Вечная борьба света и мрака в природе и душе человека (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"), 6-й класс
Цели: - раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, особенности национального самосознания;
- развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста, навыки устной речи;
- воспитывать внимание к слову, патриотическое отношение и любовьк Родине.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрация к рассказу “Бежин луг” “Мальчики у костра”, выставка детских рисунков, мелодия Джеймса Ласта “Одинокий пастух”, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы поговорим на тему вечной борьбы света и мрака в природе и душе человека.
Жизнь и смерть. Добро и зло. Бог и духи народных поверий. Вера и поверья. День и ночь. Свет и мрак. Вся жизнь, все в мире построено на контрасте. Это противостояние есть и в человеке, и в природе.
Ребята, давайте обратимся к уже прочитанному вами рассказу “Бежин луг”, пристальнее вглядимся в краски, пейзажные зарисовки, услышим звуки таинственной ночи и раннего утра, постараемся проследить вечную борьбу света и мрака, подмеченную художником слова И.С.Тургеневым. Этот рассказ входит в цикл “Записки охотника”. Повествование ведется от первого лица, и это не случайно, ведь Тургенев сам был заядлым охотником (обратить внимание на портрет писателя).
Вечная борьба света и мрака в природе и душе
человека (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"),
6-й класс
Цели: раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, особенности национального самосознания;
развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста,
навыки устной речи;
воспитывать внимание к слову, патриотическое отношение и любовьк Родине.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрация к рассказу “Бежин луг” “Мальчики у костра”, выставка
детских рисунков, мелодия Джеймса Ласта “Одинокий пастух”, презентация к уроку.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы поговорим на тему вечной борьбы света и мрака в природе и душе человека.
Ход урока
Жизнь и смерть. Добро и зло. Бог и духи народных поверий. Вера и поверья. День и ночь. Свет и мрак. Вся
жизнь, все в мире построено на контрасте. Это противостояние есть и в человеке, и в природе.
Ребята, давайте обратимся к уже прочитанному вами рассказу “Бежин луг”, пристальнее вглядимся в краски,
пейзажные зарисовки, услышим звуки таинственной ночи и раннего утра, постараемся проследить вечную
борьбу света и мрака, подмеченную художником слова И.С.Тургеневым. Этот рассказ входит в цикл “Записки
охотника”. Повествование ведется от первого лица, и это не случайно, ведь Тургенев сам был заядлым
охотником (обратить внимание на портрет писателя).
3. Аналитическая беседа по вопросам.
Каким пейзажем открываются страницы рассказа? (Утро. День. Июль.)
Слово учителя: Тургенев – необыкновенный художник, давайте посмотрим, насколько внимательно вы прочли
текст. Перед вами творческое задание “Восстановите утренний пейзаж”, где необходимо из данного ряда
выбрать тургеневские эпитеты и метафоры.
Восстановите пейзаж
Творческий материал
1) Небо (каково?)... 1) Светло, ясно, чисто
2) Утренняя заря разливается(как?)... 2) Нежным румянцем, тихим
румянцем, кротким румянцем
3) Солнце (какое?)... 3) Яркое и лучистое, светлое и приветно лучезарное,
сверкающее и бесконечно
лучезарное.
(Прим. Ученики в рабочей тетради по литературе записывают правильный ответ)
Слово учителя: Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь давайте прочитаем весь пейзаж, чтобы
почувствовать красоту июльского утра (Был прекрасный июльский день... могучее светило”).
Какими красками природы (эпитетами) пользуется художник слова Тургенев, чтобы нарисовать картину
июльского восхода и полуденного солнцестояния? (Румяный, лиловый, серебряный, серебристый, золотисто
серый, лазурный, бледнолиловый, голубоватый).
Все ли краски (цвета) вы можете представить?Лазурный, лиловый – это какие? (Лазурный – светлосиний, голубой; лиловый – сиреневый, фиолетовый).
(Прим.: обратить внимание детей на выставку рисунков, дать краткий комментарий к пейзажам, зарисованным
учениками).
Как автор показал переход от света к мраку (ото дня к вечеру, к ночи)? Найдите строки, прочитайте. (К вечеру
эти облака исчезают... трогательной кротости”).
Слово учителя: Вы заметили, какой образ появился в пейзаже? (Образ свечи).
Этот образ передает гармонию (согласованность, стройность) перехода от одного начала к другому вприроде.
Подчеркиваю – именно в природе.
Как вы понимаете слова “на всем лежит печать какойто трогательной кротости”?
(Трогательный – вызывающий умиление, способный растрогать. Кротость
– нежное смирение).
(Прим.: снова обратить внимание на выставку рисунков).
Что произошло с героемрассказчиком, оказавшимся один на один с природой, уходящей во тьму? (Заблудился).
Ребята, как вы думаете, рассказ похож на сказку? Чем? (Герой заблудился, ночь стала преградой на пути к
дому, идет наудалую, видит огоньки, идет на них).
Кто сидит у огня? (Крестьянские ребятишки, стерегущие табун).
Слово учителя: Уставший герой прилег и стал глядеть кругом. Ему открылась “чудесная картина”, давайте ее
найдем. (Учитель выразительно читает отрывок “около огне дрожало... мрак боролся со светом”).
Вот она, борьба света и мрака в природе (мире).
