"Вечное" (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг" и очерку В.М. Пескова "Бежин луг")

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Вечное" (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг" и очерку В.М. Пескова "Бежин луг") Цели: Обучающая: • Выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева и В.М. Пескова на основе сравнительно-сопоставительного анализа текстов. • Определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа. Развивающая: • Развивать коммуникативную компетентность обучающихся. • Формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля. Воспитательная: • Воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей. Тип урока: урок-исследование. Оборудование: презентация
Иконка файла материала Вечное.doc
"Вечное" (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг" и очерку В.М. Пескова "Бежин луг") Цели: Обучающая:  Выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева и В.М.  Пескова на основе сравнительно­сопоставительного анализа текстов.  Определить роль изобразительно­выразительных средств в изображении пейзажа. Развивающая: Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.   Формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля. Воспитательная:  Воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного опыта  других людей. Тип урока: урок­исследование. Оборудование: презентация Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно: Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться: Н. Рыленков 1. Организационный момент. Ход урока 2. Вступительное слово учителя с элементами беседы. Учитель: Тема нашего урока ­ "Вечное" (по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг" и очерку В.М. Пескова "Бежин  луг"). Как вы думаете, ребята, в чем необычность урока и каковы его задачи?: (варианты ответа: сравнить два  произведения, написанных о Бежине луге; выявить особенности языковых средств в произведениях писателей;  ответить на вопрос, как тема вечности раскрывается в текстах; узнать, что общего и различного в  произведениях:) Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны провести небольшое исследование по теме "Вечное:". Вами прочитаны к уроку два произведения. Автор рассказа ­ И.С. Тургенев, писатель 19 века; автор очерка ­  В.М.Песков, писатель­публицист 20 века. Каждый из них создал незабываемые пейзажные зарисовки Бежина  луга. И помогло им в этом художественное слово. Какое оно, художественное слово Мастера? И как, благодаря  слову, авторы говорят о вечном, поднимая в текстах философские вопросы? ­ Попробуем до начала работы предположить, в чем же заключается вечное? : (вариант ответа: в скромной красоте природы) Учитель: Действительно, невозможно остаться равнодушным к величию и красоте окружающего мира. ­ Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа взяты слова русского поэта Н. Рыленкова?(вариант ответа: Если мы будем вслушиваться, всматриваться в окружающий нас мир, то нам откроется много  тайн и мы заметим, как прекрасна наша земля, наша малая родина) Учитель: Конечно, человек с чутким сердцем, человек, любящий землю, открывает для себя много нового,  интересного, постигает величие, красоту в малом, неярком, неброском. Кто­то скажет, и вы, наверное, слышали  это утверждение, что за границей все красивее, лучше, чем у нас, в том числе и природа. Как тут не вспомнить  высказывание К.Паустовского: "Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни  воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой ­ нибудь клочок нашей страны, можно понять,  как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию  мелкой пичуги" Любил свой родной край и И.