"Вечное" (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг" и очерку В.М. Пескова "Бежин луг")
Цели:
Обучающая:
• Выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева и В.М. Пескова на основе сравнительно-сопоставительного анализа текстов.
• Определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа.
Развивающая:
• Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.
• Формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля.
Воспитательная:
• Воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация
"Вечное" (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг" и
очерку В.М. Пескова "Бежин луг")
Цели:
Обучающая:
Выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева и В.М.
Пескова на основе сравнительносопоставительного анализа текстов.
Определить роль изобразительновыразительных средств в изображении пейзажа.
Развивающая:
Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.
Формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля.
Воспитательная:
Воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного опыта
других людей.
Тип урока: урокисследование.
Оборудование: презентация
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться:
Н. Рыленков
1. Организационный момент.
Ход урока
2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Учитель: Тема нашего урока "Вечное" (по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг" и очерку В.М. Пескова "Бежин
луг"). Как вы думаете, ребята, в чем необычность урока и каковы его задачи?: (варианты ответа: сравнить два
произведения, написанных о Бежине луге; выявить особенности языковых средств в произведениях писателей;
ответить на вопрос, как тема вечности раскрывается в текстах; узнать, что общего и различного в
произведениях:)
Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны провести небольшое исследование по теме "Вечное:". Вами
прочитаны к уроку два произведения. Автор рассказа И.С. Тургенев, писатель 19 века; автор очерка
В.М.Песков, писательпублицист 20 века. Каждый из них создал незабываемые пейзажные зарисовки Бежина
луга. И помогло им в этом художественное слово. Какое оно, художественное слово Мастера? И как, благодаря
слову, авторы говорят о вечном, поднимая в текстах философские вопросы?
Попробуем до начала работы предположить, в чем же заключается вечное? :
(вариант ответа: в скромной красоте природы)
Учитель: Действительно, невозможно остаться равнодушным к величию и красоте окружающего мира.
Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа взяты слова русского поэта Н. Рыленкова?(вариант ответа: Если мы будем вслушиваться, всматриваться в окружающий нас мир, то нам откроется много
тайн и мы заметим, как прекрасна наша земля, наша малая родина)
Учитель: Конечно, человек с чутким сердцем, человек, любящий землю, открывает для себя много нового,
интересного, постигает величие, красоту в малом, неярком, неброском. Ктото скажет, и вы, наверное, слышали
это утверждение, что за границей все красивее, лучше, чем у нас, в том числе и природа. Как тут не вспомнить
высказывание К.Паустовского:
"Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни
воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой нибудь клочок нашей страны, можно понять,
как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию
мелкой пичуги"
Любил свой родной край и И.С. Тургенев. Будучи охотником, он исходил десятки верст по родной земле. Тонкий
наблюдатель, психолог, художник, он мастерски отобразил увиденное в слове, создавая неповторимые
пейзажные зарисовки, например, в цикле рассказов "Записки охотника". Один из этих рассказов "Бежин луг".
Таким же влюбленным в родную землю, в скромную ее красоту предстает пред нами и автор очерка "Бежин луг"
Василий Михайлович Песков. Но если имя первого автора известно всем, то второе имя не каждому из вас
знакомо. Сегодня мы с вами открываем для себя новое имя в литературе.
Ученик: (выступление заранее подготовлено) Песков Василий Михайлович (родился в 1930 году) российский
писательпублицист, журналист. Ведущий телепрограммы в "Мире животных" (с 1975 по 1990гг.),
путешественник. Известный фоторепортер и корреспондент. Автор очерков, лирических миниатюр, рассказов на
тему русской природы, жизни и труда людей. Первая его книга "Записки репортера" увидела свет в 1960 году.
В 1963 году вышла следующая книга "Шаги по росе", за которую В.Песков был удостоен Ленинской премии.
В.М.Песков автор сборника очерков "Странствия", в котором перед глазами читателя предстают США и
Восточная Африка, Антарктида и Швей царские Альпы, Норвегия и Венгрия разные уголки нашей планеты во
всем их прекрасном многообразии.
3) Исследовательская работа по тексту:
а) подготовительный этап.
Итак, перед нами два произведения, созданных Мастерами слова, два взгляда на Бежин луг. В чем же
своеобразие видения окружающего мира писателями? И что помогает им передать неповторимую картину
скромной красоты средней полосы России? Попробуем сегодня ответить на эти вопросы. Для начала помогите
мне закончить фразы:
"Пейзажные зарисовки представлены в произведениях в богатстве: (красок, звуков, запахов)
Неповторимую картину прекрасного летнего дня помогают создать такие изобразительные средства языка, как:
(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
На предыдущем уроке мы повторили теоретический материал по теме "Изобразительные средства языка", а
сегодня на практике проверим свои знания по данной теме.
Вам предстоит работа с текстами по предложенному плану:
1) Выразительное чтение отрывка. 2)Поиск во фрагменте изобразительных средств языка. Какое
изобразительное средство преобладает? Почему? Привести примеры.