Давайте теперь поговорим о тех, для кого находиться, по словам Тургенева, в “таинственном великолепии”
вокруг огней – праздник, истинное наслаждение.
Чем были дороги деревенским мальчишкам разговоры у костра? (Могли говорить о таинственном, загадочном,
проверить себя на смелость, когда вокруг сгущалась темнота).
О чем же они разговаривали? (О духах, нечистой силе).
Слово учителя: В душе русского человека живут два начала: вера в Бога и вера в духов, всевозможные поверья,
приметы (следы языческой культуры)
Язычество – многобожие, вера в духов и разных богов, олицетворяющих силы природы. До принятия
христианства древние славяне – язычники представляли мир в виде “Мирового древа”. Крона принадлежит
верхнему миру, корни – подземному, ствол осуществляет связь между этими мирами, символизируя землю.
Небесный мир принадлежал высшим богам (Белбог, Перун, Сварог и др.), в подземном мире обитали бесы, черти,
а Землю наряду с людьми населяли домовые
лешие, русалки, водяные и прочая нечисть. (Рассказ по таблице “Мир в представлении древних славян”).
Одни духи были враждебны по отношению к человеку, другие доброжелательны.
Теперь обратимся к историям, которые поведали деревенские ребятишки.
Что рассказывает Илюша? О каком духе? (пересказ, близкий к тексту, о домовом).
Как относятся слушатели к рассказу о домовом? Верят ли?
Чем привлекательна реакция Павлуши? (Беспокойство, сочувствие: “Вишь как!..Чего ж он раскашлялся?”. Не
ругают, не проклинают).
Слово учителя: У нас на уроке присутствуют религиоведы, они помогут дать нам точные сведения о духах
славянской мифологии. Итак, кто же такой Домовой?
(Один из учеников)
Домовой – покровитель дома. Является в образе старика, черного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По
ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, разбрасывает муку. Чаще помогает людям: моетпосуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. Домовой смертен. На смену старому приходит молодой. В
новый дом въезжает верхом на кошке.
А что поведал Костя? (подробный пересказ о встрече Гаврилы с русалкой).
Религиовед 2 о русалке.
Русалка – дева вод, жена водяного. Высокая красивая девушка, живущая на дне водоема в серебряном дворце
или в доме водяного. Ночью плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Она
бестелесна, не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести за собой. Русалками
становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви.
Какой способ спасения от нечисти был испокон веков у русских людей?
(Крестное знамение).
Какие слова героев рассказа убеждают нас в том, что в народе всегда страх жил рядом с юмором, иронией? (О
Тришкеантихристе, небесном предвиденье – краткий пересказ + выразительное чтение).
О каком духе еще толкуют мальчишки? (Краткий пересказ о путавшем мужика лешем).
Религиовед 3 о лешем.
Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает
внезапно. Иногда шутит с людьми, старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает их свистом. Он
веселый, часто слышен его хохот. Летом живет в лесной чаще, ходит к людям играть в карты. С женой и детьми
живет в дупле старого дерева.
Слово учителя: Ребята, обратите внимание на то, что разговоры о всякой нечисти прерываются обращением к
Богу: “Гляньтека, ребятки,..на божьи звездочки, что пчелки роятся!”.
Расскажите коротко, что произошло с Павлушей, когда он пошел на реку за водой? (Водяной звал. Дурная
примета).
Религиовед 4 о водяном.
Водяной – это дух рек, озер. Показывается в облике нагого человека с длинными зелеными волосами и бородой
из тины. Тело покрыто чешуей, на руках перепонки. Появляется только вечером или ночью. Рыбаки приносят ему
жертвы.
Как отнесся к произошедшему Павлуша? Что сказал в ответ на слова испуганных ребятишек? (“Своей судьбы
не минуешь”).
Слово учителя: Фраза Павла произвела на ребят “глубокое впечатление”. Но вот ночь на исходе, и Тургенев
пишет, что “разговор мальчиков угасал вместе с огнями”.
Каким пейзажем завершает повествование писатель? Найдем и прочитаем выразительно (Чтение отрывка
“...утро зачиналось... веселой дрожью” под мелодию Джеймса Ласта “Одинокий пастух”).
Слово учителя: Посмотрите, ребята, как построен рассказ. Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом
солнца). Это построение называется кольцевой композицией. И очень важно, что завершает автор
повествование утренним пейзажем, солнцем, его молодым и горячим светом.
(Прим.: Обратить внимание на таблицу “Звуки ночи и утра”, дать сравнительную характеристику).
Какими словами Тургенев передает пробуждение природы? (“Зашевелилось, запело, зашумело”).
Но вот пронеслись самые важные звуки. Какие? (“Принеслись звуки колокола”).
Слово учителя: Посмотрите, какие удивительные эпитеты подобрал писатель к колокольному звону – “чистые,
ясные, словно обмытые утренней прохладой”.
Как вы поняли, что же должно, по мысли Тургенева, брать верх в душе человека? (Божественное начало,
очищающий колокольный звон).4.Выводы по теме урока: Вот мы с вами увидели, что борьба света и мрака существует как в природе, так и в
мире людей. В природе переход более гармоничен, а вот чего будет больше в душе человека, зависит от него
самого. Конечно, человек должен стремиться к солнцу, свету, Богу.