Ветвления в языке Паскаль
Оценка 4.6

Ветвления в языке Паскаль

Оценка 4.6
pptx
09.03.2023
Ветвления в языке Паскаль
Урок 26 8класс.pptx

Простые и составные условия. Составной оператор

Простые и составные условия. Составной оператор

Простые и составные условия. Составной оператор. Оператор ветвления.

Решим следующую задачу. Даны два числа а и в

Решим следующую задачу. Даны два числа а и в

Решим следующую задачу. Даны два числа а и в. Написать программу для нахождения их частного.

Program chasnoe;
var a, b: integer;
c: real;
begin
Read (a, b);
c:=a/b;
write(c);
end.

Программа работает для всевозможных а и в, кроме тех случаев, когда в равно нулю. При в равном нулю возникает ошибка. На нуль делить нельзя, но хотелось бы, чтобы программа сама обработала подобный случай и попросила пользователя ввести другие данные.

Решение задачи Program chasnoe2 ; var a, b: integer; с:real; begin read (a, b);

Решение задачи Program chasnoe2 ; var a, b: integer; с:real; begin read (a, b);

Решение задачи

Program chasnoe2;
var a, b: integer; с:real;
begin
read (a, b);
If b=0 then {проверяем в на равенство нулю}
write (‘Введите не 0.’) {выводим сообщение, если в равно 0}
Else
c:=a/b;
write(c); {делим, если в не равно 0}
end.

Условный оператор В приведенной программе условный оператор if позволил предусмотреть два варианта работы: при b=0 и b≠0, т

Условный оператор В приведенной программе условный оператор if позволил предусмотреть два варианта работы: при b=0 и b≠0, т

Условный оператор

В приведенной программе условный оператор if позволил предусмотреть два варианта работы: при b=0 и b≠0, т.е. позволил организовать ветвление.

Условный оператор Ветвление – это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения (истинности) и невыполнения (ложности) условия выполняется одна либо другая последовательность…

Условный оператор Ветвление – это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения (истинности) и невыполнения (ложности) условия выполняется одна либо другая последовательность…

Условный оператор

Ветвление – это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения (истинности) и невыполнения (ложности) условия выполняется одна либо другая последовательность действий.

Схема условного оператора If <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>

Схема условного оператора If <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>

Схема условного оператора


If <условие> then <оператор_1>
else <оператор_2>

Схема условного оператора Оператор

Схема условного оператора Оператор

Схема условного оператора

Оператор If (если) анализирует некоторое условие.
Если условие верно (истино) then (то) выполняется оператор_1 else (иначе) если условие неверно (ложно) – выполняется оператор_2.
Оператор_1 и оператор_2 называются ветвями программы

Блок-схема условного оператора условие

Блок-схема условного оператора условие

Блок-схема условного оператора

условие

Оператор_1

Оператор_2

Да

Нет

Полная и сокращенная формы условного оператора

Полная и сокращенная формы условного оператора

Полная и сокращенная формы условного оператора

Рассмотренная выше форма условного оператора if..then..else называется полной. Она позволяет выполнять программу по одной из двух ветвей. Такую алгоритмическую конструкцию называют ветвлением (по аналогии с развилкой ветвей дерева). В языке программирования Pascal существует также cокращенная форма условного оператора, которая применяется в тех случаях, когда какое-либо действие (группу действий) нужно выполнить  только при выполнении заданного условия

Сокращенная форма условного оператора

Сокращенная форма условного оператора

Сокращенная форма условного оператора

If  <условие> then <оператор>;

Оператор выполняется если условие верно

условие

Оператор

Да

Нет

Пример1 . Дано целое число. Написать программу, которая заменяет его на 0, если число отрицательное, и выводит его без изменений в противном

Пример1 . Дано целое число. Написать программу, которая заменяет его на 0, если число отрицательное, и выводит его без изменений в противном

Пример1. Дано целое число. Написать программу, которая заменяет его на 0, если число отрицательное, и выводит его без изменений в противном

Решение задачи Program zamena; var a: integer; begin read(a); {Вводится с клавиатуры переменная а}

Решение задачи Program zamena; var a: integer; begin read(a); {Вводится с клавиатуры переменная а}

Решение задачи

Program zamena;
var a: integer;
begin
read(a); {Вводится с клавиатуры переменная а}
If a<0 then
a:=0;
writeln(a);
end.

Блок-схема алгоритма, реализованного в примере 1 a<0 a:=0

Блок-схема алгоритма, реализованного в примере 1 a<0 a:=0

Блок-схема алгоритма, реализованного  в примере 1

a<0

a:=0

Да

Нет

Простые условия Условие – это выражение, стоящее в операторе if

Простые условия Условие – это выражение, стоящее в операторе if

Простые условия

Условие – это выражение, стоящее в операторе if..then..else после слова if. В зависимости от результатов проверки этого условия (его истинности либо ложности) выполняется та либо иная ветвь программы.
В блок-схемах оператор if обозначают ромбом, называемым блоком проверки условия.

