В.Г. Короленко в якутской ссылке

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тему Якутии в русской литературе освещали те писатели, которые сами непосредственно побывали здесь. В своих произведениях они передавали то, живыми свидетелями чего являются сами. Из русских писателей, которые первыми побывали в Якутии были декабристы А.Бестужев-Марлинский (1797-1837) и Н.Чижов (1799-1840). В Якутии побывали писатели М.Александров, И.Калашников, Д.Давыдов. Им созданы "Якут Манчаары", "Тыгынов ысыах", "Славное море - озеро Байкал", "Амулет", "Тунгус" и другие. Во второй половине XIX века якутская тема нашла отражение в творчестве И.А.Гончарова, Н.Г.Чернышевского. С якутами Гончаров впервые встретился в Аяне. Писатель подчеркивает талантливость и одаренность якутов, их склонность к искусству. Чернышевский томился в Вилюйске 12 лет. Он сочувственно относился к якутской бедноте. С Якутией связано и имя замечательного русского писателя Владимира Галактионовича Короленко. В 1881 году он был выслан в далекую Якутскую область. Причиной послужил отказ принять присягу новому царю Александру III. 24 ноября того же года Короленко в сопровождении двух жандармов был доставлен в г. Якутск, а затем в захолустную слободу Амга.
Иконка файла материала В.Г. Короленко в якутской ссылке.doc
В.Г. Короленко в якутской ссылке Тему Якутии в русской литературе освещали те писатели, которые сами непосредственно побывали здесь. В  своих произведениях они передавали то, живыми свидетелями чего являются сами. Из русских писателей,  которые первыми побывали в Якутии были декабристы А.Бестужев­Марлинский (1797­1837) и Н.Чижов (1799­ 1840). В Якутии побывали писатели М.Александров, И.Калашников, Д.Давыдов. Им созданы "Якут Манчаары",  "Тыгынов ысыах", "Славное море ­ озеро Байкал", "Амулет", "Тунгус" и другие. Во второй половине XIX века якутская тема нашла отражение в творчестве И.А.Гончарова, Н.Г.Чернышевского.  С якутами Гончаров впервые встретился в Аяне. Писатель подчеркивает талантливость и одаренность якутов,  их склонность к искусству. Чернышевский томился в Вилюйске 12 лет. Он сочувственно относился к якутской  бедноте. С Якутией связано и имя замечательного русского писателя Владимира Галактионовича Короленко. В  1881 году он был выслан в далекую Якутскую область. Причиной послужил отказ принять присягу новому царю  Александру III. 24 ноября того же года Короленко в сопровождении двух жандармов был доставлен в г. Якутск,  а затем в захолустную слободу Амга. В это время она представляла собой небольшой поселок со сплошь неграмотным населением, состоявшим из  якутов и русских крестьян. Слобода Амга служила удобным местом ссылки политических преступников. Здесь  вместе с Короленко побывали в ссылке Н.В.Васильев, М.А.Ромась, М.А,Натансон, Н.С.Тютчев, И.И.Панин,  И.Я.Войнштейн, О.В.Антекман и другие. В Амге он поселился в доме крестьянина­бедняка Захара Цыкунова. За период пребывания в слободе  Короленко занимался сельским хозяйством, изучая якутский язык и якутское устное народное творчество,  интересовался бытом и жизнью окружающих его людей. Имея горячее желание помочь местному населению, принести ему пользу, Короленко приступил к  педагогической деятельности. Он был частым гостем в доме вдовы Т.А. Афанасьевой, у которой было трое  маленьких детей. Короленко проявлял большую заботу об этих малышах, играл с ними, рассказывал им сказки,  разучивая им стихи, песни, частушки, гулял с ними в поле, в лесу. Впоследствии один из учеников Короленко Н.Е.Афанасьев, тепло вспоминая о своем первом учителе, писал  следующее: "Владимир Галактионович бывал у нас постоянно, каждый вечер, и почти всегда я и моя сестра  Таня, его любимица: садились немедленно около него, нередко взбирались на колени, теребили, тормошили,  заставляли рассказывать, рисовать, показывать разные шутки, словом, не давали ни минуты покоя". Через год после прибытия в Амгу в 1882 году Короленко открывает начальную школу для детей села. В этой  школе учились трое детей Т.А.Афанасьевой, сыновья вдового священника и торговца без лавочки. Как вспоминает Т.А.