МБДОУ «Детский сад №86 «Сударушка»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Веселый шумовой оркестр»
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………….3
2.Актуальность ……………………………………………………………………….4
3. Педагогическая цель……………………………………………………………….4
4. Детская цель………………………………………………………………………..4
5. Задачи проекта…………………………………………………………………….5
6. Степень новизны…………………………………………………………………..5
7. Сроки реализации…………………………………………………………………..5
8. Участники………………………………………………………………………….5
9. Условия реализации………………………………………………………………..6
10. Практическая значимость………………………………………………………...7
11. Предполагаемый результат…………………………………………. …………..8
12. Этапы работы……………………………………………………………………..8
Список литературы.
Приложение.
Проект «Веселый шумовой оркестр своими руками»
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной - единственной выученной версии».
К. Орф
1. Введение.
Детский шумовой оркестр – одна из самых доступных форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве исполнителей. А шумовые инструменты созданные руками своих пап и мам приобретают особую теплоту и значимость для детей. Таким образом, шумовые музыкальные инструменты позволяют приобщить всех детей, без исключения, к участию в музицировании, получая от этого эмоциональное удовольствие.
В шумовом оркестре применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром, к ним можно отнести деревянные ложки, трещотки, кастаньеты и палочки. Другие музыкальные инструменты обладают «звенящим» тембром. К ним можно отнести треугольники, румбу, тарелки, колокольчики, бубенцы. И третья группа шумовых инструментов обладает «шуршащим» тембром это - маракасы, погремушки, коробочки. А вот барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.
Создание шумового оркестра своими руками в кругу семьи служит еще одной немаловажной цели, а может быть и самой важной с педагогической точки зрения – это развитие взаимопонимания в совместной игровой деятельности детей и родителей.
А с точки зрения развития музыкальных способностей игра в шумовом оркестре развивает у детей тембровые представления ошумовых музыкальных инструментах и одно из важнейших музыкальных способностей – чувство ритма.
В настоящее время, в век всеобщей компьютеризации музыкальные инструменты все более приобретают «не живой», синтезированный звук, постепенно вытесняя у будущего поколения музыкальные инструменты с «живым» тембром и звучанием. Сохранение музыкального достояния прошлых веков, развитие музыкального вкуса у современных детей, является главной задачей педагогов - музыкантов нашего времени.
2. Актуальность.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста. В музыкальной деятельности развивать внимание детей можно через озвучивание различных считалочек, несложных песенок, прибауток, осуществлять ритмизацию небольших по содержанию сказок. Этот вид музыкальной деятельности даст детям возможность, не готовясь заранее, включаться в игру как в своей группе со сверстниками, так и в семейном кругу, совместно с родителями. Весёлые и эффективные упражнения для слухового внимания послужат развитию мелкой моторики, разовьют способность понимать метроритмическую пульсацию музыки и речи. Изготовление самодельных музыкальных шумовых инструментов и игра на них послужит развитию у детей творческойфантазии, даст импульс к пониманию строения того или иного шумового музыкального инструмента и послужит хорошим стимулом для развития внимания дошкольников.
3. Педагогическая цель:развитие внимания и музыкальных способностей дошкольников посредством инструментального музицирования на шумовых музыкальных инструментах, сделанных своими руками в семьях воспитанников.
4. Детская цель: дети задали вопрос: «Как сделать музыкальный инструмент? И можно ли будет на нем играть?»
Исходя из поставленных целей мы решили реализовать творческий проект «Веселый шумовой оркестр » с привлечением в проект семей воспитанников.
5. Задачи:
- изготовить детские шумовые музыкальные инструменты в семьях воспитанников;
- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух через игру на детских шумовых музыкальных инструментах;
- формировать навыки ансамблевого исполнения на детских шумовых музыкальных инструментах;
- способствовать самостоятельному творческому инструментальному музицированию на детских шумовых музыкальных инструментах.
6. Степень новизны: импровизация на шумовых музыкальных инструментах основана на связи музыки, движения и речи и относится в какой то части к креативной Орф- педагогике, которая позволяет развивать не только музыкально – двигательные способности детей, но и полноценно развивать личность ребенка, раскрывать его внутренний потенциал. Музыкальное развитие детей происходит в непринужденной обстановке, помогает в развитии речи, коммуникативных способностей, вниманию. Творчество детей происходит «здесь и сейчас» и, несомненно, является креативным, современным и новаторским в развитии музыкальных способностей детей, так как несет в себе заряд огромной положительной энергии для развития в детях чувства уверенности в собственных силах и талантах, и проецирует их на реализацию дальнейшего всестороннего развития.
В ходе проекта произведен отбор содержания музыкальных и речевых материалов к проекту, которые строятся на интеграции образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие: «Музыка».
7. Сроки реализации проекта: январь – февраль 2024г.
8.Участники проекта:дети логопедической группы, воспитатели, родители, музыкальнй руководитель.
