Весенняя экскурсия в лес
Оценка 5

Весенняя экскурсия в лес

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
биология +1
5 кл—6 кл
23.05.2022
Весенняя экскурсия в лес
Экскурсии в природу вызывают у ребят радостные эмоции, интерес и любовь к природе. Наблюдение повреждений, наносимых растениям различными насекомыми, вызывают у детей сознательное стремление к защите и охране зеленых насаждений, желание изучить биологию вредных насекомых, чтобы правильно и эффективно бороться с ними. Работа на экскурсии небольшими группами повышает у каждого учащегося ответственность за свой труд, воспитывает организованность, дисциплину, прививает навыки коллективизма.
00076779-2142681e.docx

Весенняя экскурсия в лес

Цель: ознакомление школьников в природных условиях с биологией жуков-короедов и способами борьбы с ними.

Целевая аудитория: учащиеся 5-6 классов.

Время и место экскурсии. Мелкие (длиной 2-5 мм), темные жуки-короеды пробуждаются от зимней спячки ранней весной. Их лет наблюдается в конце апреля или в начале мая. Июнь является наиболее благоприятным временем для наблюдений их жизни.

Лучшим местом для экскурсии является лес со свежеповаленными деревьями или засыхающими елями и соснами, свежими пнями.

Снаряжение обычное.  У ответственных каждой группы должен быть перочинный нож и лупа. (Важно: во время движения нож должен быть с закрытым лезвием.) Кроме этого, понадобится небольшая плоская коробка (размером не менее 70×110 мм), баночки с марлевой повязкой вместо крышки.

Ход экскурсии

Вступительная беседа. Учитель указывает, что предстоит познакомиться с биологией короедов, обитающих скрытно под корой деревьев. Чтобы хорошо узнать жизнь этих жуков, надо быть очень наблюдательным, зорким и терпеливым.

Известно много видов короедов. Все они повреждают лиственные и хвойные деревья. Одни короеды живут у основания стволов, другие – под тонкой корой, третьи – на ветвях, а вершинный короед поражает вершину дерева.

Распределение по рабочим группам. Принцип разделения на группы может быть различным, но, главное, чтобы в каждой рабочей группе был ответственный человек.

1 часть Осмотр поваленных и засохших на корню деревьев

1. Учитель предлагает провести наружный осмотр поваленных или засохших на корню деревьев и исследовать поверхность их коры. Школьники замечают на коре круглые мелкие дырочки. Около некоторых из них видны кучки мелких изгрызенных опилок («буровой муки»). 

2. Учитель предлагает понаблюдать за такой дырочкой. Через некоторое время из нее покажутся опилки, которые как будто кто-то выталкивает.

3. После нескольких повторных наблюдений экскурсанты должны подметить, что эту работу производит небольшой жук, выбрасывающий «буровую муку» задним концом тела.

4. Чтобы в этом убедиться, учитель осторожно ножом вырезает кусок коры (60×100 мм) после того как жук спрячется под нее. На внутренней стороне коры видно, что по ровному прямому каналу, пятясь задом, ползает жук. Задним концом тела он толкает к выходу опилки.

5. Школьники наблюдают за поведением короеда, рассматривают под лупой, какое строение имеют надкрылья, замечают, что на вершинах надкрылий имеется вдавление, окруженное зубчиками. Это так называемая «тачка». Значение ее в работе жука становится ясным после наблюдений за поведением короеда.

6.   Затем учащиеся рассматривают рисунок, выгрызенный на внутренней стороне коры и на древесине. Он напоминает «елочку». Обе ветви «елочки» направлены вдоль ствола: одна – вперед, другая – назад, или вверх и вниз. Ствол «елочки» прямой ровный канал, по которому двигается жук. По бокам канала отходят постепенно расширяющиеся извилистые ходы; у основания «елочки» они заканчиваются небольшими углублениями, в которых находятся куколки жуков; выше над ними – ходы меньшей длины, в них сидят личинки с хорошо заметной головой, слабо развитыми ногами, дугообразно согнутые. Чем выше, тем ходы и личинки меньше. В самом верху заметны лишь небольшие боковые углубления, заполненные «буровой мукой», в которых лежат округлые яйца.