С. Тургенев. Будучи охотником, он исходил десятки верст по родной земле. Тонкий  наблюдатель, психолог, художник, он мастерски отобразил увиденное в слове, создавая неповторимые  пейзажные зарисовки, например, в цикле рассказов "Записки охотника". Один из этих рассказов ­ "Бежин луг". Таким же влюбленным в родную землю, в скромную ее красоту предстает пред нами и автор очерка "Бежин луг"  Василий Михайлович Песков. Но если имя первого автора известно всем, то второе имя не каждому из вас  знакомо. Сегодня мы с вами открываем для себя новое имя в литературе. Ученик: (выступление заранее подготовлено) Песков Василий Михайлович (родился в 1930 году) ­ российский  писатель­публицист, журналист. Ведущий телепрограммы в "Мире животных" (с 1975 по 1990гг.),  путешественник. Известный фоторепортер и корреспондент. Автор очерков, лирических миниатюр, рассказов на тему русской природы, жизни и труда людей. Первая его книга ­ "Записки репортера"­ увидела свет в 1960 году.  В 1963 году вышла следующая книга ­ "Шаги по росе", за которую В.Песков был удостоен Ленинской премии.  В.М.Песков ­ автор сборника очерков "Странствия", в котором перед глазами читателя предстают США и  Восточная Африка, Антарктида и Швей царские Альпы, Норвегия и Венгрия ­ разные уголки нашей планеты во  всем их прекрасном многообразии. 3) Исследовательская работа по тексту: а) подготовительный этап. Итак, перед нами два произведения, созданных Мастерами слова, два взгляда на Бежин луг. В чем же  своеобразие видения окружающего мира писателями? И что помогает им передать неповторимую картину  скромной красоты средней полосы России? Попробуем сегодня ответить на эти вопросы. Для начала помогите  мне закончить фразы: "Пейзажные зарисовки представлены в произведениях в богатстве: (красок, звуков, запахов) Неповторимую картину прекрасного летнего дня помогают создать такие изобразительные средства языка, как:  (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения). На предыдущем уроке мы повторили теоретический материал по теме "Изобразительные средства языка", а  сегодня на практике проверим свои знания по данной теме. Вам предстоит работа с текстами по предложенному плану: 1) Выразительное чтение отрывка. 2)Поиск во фрагменте изобразительных средств языка. Какое  изобразительное средство преобладает? Почему? Привести примеры. 3) Какое настроение вызывает у читателя или героев рассказа этот эпизод? 4) Вывод: какова цель художника слова в изображении Бежина луга в разное время суток. 2) В своем ответе используйте фразы: ­ В ходе исследования мы пришли к выводу, что: ­ Итак, цель, которая  стояла перед автором, ­ показать : б)   Организация исследовательской работы в группах. Учитель: Работа будет проходить в группах. У каждой группы карточки с заданиями. План работы с фрагментом текста перед вами. Время, отведенное для работы,­ 15­20 минут. Приступаем к исследовательской работе./ (Пояснение: распределение по группам перед уроком; задания группам прописаны на карточках:       1 группа ­ по рассказу И.С.Тургенева ­ описание картины пробуждения летнего утра. 2 группа ­ по рассказу И.С.Тургенева ­ описание картины ясного летнего дня в полдень. 3 группа ­ по рассказу И.С.Тургенева ­ описание природы вечером, в сумерки. 4 группа ­ по рассказу И.С.Тургенева ­ величавая картина природы ночью. 5 группа ­ по очерку В.М. Пескова ­ описание Бежина луга летним днем. 6 группа ­ общее и различное в произведениях писателей 19,20 вв. 7 группа ­ категория вечности в произведениях. в) Работа с текстами (мини­исследование) г) Выступления групп. Примерные варианты ответов: 1 группа. 1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником (со слов "свежая струя пробежала и до  слов "принеслись звуки колокола"). 2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что И.С.Тургенев использует следующие тропы: эпитеты ­ "солнце  огнистое: но приветственно лучезарное; лиловый туман; могучее светило: метафоры ­ заря не пылает пожаром,  разливается румянцем, мирно всплывает: сравнения ­ солнце не огнистое, как во время знойной засухи, не  тускло­бордовое, как перед бурей; блеск их подобен блеску кованого серебра; словно взлетая, поднимается  светило. 3. Основные изобразительные средства ­ олицетворение, метафора. Выбор обусловлен целью художника  показать сам процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства языка менее выразительны в  передаче пробуждения природы утром. Эпитеты помогли сделать картину утра более яркой, зримой.  