«Великое содружество русских композиторов»
Оценка 4.8

«Великое содружество русских композиторов»

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
музыка
4 кл
19.02.2018
«Великое содружество русских композиторов»
Разработка урока музыки в 4 классе на тему: «Великое содружество русских композиторов» Урок 2. 1 четверть Цель: познакомить учащихся с творческим объединением композиторов XIX века «Могучая кучка» Задачи: • Пробуждать интерес к музыке; • Совершенствовать музыкальное восприятие; • Способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности ребенка; • Воспитывать чувство патриотизма, пробуждать интерес к русской классической музыке.Рзработка урока музыки в 4 классе на тему: «Великое содружество русских композиторов» Урок 2. 1 четверть Цель: познакомить учащихся с творческим объединением композиторов XIX века «Могучая кучка»
attachment_405322543.docx
Муниципальное Бюджетное  Общеобразовательное Учреждение               Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья  школа                    Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка        Разработка урока музыки в 4 классе                       на тему:      «Великое  содружество    русских композиторов» Составила: Учитель  музыки 1 категории                        Трушина Светлана Юрьевна Цель: познакомить учащихся с творческим объединением композиторов XIX  века «Могучая кучка» Задачи:     Пробуждать интерес к музыке; Совершенствовать музыкальное восприятие; Способствовать формированию духовной культуры и социально­ активной личности ребенка;  Воспитывать чувство патриотизма, пробуждать интерес к русской  классической музыке. Оборудование. Синтезатор, мультимедиа,  презентация к уроку.   1..Орг. Момент. Музыкальное  приветствие.  Учащимся предлагается прослушать  мелодию  первой фразы хора «Славься»  из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», дать название  произведению.  ­ Ребята, скажите, а в каком городе праздновали победу над поляками?  (Ответы детей) ­ А какой композитор использовал в опере звучание колоколов? (М.И.Глинка  «Жизнь за царя»).   2,3   слайд.  Михаил Иванович Глинка стал основоположником русской классической  музыки и его последователи, старались в своем творчестве продолжить  традиции великого музыканта. Во второй половине XIX века пять композиторов объединились для того,  чтобы нести творчество в массы. Это объединение получило название  «Могучая кучка»  4 слайд  Могучая кучка ­ название творческого содружества русских композиторов­ реалистов, сложившегося в начале 60­х годов XIX века под руководством  М. Балакирева. В кружок входили А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский­ Корсаков, Ц. Кюи. Идейным вдохновителем «Могучей кучки» был  искусствовед и критик В. Стасов, давший название содружеству.  Композиторы «Могучей кучки» стали наиболее яркими представителями  русской национальной реалистической музыки середины XIX века.  В России в это время был не только расцвет демократического движения, но  и самое важное – расцвет русской культуры. Это писатели и поэты:  А.С.Пушкин, и Н.В.Гоголь, и Некрасов, и Чернышевский, и Достоевский; и  плеяда молодых художников «Передвижников»: Васнецов, Шишкин,  Саврасов, Суриков, Перов, Маковский, Репин, Крамской, Поленов и многие  другие,   и, конечно же,  музыканты – «Могучая кучка». Мы видим всех пятерых музыкантов и их идейного вдохновителя  музыкального и художественного критика и общественного деятеля –  В.В.Стасова. Перечислите, пожалуйста, всех музыкантов и ответьте на такой  вопрос – все ли они были профессиональными музыкантами или имели какие­ то другие профессии? 2. Сообщения учеников. 5 слайд.  Балакирев Милий Алексеевич. Родился в Нижнем Новгороде в семье  разорившегося дворянина, служившего чиновником в соляном управлении.  Первой учительницей музыки для малыша была его мать. Десятилетнего  Балакирева возили в Москву, где он некоторое время занимался у  знаменитого пианиста и педагога Дюбюка, среднее образование Балакирев  получил в гимназии, а потом в Александровском институте, два года был вольнослушателем физико­математического факультета Казанского  университета. . В восемнадцать лет он переезжает в Петербург и всецело посвящает  себя музыке. Очень скоро в музыкальных кругах столицы он приобретает  известность как отличный пианист, превосходный чтец нот, прекрасный  импровизатор и композитор. Его поддерживают Глинка и Серов. К концу  50­х годов вокруг Балакирева объединяется группа передовых и  талантливых молодых музыкантов, складывается балакиревский кружок  «Могучая кучка». В начале 80­х Балакирев возвращается к музыкальной деятельности, вновь становится руководителем Бесплатной музыкальной школы, выступает в концертах, с 1883 года управляет Придворной певческой капеллой. Умер  Балакирев в 1910 году в Петербурге.  Слушание  «Токката си­минор» .  Просмотр видеозарисовки. 6 слайд. Бородин Александр Порфирьевич. Родился в Петербурге, внебрачный сын грузинского князя Л. Гедианова. С детства проявилась его любовь и к  музыке, и к естественным наукам. Окончив гимназию, а затем Медико­ хирургическую академию (1856), Бородин продолжает занятия наукой  (химия). В 1858 году он защищает диссертацию на степень доктора  медицины. На медицинском факультете Бородин руководит химической  лабораторией, ему присваивают звание профессора. Однако под влиянием  Балакирева он все серьёзнее начинает заниматься изучением музыки.  Некоторое время спустя он уже пишет свою первую симфонию, которая  нашла признание в музыкальных кругах России. Вместе с Римским­ Корсаковым, Балакиревым и Ц. Кюи он создаёт группу, так называемую  «Могучую кучку», к которой впоследствии присоединился М. Мусоргский.  