7. После детального исследования отдельных частей рисунка школьникам легко понять, как образуется «елочка»: прямой ровный ход проделывает сам жук (маточный канал), по бокам хода в небольших углублениях (яйцевых колыбельках) он откладывает яйца, окружая их «буровой мукой». Вышедшие из яиц личинки прогрызают по сторонам извилистые ходы (личинковые ходы), расширяющиеся с их ростом; в конце ходов личинки окукливаются в особых углублениях (кукольных колыбельках). Развивающиеся жуки прогрызают летные отверстия над колыбелькой и выходят наружу.

8. Учитель обращает внимание школьников на то, что это и является общей схемой развития семьи короедов. Далее учитель поручает ребятам из одной рабочей группы захватить с собой вырезанный образец коры с ее обитателями, аккуратно уложив ее в небольшую плоскую  коробку. 

2 часть Осмотр коры стоящих на корню елей (живых)

1. Снаружи вся кора кажется усеянной отверстиями. Но под корой картина несколько иная. Отдельные «елочки» трудно различить; внутренняя поверхность коры сплошь изъедена, хорошо заметны лишь маточные ходы в виде параллельно идущих каналов. Здесь встречаются жуки, напоминающие уже знакомых, но отличающиеся от них лишь более светлой окраской. Это молодые жуки-короеды

2. Учитель поручает ребятам второй рабочей группы захватить с собой несколько экземпляров молодых жуков и понаблюдать, как будет изменяться их окраска.

3 часть Изучение личинок и куколок жуков-короедов, выявление вредителей короедов

1. При внимательном рассмотрении личинок и куколок короедов с использованием лупы можно заметить мелких червеобразных личинок каких-то других насекомых. Личинки и куколки под ними кажутся погибающими. Можно предположить, что это паразиты короеда.

2. Учитель предлагает учащимся третьей рабочей группы поместить в стеклянную баночку куколки короедов с личинками предполагаемого паразита для дальнейших наблюдений.

3. Также ребята могут заметить небольших (длиной 5-15 мм) розовых личинок с хорошо выраженной головой и ясно заметными челюстями. Они довольно быстро передвигаются. Понаблюдав за ними, можно заметить, что они нападают на личинок и куколок короедов и поедают их. Это -  хищники, личинки жуков-клеров, истребителей короедов. Особенно опасны для короедов муравьевидные клеры.

4. Учитель поручает захватить следующей группе личинки жука-клера для наблюдения за их дальнейшим развитием.

Подведение итогов

1. По окончании обследования поваленных и засыхающих на корню деревьев учитель предлагает учащимся рассказать, что они узнали о жизни короедов, какие наблюдения за поведением насекомых провели, как можно бороться с короедами.

2. Затем ответственные каждой рабочей группы докладывают о том, что ими собрано, какие наблюдения и опыты они проведут с собранным материалом.

3. После проведенных лабораторных наблюдений и камеральной работы по оформлению отчета, рекомендуется провести обобщающее занятие.


 

Весенняя экскурсия в лес Цель: ознакомление школьников в природных условиях с биологией жуков-короедов и способами борьбы с ними

Весенняя экскурсия в лес Цель: ознакомление школьников в природных условиях с биологией жуков-короедов и способами борьбы с ними

После детального исследования отдельных частей рисунка школьникам легко понять, как образуется «елочка»: прямой ровный ход проделывает сам жук (маточный канал), по бокам хода в небольших…

После детального исследования отдельных частей рисунка школьникам легко понять, как образуется «елочка»: прямой ровный ход проделывает сам жук (маточный канал), по бокам хода в небольших…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2022