Афанасьева, Короленко принимал детей в свою школу "очень радушно и, можно сказать,  прямо очаровательно. Сразу же согласился взять уроки, причем отказался от всякой платы". Бывший ученик  Короленко позже вспоминал о школьных годах: "Нашей первой книгой было "Водное слово" Ушинского, за ним  последовали детские журналы "Родник", "Детское чтение", сборник русских сказок и собраний стихотворений  Некрасова, даже длинные, мы знали наизусть" Короленко широко использовал произведения русских писателей и поэтов в целях расширения кругозора,  развития речи и памяти учащихся. Замечательный учитель давал детям прочные знания и навыки русской речи в пределах программы начальной школы, прививал любовь к литературе, истории, географии. Систематические  занятия с детьми, искреннее желание помочь детям якутской бедноты принесли ему успех и известность, как  талантливого педагога и воспитателя. Ему всегда было приятно заниматься с детьми. "По вечерам, ­ писал он впоследствии, ­ было приятно писать в  уединении среди полной тишины: По утрам ­ заниматься с мальчиками". Бывшие ученики Владимира Галактионовича, получив подготовку, успешно учились и в дальнейшем. Один из его учеников Н.Е.Афанасьев стал учителем ­ видным методистом. Он посвятил всю свою жизнь  просвещению и образованию народов Якутии. Как опытный педагог и методист, Н.Е.Афанасьев написал и издал  свыше 25 названий программ, учебников и методических пособий для якутских и эвенских школ. За многолетнюю и плодотворную педагогическую деятельность Н.Е.Афанасьеву было присвоено Почетное звание заслуженного  учителя Якутской АССР.В 1883 году по окончании срока ссылки Короленко вернулся на родину. В течение длительного времени он  переписывался со своими учениками. Писатель в своих письмах давал советы, радовался их успехам, высылал  им книги. В одном из писем он писал: "Милые мои детки Таня, Ганя и Коля. Спасибо, что не забываете своего  учителя. Я тоже часто вспоминаю и часто рассказываю своим маленьким племянникам, как вы ко мне приезжали и как Таня и Коля носили ведрами воду вдвоем, когда я был болен лихорадкой и не мог сам стряпать. Учитесь  хорошенько и не забывайте меня, напишите, какие получили книжки отсюда. Я хочу знать, все ли дошли, какие я  посылал. Скоро еще пошлю. Пока и крепко вас всех целую, милые мои детки. Ваш учитель Владимир Короленко". Короленко был не только талантливым педагогом­воспитателем. В период его жизни в Амге развернулась  настоящая творческая деятельность. Наблюдения над жизнью окружающих его людей, изучения характеров и  быта крестьян дали богатый материал для создания прекрасных произведений. В Амге им были написаны такие  рассказы, как "Сон Макара", "Соколинец", "Марусина заимка", которые принесли ему широкую известность.  Впоследствии после выезда из Якутии были созданы такие произведения, как "Государевы ямщики", "Ат­Дабан", "Мороз", "Последний луч", "Огоньки", "Феодалы", "Белая пташка", "История моего современника". Во всех этих  произведениях Короленко правдиво нарисовал своеобразную природу сурового края и мрачную, беспросветную  жизнь его обитателей. Основное место в якутских рассказах Короленко занимают описания быта и жизни  людей. Человек и его стремление к счастью всегда стояли в центре внимания этого писателя­гуманиста. Среди  якутских рассказов исключительное место занимает "Сон Макара". В нем описана жизнь бедного крестьянина.  Прототипом Макара является Захар Цыкунов, в доме которого Короленко проживал в Амге. Писатель дает  обобщенный, правдивый образ якутской бедноты. Об обездоленном, голодном Макаре Короленко пишет  следующее: "Да, его гоняли всю жизнь. Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати,  гоняли нужда и голод, гоняли морозы и жары, дожди и засухи: Скотина идет вперед и смотрит в землю, не зная,  куда ее гонят, и он так же". Сила рассказа заключается в том, что автор не стремится вызвать жалость к этому забитому человеку, а  показывает, как в нем пробуждается чувство человеческого достоинства, ненависть к своим угнетателям. Макар мечтает о лучшей доле, о счастье. Эта мечта была мечтой якутского народа о будущей свободной жизни без  эксплуататоров. Центральным местом всего рассказа является сцена "страшного суда". Здесь звучит мотив освобождения  народа от социального гнета и торжества добра над злом. Каждое гневное слово Макара, которое он  произносит перед