Пример 2 . Составить программу, которая запрашивает ответ пользователя на вопрос «Сколько будет 3Х5?», сравнивает введенное значение с числом 15 и выводит соответствующее сообщение: «Верно»…

Пример 2 . Составить программу, которая запрашивает ответ пользователя на вопрос «Сколько будет 3Х5?», сравнивает введенное значение с числом 15 и выводит соответствующее сообщение: «Верно»…

Пример 2. Составить программу, которая запрашивает ответ пользователя на вопрос «Сколько будет 3Х5?», сравнивает введенное значение с числом 15 и выводит соответствующее сообщение: «Верно» либо «Неверно».

Решение задачи Program prowerka; var a: integer; begin writeln(‘Сколько будет 3х5?’); readln (a); {Ответ вводится с клавиатуры и записывается в переменную а}

Решение задачи Program prowerka; var a: integer; begin writeln(‘Сколько будет 3х5?’); readln (a); {Ответ вводится с клавиатуры и записывается в переменную а}

Решение задачи

Program prowerka;
var a: integer;
begin
writeln(‘Сколько будет 3х5?’);
readln (a); {Ответ вводится с клавиатуры и записывается в переменную а}
If a=15 then writeln (‘Верно’)
else writeln (‘Неверно’);
{В операторе if сравнивается значение переменной а с числом 15.
Если а=15, то выводится сообщение ‘Верно’, в противном случае – ‘Неверно’}
end.

Блок-схема алгоритма, реализованного в примере 2 begin read (a)

Блок-схема алгоритма, реализованного в примере 2 begin read (a)

Блок-схема алгоритма, реализованного  в примере 2

begin

read (a)

If a=15

Верно

Неверно

end.

then (да)

else (нет)

Простое условие Простое условие - это математическое сравнение двух выражений по величине (сравнение двух величин)

Простое условие Простое условие - это математическое сравнение двух выражений по величине (сравнение двух величин)

Простое условие

Простое условие  - это математическое сравнение двух выражений по величине (сравнение двух величин). Операции сравнения на языке программирования можно записать при помощи следующих знаков:

Операции сравнения Знак Операция сравнения =

Операции сравнения Знак Операция сравнения =

Операции сравнения

Знак

Операция сравнения

=

Равно

Меньше

<=

Меньше либо равно

Больше

>=

Больше либо равно

<> 

Не равно

Примеры простых условий: a<>b a<=0 a+3*c>=20 a>b b>6 a+c=100 a>0 a<0 5*c>80

Примеры простых условий: a<>b a<=0 a+3*c>=20 a>b b>6 a+c=100 a>0 a<0 5*c>80

Примеры простых условий:

a<>b
a<=0
a+3*c>=20

a>b
b>6
a+c=100

a>0
a<0
5*c>80

В качестве оператора_1 и  оператора_2 может быть любая из уже известных вам команд.

!Важно помнить: нельзя ставить знак «;» перед словом else

Составные условия При решении различных задач иногда возникает необходимость проверять выполнение двух (как например, 0 составными

Составные условия При решении различных задач иногда возникает необходимость проверять выполнение двух (как например, 0 составными

Составные условия

При решении различных задач иногда возникает необходимость проверять выполнение двух (как например, 0составными. Для записи составных условий на языке программирования используют следующие логические операции:

and – логическое «и»;
or   – логическое «или»;
not – логическое отрицание.

Примеры записи составных условий: (a>0) and (a<5), (x>10) or (y<100) !Простые условия обязательно заключаются в круглые скобки, так как логические операции имеют приоритет перед операциями…

Примеры записи составных условий: (a>0) and (a<5), (x>10) or (y<100) !Простые условия обязательно заключаются в круглые скобки, так как логические операции имеют приоритет перед операциями…

Примеры записи составных условий:

(a>0) and (a<5), (x>10) or (y<100)

!Простые условия обязательно
заключаются в круглые скобки,
так как логические операции имеют
приоритет перед операциями сравнения.

Правила выполнения логических операций

Правила выполнения логических операций

Правила выполнения логических операций

Составное условие, состоящее из двух простых условий, соединенных операцией and, верно (истинно) только тогда, когда верны оба простых условия.
Составное условие, состоящее из двух простых условий, соединенных  операцией or, верно тогда, когда верно хотя бы одно из простых условий.
Составное условие not  верно только тогда, когда простое условие ложно.

