Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся».
Оценка 4.6

Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся».

Оценка 4.6
doc
08.05.2020
Великая тайна любви. Повесть  А.И.Куприна «Олеся».
олеся 11 кл.doc

28.09.19г   литература 11 класс

Тема: Великая тайна любви. Повесть  А.И.Куприна «Олеся».

Цель урока: анализ повести А.И.Куприна «Олеся» в соответствии с темой урока.

Задачи урока:

Образовательная:

·         Выработка умения работать с текстом, производить анализ художественного произведения.

Воспитательная:

·         Воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности.

·         Воспитание нравственности, чуткости, внимательности к внутреннему миру другого человека.

Развивающая:

·         Развитие памяти и внимания учащихся.

·         Активизация мыслительной деятельности учащихся.

 

Ход урока:

 

I.                   Организационный момент.

II.                 Проверка домашнего задания – анализ произведения «Гранатовый браслет»

III.              Сообщение цели урока.

 

Сегодня нашей целью будет провести анализ повести «Олеся»  и выяснить, какое место занимает тема любви в творчестве этого писателя, каковы особенности раскрытия этой темы, и чем является это чувство для героев его произведений и для самого автора.

IV.             Основная часть.

- Творчество Куприна своеобразно и интересно. В нем поражает наблюдательность и удивительное правдолюбие, с которым он описывает жизнь людей.

      - Основная тема творчества Куприна – это чистая, непорочная, великодушная любовь. Это любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг и даже умереть. Вместе с тем писатель ясно видел трагический исход любви, оказавшейся среди тупости и равнодушия, привычек и условностей.

       -    Обратите внимание на эпиграф к уроку, записанный на доске:

«Человек рожден для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стесненной любви ко всему…»

- Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся».

- Когда Куприна спросили, какой свой рассказ он считает лучшим, писатель ответил: «Их два: «Олеся» и «Река жизни».  Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему».

Повесть «Олеся» была особенно дорога Куприну, так как написана по впечатлениям от его поездки в Полесье. Но главным увлечением Куприна там явилась охота. Целые дни он проводил с крестьянами-охотниками, скитаясь среди безбрежных полесских лесов и болот. Охотничьи впечатления, местные байки и легенды дали богатую пищу сердцу и уму наблюдательного писателя.

            Как и во многих других рассказах Куприна, слепая ярость вершит судьбы людей – озлобленные, фанатичные женщины расправляются с героиней. Но не это определяет тональность произведения. Художник стремится преодолеть тяжелое впечатление. Его повесть - это элегия по утраченному счастью, гимн красоте, молодости, щедрости душевных сил человека, которые не находят своего проявления.

В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства – любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой. Именно природа, щедро и любовно описанная в повести, придает светлый, мажорный тон рассказу о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича.

Современная Куприну критика увидела и оценила этот поэтический колорит повести. Вот что сообщала читателю газета (показ слайда):

«Олеся» - удивительный рассказ о Полесье – молчаливой стране, затопленной бором; о тайне этого еще никем не исследованного бора – красавице девушке – «ведьме», «ведьме» любящей, великодушной… Речи «ведьмы» полны такой нежной ласки, такой волнующей тайны, что некоторые страницы производят впечатление музыкального произведения – лесной симфонии».

 - Эта лесная симфония особенно ощутима в пейзажных картинах повести.

            - С удивительным чувством такта заставляет Куприн пережить нас и тревожный период зарождения любви: и смутную тоску, и счастливые секунды восторга, и долгие радостные встречи влюбленных в дремучем сосновом лесу. Мир весенней ликующей природы - таинственной и прекрасной - сливается с не менее прекрасным разливом человеческих чувств.

- Итак, прекрасная полесская ведьма полюбила. Кто же её избранник?

-  Иван Тимофеевич хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней.

- Что Иван Тимофеевич боялся даже воображать себе?

(«Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».)

