Вечная борьба света и мрака в природе и душе человека

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вечная борьба света и мрака в природе и душе человека (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"), 6-й класс Цели: - раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, особенности национального самосознания; - развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста, навыки устной речи; - воспитывать внимание к слову, патриотическое отношение и любовьк Родине. Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрация к рассказу “Бежин луг” “Мальчики у костра”, выставка детских рисунков, мелодия Джеймса Ласта “Одинокий пастух”, презентация к уроку. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы поговорим на тему вечной борьбы света и мрака в природе и душе человека. Жизнь и смерть. Добро и зло. Бог и духи народных поверий. Вера и поверья. День и ночь. Свет и мрак. Вся жизнь, все в мире построено на контрасте. Это противостояние есть и в человеке, и в природе. Ребята, давайте обратимся к уже прочитанному вами рассказу “Бежин луг”, пристальнее вглядимся в краски, пейзажные зарисовки, услышим звуки таинственной ночи и раннего утра, постараемся проследить вечную борьбу света и мрака, подмеченную художником слова И.С.Тургеневым. Этот рассказ входит в цикл “Записки охотника”. Повествование ведется от первого лица, и это не случайно, ведь Тургенев сам был заядлым охотником (обратить внимание на портрет писателя).
Иконка файла материала Вечная борьба света и мрака в прир.doc
Вечная борьба света и мрака в природе и душе человека (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"), 6-й класс Цели: ­ раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, особенности национального самосознания; ­ развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста, навыки устной речи; ­ воспитывать внимание к слову, патриотическое отношение и любовьк Родине. Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрация к рассказу “Бежин луг” “Мальчики у костра”, выставка  детских рисунков, мелодия Джеймса Ласта “Одинокий пастух”, презентация к уроку. 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы поговорим на тему вечной борьбы света и мрака в природе и душе человека. Ход урока Жизнь и смерть. Добро и зло. Бог и духи народных поверий. Вера и поверья. День и ночь. Свет и мрак. Вся  жизнь, все в мире построено на контрасте. Это противостояние есть и в человеке, и в природе. Ребята, давайте обратимся к уже прочитанному вами рассказу “Бежин луг”, пристальнее вглядимся в краски,  пейзажные зарисовки, услышим звуки таинственной ночи и раннего утра, постараемся проследить вечную  борьбу света и мрака, подмеченную художником слова И.С.Тургеневым. Этот рассказ входит в цикл “Записки  охотника”. Повествование ведется от первого лица, и это не случайно, ведь Тургенев сам был заядлым  охотником (обратить внимание на портрет писателя). 3. Аналитическая беседа по вопросам. ­ Каким пейзажем открываются страницы рассказа? (Утро. День. Июль.) Слово учителя: Тургенев – необыкновенный художник, давайте посмотрим, насколько внимательно вы прочли  текст. Перед вами творческое задание “Восстановите утренний пейзаж”, где необходимо из данного ряда  выбрать тургеневские эпитеты и метафоры. Восстановите пейзаж Творческий материал 1) Небо (каково?)... 1) Светло, ясно, чисто 2) Утренняя заря разливается(как?)... 2) Нежным румянцем, тихим румянцем, кротким румянцем 3) Солнце (какое?)... 3) Яркое и лучистое, светлое и приветно лучезарное, сверкающее и бесконечно лучезарное. (Прим. Ученики в рабочей тетради по литературе записывают правильный ответ) Слово учителя: Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь давайте прочитаем весь пейзаж, чтобы  почувствовать красоту июльского утра (Был прекрасный июльский день... могучее светило”). ­ Какими красками природы (эпитетами) пользуется художник слова Тургенев, чтобы нарисовать картину  июльского восхода и полуденного солнцестояния? (Румяный, лиловый, серебряный, серебристый, золотисто­ серый, лазурный, бледно­лиловый, голубоватый). ­ Все ли краски (цвета) вы можете представить?Лазурный, лиловый – это какие? (Лазурный – светло­синий, голубой; лиловый – сиреневый, фиолетовый). (Прим.: обратить внимание детей на выставку рисунков, дать краткий комментарий к пейзажам, зарисованным  учениками). ­ Как автор показал переход от света к мраку (ото дня к вечеру, к ночи)? Найдите строки, прочитайте. (К вечеру  эти облака исчезают... трогательной кротости”). Слово учителя: Вы заметили, какой образ появился в пейзаже? (Образ свечи). Этот образ передает гармонию (согласованность, стройность) перехода от одного начала к другому вприроде.  Подчеркиваю – именно в природе. ­ Как вы понимаете слова “на всем лежит печать какой­то трогательной кротости”? (Трогательный – вызывающий умиление, способный растрогать. Кротость   – нежное смирение).   (Прим.: снова обратить внимание на выставку рисунков). ­ Что произошло с героем­рассказчиком, оказавшимся один на один с природой, уходящей во тьму? (Заблудился). ­ Ребята, как вы думаете, рассказ похож на сказку? Чем? (Герой заблудился, ночь стала преградой на пути к  дому, идет наудалую, видит огоньки, идет на них). ­ Кто сидит у огня? (Крестьянские ребятишки, стерегущие табун). Слово учителя: Уставший герой прилег и стал глядеть кругом. Ему открылась “чудесная картина”, давайте ее  найдем. (Учитель выразительно читает отрывок “около огне дрожало... мрак боролся со светом”). Вот она, борьба света и мрака в природе (мире). Давайте теперь поговорим о тех, для кого находиться, по словам Тургенева, в “таинственном великолепии”  вокруг огней – праздник, истинное наслаждение. ­ Чем были дороги деревенским мальчишкам разговоры у костра? (Могли говорить о таинственном, загадочном,  проверить себя на смелость, когда вокруг сгущалась темнота). ­ О чем же они разговаривали? (О духах, нечистой силе). Слово учителя: В душе русского человека живут два начала: вера в Бога и вера в духов, всевозможные поверья, приметы (следы языческой культуры) Язычество – многобожие, вера в духов и разных богов, олицетворяющих силы природы. До принятия  христианства древние славяне – язычники представляли мир в виде “Мирового древа”. Крона принадлежит  верхнему миру, корни – подземному, ствол осуществляет связь между этими мирами, символизируя землю. Небесный мир принадлежал высшим богам (Белбог, Перун, Сварог и др.), в подземном мире обитали бесы, черти, а Землю наряду с людьми населяли домовые лешие, русалки, водяные и прочая нечисть. (Рассказ по таблице “Мир в представлении древних славян”). Одни духи были враждебны по отношению к человеку, другие доброжелательны. Теперь обратимся к историям, которые поведали деревенские ребятишки. ­Что рассказывает Илюша? О каком духе? (пересказ, близкий к тексту, о домовом). ­Как относятся слушатели к рассказу о домовом? Верят ли? ­Чем привлекательна реакция Павлуши? (Беспокойство, сочувствие: “Вишь как!..Чего ж он раскашлялся?”. Не  ругают, не проклинают). Слово учителя: У нас на уроке присутствуют религиоведы, они помогут дать нам точные сведения о духах  славянской мифологии. Итак, кто же такой Домовой? (Один из учеников) Домовой – покровитель дома. Является в образе старика, черного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По  ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, разбрасывает муку. Чаще помогает людям: моетпосуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. Домовой смертен. На смену старому приходит молодой. В  новый дом въезжает верхом на кошке. ­А что поведал Костя? (подробный пересказ о встрече Гаврилы с русалкой). Религиовед 2 о русалке. Русалка – дева вод, жена водяного. Высокая красивая девушка, живущая на дне водоема в серебряном дворце  или в доме водяного. Ночью плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Она  бестелесна, не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести за собой. Русалками  становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви. ­Какой способ спасения от нечисти был испокон веков у русских людей? (Крестное знамение). ­ Какие слова героев рассказа убеждают нас в том, что в народе всегда страх жил рядом с юмором, иронией? (О Тришке­антихристе, небесном предвиденье – краткий пересказ + выразительное чтение). ­ О каком духе еще толкуют мальчишки? (Краткий пересказ о путавшем мужика лешем). Религиовед 3 о лешем. Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает  внезапно. Иногда шутит с людьми, старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает их свистом. Он  веселый, часто слышен его хохот. Летом живет в лесной чаще, ходит к людям играть в карты. С женой и детьми  живет в дупле старого дерева. Слово учителя: Ребята, обратите внимание на то, что разговоры о всякой нечисти прерываются обращением к  Богу: “Гляньте­ка, ребятки,..на божьи звездочки, ­ что пчелки роятся!”. ­ Расскажите коротко, что произошло с Павлушей, когда он пошел на реку за водой? (Водяной звал. Дурная  примета). Религиовед 4 о водяном. Водяной – это дух рек, озер. Показывается в облике нагого человека с длинными зелеными волосами и бородой  из тины. Тело покрыто чешуей, на руках перепонки. Появляется только вечером или ночью. Рыбаки приносят ему жертвы. ­ Как отнесся к произошедшему Павлуша? Что сказал в ответ на слова испуганных ребятишек? (“Своей судьбы  не минуешь”). Слово учителя: Фраза Павла произвела на ребят “глубокое впечатление”. Но вот ночь на исходе, и Тургенев  пишет, что “разговор мальчиков угасал вместе с огнями”. ­ Каким пейзажем завершает повествование писатель? Найдем и прочитаем выразительно (Чтение отрывка  “...утро зачиналось... веселой дрожью” под мелодию Джеймса Ласта “Одинокий пастух”). Слово учителя: Посмотрите, ребята, как построен рассказ. Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом  солнца). Это построение называется кольцевой композицией. И очень важно, что завершает автор  повествование утренним пейзажем, солнцем, его молодым и горячим светом. (Прим.: Обратить внимание на таблицу “Звуки ночи и утра”, дать сравнительную характеристику). ­ Какими словами Тургенев передает пробуждение природы? (“Зашевелилось, запело, зашумело”). ­ Но вот пронеслись самые важные звуки. Какие? (“Принеслись звуки колокола”). Слово учителя: Посмотрите, какие удивительные эпитеты подобрал писатель к колокольному звону – “чистые,  ясные, словно обмытые утренней прохладой”. ­ Как вы поняли, что же должно, по мысли Тургенева, брать верх в душе человека? (Божественное начало,  очищающий колокольный звон).4.Выводы по теме урока: Вот мы с вами увидели, что борьба света и мрака существует как в природе, так и в  мире людей. В природе переход более гармоничен, а вот чего будет больше в душе человека, зависит от него  самого. Конечно, человек должен стремиться к солнцу, свету, Богу.

Посмотрите также