Настроение жизнерадостное (со слов "свежая струя пробежала и до слов "принеслись звуки колокола"). 2 группа. 1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Около полудня обыкновенно  появляется: до слов то сеется едва заметный дождь". 2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что преобладают такие изобразительные средства, как эпитеты  (золотисто­серые, с нежными краями облака,   прозрачные рукава синевы, легкий цвет небосклона:) в сочетании с метафорами (облака теснятся:, они проникнуты светом и теплотой). Встречаются и сравнения (подобно  островам, так же лазурны, как небо..). Автор по преимуществу изображает эпитеты. Цель ­ отметить наиболее  яркие признаки природы в один из летних дней; показать богатство красок озаренной солнцем природы и  выразить свои самые сильные впечатления от нее. 3 группа. 1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Между тем ночь приближалась и  росла:до слов :побледневшее небо стало опять синеть ­ но то уже была синева ночи"./Дополнительное задание:  отбор языковых средств, характеризующих состояние охотника в сумерках./ 2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что характер и значение изобразительных средств уже иной. Цель, которая стояла перед автором, ­ показать не только картину наступления ночи, но и нарастание ночной  таинственности, чувство нарастающей тревоги при потере дороги. Для фрагмента характерны эмоциональные,  выразительные эпитеты, передающие тревожные чувства заблудившегося рассказчика. И.С. Тургенев  использует сложный комплекс языковых средств: и эмоционально­выразительные эпитеты (угрюмый мрак,  пугливо нырнула, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость, было жутко:); и сравнения (ночь росла,  как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо,  уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства,  которые она у него вызывает (от сгущения красок, от таинственных звуков) 4 группа. 1. Выборка предложений о торжестве и величии ночи. Зачитываются фрагменты./от слов "Картина была  чудесная:до слов :мрак боролся со светом", "Я поглядел кругом:Странный, резкий :крик раздался вдруг:" 2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что автор создает торжественные, спокойные и величавые картины природы, так как герой­ повествователь нашел дорогу, увидел крестьянских детей в ночном и успокоился,почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи. Ощущение торжественности и величавости ночи  усиливается при страшных рассказах мальчиков о водяных, русалках, домовых, леших. Тургеневскую ночь мы  слышим (:странный, резкий, болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый шипящий свист:, плеснет большая  рыба, тростник слабо зашумит), видим (бесчисленные золотые звезды, тонкий язык свет, тонкое чистое небо: со  всем своим таинственным великолепием, луны не было на небе), обоняем (в воздухе уже не так сильно пахло:,  особенный томительный и свежий запах ­ запах русской летней ночи). Автор восхищается величественной  красотой русской летней ночи, очаровали его и дети. Таинственным великолепием и торжественностью  отличается этот фрагмент. Цель автора ­ через богатство красок, звуков, запахов, ощущений передать свое  восхищение этим временем суток. 5 группа. 1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником /от слов "Внизу ­ царство лозняка и  высокой травы: до слов "Мы позавидовали сидевшим тут у огня:" 2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что В.М. Песков использует разные изобразительные средства,  чтобы передать свое восхищение увиденным. Он использует прием цветописи ­ синий цвет упоминается во  фрагменте 5 раз, желтый ­ 2 раза, золотой ­ 2раза, черный, белый­2раза, темно­зеленый, например: в 1 абзаце  фрагмента "лозняк синий"; "все было синим"; "к синему добавлялся солнечный". Возникает ощущение чистоты,  легкости. Автор использует и звукопись ­ "гудят шмели, кричит чибис, два коростеля то ли зовут, то ли пугают  друг ­ друга: крэкс, крэкс:", "тревожно кричала птица". В.