовым ничего не дали. Тогда сотрудник правоохранительных органов,
ради спасения детей из снайперской винтовки убил Игнатова.
Ответ: 1 история – суд признал Ивана виновным в умышленном убийстве
и назначил ему наказание, как совершеннолетнему в виде лишения свободы
сроком на 8 лет. 2 история – суд признал Михаила, которому исполнилось 14
лет виновным в убийстве по неосторожности и назначил наказание в виде
лишения свободы, сроком на 6 месяцев. 3 история – сотрудник
правоохранительных органов вообще не привлекался к ответственности.
В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводам о том, что наличие вины
и степени наказания определяется с учётом того, было ли у человека
намерение совершить преступление. Так «открываются» новые знания – две
формы вины – умысел и неосторожность.
2.4.Побуждающий диалог
Тема: Продолжение урока по теме «Наши соседи»
Класс:7
Задание: Предложить варианты, на вопрос «Какое решение должен
принят суд?» Для проверки гипотез учитель обращает учеников к ЖК РФ
ст. 30.
Ответ: Ученики предлагают несколько гипотез, построенных на их
обыденном представлении. 1. Судья выселил соседа и обязал удовлетворить
все требования соседки. 2. Судья не выселил соседа, но обязал выплатить
материальный ущерб. 3. Судья не выселил, но обязал выплатить и
материальный и моральный ущерб. 4. Судья обязал выселить животных,
но не соседа и удовлетворить ущерб. 5. Судья иск не удовлетворил.
Правильный ответ Согласно ст. 30 ЖК РФ суд обязал соседа убрать опасных
животных, возместить моральный и материальный ущерб, за соседом оставил
право на проживание. 2.5. Подводящий диалог
Тема: Труд и право
Класс:9
Задание: Определяя, что такое трудовой договор, учитель выстраивает
логическую цепочку. Ребята, скажите, пожалуйста, каким образом в
обществе регулируются отношения между людьми? – На основе норм
права. А что является письменным выражением нормы права? Закон,
нормативноправовые акты. А точнее? – Договор. Молодцы, а как
называется договор, раскрывающий взаимные права и обязанности
работника и работодателя?
Ответ: Трудовой договор.
2.6. Совместный проект
Тема: Подростковая культура
Класс: 7
Задание: Класс поделён на экспертные группы – учёные, практики,
творческая группа. На рабочих столах раздаточный материал и собственные
заготовки по теме «Молодёжные субкультуры». Каждая группа со своей
позиции раскрывает тему – учённые статистические данные, причины
появления, практики – ценности субкультуры, творческая группа –
иллюстрации, схему урока и др.
Ответ:
3.1. «Синквейн»
3. Рефлексия
Тема: Что такое экономика?
Класс: 6
Задание: Составить синквейн для понятия – экономика
Экономика
Рыночная, плановая
Обеспечивает, производит, распределяет
Система для удовлетворения потребностей
Производство
Тема: Семья как малая социальная группа
Класс: 6
Задание: Составить синквейн для понятия – семья
Семья многопоколенная, полная
Воспитывает, воспроизводит, оберегает
Малая социальная группа, основа общества
Родительский дом
Тема: Рынок
Класс: 8
Задание: Составить синквейн для понятия – рынок
Рынок
Свободный, мировой
Конкурирует, растёт, обесценивается
Система экономических отношений между продавцами и покупателями
Товарноденежные отношения
Варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания
Варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания
Варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания
Варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания
Варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания
Варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания
Варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания
Варианты применения методов проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.