министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
внеурочного занятия по русскому языку
Студентки 331 группы
школьного отделения
Драпиковской Яны Сергеевны
Место проведения урока:
Школа № 12, класс 2 «Б»
Дата проведения урока: 05.11.2019
Начало урока: _____
ФИО учителя школы:
Лариса Владимировна
ФИО преподавателя-консультанта:
Суровцева Нина Александровна
Допуск к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
___________________ дата _______ (Подпись учителя)
Тема внеурочного занятия. Весёлый мир загадок
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 2 «Б» |
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: создать условия для формирования у детей о простейших знаний о загадках |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Основные понятия, термины: |
Загадка |
||
Тип урока: |
ОНЗ |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный · Знают жанры устного народного творчества. · Умеют составлять загадки, выражать свою собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения, · Развивают творческий потенциал; · Знают, что такое загадка. · Знают виды и признаки загадок.
|
Личностные: · Замотивированы к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. Метапредметные: · Умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.) · Умеют проводить рефлексию собственной деятельности (Р.) · Умеют формулировать тему занятия (Р.) · Умеют продуктивно сотрудничают в паре по решению поставленных задач (К.) · Умеют строить простые рассуждения (К.) · Умеют проводить самооценку собственной деятельности (Р.) · Совершенствуют смысловое чтение (П.) · Умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) · Осуществляют сравнение, сопоставление (П.)
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Индивидуальная · Парная |
Ресурсы: · Мультимедийная презентация. · Раздаточные материалы |
||
Этапы урока. Задачи урока. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||||||
Мотивация к учебной деятельности
· Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.) |
«Чтение – вот лучшее учение!» А.С.Пушкин |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Сергеевна. Сегодня я у вас проведу внеурочное занятие по русскому языку. Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем и узнаем что-то новое. -Проверьте, дети, всё ли готово к уроку. -Прочитайте высказывание великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. «Чтение – вот лучшее учение!» А.С.Пушкин -О чем это высказывание? -Как Пушкин говорит о чтение?
-А как это можно понять?
-А чтение нам помогает в учении? -А все ли любят читать? -Чтение очень важно, многие известные люди это подмечали, даже Пушкин, живший почти 200 лет назад это заметил. Читая, мы узнаем много нового, необычного, неизведанного. Именно этим мы и займемся на нашем занятии. |
Приветствуют учителя.
О том, как полезно читать. Чтение – это лучшее учение Через чтение мы узнаем много нового и полезного Да, мы учимся по учебникам, читаем книги на литературном чтении.
|
||||||
Постановка темы и задач занятия. · Совершенствуют смысловое чтение (П.) · Умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) · Учить понимать и формулировать возникшую проблему (П.) |
Без лица в личине.
|
- Мой друг мне написал такую записку. Без лица в личине. И мне стало очень интересно, что же он имел ввиду. Я думаю вы поможете мне разобраться. - Давайте сначала разберем незнакомые слова. - Что такое личина? - Личина – это маска, которая скрывает внешний вид, истину, правду. - А что это, какой жанр? - А что же такое без лица в личине? - Если мы не можем отгадать эту загадку, давайте попробуем составить свою загадку? - Почему не выходит? - Так на какой вопрос будем искать ответ? |
Предположения детей.
Это загадка. Ответы детей
Мы не умеем, не знаем признаки загадок. |
||||||
Открытие нового знания. § Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.) § Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) § Углублять и расширять знания учащихся о жанрах устного народного творчества.(П.) § Воспитывать уважение к наследию народа.(Пр) § Познакомить учащихся с видами загадок.(Пр)
|
|
Опишу я вам предмет, угадайте, дав ответ, Я сама же жду разгадки ,потому что я …. (загадка) - Это тоже загадка, отгадкой которой является слово загадка - Что же такое загадка? - Да, загадка – это
вопрос, чтобы узнать какой предмет загадан. - Какие признаки загадки мы можем выделить из этого определения. - Не назван предмет – это первый признак. - Посмотрим на загадку,
какие еще признаки мы можем выявить? - А что мы можем сказать про объем загадки? Она длинная? - Какой еще признак есть у загадки? Давайте я вам загадаю загадку, а вы назовете опираясь на нее еще один признак. - "Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож". - Какая отгадка? - Как вы догадались? - Так какой еще признак мы можем выявить? - Так что такое загадка? - Какие есть признаки?
