Вариативная программа «Горница» «Зайчишка – трусишка или Зайка – хвастун»

  • docx
  • 17.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о зайцах. Задачи. 1. Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, повадках зайцев на основе загадок, стихов, сказок о нем; 2. Формировать знания детей о приспособлении зайцев к жизни зимой; 3. Развивать познавательную активность, мышление, память, речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; 4. Продолжать учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи; 5. Расширять и обогащать словарный запас прилагательными характеризующими образ зайца: смелый, осторожный, умный, храбрый, хитрый, отважный. 6. Формировать способность сопереживать героям литературных произведений; 7. Воспитывать доброжелательное, бережное отношение к животным, закладывать основы экологического воспитания;
Иконка файла материала зайка хваст.docx

Вариативная программа «Горница»

«Зайчишка – трусишка или Зайка – хвастун»

 

Цель: обобщить и закрепить знания детей о зайцах.

Задачи.

1. Уточнить  и  расширить представления детей о внешнем виде, повадках зайцев на основе загадок, стихов, сказок о нем;

2. Формировать знания детей о приспособлении зайцев к жизни  зимой;

3. Развивать познавательную активность, мышление, память, речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

4. Продолжать учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи;

5. Расширять и обогащать словарный запас прилагательными характеризующими образ зайца: смелый,  осторожный, умный, храбрый, хитрый, отважный.

6. Формировать способность сопереживать героям литературных произведений;

7. Воспитывать доброжелательное, бережное отношение к животным, закладывать основы экологического воспитания;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.

Предварительная работа: рассматривание картины «Зайцы в лесу», рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Зайчишка шалунишка», чтение и заучивание стихов, потешек, речевых игр по теме, игра малой подвижности «Зайка серенький сидит», дидактическая игра  «Сложи картинку», «Угостим зайку», отгадывание загадок.

Материал: карточки на всех детей для игр: «Запутанные силуэты», «Собери картинку», «Чьи следы?», «Отремонтируем ледяную избушку»,  фломастеры, силуэт белого зайчика, презентация с иллюстрациями необходимыми по ходу занятия.

Ход НОД.

Мотивация.  На экране появляется плачущий бельчонок. (Слайд №1)

- Дети, к нам в группу прискакал Бельчонок, он очень грустный у него друг потерялся, зайчик. Мы обязательно должны помочь отыскать друга, но для этого нужно все узнать о зайчике, какой он, как выглядит. Нам помогут  загадки, поговорки и стихи о нем:

 

- Комок пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.  (Заяц)

 

- Что за зверь такой лесной,

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы?  (Заяц)

 

- Он живет в лесу густом,

Спит в норе и под кустом,

Ушки длинные все слышат,

Даже если кто- то  дышит.  (Заяц)

 

- Что вы узнали о зайце? Какой он?

Ответы детей:

- Он пушистый, длинные уши, короткий хвост.

- Вы многое узнали о внешнем виде зайца, поэтому легко найдете его в игре:

«Запутанные силуэты»

Детям предлагается карточки,  на которых нужно обвести по пунктирным линиям только силуэт зайчика. (Приложение №1)

- А еще нам необходимо узнать его привычки и характер. В разных сказках он нам представляется с разными характерами: то трусливый, то храбрый, то не смелый, то отважный,  но всегда веселый и добрый. Вот такой зайчик есть в игре: «Собери картинку».

Дети собирают картинку, состоящую из 4 – 6 частей.  (Приложение №2)

На экране появляется целая картинка зайчика сложенная из частей.

 (Слайд №2)

- Дорогой Бельчонок, мы узнали твоего друга, его часто встречали в сказках, наверное, и сейчас он там. Давайте и мы туда отправимся.

- Для этого нам нужно отгадать название сказки и выполнить задание.

