Что для него важнее всего?(доминирующие потребности)
1.Общение в общественно-полезной деятельности
2.Потребность иметь референтную группу (близкий круг общения)
и «быть принятым значимыми другими»
3.Потребность во взрослости (собственной значимости)
и претензии на равные права со взрослыми
4. Потребность в популярности и стремление к самоутверждению
Особенности роста -(половое созревание, бурная физиологическая перестройка организма),которое проявляется как…
Повышенная возбудимость
Неуравновешенность
Неуправляемость своими
эмоциями
Конфликтность
Резкая смена настроения
физического состояния
и самочувствия
Чувство тревоги
Четыре главных «доминанты» подростка
“эгоцентрическая доминанта” - интерес подростка к собственной личности;
“доминанта дали” - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
“доминанта усилия” - интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;
“доминанта романтики” - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Что в нем появилось нового…
Ощущение чувства взрослости, значимости
Стремление к самостоятельности и независимости
Желание понять себя и оценить себя по сравнению с другими
Развитие самосознания, формирование самооценки
Формирование характера
Критическое мышление
Любознательность и жажда проверки себя, склонность к риску
Повышенная эмоциональность
Появление сексуальных влечений и интересов
Способность к самовоспитанию
Противоречия возраста
Между потребностью во взрослости, равноправии, принятости и неусвоенностью способов взрослого поведения.
А) я хочу быть «как все» и одновременно быть «не как все», то есть выделиться, отличиться любой ценой
Б) Я хочу обладать правами, но не обязанностями
В) Я хочу быть свободным, но не отвечать за свою жизнь
Г)Я хочу быть взрослым, но защищенным как ребенок
Основные факторы школьной неуспеваемости в подростковом возрасте
1. Особенности учебной деятельности. 2.Взаимоотношения с учителями в средних классах.
3. Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов,
4. Эмоциональные расстройства.
5. Проблемы в знаниях и отставании учебных программ.
6. Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка.
Проблемы «отцов и детей-подростков»
они предпочитают иметь друзей сами
хотят гулять столько, сколько им нравится
хотят носить жуткую, экстравагантную одежду
неуправляемы, агрессивны
им не нравится проводить все время с родителями
плохо учатся
лгут
иногда трудно понять о чем они говорят
Кризис 13 лет
Кризис 13 лет протекает со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам.
Конфликты между подростком и родителями
Позиции | |
Подростка | Взрослого |
Я уже не ребенок | Он еще маленький |
Я имею те же права, что и взрослый | Его права и обязанности должны определять взрослые |
Я поступаю самостоятельно | Он нуждается в постоянном контроле |
Я могу сам решать, что мне нравится, как причесываться | Он должен одеваться так, как нравится мне |
Родители должны обращаться со мной иначе, чем раньше | Наши отношения не нуждаются в изменениях |
Я сам добьюсь изменения наших отношений и соблюдения своих прав | Для его безопасности необходимо заботится о том, чтобы наши отношения остались неизменными |
Для подростков наиболее значимыми являются 7 базовых потребностей:
1.Потребность быть отличным от других;
2. Потребность в самоизучении и самоопределении;
3.Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами;
4.Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
5.Потребность в физической активности;
6.Потребность в компетентности и успешности;
7.Потребность в развитии и стабильности.
Если данные потребности не могут быть удовлетворены, то можно ожидать активизации защитных механизмов и трансформации нормативного (социально одобряемого) поведения в отклоняющееся (девиантное).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:
Дезадаптивное поведение
Аффективное
Аутичное
Суицидальное
Аддиктивное
В основе: нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт
Асоциальное поведение
Агрессивное
Деликветное (противоправное)
Крименогенное (преступное)
В основе: нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезадаптация, десоциализация.
Причины и факторы девиантного поведения подростков
1.Социально-педагогическая запущенность
2.Глубокий психический дискомфорт
3.Отклонения в состоянии психического и физического здоровья
4.Отсутствие условий для самовыражения
5.Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды
Условия, необходимые для эффективного перевоспитания трудного подростка
1.Единство педагогических влияний (педагоги, психолог, родители)
2.Наличие сплоченного детского коллектива
3.Наличие деятельности, в которой трудный подросток может самоутвердиться с положительной стороны
4.Использование воспитательных возможностей семьи
Правила для родителей…
Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
Принимайте ребенка таким, какой он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на лучшее в ребенке
Внушайте ребенку веру в себя и в свои силы.
Стремитесь понять ребенка, ставьте себя на его место.
Создайте условия для успеха ребенка
Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми
Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.