описание опыта ведения тетрадей в классах с особыми детьми (тяжёлыми), начиная с начальной школы и по 6 класс.Вести тетрадь по предмету «Развитие речи» мы начали со второй четверти третьего класса. Цель создания данной тетради – закрепление знаний, полученных на уроке, т.к. во время урока дети получают первоначальные знания и работа ведется с наглядным или объемным, дидактическим материалом; для развития различных органов чувств работают с пластилином или глиной, изображают или закрашивают изученный предмет или явление, делают аппликации, пробуют на вкус овощи и фрукты и т.д.. Т. е. на уроке ведется в основном устная работа с детьми по развитию речи и наглядная, а вот дома дети могут уже закрепить свои знания письменно в тетради, развивая образную память.Рабочие тетради
Выступление на методическом объединении
учителей, работающих на классе, где обучаются
дети со сложной структурой дефекта.
ТЕМА: «Ведение тетради по развитию
речи в классе со сложной структурой
дефекта».
(описание опыта)Ведение тетради.
Вести тетрадь по предмету «Развитие речи» мы начали со второй четверти третьего
класса. Цель создания данной тетради – закрепление знаний, полученных на уроке, т.к. во
время урока дети получают первоначальные знания и работа ведется с наглядным или
объемным, дидактическим материалом; для развития различных органов чувств работают
с пластилином или глиной, изображают или закрашивают изученный предмет или явление,
делают аппликации, пробуют на вкус овощи и фрукты и т.д.. Т. е. на уроке ведется в
основном устная работа с детьми по развитию речи и наглядная, а вот дома дети могут
уже закрепить свои знания письменно в тетради, развивая образную память.
При составлении планирования по развитие речи я опираюсь на программу для
Обучения глубоко умственноотсталых детей 1984 года выпуска (составитель – НИИ
дефектологии АПН СССР).
В третьем пятых классах были изучены следующие темы: некоторые виды овощей,
фруктов, деревьев, комнатных растений, цветов, диких и домашних животных, птиц,
насекомых и времена года. Задания на дом давалось в виде дидактических игр на развитие
связной речи и формированию грамматического строя речи.
Задание
«Назови ласково» образовать существительное с уменьшительно –
ласкательным суффиксом. Например: тема «Комнатные растения». На уроках мы с
детьми познакомились с некоторыми видами комнатных растений, рассмотрели общее
строение всех комнатных растений на примере фиалки, а дома дети изменяли те слова,
которые встречались при обсуждении темы (корешок корешочек, стебель стебелёк).
Задание
«Один много» образование и склонение в родительном падеже
существительных множественного числа (фиалка – фиалки, корень корни).
Задание
«Посчитай один – два пять» образование существительных
множественного числа в именительном и родительном падежах (бутон – два бутона – пять
бутонов).
Задание
«Назови, КАКОЙ?» образование относительных прилагательных
(Посуда из дерева? – деревянная; из камня? каменная).
Задание на классификацию понятий «Четвертый лишний». В этом задании не
только нужно найти четвёртое лишнее слово в ряду, но и объяснить, почему оно «лишнее»
(чашка, стакан, кружка, вилка – из вилки не пьют).Задание на поиск соответствующего понятия «Закончи предложение» (Зимой
реки покрываются гладким, прозрачным, блестящим …льдом).
Задания
– перечисления (Посуда для приготовления пищи и кипячения воды: …
кастрюля, чайник. Посуда для хранения продуктов: … маслёнка, сахарница. Одежда
зимой: … шуба, дублёнка и т.д.).
Задание
«Подбери родственные слова» на расширение словарного запаса (Снег –
снежок, снежки, снежинка, заснеженный, снегирь, Снегурочка и т.д.).
Задание
«Составь предложение» на составление предложений по опорным
словам (Дети, снеговик, слепили.).