М. Песков хотел показать, что луг полон жизни, как и  раньше, много лет назад. Читая описание луга, мы чувствуем и запахи ­ "душистый колосок", "плотное душистое  разнотравье". В описании Бежина луга встречается множество эпитетов. Все это создает образную картину  летнего дня ("солнечный золотистый туман"; "лоснящиеся травы"; "узорные завитки облаков"), но преобладают  метафоры и олицетворения ("облако кинуло на равнину тень"; "завитки облаков"; "дубы и вязы в одиночку  бежали"; "деревья не решились опуститься"; "царство лозняка"; "трава упиралась в бугры". Цель ­ показать  полнокровную жизнь Бежина луга, его незабываемую красоту, самобытность. Нет ничего экзотического, все  просто, но в этой­то простоте, скромности заключается Вечное ­ красота земли. 6 группа. В ходе исследования мы пришли к выводу, что оба произведения посвящены одному месту ­ Бежину лугу. И  И.С.Тургенев, и В.М.Песков восхищаются красотой русского пейзажа, любят эту землю, но у каждого свое  незабываемое видение Бежина луга. Два произведения написаны в разное время (19 и 20 вв.), но тема одна. У  каждого писателя свой отбор языковых средств в изображении природы Тульского края, разная стилевая  манера, но цель одна ­ передать скромную красоту средней полосы России через художественное слово. В двух  произведениях появляются крестьянские дети, но у детей разное отношение к этому месту. Если дети из  "Бежина луга" И.С. Тургенева верят в легенды о домовых, русалках:, то у детей, живущих в конце 20 века, уже  нет этих суеверий. У них другое отношение к миру, другие заботы, иной образ жизни. И все же они, как и те их  сверстники, тоже любят свою землю, они тоже не прочь посидеть у костра в ночи и почувствовать свободу. 7 группа: В ходе исследования мы пришли к выводу, что оба произведения посвящены Вечному ­ красоте природы. Так  было всегда. Этот мир, эта речка:, "и так же, как 100 лет назад, плескалась рыба в ночной воде, тревожно  кричала птица и фыркали в темноте лошади". "Я подумал: тургеневские мальчишки ведь стали взрослыми, у них  были дети и внуки. Этим, нынешним ребятишкам, они приходятся прадедами. А луг все тот же:". " По­прежнему  кричали два коростеля: Вечно молодой луг:". Автор В.М. Песков не случайно употребляет наречие по­прежнему  несколько раз; подчеркивает "вечно молодой луг". Вечна не только природа, но и вечна любовь человека к  родной земле, к своей стране. 4. Заключительный этап. Подведение итогов работы. Учитель: Вами сегодня проведена большая интересная работа по сопоставлению текстов двух известных  художников слова. Вы убедились, какую важную роль в произведении играет описание пейзажа, созданного  путем мастерского использования писателями изобразительно­ выразительных средств языка. Благодаря силе и выразительности художественного слова, и И.С. Тургеневу, и В.М. Пескову удалось показать, как прекрасна  природа. Читая эти произведения, мы задумались о вечном, философской категории бытия, ощутили величие  тишины и шума окружающего нам мира. И, наверное, каждый из нас вспомнил свой любимый уголок природы,  куда хочется возвращаться вновь и вновь. Об этом, дорогом сердцу месте вы напишете сочинение ­ эссе по  одной из предложенных тем: "Признание в любви малой родине", "Здесь мало увидеть, Здесь нужно  всмотреться:" (Н.Рыленков), "Прогулки по родному краю":5. Рефлексия. А сейчас, прежде чем уйти с урока, возьмите понравившийся вам цветной магнитик и разукрасьте им тот луг, что представлен на слайде. Я вижу ваши улыбки, настроение у всех замечательное. Посмотрите, как прекрасен этот летний луг в своем  многоцветье! А ведь это мы создали такую красоту. Дома вы можете по желанию нарисовать или Бежин луг, о  котором писали Мастера слова, или любимый вами уголок природы. 6. Домашнее задание: 1) написать сочинение ­ эссе по одной из предложенных тем: "Признание в любви малой родине", "Здесь мало  увидеть, Здесь нужно всмотреться:" (Н. Рыленков), "Прогулки по родному краю": 2) нарисовать или Бежин луг, или любимый уголок природы(по желанию). Спасибо за интересную исследовательскую работу на уроке.

Посмотрите также