ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ Знакомство с творчеством, биографией, музыкальными произведениями композитора «Не Ручей! * — Море должно было быть ему имя...» — сказал о Бахе БетховенВ наши дни музыка Баха исполняется очень часто. Имя Баха мы произносим рядом с именами самых великих и самых популярных композиторов прошлого.
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный  материал   для проведения  уроков       музыки в  общеобразовательной и музыкальной школах   по любому УМК  На тему­   ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685­1750) Давным­давно, почти четыреста лет назад, в одном из маленьких  средневековых германских городов в Тюрингии жил булочник из крестьян, по  имени Фейт Бах. Он был небогат, трудолюбив и добр, как рассказывалось о  нем в семейной легенде, и была у него в жизни большая привязанность —  музыка. Говорят, Фейт Бах никогда не расставался со своим любимым  инструментом — цитрой, на которой искусно исполнял народные песни и  танцы. Эта страсть к музыке передалась от Фейта Баха его сыновьям, внукам,  правнукам, праправнукам. И почти все они стали музыкантами: канторами  (учителями пения), органистами, скрипачами, флейтистами, трубачами,  капельмейстерами, композиторами. В поисках работы они разошлись по разным городам и расселились по всей  Германии, а некоторые из них оказались даже за пределами родной земли.  Двести лет назад в Тюрингии Бахов­музыкантов было уже так много, что  люди стали называть Бахами всех, кто был причастен к музыке, даже тех, у  кого было свое, совсем другое имя. В роду Бахов не было богачей и лентяев. Они упорным, кропотливым трудом  пробивали себе дорогу в жизни. Раз в году в дом одного из самых уважаемых в семье Бахов съезжались все  родственники. В этот день сразу за весь год отмечались все семейные даты и  торжественные события. Каждая такая встреча становилась семейным  музыкальным праздником: собравшиеся пели народные песни, которых знали  великое множество, играли на разных инструментах, много шутили, смеялись.  Так жили Бахи.В 1685 году в небольшом тгорингском городке Эйзенахе родился Иоганн  Себастьян Бах — тот Бах, которому суждено было стать великим  композитором мира. Как все Бахи, Иоганн Себастьян был скромен, трудолюбив, горд. Как все,  самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы. Жизнь его  прошла в труде, невзгодах и в бедности. В те времена музыканты в Германии были людьми подневольными и могли  служить либо у богатых, знатных вельмож, либо при церквах. В десять лет  Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Старший брат Христоф, взявший после смерти родителей на  воспитание Себастьяна, служил учителем музыки в церковной школе. Только  он серьезно и учил Себастьяна музыке. Человек образованный, но в искусстве  мелочный и сухой аккуратист, Христоф не оценил в младшем брате  необычайной музыкальной одаренности. Христоф запретил Себастьяну брать  в руки сборник сочинений известных композиторов, считая, что это мальчику  ни к чему. Тогда Себастьян стал по ночам тайком переписывать в свою  тетрадь ноты. Работа длилась почти полгода. Мальчик испортил себе зрение,  но был счастлив, что дело подходит к концу. И вдруг случилось непоправимое — Христоф случайно застал Себастьяна за ночной работой. Никакие просьбы  и мольбы мальчика не смягчили жесткого воспитателя: он отобрал тетрадь, и  Бах смог ее увидеть только много лет спустя, уже после смерти брата. Пятнадцати лет, учась в лицее, Себастьян уже поступил на службу. У него  был прекрасный голос, он блестяще играл на скрипке, органе и клавесине, и  его охотно приняли старшим хористом в монастырскую школу в городе  Люденбурге. Теперь Себастьян был свободен от наставлений брата. При монастыре он  обнаружил великолепную библиотеку, где нашел много интересных рукописей и собраний сочинений самых выдающихся композиторов того времени.  Сбылась мечта — юноша углубился в изучение музыки. Библиотека  люденбургского монастыря была первым музыкальным университетом Баха.  Никто не руководил здесь его образованием. Сама музыка была учителем и  воспитателем его таланта. Окончив лицей, Бах имел право поступить в университет. Но мог ли он  думать об учении, когда ему не на что было жить? Он старался найти службу  повыгоднее.