Историческая справка. - Загадки — один из самых древних жанров народного творчества. - Загадки появились очень давно и всегда были проверкой знаний человека, его вниимательности. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы показать ум, знания, сообразительность он должен был проявить себя в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. - У славян существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие: да что растёт без коренья? (Камень); да что цветёт без цветка? (Папоротник); да что бежит без повода? (Вода). - Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! - Давайте с вами составим схему по истории загадок. Что будет центром нашей схемы? - Что мы можем вписать в схему? - Какие качества проверяли загадки? Виды загадок. - Вы знали, что существует множество видов загадок. Сейчас я вам загадаю самые известные. Слушайте внимательно. Отвечаем только по поднятой руке. - Летело три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают) - Это загадка-шутка, загадки с подвохом. Это загадки с обычным вопросом и нестандартным ответом, требующим смекалки и логики. - Какие признаки загадки-шутки мы можем выделить? -
А
что значит нестандартный ответ? - Какие признаки есть еще у загадки-шутки? - Давайте составим схему. - Для того, чтобы закрепить, решим еще одну загадку - Что стоит между окном и дверью? (Буква И) |
Ответы детей.
Это вопрос, который позволяет нам узнать, какой предмет загадан.
Не называет предмет.
Показывает важные признаки загаданного предмета. Нет.
Груша. Сравнивается с лампочкой. Сравнение Это вопрос, который позволяет нам узнать, какой предмет загадан. Не называет предмет. Показывает разные признаки предмета. Маленький объем. Короткая. Есть сравнение.
Загадки.
Что проверяли. Ум, внимательность, сообразительность, знания.
Есть подвох. Нестандартный ответ. Оригинальный, необычный, до которого сразу не додумаешься. Чтобы ее решить нужна смекалка. |
||||||
Воспроизведение новых знаний · Закрепить знание о понятии: загадка · Учить слушать и понимать речь других; (К.) |
Схемы на доске. (представлены выше) План. 1. Что такое загадка. 2. Признаки загадки. 3. Что проверяли. 4. Какие загадки существуют. Их признаки. |
- Давайте по составленным схемам и карточкам составим небольшой рассказ, о загадках по плану. - Замечательно, вижу, вы хорошо усвоили материал. - Давайте вернемся к загадке, которую прислал мне друг. Кто-то догадался какой ответ? (да/нет) - Без лица в личине. Давайте будем опираться на признаки загадки. - Тут не назван предмет, но есть его главный признак. Он в личине, то есть скрывает свою суть, правду. - А что скрывает свою суть. Не называет ее? (загадка) - Верно. ответом будет загадка. |
Загадка –это вопрос, который не называет предмет, но называет его важные признаки, имеет маленький объем и где загаданный предмет сравнивается с похожим на него предметом. В древности с помощью загадки проверяли ум, сообразительность, внимательность, знания. Существует такой вид загадок, как загадки-шутки. В них есть подвох. Для решения нужна смекалка в них нестандартный, оригинальный ответ.
|
||||||
Промежуточная рефлексия · Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.) |
|
- Какую же новую тему мы изучили?
- Где пригодится нам это знание?
- Чему же мы будем учиться дальше? |
-загадки, их виды и составление. -В жизни, когда будем играть - Употреблять эти загадки, составлять их. Отгадывать. |
||||||
Упражнения в применении нового знания. · Учить применять полученные умения на практике. · Совершенствовать умения подбирать подходящие по смыслу слова.(П.) · Совершенствовать мыслительные операции (П.) |
Карточка 2. Задание 1. 1.
В
каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять «о»? 2.
На
столе горели пять свечей. Две свечи потушили. Сколько свечей останется? 3.
Что
стоит посреди Волги? 4.
Может
ли страус назвать себя птицей?
Задание 2. У петуха хвост с узорами, И сапоги со шпорами, По утрам песни распевает, Всем время сообщает.
Я щетка – хохотушка, Зубам твоим подружка. Люблю все убирать, Мести и вычищать. ________________________________________________________________________________________________________________
|
1. Решение загадок-шуток. -Сейчас мы с вами решим несколько загадок шуток в парах. -Как только ваша пара закончит, сделайте руками домик, и я пойму, что вы закончили. -Проверим. Какой ответ в первой загадке? Почему именно такой? -Второй? Почему? -Какой ответ в третьей? Как догадались? -В четвертой? Почему?