Вся жизнь Бородина прошла без бурь и встрясок, в основном, в одном и  том же городе – Петербурге. Своей профессией он считал химию.  В 1877 году Бородин получает звание академика курсах (1872­1885), но  каждую свободную минуту посвящает музыкальному творчеству.  Бородин написал оперу «Князь Игорь» (со знаменитыми «половецкими  плясками»), оперу­балет «Млада», три симфонии, симфоническую поэму  «В Средней Азии», два квартета (в один из них входит часто исполняемый  «Ноктюрн»), песни и фортепианные произведения.  Слушание «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» (видео) 7 слайд  Кюи Цезарь Антонович. Родился в Вильнюсе в семье учителя. Музыкой  начал заниматься в 10 лет, первым учителем Кюи по композиции был С.    Монюшко. С 1851 года учился в Главном инженерном училище, затем в Военно­инженерной академии, где и остался преподавать (с 1891 года  заслуженный профессор). Был известным военным инженером­ фортификатором, имел чин генерала. Большую роль в творческой жизни  Кюи сыграло знакомство с Балакиревым, Даргомыжским, Стасовым.  Кюи становится членом «Могучей кучки». Дебют Кюи­композитора  состоялся в 1859 году («Скерцо» для оркестра). С 1864 года занимался  музыкально­критической деятельностью, печатался в самых разных  изданиях, всегда отстаивал идеи русской музыкальной школы. В своем творчестве, несмотря на близкое творческое общение с  композиторами «Могучей кучки», Кюи скорее принадлежал к  романтикам. Самое ценное в творческом наследии Кюи ­ вокальная  лирика, романсы. Кюи завершил (по эскизам) неоконченные оперы  Даргомыжского «Каменный гость» и «Сорочинская ярмарка»  Мусоргского.  Слушание Романс «Болеро».  слайд 8.  Мусоргский Модест Петрович. Родился в небогатой помещичьей семье в  селе Карево Псковской губернии. С детства играл на фортепиано,  обнаруживая при этом способности к сочинению музыки. Он поступил в  школу гвардейских прапорщиков, которую окончил в 1852 году,  одновременно занимаясь музыкой у известного пианиста­педагога А. Герке. Но лишь в 1858 году, отказавшись от военной карьеры и поступив на  государственную службу, Мусоргский смог уделить время своим  музыкальным занятиям. Когда прогрессивно настроенные композиторы ­  Бородин, Балакирев, Кюи и Римский­Корсаков организовали «Могучую  кучку», Мусоргский присоединился к ним. Его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» не имеют себе равных в  мировом музыкальном искусстве по силе и глубине воплощения образов, по  правдивости и яркости изображения народных масс. Отличительной чертой творчества Мусоргского было отсутствие у него  систематического музыкального образования. Считается, что он не умел  инструментовать свои сочинения, и это зачастую делал за него Римский­ Корсаков. Кроме опер, Мусоргским написана сюита «Картинки с выставки», ряд  хоровых, фортепианных и симфонических произведений («Ночь на Лысой  Горе» и др.), много песен и романсов, среди которых весьма оригинальные  для того времени «Песни и пляски смерти».  Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве­реке» вступление к опере «Хованщина».­    Что вы представили, слушая это произведение? Какую бы вы нарисовали картину? Какое она произвела на вас впечатление? После ответов ­  видеозарисовка  Слайд 9 Римский–Корсаков   Николай   Андреевич. Родился   в   городе   Тихвине   в дворянской   семье.   Музыкальное   образование   получил   в   Петербургской консерватории   по   классам   фортепиано   и   композиции.   Свою   первую симфонию он написал в возрасте девятнадцати лет. В течение нескольких лет   Римский­Корсаков   служил   в   военно­морском   флоте,   где   получил офицерское   звание.   В   это   же   время   он   занимался   творческой деятельностью и в 1871 году получил звание профессора инструментовки Петербургской консерватории. Позже ему передали класс композиции и назначили   директором   Бесплатной   музыкальной   школы   и   инспектором духовых ведомства. Вместе с Бородиным, Балакиревым и Кюи он организует «Могучую кучку». Римский­Корсаков   обладал   большой   творческой   изобретательностью   и совершенной техникой. Творчество   Римского­Корсакова   проникнуто   идеями   демократизма, народности, свободолюбия, в нём широко разработаны народные мелодии, народные   поэтические   образы,   отражены   предания   и   поэзия   родной страны. Всё   творчество   композитора   глубоко   проникнуто   «русским   духом». ­ Мы с вами слушали фрагменты из оперы «Снегурочка». Скажите, а почему опера   заканчивается   радостно­торжественно,   ведь   Снегурочка   растаяла? (Ответы детей) композиторской оркестров     Морского       3. Проверка знаний.         Слайд  10­17 Определить, кто из композиторов изображён на слайдах    4.  Обобщение темы урока  ­Конечно   же   музыканты,   как   и   все   русские   люди   того   времени,   были патриотически настроены, ратовали за процветание России, служили ей своим искусством и принесли славу не только себе, как выдающимся музыкантам, но и снискали мировое признание своему творчеству, а значит и своей Родине – России.   18 слайд. Композиторы   «Могучей   кучки»   стали   наиболее   яркими   представителями русской национальной реалистической музыки середины XIX века.  Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.  ­Что объединило выдающихся музыкантов? 5. Исполнение песни «Родина моя» Е. Тиличеева. 6. Домашнее задание. Стр. 7­13 учебника. Ответить на вопросы Литература: 1.Разработка урока  учителя­  Шиловой  Галины  Геннадьевны http://festival.1september.ru/articles/532249/ 2.Козлова Н.П. Русская музыкальная литература

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»

«Великое содружество русских композиторов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018