9.Условия реализации: поставленные задачи реализовать через интеграцию образовательных областей:
Образовательная область |
Программные задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
1. Формирование представлений о музыкальном искусстве. 2. Формирование позитивных установок к игре на шумовых музыкальных инструментах. 3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе музыкальной деятельности. 4. Формирование моральных и нравственных ценностей в процессе музыкальной деятельности. 5. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. |
Познавательное развитие |
1.Формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе. 2.Развитие воображения и творческой активности в игре на шумовых музыкальных инструментах. 3.Развитие интереса и познавательной мотивации к инструментальному творчеству
|
Речевое развитие |
1.Развитие речи как средства общения и культуры в процессе обсуждения музыкальных произведений. 2.Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
|
Художественно-эстетическое развитие: «Музыка» |
1.Формирование элементарных представлений об музыкальных инструментах симфонического и народного оркестров. 2.Становление эстетического восприятия к окружающему миру. 3.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений. 4.Развитие самостоятельной творческой деятельности. 5.Развитие детского музыкального творчества;
|
Планирование циклов занятий по образовательным областям
Образовательная область |
Содержание занятий по теме проекта |
«Социально – коммуникативное развитие» |
-беседа с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»; -организация и проведение творческо-речевых игр; -загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты; -оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами; -проведение сюжетно-ролевых игр с использованием музыкальных инструментов « Магазин музыкальных инструментов»; |
«Познавательное развитие» |
-просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов. - организация мини – оркестра и мини – музея «Шумовой оркестр»; |
«Художественно – эстетическое развитие» область «Музыка». |
- знакомство и изготовление шумовых инструментов:- игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства: 1) игра «Что под платком?» 2) игра с инструментами 3) игра «Кто к нам пришел» 4) игра «Передай, что сказал бубен» 5) игра «Что это такое?» 6) игра «Тихо и громко» Разучивание и исполнение пьес для детского оркестра музыкальных инструментов:- «Шуршалки, звенелки, стучалки» сл. муз. Е. Гомоновой- «Воробей сидит на крыше» сл. и муз. Е. Гомоновой |
«Речевое развитие» область «Музыка». |
Озвучивание сказок-шумелок: - «Заяц в лесу» - «Мышиная история» -«Танец для мышки» - «Лиса и рыба» - «Зима в лесу» |
При отборе содержания материалов к занятиям учитывались возрастные особенности детей средней группы и интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
10.Практическая значимость.
Мы надеемся, чтознания, полученные во время реализации проекта, помогут развить внимание и повысить уровень музыкальных способностей детей, в совместном творчестве в группе со сверстниками и в семьях воспитанников. Работа над проектом способствовала развитиюмузыкальных способностей детей в соответствии с возрастными особенностями: повысиласьэмоциональная отзывчивость на музыку, развилось чувство ритма, тембровый, динамический слух, музыкально-слуховые представления, музыкального мышления и творчества, музыкальная память :
- сформированы навыки ансамблевого исполнения;
- развита способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.
11. Предполагаемый результат.
В социально - коммуникативном развитии сформируются:
- представления о музыкальном искусстве;
- позитивные установки к игре на шумовых музыкальных инструментах;
- целенаправленность, самостоятельность и саморегуляция действий в процессе музыкальной деятельности детей;
- моральные и нравственные ценности в процессе музыкальной деятельности;
- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
В познавательном развитии разовьются:
- первичные представления о звуке, ритме, темпе;
- воображение и творческая активность в игре на шумовых музыкальных
инструментах;
- интерес к инструментальному творчеству.
В художественно – эстетическом развитии области «Музыка»и
- знакомство и изготовление шумовых инструментов:- игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства
12.Этапы работы над проектом:
1 этап подготовительный:
-провести опрос родителей с целью выяснения отношения родителей к данной теме;
-создать условия для самостоятельной, продуктивной и творческой деятельности детей;
-подобрать программный репертуар;
-пополнить музыкальный уголок инструментами – шумелками;
-вызвать у родителей интерес к проекту «Веселый шумовой оркестр », побудить участвовать в создании инструментов
2 этап основной. Формы и методы реализации проекта:познавательные занятия по теме: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», «Музыкальные инструменты народного оркестра» - презентации, картинки с изображением музыкальных инструментов.
Продуктивная деятельность: озвучивание сказок –шумелок и пьес для шумового оркестра:
- «Заяц в лесу»;
- «Мышиная история»;
-«Танец для мышки»;
- «Лиса и рыба»;
- «Зима в лесу»;
- «Три поросенка».
-«Шуршалки, звенелки, стучалки» сл. муз. Е. Гомоновой;
-«Воробей сидит на крыше» сл. и муз. Е. Гомоновой.
Игровая деятельность: игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства:
1) игра «Что под платком?»;
2) игра с инструментами;
3) игра «Кто к нам пришел»;
4) игра «Передай, что сказал бубен»;
5) игра «Что это такое?»
6) игра «Тихо и громко».
3 этап: заключительный.
В процессе работы над проектом дети узнали:
- о составе симфонического народного оркестров;
-совместно с родителями изготовили свой шумовой музыкальный инструмент;
-озвучили «Сказки – шумелки» на своих шумовых музыкальных инструментах;
- играли музыкальные песенки – пьесы на своих шумовых инструментах;
-играли в речевые и музыкальные игры;
-узнали загадки о музыкальных инструментах;
-оформили в группе музыкальный уголок «Шумовые инструменты».
13. Список литературы.
1.Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;
2.Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;
3.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор — Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»;
4.Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;
5.Зарецкая Н.В. «Музыкальные сказки для детей». – М., Айрис-пресс 2004;
6.Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;
7.Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;
8.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;
9.Орф К. «Шульверк. Музыка для детей»;
10.Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — М., Советский композитор, 1983;
11.Поплянова Е. «А мы на уроке». — М., Новая школа, 1994;
12.Вихарева Г.Ф. «Споем, попляшем, поиграем». — М., 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.