2. От стихотворения до загадки. -Ребята, вы видите у себя на партах карточки с цифрой 2. Задание №1. -Посмотрите, это загадка? в парах посовещайтесь и докажите загадка это или не загадка. Даю вам на обсуждение 2 минуты. Проверка. -Кто считает, что это загадка? Почему? -А кто считает, что это не загадка? Почему? -Верно, это не загадка. Нет тайны. Все уже известно. -Почему говорят, что у петуха хвост с узорами? А кто знает. Что такое шпоры? Шпора – парное приспособление на обувь всадника на лошади, прикрепляемое к задникам сапог. Шпоры помогают управлять лошадью при верховой езде. -Петух всем время сообщает. А кто знает сколько раз и в какое время кукарекают петухи? - В первый раз петух начинает петь в 1-м часу ночи, это первые петухи; вторые петухи поют во 2-м часу и, наконец, третьи – в 4 часа утра. Петухи всегда поют в точное время, именно поэтому они всем сообщают время. -На основе этого четверостишья составьте загадку. -Сверимся: Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время сообщает. -Почему, то что вы составили будет загадкой? -прочитаем второе четверостишье? -Это загадка? Тоже нет. Почему? -Давайте составим загадку по этому четверостишью. Я – хохотушка, Зубам твоим подружка. Люблю все убирать, Мести и вычищать. 3.Авторские загадки. -Ребята, многие авторы тоже придумывали свои загадки. Давайте посмотрим, какие же загадки они придумывали и отгадаем их. -Первая загадка, которую мы увидим это загадкам С.Я.Маршака. Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь) -Как вы догадалсь? -Сейчас мы посмотрим на загадку К.И.Чуковского. Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода Тверда, Словно каменная! (Коньки) -Это была очень сложная загадка. Загадки Чуковского - это загадки для маленьких детей, но часто и взрослым приходится поломать голову, чтобы найти правильный ответ. -Так как вы догадались? А теперь давайте с вами попробуем выразительно прочесть эти загадки. -Как их нужно читать? -Давайте попробуем. (чтение загадок 3-4 человека.) 4. Составление загадок.(работа в парах) -А сейчас мы с вами будем выполнять самую трудную работу. Составлять загадки. Но для того, чтобы это сделать, нам нужно знать, как их составлять. - На ваших партах лежат конверты с цифрой 1. Откройте его и достаньте из него листочки. Ваша задача в парах составить верный порядок алгоритма по составлению загадки.
- Коля, выйди к доске и покажи, какой алгоритм получился у вашей пары. У всех так? У кого по-другому? - Расскажите, как вы работали в паре? - Что вам помогло работать? - Как вы разговаривали? - Как принимали конечное решение? - Теперь в парах попробуйте составить загадку. - Давайте сначала попробуем составить ее вместе, а потом приступи к работе в парах. - Какой предмет мы загадаем? - Давайте выберем апельсин. - На что похож апельсин?
- Чем апельсин отличается от солнца?
-Как мы можем съесть апельсин? -Давайте попробуем составить загадку: Можешь съесть по долькам, круглое, ароматное солнце. -Теперь попробуйте сами составить свои загадки. -Поделимся с классом. |
1. Опять. Потому что слово состоит из буквы о и числа пять. 2. потому что остальные сгорят, а потушенные останутся. Л. Эта буква стоил в середине слова Волга. Нет. Страус не может разговаривать.
Он цветной, красивый.
В ней уже назван предмет.
Нужно выделять все признаки предмета, который загадали. Читать громко, чтобы все услышали, четко.
-На солнышко, такой же оранжевый круглый и кажется, что всегда от него исходит тепло.. И он, как и Солнце всегда поднимает настроение. Он меньше, вкусно пахнет. Разделив на дольки. |
||||||
Рефлексия и итоги · Учить анализировать свою работу. (Р.) · Учить рефлексии деятельности (Р.)
|
|
-Давайте подведем итоги урока. -Какая у нас сегодня была тема? -Сколько видов загадок вы узнали? Какие?
-А чему мы сегодня научились?
-Подумайте и назовите мне 3 момента, которые у вас хорошо получились на занятии. И предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке. -Ребята, мне было приятно с вам работать, урок окончен. |
-Загадки -3. Шарады, загадки шутки и загадки по признакам предмета. -Составлять загадки, находить виды, научились решать загадки |
||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.