Великим Тойоном ­ это протест против угнетения человека человеком. Выдающийся писатель­ гуманист своим рассказом подчеркивает, что страшный гнев народа зреет и растет не только в Центральной  России, но и во всех отдаленных национальных окраинах, в таких, как Якутия. В "Записной книжке" Короленко сохранилась одна деталь рассказа, не попавшая в опубликованный текст. В нем говорится о готовности Макара вступить в активную борьбу за свое счастье. Весь рассказ полон глубокой любви к простому человеку­труженику. Короленко проявлял особый интерес к якутскому устному народному творчеству, отмечая, что у якутов есть  большая склонность к поэзии "Якут сразу изливает свои ощущения, без затруднений находит для них и рифмы и  своеобразный ритм". Интерес к якутскому фольклору Короленко сохранил и после отъезда из Амги. Об этом  свидетельствуют его письма Т.А.Афанасьевой. В одном из писем он пишет: "Будьте так добры, передайте моим  товарищам просьбу: записать и переслать хоть несколько таких песен, сказок, "олонхо" по вашему переводу.  Буду вам очень благодарен: У меня начат рассказ, и я не могу продолжать, не имея того, о чем теперь прошу".  Им были записаны варианты исторических преданий о легендарных героях­разбойниках "Манчаары и Омуоча",  предание о богатыре Омоллоне ("Омоллон"), которые впервые были опубликованы в книге "Сибирские очерки и  рассказы". Короленко хорошо понимал по­якутски, свободно разговаривал с якутами. Знание якутского языка  помогло ему широко познакомиться с устным творчеством народа и объективно оценить его. После выезда из Якутска Короленко интересовался не только фольклором. Общий интерес к жизни всей Якутии писатель сохранил всю свою жизнь. В письмах к Татьяне Андреевне Афанасьевой, с которой он поддерживал  переписку более сорока лет, просил сообщать ему обо всех событиях, происходящих в Якутии, об амгинских  новостях. В письме от 8 февраля 1890 года он писал: "Напишите, пожалуйста, обо всем, что у вас там делается,  кто теперь начальствует, кто из знакомых живет в Якутске, вообще все о Якутске и о ваших местах мне  интересно". В этом же письме, касаясь кровавой расправы над политссыльными в 1889 г. в Якутске, известной в истории под названием "Монастыревка", Короленко горестно замечает: "Да, громкое у вас случилось происшествие. Говорят,  оно попало в заграничные газеты и наделало шуму в Европе".Спустя девять лет после своего отъезда в письме к политссыльной Э.А.Улановской Короленко писал: "Если бы  мне лично предложили жить в Америке или в Якутской области (разумеется, с правом приличного  передвижения) ­ поверите ли Вы, что я бы вероятнее всего выбрал бы последнее". Писатель здесь высказывает  свою глубокую сыновнюю любовь к родной земле, к России. О годах, проведенных в Якутии, у Короленко сложилось самое приятное воспоминание. Он был связан с ней до  последних дней своей жизни. В письмах знакомым Короленко сообщал много новостей из другого, широкого  мира, в котором он жил. Амгинцев он регулярно снабжал своими якутскими произведениями, высылая им  журналы "Русская мысль", "Новое время", "Северный вестник", "Русские ведомости" и другие. В 1914 году в дар  Якутской городской публичной библиотеки (Республиканской научной библиотеки им. А.С.Пушкина) Короленко  прислал 14 томов своих сочинений. Таким образом, литературная и педагогическая деятельность В.Г.Короленко имеет поистине историческое  значение. Как педагог, он воспитал таких работников народного образования, как Н.Е.Афанасьев, сделавшего  много для просвещения северных народов, а как писатель, оставил классические художественные  произведения, по которым все, особенно молодежь, всегда будут изучать прошлое Якутии, жизнь ее народов до  революции, знакомиться с суровой природой северного края. Отмечая большие заслуги В.Г.Короленко как художника слова, педагога и защитника интересов малых народов,  якутяне бережно хранят светлую память о замечательном сыне нашей Родины, выдающемся представителе  передовой русской культуры. Использованная литература: 1. Труды историко­филологического факультета, выпуск 1. Якутск 1982. 2. П.И.Егоров, Русские писатели о Якутии, часть 2. Якутск 1982. 3. Н.П.Канаев, Русско­якутские литературные связи Якутск 1965.

Посмотрите также