«Ведение проектной деятельности как обязательное условие для самоопределения, саморазвития и творческого роста учителя».
В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации. Исходя из этого, иными становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации.
Проектная деятельность дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся интеллектуальных способностей, нестандартного критического мышления, творческой индивидуальности. В процессе разработки проекта ребенок обретает способность к решению проблем, связанных с реальной жизненной действительностью. Это, несомненно, способствует его социализации.
Классифицировать учебные проекты можно по времени выполнения (краткосрочные и долгосрочные), по числу участников (индивидуальные и (парные) групповые), по характеру деятельности (исследовательские, информационные, творческие).
Те проекты, которые мы сегодня рассмотрим, выделены зеленым цветом – это означает, что все проекты индивидуальные и долгосрочные, и различаются лишь по характеру поисковой деятельности.
При этом стоит отметить, что большинство проектов являются социально значимыми, так как направлены на решение (поиск решения) общественных проблем.
Также давайте вспомним, требования к выполнению проекта:
● подводит итоги проектной деятельности в школе;
● интегрирует важные метапредметные умения, полученные на протяжении всего обучения (работа с информацией: поиск, структурирование, систематизация, постановка целей и планирование результат и др.);
● выполняется преимущественно в рамках внеурочной деятельности, но поддерживает деятельность урочную и «работает» на предметный результат;
● является важной переходной «ступенькой» к получению профессионального образования (среднего или высшего).
Стоит отметить, что для старшеклассников выбор темы и создание проекта, в основном, является важной переходной ступенькой к получению профессионального образования и ступенькой личностного роста.
Начнем с социального творческого вида проекта. Здесь следует подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
Этот метод имеет ряд преимуществ.
Во-первых, он позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, ребята учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.
В-четвёртых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Но хочется сделать акцент на том, что не только учащиеся занимаются созданием и реализацией творческих проектов, но и сам учитель повышает свое педагогическое мастерство.
Итак, социальный информационный вид проекта - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
В качестве примера рассмотрим проект ученицы «Рынок трудав России: современное состояние и перспективы». Тема данного проекта была выбрана не случайно. Ученица заканчивала 10 класс, и вопрос выбора профессии и продолжения образования возникал все чаще. В ходе реализации данного проекта Арина Е. занималась сбором статистических данных с запросами в центр занятости г. Дзержинска, анализом рынка труда Нижегородской области (исследование источников в сети Интернет) и построением перспектив будущего спроса профессий на рынке труда. Свою работу ученица представила и защитила на региональной научной конференции «Научные перспективы 2020 (ННГУ им. Лобачевского), где среди старшеклассников и студентов первых курсов заняла 3 место. Для Арины Результатом проекта стал выбор профессии химик, инженер-технолог, и поступление на соответствующую специальность – химические технологии.
Следующий вид проекта, это информационный практический - эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. В прошлом учебном году реализацией таких проектов занимались двое моих учеников.
Антон Б., углубившись в изучение современного языка программирования Python, после периода весенней пандемии 2020 года решил создать образовательную тестирующую площадку для учителей и учеников. Результат его работы – сайт, который позволяет учителям создавать свои собственные тесты или выбрать из предложенных, также можно выбрать вид теста, а результат пройденного тестирования ученики могут посмотреть в разделе «Дневник», предварительно зарегистрировавшись. При этом был выявлен ряд проблем – это защита персональных данных и мощный сервер для обеспечения бесперебойной работы.
Другого моего ученика Дмитрия С. заинтересовал социальный, более острый, вопрос – создание электронной медицинской карты пациента. Карта, в которую бы вносились диагнозы, лечение и анализы независимо от того, в какую медицинскую организацию обратился пациент. Внимание, на видео. После выбора языка программирования, и сравнения свойств создания платформ, появился сайт, где можно зарегистрироваться, зайти в свой личный кабинет и получить интересующую информацию. При защите проекта также Дима оговаривал проблемы реализации – защита персональных данных, сервер и синхронизация данных между госучреждениями.
Итог проектов – участие в региональной научно-практической конференции «Научные перспективы 2021» НГТУ им.Р.Е. Алексеева, внесение работ ребят в научный сборник, а также 2 место у Дмитрия в секции Программирование.
Руководство над этими проектами дало мне:
1. внутреннее удовлетворение – я могу быть руководителям любого проекта (будь то социально-экономическая направленность или же программирование)
2. повышение уровня образования - На совместной работе с учениками над проектами, наблюдая за их результатами, все больше набираешь уверенности и в своих силах – также пропадает страх перед изучением нового и современного (например, язык программирования Python).
3. повышение самооценки - Как итог – в прошлом году получение высшей категории, две научных публикации в двух международных сборниках. В этом году попробовала свои силы в конкурсе педагогического мастерства «Искусство быть в профессии-2022». И конечно же увеличение желающих работать в проектной деятельности. Кроме этого, стоит отметить увеличение количества участников олимпиад из федерального перечня (выход Антона Б. на заключительный этап ТИИМ.рф – 3 место)
Для успешной реализации индивидуального проекта со своими учениками учитель должен
● ориентироваться на содержание обучения, описанное в рабочих программах, и планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты;
● иметь постоянно пополняемый банк ИИП, по возможности, представленный в сети;
● оказывать помощь учащимся на этапе выбора темы проекта и формирования его аппарата (цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, планируемый результат и др.);
● выполнять роль тьютора, консультанта, эксперта, не вмешиваясь в процесс выполнения проекта, но помогая в его успешной реализации.
Качества учителя для ИП.
· Эмпатия; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
· Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
· Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приемов воздействия).
Стоит отметить, что в старших классах интерес учеников участия в различных конкурсах падает, так как ребята заинтересованы подготовкой к экзаменам и поступлению в соответствующие учебные заведения. Так, например, научно-практическая конференция Старт в науку, которая дает определенный «багаж» знаний при создании проекта, им уже не так интересна, так как хочется принимать участие в конференциях и олимпиадах при учебных заведениях, что ребята и делают, где можно получить дополнительные баллы при поступлении или доплаты к стипендии.
В итоге сделаем вывод о том, что руководство проектом, является формой деятельности, которую необходимо освоить каждому учителю. Не каждый проект, является законченной научной работой, но каждый проект является результатом обретения учащимися бесценного опыта овладения основами научной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.