Материал для уроков литературы и литературного краеведения.
В.Г. Короленко на Урале.
Двадцать шестого июня 1900 года в газете «Уралец», в разделе «Местная хроника», появилось сообщение: «В настоящее время в Уральске (в саду Шелудякова) гостит В.Г. Короленко с семьей. В.Г. избрал окрестности Уральска для летнего отдыха».
На Урал Владимир Георгиевич Короленко (1853-1921) приехал не отдыхать. Сюда его привело стремление выявить народное мнение о Крестьянской войне 1773-1775 годов и о самом Пугачеве. «Попытаться собрать еще не вполне угасшие старинные предания, свести их в одно целое и, быть может, найти среди этого фантастического нагромождения живые черты, всколыхнувшие на Яике первую волну крупного народного движения», - так сам писатель определил одну из основных целей своей поездки на Урал.
Интерес Короленко к Крестьянскому восстанию и Пугачеву был связан с замыслом романа «Набеглый царь». Однако, посетив казаков, познакомившись с их бытом, нравами, традициями, Короленко решил отложить работу над романом и написать «путевые заметки о современном Яике и казаках».
В самом Уральске для писателя особенный интерес представляла старая часть города, прилегающая к Михайло-Архангельскому собору, так называемые Курени, где некогда разыгрались бурные драматические события, связанные с осадой Яицкой крепости. Здесь Короленко посетил два исторических дома: один из них, по преданию, был «дворцом» Пугачева, где самозванец останавливался, когда руководил осадой Яицкой крепости, другой принадлежал казаку Кузнецову, дочь которого, Устинью, Пугачев взял себе в жены.
25 августа Короленко отправился в Оренбургский край, на речку Таловую, ибо именно там, по воспоминаниям старожилов, находился тот исторический умет (постоялый двор), «где Пугачев начинал свое дело».
Путешествием вверх по Уралу Короленко остался доволен, о чем свидетельствует письмо к Н.Ф. Анненскому от 16 августа, в котором он писал: «…Совершил очень интересную поездку по верхней линии до границы Уральского войска, в Илек. Ездил я с илецким казаком… Ночевали на дворах, на пашнях, на «базах» (навесы для скотины) и сеновалах. Записал две записные книжки путевыми набросками. Был у киргиз в кибитках и, наконец, запутался в степи без дорог и «без языка».
Для поездки в Илек Короленко приобрел маштака и 26 июля в сопровождении Макара Егоровича Верушкина (природного илецкого казака, учителя сельскохозяйственной фермы) отправился в путь по маршруту: Трекино – Гниловский – Рубежки – Требухи _ Январцево – Кирсанов – Иртек – Илек.
В Илек В.Г. прибыл со своим спутником 30-го июля и пробыл здесь два с лишним дня. Короленко стремился выяснить роль Илека в Пугачевском движении.
«Современный Илек, - замечает писатель, - уже очень мало напоминает бывший аванпост Урала. Теперь это большая станица, пожалуй, местечко, с пятью с половиной тысячами жителей, из которых около половины не казаки, а иногородние… Жители Илека занимаются хлебопашеством и торговлей с киргизской степью, и, кажется, здесь более чем в других местах заметен начинающийся процесс «расказачения» - перехода к мещанству…»
В настоящее время в селе Илек живет прямой потомок Макара Егоровича Верушкина (того самого, что сопровождал Короленко по землям Уральских казаков), это Юрий Владимирович Верушкин. Он, как и его предок, долгое время учительствовал, а сейчас возглавляет одно из образовательных учреждений Илека. После возвращения с Урала Короленко вел переписку с оренбуржцами и, в том числе, с М.Е. Верушкиным, которому он написал 32 письма (хранятся в Национальной библиотеке РФ).
Уральская поездка Короленко имела своим творческим результатом очерки «У казаков» (1901г.) и «Пугачевскую легенду на Урале».
Письма, адресованные М.Е. Верушкину, охватывают период с 1900 по 1913 год. Вместе с первым письмом (от 28 сентября 1900 года) Короленко прислал и фотографии, на которых были запечатлены уральские старики, писатели и члены семьи М.Е. Верушкина.
