Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Оценка 4.8
Лекции
doc
биология +1
10 кл
10.01.2018
Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем. Часто мы можем видеть, что учащиеся испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего труда. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.
Поэтому проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников всегда была и будет актуальной. И нам, учителям, предстоит поддерживать интерес учащихся, создавать такие условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, способствующую не только продуктивности обучения, но и гуманизации образования.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективен метод проектов, предполагающий использование активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.
Сегодня во всех школах большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, что, конечно же, упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей.
Развитие компьютерных технологий, особенно Интернет-технологий, даёт мощный импульс развития всему человечеству. Осознавая этот факт, я, как учитель, стремлюсь активно использовать новые технические достижения в учебных целях. Одной из таких попыток стало использование веб-квеста, особого типа поисковой деятельности, которую учащиеся смогли бы осуществляют с помощью Интернета.
Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим учителем ответственность за процесс и результаты обучения.материал содержит информацию о применении веб-квеста на уроках химии и биологии
Выступление на конференции по веб-квестам.doc
Вебквест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Слайд 1
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях,
предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих
информационные и телекоммуникационные средства обучения. И современная российская
школа находится в процессе поиска оптимальных форм и методов обучения.
Формирование новых моделей учебной деятельности, с широким использованием
информационных и телекоммуникационных средств обучения являются главной
составляющей модернизации образования.
Возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие
развитию их способностей. Жизнь показывает, что формирование любой компетентности
происходит через практическую деятельность. В качестве таких механизмов выступают
технологии обучения.
В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая
школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его
соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы
и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести
опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые
компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции
модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются
задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков
Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием
различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных
ресурсов.
Как же сегодня мы можем использовать в учебновоспитательном процессе современные
информационные технологии, в частности, сервисы Интернет? К сожалению, чаще всего
можно наблюдать пассивное восприятие информации, полученной в Интернете, что
приводит молодых людей к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению,
снижению учебной мотивации. С таким отношением Интернетресурсы становятся не базой
для развития компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни.
Между тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей
для совместной работы учащихся и учителя.
Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией,
поток которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем. Часто мы можем видеть,
что учащиеся испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не
удовлетворены результатами своего труда. В конце концов, это приводит к потере
интереса при изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.
1 Поэтому проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников всегда была и
будет актуальной. И нам, учителям, предстоит поддерживать интерес учащихся, создавать
такие условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность,
способствующую не только продуктивности обучения, но и гуманизации образования.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективен метод проектов, предполагающий
использование активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.
Сегодня во всех школах большинство учащихся свободно пользуются современными
информационными технологиями, что, конечно же, упрощает для них процесс поиска
информации, обработки ее и предоставления в различных формах. Поэтому использование
в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности
способствует достижению нескольких целей:
( Слайд 2)
повышение мотивации к самообучению;
формирование новых компетенций
реализация креативного потенциала;
повышение личностной самооценки;
Развитие компьютерных технологий, особенно Интернеттехнологий, даёт мощный
импульс развития всему человечеству. Осознавая этот факт, я, как учитель, стремлюсь
активно использовать новые технические достижения в учебных целях. Одной из таких
попыток стало использование вебквеста, особого типа поисковой деятельности, которую
учащиеся смогли бы осуществляют с помощью Интернета. Чтобы ознакомиться с
технологией создания вебквеста, я посетила цикл занятий на мастерклассе «Создание и
использование вебквестов в учебном процессе»», проводимом учителем иностранного
языка высшей квалификационной категории Поддубной Еленой Валерьевной.
Вебквест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в
процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу,
учитель становится не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором
проблемноориентированной, исследовательской, учебнопознавательной деятельности
обучаемых. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой
деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики
становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим
учителем ответственность за процесс и результаты обучения.
Слайд 3 4
Квест с англ. «quest» — поиск, предмет поисков, поиск приключений; спрос.
2 Вебквест (webquest) в педагогике проблемное задание с элементами ролевой игры, для
выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Образовательный вебквест сайт в Интернет, посвященный определенной теме и
состоящий из нескольких, связанных единой сюжетной линией разделов, насыщенных
ссылками на другие ресурсы Интернет.