Примеры использования логических операций: (2>5) and (2>3) - неверно (ложно) (1<5) and (1>0) - верно (истинно) (6>9) and (7>5) – неверно (ложно) (3>2) or (3<1)…

Примеры использования логических операций: (2>5) and (2>3) - неверно (ложно) (1<5) and (1>0) - верно (истинно) (6>9) and (7>5) – неверно (ложно) (3>2) or (3<1)…

Примеры  использования логических операций:

(2>5) and (2>3)  -  неверно (ложно)
(1<5) and (1>0)    -  верно (истинно)  
(6>9) and (7>5) – неверно (ложно)

(3>2) or (3<1)       - верно
(3>2) or (2>0)       - верно
(1>2) or (1<0)       - неверно

not (5 > 6)            - верно
not (6 > 5)            - неверно

Пример 3. Определить, является ли введенное число двузначным

Пример 3. Определить, является ли введенное число двузначным

Пример 3. Определить, является ли введенное число двузначным.

Program c2;
  var a:integer;
begin
  write ('Введите целое число: ');
  readln (a);  {исходное число}
  if (a>=10) and (a<=99)then write ('число двузначное')
                        else write('число не двузначное');
{если (a>=10)и(a<=99), то вывести сообщение
'число двузначное', иначе - 'число не двузначное'}
end.

Результат выполнения программы при вводе числа 45:

Результат выполнения программы при вводе числа 45:

Результат выполнения программы при вводе числа 45:

Введите целое число: 45
число двузначное

Результат выполнения программы при вводе числа 125:

Введите целое число: 125
число не двузначное

Алгоритм решения этой задачи в виде блок-схемы выглядит так begin

Алгоритм решения этой задачи в виде блок-схемы выглядит так begin

Алгоритм решения этой задачи  в виде блок-схемы  выглядит так

begin

Ввод а

a mod 2=0

a=a div 2

Вывод а

then

нет

end.

Пример 4. Необходимо ввести некоторое целое число и, если оно четное, уменьшить его в 2 раза

Пример 4. Необходимо ввести некоторое целое число и, если оно четное, уменьшить его в 2 раза

Пример 4. Необходимо ввести некоторое целое число и, если оно четное, уменьшить его в 2 раза.

program c2_2;
  var a:integer;
begin
  write('Введите целое число: ');
  readln(a);
  if (a mod 2=0) then
 a:=a div 2;
  write(a);
 end.

Результат выполнения программы при вводе числа 16:

Результат выполнения программы при вводе числа 16:

Результат выполнения программы при вводе числа 16:

Введите целое число: 16
8

Результат выполнения программы при вводе числа 13:

Введите целое число: 13
13

Составной оператор При составлении программ на языке программирования часто бывает так, что в случае выполнения либо невыполнения некоторого условия в операторе if необходимо осуществить несколько…

Составной оператор При составлении программ на языке программирования часто бывает так, что в случае выполнения либо невыполнения некоторого условия в операторе if необходимо осуществить несколько…

Составной оператор

При составлении программ на языке программирования часто бывает так, что в случае выполнения либо невыполнения некоторого условия в операторе  if необходимо осуществить несколько действий. В  этом случае последовательность действий (несколько операторов подряд) объединяют в одну  группу, заключенную между словами begin и end.

Пример: If x>0 then Begin x:=x*2; write (x); end ;

Пример: If x>0 then Begin x:=x*2; write (x); end ;

Пример:

If x>0 then
 Begin
 x:=x*2;
 write (x);
end;

Такая группа  (begin x:=x*2; write (x); end) называется составным оператором и  рассматривается как единое целое, а зарезервированные слова begin и end открывающей и закрывающей операторными скобками.

Общий вид составного оператора может выглядеть следующим образом: begin

Общий вид составного оператора может выглядеть следующим образом: begin

Общий вид составного оператора может выглядеть следующим образом:

begin
Оператор1;
Оператор2;
……………
 end;

Пример 5. Пусть дано некоторое целое число

Пример 5. Пусть дано некоторое целое число

Пример 5.  Пусть дано некоторое целое число. Составить программу, которая выводит на экран монитора сообщение о том, какое это число: положительное либо отрицательное. И если это число положительное, уменьшает его в 2 раза, в противном случае возводит его в квадрат.

Программа, реализующая данный алгоритм, имеет вид: program chislo; var a:integer; r:real; begin write(‘Введите целое число не равное нулю:'); readln(a); if a > 0 then begin…

Программа, реализующая данный алгоритм, имеет вид: program chislo; var a:integer; r:real; begin write(‘Введите целое число не равное нулю:'); readln(a); if a > 0 then begin…

Программа, реализующая данный алгоритм,  имеет вид:

program chislo;
var a:integer; r:real;
begin
write(‘Введите целое число не равное нулю:');
readln(a);
if a > 0 then
begin
r:=a/2; {число уменьшается в 2 раза}
writeln(‘Положительное. r=', r);
end
else
begin
r:=sqr(a); {число возводится в квадрат}
writeln(‘Отрицательное. r=', r);
end;
end.

Домашнее задание 1.Записать конспект 2

Домашнее задание 1.Записать конспект 2

Домашнее задание

1.Записать конспект
2.Задачи проработать.
3.Задачу 1 набрать в cреде Turbo Pascal, если есть исправить ошибки и запустить на выполнение.
Скрин программы отправить учителю на почту.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2023