Второе письмо от 22 сентября 1901 года: «…С октября начнут появляться мои очерки с Урала…Теперь я как раз дописываю впечатления нашего пути: ночлеги на казачьих дворах, на базах, разговоры со стариками, бабушка Душарея, дождь, мочивший нас в киргизской степи, - все это точно опять переживаю, сидя за письменным столом…».
В последующих письмах Короленко интересовался укладом жизни казаков.
В 1903 году М.Е. Верушкин получил от Короленко два экземпляра третьего тома очерков. Короленко благодарил в сопроводительном письме за присланный ему список илецких фамилий, высказал свое мнение: «По-видимому, среди них мало русских. Чем, однако, объяснить разницу в говоре, сильно подходящую к малорусскому произношению?». Писатель делал заключение, что первые поселенцы в Илеке были украинцы.
Вскоре Короленко публикует статью об Илеке в «Киевской старине» и высылает Верушкину свою книгу «Отошедшие» с дарственной надписью, а также 9 фотографий тех мест, которые они осматривали во время путешествия: речки Таловой, Таловского умета (2 снимка), улицы в станице Мухрановской, кузницы, мельницы Щапова, Карачаганакского базара (2 снимка), постоялого двора в станице Рубежной.
Очерки «У казаков» - своеобразная летопись жизни уральского казачества. «Бесхитростное изложение впечатлений, встреч, картин степной природы», - так определил характер своих очерков сам писатель.
В очерках описываются станицы Рубеженская, Таловая, Ташла, Рассыпная (по тем временам, конец Уральской области – начало Оренбургского войска), упоминаются реки Кинделя, Иртек, Голубая, Заживная, Кош, Чаган и Яик (Урал), рассказывается история основания ряда поселков и станиц (Бородинского, Дьяковского, Убиенного Мара, Илека).
Очерки богаты фольклорно-этнографическим материалом. Часто цитирует Короленко распространенную на Урале песню «Яик ты наш, Яикушка»:
Круты бережки, низки долушки
У нашего пресловутого Яикушки.
Костьми белыми казачьими усеяны,
Кровью алой молодецкою упитаны,
Горючими слезами матерей и жен поливаны.
Где кость лежит – там шихан стоит,
Где слеза пала – там озерце стало!
Яик Короленко ассоциирует с «казачьей рекой»: «Дикий Яик, девственный и вольный, пока свободно бежит между ярами, шипит у железных шестов учуга и баюкает залегающие в омутах «ятови». Казаки уверены, что это навсегда».
Короленко с восторгом изображает увиденную им природу Оренбургского края: «Степь тихо развертывает перед нами свои дремотные красоты…». Как хорошо знакомы нам упоминаемые здесь курганы («мары» по-местному), урочища, увалы, затерявшиеся в степи извилистые тихие речушки, лиманы, знойное марево, пыльные вихри…
В заключении хочется процитировать емкое и, как мне кажется, очень точное высказывание об уральских казаках известного путешественника Григория Николаевича Потанина (1835-1920), который наблюдал их жизнь и считал, что «это был особый мирок великого царство Русского… Ни в одной русской общине вы не встретите такой солидарности населения, как здесь. Возраст, общественное положение, чин – все здесь объединено. Полковник, как и простой рыболов, чувствует, что он всеми фибрами своего тела сросся с организацией, внутри которой родился. Уральцы – самые верные слуги старого порядка и представляют великолепно сплоченную опору для него».
Учитель русского языка и литературы
Илекской СОШ №2
Заводчикова С.Л.
Литература
Белый А.И. Пушкинский Уральск// Двадцать седьмая пушкинская конференция: Тезисы докладов. – Оренбург, 1983.
Корсанова Р. На нем чекмень, простой бешмет…//Родина.2000,№№1-2
Короленко В.Г. У казаков: из летней поездки на Урал.- Челябинск, 1983
Прокофьева А.Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей: Учебное пособие по литературному краеведению (в трех частях). Оренбург, 1995
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.