Слайд 5
Вебквест включает в себя в качестве обязательных следующие части:
введение (тема и обоснование ценности проекта). Этот этап предоставляет основную
информацию, вводит ключевые понятия, а также содержит вопрос, над которыми будут
размышлять учащиеся;
задание (цель, условия, проблема и пути ее решения). Это наиболее важная часть Веб
квеста. Задание направляет учащихся на ряд конкретных действий на пути решения
проблемы;
процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого
участника, ссылки на интернетресурсы, конечный продукт). В этом разделе содержатся
указания, как именно учащиеся будут выполнять задание (порядок выполнения и
сортировки информации);
оценка (шкала для самооценки и критерии оценки преподавателя). Раздел содержит
критерии оценки выполненного задания в соответствии с определенными стандартами;
заключение (обобщение результатов, подведение итогов (чему научились, какие навыки
приобрели; возможны риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее
исследование темы). Здесь подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие
исследования по проблеме;
Слайд 6
Разработчики вебквеста как учебного задания Берни Додж и Том Марч рассматривают два
вида вебквестов: краткосрочный и долгосрочный.
Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их
интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным webквестом может
занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные webквесты направлены на расширение
и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным webквестом, ученик
должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать,
владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа
над долгосрочным webквестом может длиться от одной недели до месяца (максимум
двух).
Слайд 7.
3 В ходе организации работы школьников над вебквестами реализуются следующие цели:
образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и
способностей работать самостоятельно по теме.
развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения
учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных
выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет ресурсами;
расширение кругозора, эрудиции.
воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение
выбранной работы.
Слайд 8
Вебквест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный
процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе
работы над вебквестом развивается ряд компетенций:
использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
самообучение и самоорганизация;
работа в команде
умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.
Слайд 9
К ключевым характеристикам обучения можно отнести:
• актуальность учебных задач, их соответствие интересам учащихся;
• вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;
• междисциплинарный характер;
• тесная связь с реальной жизнью;
• неограниченность учебных ресурсов;
• оценка деятельности учащихся производится не только учителем, но и внешними
экспертами, а также другими учащимися;
Как видно из вышесказанного, Интернет делает обучение аутентичным и удаляет преграды
между реальной жизнью и уроком.
Работа учащихся в формате вебквеста разнообразит учебновоспитательный процесс,
сделает его живым и интересным..
4 Тематика вебквестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут
отличаться степенью сложности. Результаты выполнения вебквеста, в зависимости от
изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления,
компьютерной презентации, эссе, вебстраницы и т.п.
Слайд 10
Этапы работы над квестом:
1. Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в
команде: по 14 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и
учить работе с компьютерными программами.
2. Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в
соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не
соревновательная, то в процессе работы над вебквестом происходит взаимное обучение
членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда
совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются
материалами для достижения общей цели.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание
материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.
3. Заключительный этап
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания,
достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический
анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к
решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления.
Как видно, основной методической задачей учителя на пути создания хорошего вебквеста
остается продуманность содержания, выбор темы и постановка задачи. Сложность в
создании вебквеста состоит в отборе качественных тематических материалов,
соответствующих также уровню подготовки и психологическим и возрастным
особенностям учащихся.
Специфика вебквеста лишний раз убеждает в его широких возможностях применительно к
обучению в группах. По мнению многих учителей, успешно внедряющих вебквесты в
учебный процесс, данная технология предоставляет две основных составляющих
5 продуктивного обучения: проблемность и интерактивность, которая является ведущим
фактором в обучении
Слайд 11
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных
преимуществ:
вебквесты дают учителю образец того, как проводить проектную работу;
в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового
продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим
создавать свои собственные вебквесты, различные задания, которые подходят к
предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где
найти полезные сайты при создании вебквеста, а также список поисковых систем и
инструкции по их использованию;
учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении
проекта. В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации,
чем на выполнение задания;
слайд 12
Но, однако, существуют трудности и проблемы в использовании вебквестов:
для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
технология вебквестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной
грамотности;
медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например,
видеоматериалов);
И в заключение, хочу предложить Вам следующую информацию.
Слайд 13 Вместе с учащимися 9 класса мы разработали
Интегрированное занятие « Удивительный мир воды» в рамках элективного курса «Химия
вокруг нас».
слайд 14 Перед вами скриншоты вебквеста
Слайд 15 на этой странице размещены цели и основополагающий вопрос квеста, а также
информация о продукте проекта
слайд 16 Группа « Физики»
Слайд 17 –группа « Химики»
6 Слайд 1819 задания для группы химиков
Слайд 20 – 21 задания для группы « Биологи»
Слайд 2223 задания для группы « Экологи»
Слайд 24 перед вами книга« Удивительный мир воды», созданная ребятами в результате
работы над проектом
Слайд 25 ссылка на вебквест
Слайд 26спасибо за внимание
7
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.