Вероятность и статистика. Графы.

  • Занимательные материалы
  • pptx
  • 08.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Графы.pptx

Графы. Вершина. Ребро. Представление задачи с помощью графов.

Леонард Эйлер
(1707г – 1783гг)
Швейцарский, прусский и российский математик

Основы теории графов как математической науки заложил в 1736 г. Леонард Эйлер, рассматривая задачу о кенигсбергских мостах. Сегодня эта задача стала классической.

Теория графов зародилась в ходе решения головоломок двести с лишним лет назад.

Что такое граф

Слово «граф» в математике означает картинку, где нарисовано несколько точек, некоторые из которых соединены линиями. В процессе решения задач математики заметили, что удобно изображать объекты точками, а отношения между ними отрезками или дугами.

Примеры графов: карта дорог, схема метро, электросхема, чертеж прямоугольника и т.п.

Что такое граф

Графом называется конечное множество точек, некоторые из которых соединены линиями.
Точки называются вершинами графа, а соединяющие линии – рёбрами.
(Каждое ребро соединяет ровно две вершины).

Рёбра графа

Вершины графа

Что такое граф

Количество рёбер, выходящих из вершины графа, называется степенью вершины.
Вершина графа, имеющая нечётную степень, называется нечетной, а чётную степень – чётной.

Нечётная степень

Чётная степень

содержание

Рассмотрим пример 1 и изобразим в виде графа его решение

П

И

А

М

С

В

Н

Д

Е

Ответ: нет.

Задача 1.

В графе 3 вершины, каждая из которых имеет степень 2. Сколько у него ребер? Нарисуйте такой граф.

Задача 1 (решение)

В графе 3 вершины, каждая из которых имеет степень 2. Сколько у него ребер? Нарисуйте такой граф.

Задача 2.

В графе 4 вершин, каждая из которых имеет степень 3. Сколько у него ребер? Нарисуйте такой граф.

Задача 2. (решение).
В графе 4 вершин, каждая из которых имеет степень 3. Сколько у него ребер? Нарисуйте такой граф.

Задача 3.

В графе 5 вершин, каждая из которых имеет степень 4. Сколько у него ребер? Нарисуйте такой граф.

Задача 3. (решение).
В графе 5 вершин, каждая из которых имеет степень 4. Сколько у него ребер? Нарисуйте такой граф.

Задача 4.
Аркадий, Борис, Владимир, Григорий и Дмитрий при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу). Сколько всего рукопожатий было сделано?

Задача 4. (Решение).

А

Г

В

Б

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ: 10.

Задача 5.

В первенстве класса по настольному теннису принимали участие 5 учеников:
Андрей, Борис, Галина, Олег, Елена.
Первенство проводилось по круговой системе – каждый участник играет с каждым из остальных один раз.
К настоящему моменту некоторые игры уже проведены:
Андрей сыграл с Борисом, Галиной и Еленой;
Борис с Андреем и Галиной;
Галина с Андреем и Олегом.
Сколько игр проведено к настоящему
моменту и сколько ещё осталось?

Задача 5. (решение).

Андрей сыграл с Борисом, Галиной и Еленой;
Борис с Андреем и Галиной
Галина с Андреем и Олегом.

Андрей

Борис

Галина

Елена

Олег

Ответ: сыграно 5 партий,

осталось 5 партий.

Задача 6. По окончании деловой встречи специалисты обменялись визитными карточками ( каждый вручил свою карточку другому). Сколько всего визитных карточек было роздано, если во встрече участвовало 4 человека?

Задача 6..(решение) По окончании деловой встречи специалисты обменялись визитными карточками (каждый вручил свою карточку каждому). Сколько всего визитных карточек было роздано, если во встрече участвовали 4 человека?

1

2

3

4

Ответ: 12.

Задача 7.
У Васи в альбоме нарисован прямоугольник, разделённый на три равные части. Он должен закрасить каждую из этих частей в один из трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Нельзя закрашивать разные части одинаковым цветом. Сколько вариантов рисунка может получиться?

Задача 7. (решение)

У Васи в альбоме нарисован прямоугольник, разделённый на три равные части. Он должен закрасить каждую из этих частей в один из трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Нельзя закрашивать разные части одинаковым цветом. Сколько вариантов рисунка может получиться?

Ответ: 6 вариантов

Задача 8.
На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Е?

Отметим на рисунке индексами сверху каждого пункта количество путей,
с помощью которых в него можно попасть

Задача 8. . (решение). На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Е?

1

1

1+1=2

2+1=3

2+1=3

3+3+2=8