Слушайте внимательно: «Они жили по соседству, у лисы избушка была ледяная, а у зайца лубяная».  (Ответ детей: «Заюшкина избушка»)

На экране появляется картинка – отгадка.  (Слайд №3)

А вот и задание: «Весеннее солнышко нагрело избушку лисы, от неё откололись кусочки. Нужно подобрать правильный осколок и отремонтировать избушку». (Приложение №3)

Если задание выполнено правильно на экране появляется зайчик из этой сказки. (Слайд №5)  Но Бельчонок говорит, что это не его друг. Он трусливый и грустный, а его друг весёлый.

Физминутка

Встали зайцы на пеньки,

Приподнялись на носки. (Руки на пояс, подняться на носки).

Спины чуть прогнули,

Лопатки все сомкнули. (Прогнуться, сомкнув лопатки).

Посмотрите на зайчат,

Как красиво все стоят. (Руки на пояс, повороты туловища вправо, влево).

Руки в стороны подняли,

И наклоны делать стали. (Наклоны вперед).

Зайцы волка увидали, (Руки – козырьком, посмотреть слева на право).

И с лужайки убежали. (Убегают на места).

- Ребята, а в какую  сказку мы попали?  (Ответы детей: «Заяц – хваста»)

(Слайд №4)

- Назовите героев этой сказки. (Заяц, ворона и собаки) Заяц в этой сказке смелый и совсем не глупый, он умеет хитрить и путать следы. Он может очень быстро бежать прямо, отскочить в сторону, вернуться обратно, и так петлять несколько раз, что бы ни лиса, ни волк не могли отыскать его по следам.  А теперь задание, из всех следов, оставленных на снегу, найдите заячьи следы. (Приложение №4)

Если дети выполнили задание правильно, на экране появляется Заяц – Хваста

 

Но Бельчонок говорит, что это не его друг он взрослый, смелый и серьезный, а его друг ещё  маленький зайчонок.

- Однажды зайчик попал под дождь и решил спрятаться под …, выберите правильный ответ: под зонт, под куст, под крышу, под гриб. (Слайд №7)

Как называется эта сказка?   (Ответы детей: « Под грибом»)

После правильного ответа на экране появляется изображение зайчика из этой сказки. В этой сказке заяц добрый и находчивый, но он не похож на друга Бельчонка.

- Не грусти Бельчонок, мы обязательно найдем твоего друга, а сейчас посмотри какая красивая ёлочка в нашей группе, ведь недавно мы встречали Новый год.

Звучит песня «В лесу родилась елочка», дети хороводом ходят вокруг елочки, и после слов «Зайчишка зайка серенький под елочкой скакал», увидели на «снегу» около елочки силуэт белого зайчика.

- Посмотри Бельчонок, вот твой друг. Наступила зима, и зайчик поменял свою шубу с серенькой на беленькую, по этому ты не увидел его на белом снегу. (Слайд №8)

- Ребята а как вы думаете чем полезна зайцу такая шубка?

(Ответы детей. – Она теплая, пушистая, его не увидит ни лиса, ни волк)

- Вы все ответили правильно, и тебе Бельчонок пора поменять шубку на зимнюю. (Слайд №9)

- А теперь отправляйся Бельчонок в лес, твой друг давно заждался тебя.

(Слайд №10)

- Мы из сказки возвращаемся в группу.

Рефлексия

- Вы молодцы выполнили все задания, помогли Бельчонку найти друга.

- Расскажите, что интересное вы сегодня узнали о зайце.

Ответы детей:

- Заяц не трусливый, а осторожный, путает следы, чтобы лиса его не поймала.

- Быстро бегает и прыгает.

- У зайца длинные уши, он хорошо слышит.

- Меняет цвет шубки зимой.

- На столе лежат силуэты Бельчонка грустного и веселого, подойдите и выберите для себя любого. Если вам понравилось путешествовать по сказкам и помогать Бельчонку, то выбирайте веселого, если что - то не понравилось, то грустного.  (Если кто выбрал грустного,  спросить: почему?)