Великие гуманисты Европы
Оценка 5

Великие гуманисты Европы

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
7 кл
08.04.2019
Великие гуманисты Европы
Разработка урока по истории на тему: "Великие гуманисты Европы". Цели: *познакомить учащихся с яркими представителями гуманизма, их произведениями; * развитие навыков структурирования информации *формирование представления о ценности гуманистического мировоззрения Философы эпохи Возрождения о человеке: - человек находится в центре мира - человек сам формирует себе, благодаря воле и желанию - человек может стать кем угодно - гений (способности) человека почти равен Богу
Великие гуманисты Европы.docx
___________________ История – 7 класс _________________________________________ Великие гуманисты Европы Цели: *познакомить учащихся с яркими представителями гуманизма, их произведениями;                        * развитие навыков структурирования информации *формирование представления о ценности гуманистического мировоззрения Тип урока: комбинированный Оборудование: учебник, тексты                                            Ход урока 1. Оргмомент 2. Проверка домашнего задания – проверка выполнения лабароторно­практической  работы по теме: Повседневная жизнь 3. Изучение нового материала                                  1. « Я ставлю тебя  в центре мира» Эпоха Возрождения делится на периоды. Давайте вспомним, какие ( Раннее Возрождение,  Высокое Возрождение и Позднее Возрождение)  Вслед за ранним Возрождением (  начало XIV –  середина XV века) наступает период Высокого Возрождения ( конец XV – начало  XVI века) ,  когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета. Самое главное в эпохе  Возрождения – изменения отношения к человеку. Учитель предлагает проанализировать  источники № 1 и 2 (раздаточный материал)и выписать в тетрадь черты (особенности), присущие  человеку, по мнению философов эпохи Возрождения. Вариант записи в тетради: Философы эпохи Возрождения о человеке: ­ человек находится в центре мира ­ человек сам формирует себе, благодаря воле и желанию ­ человек может стать кем угодно ­ гений (способности) человека почти равен Богу Давайте попробуем сделать вывод об изменении философии эпохи Возрождения по сравнению  со средневековой христианской мыслью. Возможный вывод: в центре внимания средневековой философии был Бог и вопросы религии,  философия эпохи Возрождения обращается к человеку, ставя его в центр мира и т.п. Попробуйте сформулировать название философского учения, представителями которого были  философы, чьи высказывания только что проанализированы. Для формулировки термина учитель сообщает ученикам, что этот термин происходит от  латинского слова humanus – “человеческий” + в русском языке латинская буква “h”  превращается в “г”. Ученики предлагают варианты, в ходе обсуждения выбирается термин “гуманизм”. 1 В тетрадях записывает определение термина : гуманизм – философия, в центре внимания  которой человек как высшая ценность.                               2. Гуманисты эпохи Возрождения 1. В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и  будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей,  философией, литературой. В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу,  столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове  утопия», поразившую воображение читателей. Книга состоит из двух частей. В первой части  описывается современная автору Англия. Он рассказывает о нищете, ужасных условиях жизни и  бесправии английских крестьян, несправедливых законов против бедняков. Источником всех  несчастий он видит в частной собственности. Вторая часть книги повествует о замечательно  устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне – земледельцы и ремесленники –  простым трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на земле: с роскошными  садами, возделываемыми землями. Работа с источником № 3     (раздаточный материал)                                                                Возможные ответы: “Плюсы” жизни на острове – достаток во всем, всего 6 часов работы, равенство; “минусы” ­  существование рабов, строгие законы и т.п. Томасу Мору могло не нравиться разделение  общества на богатых и бедных, существование людей, которые не занимаются никаким  общественно полезным трудом и т.п.                            На идеальной Утопии есть рабы – это  отражение особенностей мышления 16 в.             В дополнение учитель указывает, что в  современном языке “утопия” понимается шире, чем просто название острова из книги Томаса  Мора. Утопия – “место, которого нет”, что­то несбыточное. Давайте поразмышляем : какой может быть утопия в современном мире? 2. Гуманистические идеи нашли  отклик и горячую поддержку у философов, богословов,  писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием общества. Одним из  образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры  был голландский  богослов и филолог Эразм Роттердамский. Будучи выдающимся знатоком латыни он комментировал сочинения древних писателей,  составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в  мир подлинной античной культуры.Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он  составил что­то вроде наставления для своих учеников. Позднее сборник был опубликован под  названием « Разговоры запросто». Эта книга стала невероятно популярной и несколько раз  переиздавалась в разных странах. В своих «Разговорах запросто» Эразм Роттердамский выявил  пошлость, формализм, догматизм и отсутствие всякого разумного начала — «глупость» во всех  областях жизни (политической, культурной, церковной). Наиболее резким насмешкам  подверглись богословы и представители схоластики. Самым  знаменитым творением Эразма  Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящена гуманисту  Томасу Мору – « Похвала Глупости». Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию  учёного, произносит хвалебную речь самой себе  3. Самый замечательный писатель своей эпохи, Франсуа Рабле является, вместе с тем, самым  верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное  место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек  2 Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей  жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом,  филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым  доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и  социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах. Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу,  свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».                           Самое  известное его произведение « Гаргантюа и Пантагрюэль» ­ о мудрых королях – великанах,  которые встречаются в народных легендах и сказках    Сатирический роман французского  писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах — обжорах, отце и  сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического  духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации. Работа с источниками № 4 и № 5(раздаточный материал) Вариант ответа: И Эразм Роттердамский, и Рабле высмеивают отрицательные стороны жизни общества и  государства – глупость, плохих правителей и т.