- Ему не хватает тонкости, душевного такта, бережного и чуткого отношения к другому. Эти особенности его характера сразу разгадала Олеся.

 Читается последний абзац повести.

- Такой финал – это торжество любви и полнокровной, радостной жизни.  Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Над всем ничтожным, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь.

- Кто из героев: Олеся или Иван Тимофеевич – более высок нравственно?

- Изменила ли любовь Олеси Ивана Тимофеевича? Как?

(Он стал более чуток, внимателен к чувствам другого, менее эгоистичен)

V.                Итог урока.

Тема любви проступает ясным подтекстом почти во всех повестях и рассказах Куприна, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Он понимал любовь как высшее мерило человеческой личности, не зависящее ни от положения человека в обществе, ни от сословной принадлежности, как чувство, возвышающее и облагораживающее человека, делающее его лучше. Это чистая, непорочная, великодушная любовь. Это любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг и даже умереть. 

Домашнее задание.   анализ повести «Олеся»

 

 

 

 

 

 

Образ  Олеси

 «Олеся – художественное открытие Куприна. Вот её портрет:

«Высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

 Писатель раскрывает красоту человеческой личности. Наивность и властность, женственность и гордая независимость, гибкий, подвижный ум, трогательная смелость, деликатность и врожденный такт, причастность к сокровенным тайнам природы и душевная щедрость – эти качества выделяет писатель, рисуя обаятельный облик лесной красавицы.

Олеся не знакома с цивилизацией, с детства живет среди дремучих лесов Полесья. Она убеждена в таинственной связи её семьи с дьяволом.

Олеся – самобытная, свободная натура, которая редким самоцветом блеснула в окружающей тьме и невежестве. В разладе с людскими судьбами и в полном согласии с могучей, властной и ласковой  природой живет Олеся. По мнению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы способна сохранить человеческую душу незамутненной и прекрасной. Как раз такой и является дочь лесов – Олеся».

 

Образ Ивана Тимофеевича.

 

«Герой повести Иван Тимофеевич – неунывающий жизнелюбец, праздный, мечтательный и, по существу, безответственный человек, который, не желая того, легко может принести горе и страдание любящим его и дорогим людям. Куприн не комментирует поведения своего героя, однако в тоне повествования можно уловить тонкую, едва уловимую насмешку. Куприн вовсе не стремится к разоблачению своего героя. У Ивана Тимофеевича есть свое оправдание – его молодость, он так еще неопытен в чувствах, он виноват перед Олесей, но и сам глубоко страдает. Да и повесть написана совсем молодым писателем, в ней ощутимы настроения юношеской романтики. Действительно, в интересе Ивана Тимофеевича к народному быту и обычаям, в самом его увлечении гордой и самобытной красотой «настоящей полесской колдуньи» - во всем этом много привлекательного, молодого, здорового, свободного и широкого отношения к жизни.

 Но увы! Все эти прекрасные качества остаются нереализованными, больше того – оказываются чем-то совершенно противоположным. «Доброта ваша – не хорошая, не сердечная», - говорит Олеся своему будущему возлюбленному. Происходящее подтверждает справедливость её слов.

Стремясь поколебать суеверие Олеси, он толкнул её к неосторожному шагу – пойти в церковь и вызвать гнев темных деревенских женщин. Иван Тимофеевич знал, что может случиться, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить её. «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…»

 О благе ли Олеси он заботился? Восхищаясь самобытностью Олеси, герой инстинктивно пытается сломать ее независимость, оригинальность, подвести под общий ранжир. В нашем «тихом и смирном» герое просыпается какой-то инстинкт деспотизма, отсутствие подлинного уважения к любимой».

 


Тема: Великая тайна любви. Повесть

Тема: Великая тайна любви. Повесть

В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства – любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой

В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства – любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой

Образ Олеси «Олеся – художественное открытие

Образ Олеси «Олеся – художественное открытие
Скачать файл