Сначала его охотно брали: за ним шла слава искусного органиста и скрипача.  Однако Бах не умел угождать церковному начальству, у него не было богатых покровителей, и потому часто он не уживался со служителями церкви. К тому же сочинения самого Баха были настолько яркими, живыми, что часто они  были похожи на народные песни, а не на церковную музыку. И. С. Бах "Шутка" (Бадинерия из оркестровой сюиты №2) Не уживаясь с церковниками, Бах переходил с одного места на другое,  переезжал из города в город, был и на светской службе. Но добиться  положения, которое его бы удовлетворяло, так и не смог. Однако никакие  жизненные невзгоды не погасили в композиторе вечного огня творчества. Несмотря на то, что ему приходилось писать большей частью церковную  музыку, творения Баха не были холодными и строгими, словно лишенными  житейских тревог и радостей. Они передавали самые разнообразные  человеческие чувства. Мудрый художник, Бах создавал не просто фон для  молитв и аккомпанемент для песнопений, а отражал в своем творчестве  глубокие раздумья над важнейшими жизненными вопросами. Слыша в храме  произведения Баха, люди не могли уже по привычке обращаться с заученными словами к неведомому богу — они начинали думать Музыка вызывала в них  свои, земные думы о чем­то важном и сокровенном, пробуждала переживания  — чистые, светлые, возвышенные, но земные. И. С. Бах. Воздух (из Оркестровой сюиты №3 ре­мажор) Бах творил почти во всех известных в его время музыкальных жанрах. Он  писал для органа, оркестра, хора, клавира. Известно больше пятисот его  сочинений. Кто учится в музыкальной школе, обязательно играет прелюдии и  фуги Баха. Это так называемая полифоническая музыка. В ней один голос как бы разговаривает с другим, спорит, доказывает. Потом они сплетаются и  звучат вместе. При жизни самого Баха были напечатаны лишь единицы его произведений.  Многие же и до сих пор не найдены. Умер Бах в бедности. Современники так и не узнали, что произведения  искусного церковного органиста и придворного музыканта были великим  открытием в музыке.Только после смерти Баха стали появляться в печати некоторые его  сочинения, печататься работы о творчестве композитора. Это ученики и  почитатели таланта Себастьяна Баха позаботились о том, чтобы люди не  забыли его творений. И вот настал день, когда музыка Баха обрела новую жизнь. Это было в 1829  году в Берлине. Замечательный немецкий музыкант, композитор Феликс  Мендельсон Бартольди, горячий пропагандист музыки Баха, подготовил и  исполнил с Берлинской певческой академией одно из самых сложных и самых  выдающихся произведений Баха «Страсти по Матфею». С этого дня музыка Баха начала свое победное шествие по всем странам мира. И в России у Баха оказалось много почитателей и друзей. Великий Глинка  знал на память многие его произведения, учился по ним, восхищался ими. В  1834 году в России вышла повесть В. Одоевского «Себастьян Бах». «Для  меня, — писал Одоевский, — Бах был почти первою учебною музыкальною  книгою, которой большую часть я знал наизусть». Друг Пушкина и Глинки,  Одоевский был выдающимся писателем и ученым­музыковедом своего  времени. О необычайной глубине мысли, о неисчерпаемом разнообразии форм, «о  безграничности мелодии и гармонии», о жизненности и народности музыки  Баха горячо писал известный русский композитор и музыкальный критик А.  Серов. Мусоргский, Бородин, Римский­Корсаков, Чайковский, Рахманинов — все  они ценили в музыке Баха глубокую задушевность, сердечность, простоту,  человечность, национальную самобытность. В 1850 году на родине Баха образовалось Баховское общество. Нашлись  энтузиасты, которые, несмотря на отсутствие средств и другие трудности,  взялись выпустить полное собрание сочинений Баха. В 1900 году вышел  последний, 46­й том его сочинений. В наши дни музыка Баха исполняется очень часто. Имя Баха мы произносим  рядом с именами самых великих и самых популярных композиторов  прошлого. «Не Ручей! * — Море должно было быть ему имя...» — сказал о Бахе  БетховенИсточник http://allforchildren.ru/music/composer01.php