28.09.19г литература 11 класс
Тема: Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся».
Цель урока: анализ повести А.И.Куприна «Олеся» в соответствии с темой урока.
Задачи урока:
Образовательная:
· Выработка умения работать с текстом, производить анализ художественного произведения.
Воспитательная:
· Воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности.
· Воспитание нравственности, чуткости, внимательности к внутреннему миру другого человека.
Развивающая:
· Развитие памяти и внимания учащихся.
· Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания – анализ произведения «Гранатовый браслет»
III. Сообщение цели урока.
Сегодня нашей целью будет провести анализ повести «Олеся» и выяснить, какое место занимает тема любви в творчестве этого писателя, каковы особенности раскрытия этой темы, и чем является это чувство для героев его произведений и для самого автора.
IV. Основная часть.
- Творчество Куприна своеобразно и интересно. В нем поражает наблюдательность и удивительное правдолюбие, с которым он описывает жизнь людей.
- Основная тема творчества Куприна – это чистая, непорочная, великодушная любовь. Это любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг и даже умереть. Вместе с тем писатель ясно видел трагический исход любви, оказавшейся среди тупости и равнодушия, привычек и условностей.
- Обратите внимание на эпиграф к уроку, записанный на доске:
«Человек рожден для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стесненной любви ко всему…»
- Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся».
- Когда Куприна спросили, какой свой рассказ он считает лучшим, писатель ответил: «Их два: «Олеся» и «Река жизни». Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему».
Повесть «Олеся» была особенно дорога Куприну, так как написана по впечатлениям от его поездки в Полесье. Но главным увлечением Куприна там явилась охота. Целые дни он проводил с крестьянами-охотниками, скитаясь среди безбрежных полесских лесов и болот. Охотничьи впечатления, местные байки и легенды дали богатую пищу сердцу и уму наблюдательного писателя.
Как и во многих других рассказах Куприна, слепая ярость вершит судьбы людей – озлобленные, фанатичные женщины расправляются с героиней. Но не это определяет тональность произведения. Художник стремится преодолеть тяжелое впечатление. Его повесть - это элегия по утраченному счастью, гимн красоте, молодости, щедрости душевных сил человека, которые не находят своего проявления.
В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства – любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой. Именно природа, щедро и любовно описанная в повести, придает светлый, мажорный тон рассказу о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича.
Современная Куприну критика увидела и оценила этот поэтический колорит повести. Вот что сообщала читателю газета (показ слайда):
«Олеся» - удивительный рассказ о Полесье – молчаливой стране, затопленной бором; о тайне этого еще никем не исследованного бора – красавице девушке – «ведьме», «ведьме» любящей, великодушной… Речи «ведьмы» полны такой нежной ласки, такой волнующей тайны, что некоторые страницы производят впечатление музыкального произведения – лесной симфонии».
- Эта лесная симфония особенно ощутима в пейзажных картинах повести.
- С удивительным чувством такта заставляет Куприн пережить нас и тревожный период зарождения любви: и смутную тоску, и счастливые секунды восторга, и долгие радостные встречи влюбленных в дремучем сосновом лесу. Мир весенней ликующей природы - таинственной и прекрасной - сливается с не менее прекрасным разливом человеческих чувств.
- Итак, прекрасная полесская ведьма полюбила. Кто же её избранник?
- Иван Тимофеевич хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней.
- Что Иван Тимофеевич боялся даже воображать себе?
(«Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».)
- Ему не хватает тонкости, душевного такта, бережного и чуткого отношения к другому. Эти особенности его характера сразу разгадала Олеся.
Читается последний абзац повести.
- Такой финал – это торжество любви и полнокровной, радостной жизни. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Над всем ничтожным, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь.
- Кто из героев: Олеся или Иван Тимофеевич – более высок нравственно?
- Изменила ли любовь Олеси Ивана Тимофеевича? Как?
(Он стал более чуток, внимателен к чувствам другого, менее эгоистичен)
V. Итог урока.
Тема любви проступает ясным подтекстом почти во всех повестях и рассказах Куприна, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Он понимал любовь как высшее мерило человеческой личности, не зависящее ни от положения человека в обществе, ни от сословной принадлежности, как чувство, возвышающее и облагораживающее человека, делающее его лучше. Это чистая, непорочная, великодушная любовь. Это любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг и даже умереть.
Домашнее задание. анализ повести «Олеся»
Образ Олеси
«Олеся – художественное открытие Куприна. Вот её портрет:
«Высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».
Писатель раскрывает красоту человеческой личности. Наивность и властность, женственность и гордая независимость, гибкий, подвижный ум, трогательная смелость, деликатность и врожденный такт, причастность к сокровенным тайнам природы и душевная щедрость – эти качества выделяет писатель, рисуя обаятельный облик лесной красавицы.
Олеся не знакома с цивилизацией, с детства живет среди дремучих лесов Полесья. Она убеждена в таинственной связи её семьи с дьяволом.
Олеся – самобытная, свободная натура, которая редким самоцветом блеснула в окружающей тьме и невежестве. В разладе с людскими судьбами и в полном согласии с могучей, властной и ласковой природой живет Олеся. По мнению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы способна сохранить человеческую душу незамутненной и прекрасной. Как раз такой и является дочь лесов – Олеся».
Образ Ивана Тимофеевича.
«Герой повести Иван Тимофеевич – неунывающий жизнелюбец, праздный, мечтательный и, по существу, безответственный человек, который, не желая того, легко может принести горе и страдание любящим его и дорогим людям. Куприн не комментирует поведения своего героя, однако в тоне повествования можно уловить тонкую, едва уловимую насмешку. Куприн вовсе не стремится к разоблачению своего героя. У Ивана Тимофеевича есть свое оправдание – его молодость, он так еще неопытен в чувствах, он виноват перед Олесей, но и сам глубоко страдает. Да и повесть написана совсем молодым писателем, в ней ощутимы настроения юношеской романтики. Действительно, в интересе Ивана Тимофеевича к народному быту и обычаям, в самом его увлечении гордой и самобытной красотой «настоящей полесской колдуньи» - во всем этом много привлекательного, молодого, здорового, свободного и широкого отношения к жизни.
Но увы! Все эти прекрасные качества остаются нереализованными, больше того – оказываются чем-то совершенно противоположным. «Доброта ваша – не хорошая, не сердечная», - говорит Олеся своему будущему возлюбленному. Происходящее подтверждает справедливость её слов.
Стремясь поколебать суеверие Олеси, он толкнул её к неосторожному шагу – пойти в церковь и вызвать гнев темных деревенских женщин. Иван Тимофеевич знал, что может случиться, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить её. «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…»
О благе ли Олеси он заботился? Восхищаясь самобытностью Олеси, герой инстинктивно пытается сломать ее независимость, оригинальность, подвести под общий ранжир. В нашем «тихом и смирном» герое просыпается какой-то инстинкт деспотизма, отсутствие подлинного уважения к любимой».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.