При прохождение тем о диких, домашних животных и птицах используются
задания «У кого – кто?» (У зайчихи – зайчонок и т.д.); «Чей хвост?» на образование
притяжательных прилагательных (У лисы хвост – лисий; лапы – лисьи; морда – лисья.);
«Опиши по плану» задание на развитие монологической речи (1. Место, где живёт
лошадь? – конюшня; 2. Человек, который ухаживает за лошадью? – конюх; 3. Чем
питается лошадь? – трава, сено; 4. Как зовут детёныша? – жеребёнок; 5. Какую пользу
приносит? – перевозка грузов, людей, кумыс). Перед описательным рассказом даётся
изображение животного или птицы, где нужно подписать части животного (голова, копыта,
вымя, грива, клюв)
При прохождении таких тем, как «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», используется
следующее задание на описание:
КРЫЖОВНИК. (обязательно наклеивают или рисуют сами изображение)
1. Цвет. (зелёный, зелёно желтый)
2. Форма. (круглая)
3. Величина. (средняя)
4. Вкус. (кисло сладкий)
5. Место произрастания. (в саду)
6. Употребление в пищу. (в сыром (свежем) виде, варят варенье, компот)
При прохождении темы о школе и классе я использовала следующее задание на
описание:
Тема: Наша школа. Наш класс.
№ школы: 418.
Адрес школы: г. Москва, ул. Молостовых, дом 3.
№ класса: 4 «Б»Самый добрый ученик в классе:
Самый опрятный ученик в классе:
Самый спортивный ученик в классе:
Самый весёлый ученик класса:
При прохождении темы «Дом, квартира, домашний адрес» нужно было дома
составить и написать рассказ о своём доме, опираясь на план в тетради:
Номер дома?
Сколько этажей в доме?
Номер подъезда?
На каком этаже живешь?
Номер квартиры?
Сколько комнат в квартире?
какие еще помещения есть? (кухня, кладовая, ванная комната и т.д.)
При прохождении темы «Моя семья» был дан следующий план для составления
описательного рассказа:
1. Сколько в семье человек?
2. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку? (имя и отчество)
3. Когда вы собираетесь всей семьёй вместе, то чем вы любите заниматься?
4. Какие обязанности по дому у разных членов семьи?
5. Как ты помогаешь по дому?
Во время прохождения тем по «Временам года» (зима, весна, лето, осень)
обязательно нужно перечислить месяцы определенного времени года и приметы (погода,
растительный и животный мир, одежда).
Тема: ЗИМА.
Месяцы: 1. Декабрь. 2. Январь. 3. Февраль.
Приметы зимы.
Погода зимой холодная. Деревья стоят без листьев все в снегу. Медведи спят в
берлоге. Люди одели шубы, шапки, варежки и тёплые сапоги.
Так же нужно написать или отгадать загадки по данному времени года (Без рук, без
ног, а рисовать умеет (Мороз).).В шестом классе было заведено две тетради по развитию речи. В одной мы
работали по основным темам, а в другой – по сказкам, где ученики должны были
расположить и приклеить карточкииллюстрации в правильной последовательности по
произведению, которое было разобрано в классе. Так же составляли план – пересказ
рассказов, разобранных на уроке.
Использованная литература:
1. Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8
лет»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118 с.
2. Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 67 лет с ОНР».
Альбом 1. Мир растений. – М.: Издательство ГНОМ, 2010. – 32 с.
3. Володина В.С.. «Альбом по развитию речи». – М.: ЗАО «РОСМЭН
ПРЕСС», 2012. – 96 с.
4. Занятия по развитию речи для детей 3 – 5 лет/ Под ред. О.С.
Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с. – (Развиваем речь).
5. Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет/ Под ред. О.С.
Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256 с. – (Развиваем речь).
6. Колесникова Е.В. «Я начинаю читать»: Рабочая тетрадь для
занятий с детьми 67 лет. – Изд. 3е, доп. и перераб. – М.:
Издательство «Ювента», 2011. – 64 с.
7. Маврина Л., Семакина Е. «Рабочая тетрадь дошкольника «Развитие
речи. Говори правильно»». Издательство «Стрекоза», 2011 год.