3) Какое настроение вызывает у читателя или героев рассказа этот эпизод?
4) Вывод: какова цель художника слова в изображении Бежина луга в разное время суток.
2) В своем ответе используйте фразы: В ходе исследования мы пришли к выводу, что: Итак, цель, которая
стояла перед автором, показать :
б) Организация исследовательской работы в группах.
Учитель: Работа будет проходить в группах. У каждой группы карточки с заданиями. План работы с фрагментом
текста перед вами. Время, отведенное для работы, 1520 минут. Приступаем к исследовательской работе./
(Пояснение: распределение по группам перед уроком; задания группам прописаны на карточках:
1 группа по рассказу И.С.Тургенева описание картины пробуждения летнего утра.
2 группа по рассказу И.С.Тургенева описание картины ясного летнего дня в полдень.
3 группа по рассказу И.С.Тургенева описание природы вечером, в сумерки.
4 группа по рассказу И.С.Тургенева величавая картина природы ночью.
5 группа по очерку В.М. Пескова описание Бежина луга летним днем.
6 группа общее и различное в произведениях писателей 19,20 вв.
7 группа категория вечности в произведениях.
в) Работа с текстами (миниисследование)
г) Выступления групп. Примерные варианты ответов:
1 группа.
1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником (со слов "свежая струя пробежала и до
слов "принеслись звуки колокола").
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что И.С.Тургенев использует следующие тропы: эпитеты "солнце
огнистое: но приветственно лучезарное; лиловый туман; могучее светило: метафоры заря не пылает пожаром,
разливается румянцем, мирно всплывает: сравнения солнце не огнистое, как во время знойной засухи, не
тусклобордовое, как перед бурей; блеск их подобен блеску кованого серебра; словно взлетая, поднимается
светило.
3. Основные изобразительные средства олицетворение, метафора. Выбор обусловлен целью художника
показать сам процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства языка менее выразительны в
передаче пробуждения природы утром. Эпитеты помогли сделать картину утра более яркой, зримой.
Настроение жизнерадостное (со слов "свежая струя пробежала и до слов "принеслись звуки колокола").
2 группа.
1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Около полудня обыкновенно
появляется: до слов то сеется едва заметный дождь".
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что преобладают такие изобразительные средства, как эпитеты
(золотистосерые, с нежными краями облака, прозрачные рукава синевы, легкий цвет небосклона:) в сочетании с
метафорами (облака теснятся:, они проникнуты светом и теплотой). Встречаются и сравнения (подобно
островам, так же лазурны, как небо..). Автор по преимуществу изображает эпитеты. Цель отметить наиболее
яркие признаки природы в один из летних дней; показать богатство красок озаренной солнцем природы и
выразить свои самые сильные впечатления от нее.
3 группа.
1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Между тем ночь приближалась и
росла:до слов :побледневшее небо стало опять синеть но то уже была синева ночи"./Дополнительное задание:
отбор языковых средств, характеризующих состояние охотника в сумерках./
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что характер и значение изобразительных средств уже иной. Цель,
которая стояла перед автором, показать не только картину наступления ночи, но и нарастание ночной
таинственности, чувство нарастающей тревоги при потере дороги. Для фрагмента характерны эмоциональные,
выразительные эпитеты, передающие тревожные чувства заблудившегося рассказчика. И.С. Тургенев
использует сложный комплекс языковых средств: и эмоциональновыразительные эпитеты (угрюмый мрак,
пугливо нырнула, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость, было жутко:); и сравнения (ночь росла,
как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо,
уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства,
которые она у него вызывает (от сгущения красок, от таинственных звуков)
4 группа.
1. Выборка предложений о торжестве и величии ночи. Зачитываются фрагменты./от слов "Картина была
чудесная:до слов :мрак боролся со светом", "Я поглядел кругом:Странный, резкий :крик раздался вдруг:"
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что автор создает торжественные, спокойные и величавые картины
природы, так как герой повествователь нашел дорогу, увидел крестьянских детей в ночном и успокоился,почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи. Ощущение торжественности и величавости ночи
усиливается при страшных рассказах мальчиков о водяных, русалках, домовых, леших. Тургеневскую ночь мы
слышим (:странный, резкий, болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый шипящий свист:, плеснет большая
рыба, тростник слабо зашумит), видим (бесчисленные золотые звезды, тонкий язык свет, тонкое чистое небо: со
всем своим таинственным великолепием, луны не было на небе), обоняем (в воздухе уже не так сильно пахло:,
особенный томительный и свежий запах запах русской летней ночи). Автор восхищается величественной
красотой русской летней ночи, очаровали его и дети. Таинственным великолепием и торжественностью
отличается этот фрагмент. Цель автора через богатство красок, звуков, запахов, ощущений передать свое
восхищение этим временем суток.
5 группа.