п. Обществу и государству нужна мудрость и  достойные правители и т.п. Давайте попробуем сделать вывод ­ что объединяет произведения Томаса Мора, Эразма  Роттердамского и Франсуа Рабле. Вариант вывода: Мор, Роттердамский и Рабле – представители эпохи Возрождения и  философии гуманизма, поэтому в центре их внимания – человек и проблемы жизни общества. 4.Закрепление. Дискуссия ­ какие идеи философов и писателей эпохи Возрождения  сохраняют актуальность для современного общества? Вариант ответа: в современном мире человек находится в центре внимания, всё зависит от его  потребностей и желаний; человек может практически всё; но в обществе остались те же  недостатки, над которыми смеялись Рабле и Роттердамский, а люди всё также мечтают об  идеальном устройстве жизни и т.п. 5.Д\З параграф 7 Рассказы 1. Эразм Роттердамский                                             2. Томас Мор                                              3. Франсуа Рабле Дать задание для защиты творческих работ ( через неделю) 6. Рефлексия  Чему мы научились на уроке?  Достигли ли мы тех целей, которые ставили?              Все ли  довольны своими результатами на уроке?  У кого возникли затруднения? Почему? Что  необходимо сделать, чтобы таких затруднений не было? 3 Работа с источниками по теме: Высокое Возрождение. Великие гуманисты Европы Источник № 1. Джовамнни Пимко демлла Мирамндола, итальянский мыслитель 15 в.:        “Сказал Бог: "Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой  обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно  своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению,  во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было  удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе,  который ты предпочтешь... Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные... О высшее и восхитительное  счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!” Источник № 2. Марсилио Фичино, итальянский философ 15 в.:                                                     “Человек измеряет небо и землю... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни  центр земли слишком глубоким... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он  некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал”. Задание. Проанализировать источники № 1 и 2 и выписать в тетрадь черты (особенности),  присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения. Источник № 4. Эразм Роттердамский, из сочинения “Похвала глупости”:                                 “Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое  вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?”                                                                            “Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в  бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть.  К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и  вообще всячески процветают”.                                                                                        Источник № 5. Француа Рабле, из романа “Гаргантюа и Пантагрюэль”:                                    “— Перед вами первостатейный король. Я хочу сделать из него порядочного человека. Эти  чертовы короли здесь у нас, на земле, — сущие ослы: ничего­то они не знают, ни на что не годны, только и умеют, что причинять зло несчастным подданным да ради своей беззаконной и мерзкой  прихоти будоражить весь мир войнами. Я хочу приспособить его к делу — научу его торговать  зеленым соусом. А ну, кричи: “Кому соусу зеленого?”Бедняга прокричал.— Низко взял, —  заметил Панург и, схватив короля за ухо, принялся наставлять его: — Бери выше: соль­ре­до!  Так, так! Недурная, черт побери, глотка! Право, только теперь, когда ты перестал быть королем, для тебя начнется счастливая жизнь”.                                                                          “Государства  будут счастливы тогда, когда короли будут философами или философы королями”. 4 Задание  Ответить на вопрос: о каких недостатках (пороках) общества писали оба автора,  что высмеивали? Что объединяет цитаты из Рабле и Роттердамского? Источник № 3. Отрывки из сочинения “Утопия” Томаса Мора. На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и  законы у них совершенно одинаковые.В деревне на всех полях имеются удобно расположенные  дома, снабженные земледельческими орудиями. Ни одна деревенская семья не имеет в своем  составе менее сорока человек ­ мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов                              .Из каждого семейства живущих в деревне двадцать человек ежегодно переселяются обратно в  город. ...Чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую  жизнь. У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие ­ земледелие, от которого никто не  избавлен. Кроме земледелия, каждый изучает какое­либо одно ремесло, как специальное.              Что же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или  другого пола ... покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время.  Утопийцы ... отводят для работы только шесть часов. ... Такое количество времени не только  вполне достаточно для запаса всем необходимым для жизни и ее удобств, но дает даже  известный остаток.                                                                                                                                     [На рынке в городе] каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без  денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит. Если у кого появится  желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую  местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов [чиновники,  которые осуществляют власть на острове]...                                                                                           Если кто преступит свои пределы [уедет из города] по собственному почину [без разрешения], то ... его возвращают ... и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично — обращается в  рабство.                                                                                                                                                        Из золота и серебра повсюду ... они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых  грязных надобностей, ... вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов. Задание .Ответить на вопросы к тексту: 1.В чём плюсы и минусы жизни на острове?                                                                                 2.Действительно ли Утопия устроена наилучшим образом?                                                           3.Томас Мор написал книгу о наилучшем устройстве государства, а что ему могло не  нравиться в современном ему английском обществе?                                                                        4.Чем объяснить тот факт, что на идеальном острове Утопия существуют рабы и  строгая организация жизни? 5

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019