1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником /от слов "Внизу царство лозняка и
высокой травы: до слов "Мы позавидовали сидевшим тут у огня:"
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что В.М. Песков использует разные изобразительные средства,
чтобы передать свое восхищение увиденным. Он использует прием цветописи синий цвет упоминается во
фрагменте 5 раз, желтый 2 раза, золотой 2раза, черный, белый2раза, темнозеленый, например: в 1 абзаце
фрагмента "лозняк синий"; "все было синим"; "к синему добавлялся солнечный". Возникает ощущение чистоты,
легкости. Автор использует и звукопись "гудят шмели, кричит чибис, два коростеля то ли зовут, то ли пугают
друг друга: крэкс, крэкс:", "тревожно кричала птица". В.М. Песков хотел показать, что луг полон жизни, как и
раньше, много лет назад. Читая описание луга, мы чувствуем и запахи "душистый колосок", "плотное душистое
разнотравье". В описании Бежина луга встречается множество эпитетов. Все это создает образную картину
летнего дня ("солнечный золотистый туман"; "лоснящиеся травы"; "узорные завитки облаков"), но преобладают
метафоры и олицетворения ("облако кинуло на равнину тень"; "завитки облаков"; "дубы и вязы в одиночку
бежали"; "деревья не решились опуститься"; "царство лозняка"; "трава упиралась в бугры". Цель показать
полнокровную жизнь Бежина луга, его незабываемую красоту, самобытность. Нет ничего экзотического, все
просто, но в этойто простоте, скромности заключается Вечное красота земли.
6 группа.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что оба произведения посвящены одному месту Бежину лугу. И
И.С.Тургенев, и В.М.Песков восхищаются красотой русского пейзажа, любят эту землю, но у каждого свое
незабываемое видение Бежина луга. Два произведения написаны в разное время (19 и 20 вв.), но тема одна. У
каждого писателя свой отбор языковых средств в изображении природы Тульского края, разная стилевая
манера, но цель одна передать скромную красоту средней полосы России через художественное слово. В двух
произведениях появляются крестьянские дети, но у детей разное отношение к этому месту. Если дети из
"Бежина луга" И.С. Тургенева верят в легенды о домовых, русалках:, то у детей, живущих в конце 20 века, уже
нет этих суеверий. У них другое отношение к миру, другие заботы, иной образ жизни. И все же они, как и те их
сверстники, тоже любят свою землю, они тоже не прочь посидеть у костра в ночи и почувствовать свободу.
7 группа:
В ходе исследования мы пришли к выводу, что оба произведения посвящены Вечному красоте природы. Так
было всегда. Этот мир, эта речка:, "и так же, как 100 лет назад, плескалась рыба в ночной воде, тревожно
кричала птица и фыркали в темноте лошади". "Я подумал: тургеневские мальчишки ведь стали взрослыми, у них
были дети и внуки. Этим, нынешним ребятишкам, они приходятся прадедами. А луг все тот же:". " Попрежнему
кричали два коростеля: Вечно молодой луг:". Автор В.М. Песков не случайно употребляет наречие попрежнему
несколько раз; подчеркивает "вечно молодой луг". Вечна не только природа, но и вечна любовь человека к
родной земле, к своей стране.
4. Заключительный этап. Подведение итогов работы.
Учитель: Вами сегодня проведена большая интересная работа по сопоставлению текстов двух известных
художников слова. Вы убедились, какую важную роль в произведении играет описание пейзажа, созданного
путем мастерского использования писателями изобразительно выразительных средств языка. Благодаря силе и
выразительности художественного слова, и И.С. Тургеневу, и В.М. Пескову удалось показать, как прекрасна
природа. Читая эти произведения, мы задумались о вечном, философской категории бытия, ощутили величие
тишины и шума окружающего нам мира. И, наверное, каждый из нас вспомнил свой любимый уголок природы,
куда хочется возвращаться вновь и вновь. Об этом, дорогом сердцу месте вы напишете сочинение эссе по
одной из предложенных тем: "Признание в любви малой родине", "Здесь мало увидеть, Здесь нужно
всмотреться:" (Н.Рыленков), "Прогулки по родному краю":5. Рефлексия. А сейчас, прежде чем уйти с урока, возьмите понравившийся вам цветной магнитик и разукрасьте
им тот луг, что представлен на слайде.
Я вижу ваши улыбки, настроение у всех замечательное. Посмотрите, как прекрасен этот летний луг в своем
многоцветье! А ведь это мы создали такую красоту. Дома вы можете по желанию нарисовать или Бежин луг, о
котором писали Мастера слова, или любимый вами уголок природы.
6. Домашнее задание:
1) написать сочинение эссе по одной из предложенных тем: "Признание в любви малой родине", "Здесь мало
увидеть, Здесь нужно всмотреться:" (Н. Рыленков), "Прогулки по родному краю":
2) нарисовать или Бежин луг, или любимый уголок природы(по желанию).
Спасибо за интересную исследовательскую работу на уроке.