Тему Якутии в русской литературе освещали те писатели, которые сами непосредственно побывали здесь. В своих произведениях они передавали то, живыми свидетелями чего являются сами. Из русских писателей, которые первыми побывали в Якутии были декабристы А.Бестужев-Марлинский (1797-1837) и Н.Чижов (1799-1840). В Якутии побывали писатели М.Александров, И.Калашников, Д.Давыдов. Им созданы "Якут Манчаары", "Тыгынов ысыах", "Славное море - озеро Байкал", "Амулет", "Тунгус" и другие.
Во второй половине XIX века якутская тема нашла отражение в творчестве И.А.Гончарова, Н.Г.Чернышевского. С якутами Гончаров впервые встретился в Аяне. Писатель подчеркивает талантливость и одаренность якутов, их склонность к искусству. Чернышевский томился в Вилюйске 12 лет. Он сочувственно относился к якутской бедноте. С Якутией связано и имя замечательного русского писателя Владимира Галактионовича Короленко. В 1881 году он был выслан в далекую Якутскую область. Причиной послужил отказ принять присягу новому царю Александру III. 24 ноября того же года Короленко в сопровождении двух жандармов был доставлен в г. Якутск, а затем в захолустную слободу Амга.
В.Г. Короленко в якутской ссылке
Тему Якутии в русской литературе освещали те писатели, которые сами непосредственно побывали здесь. В
своих произведениях они передавали то, живыми свидетелями чего являются сами. Из русских писателей,
которые первыми побывали в Якутии были декабристы А.БестужевМарлинский (17971837) и Н.Чижов (1799
1840). В Якутии побывали писатели М.Александров, И.Калашников, Д.Давыдов. Им созданы "Якут Манчаары",
"Тыгынов ысыах", "Славное море озеро Байкал", "Амулет", "Тунгус" и другие.
Во второй половине XIX века якутская тема нашла отражение в творчестве И.А.Гончарова, Н.Г.Чернышевского.
С якутами Гончаров впервые встретился в Аяне. Писатель подчеркивает талантливость и одаренность якутов,
их склонность к искусству. Чернышевский томился в Вилюйске 12 лет. Он сочувственно относился к якутской
бедноте. С Якутией связано и имя замечательного русского писателя Владимира Галактионовича Короленко. В
1881 году он был выслан в далекую Якутскую область. Причиной послужил отказ принять присягу новому царю
Александру III. 24 ноября того же года Короленко в сопровождении двух жандармов был доставлен в г. Якутск,
а затем в захолустную слободу Амга.
В это время она представляла собой небольшой поселок со сплошь неграмотным населением, состоявшим из
якутов и русских крестьян. Слобода Амга служила удобным местом ссылки политических преступников. Здесь
вместе с Короленко побывали в ссылке Н.В.Васильев, М.А.Ромась, М.А,Натансон, Н.С.Тютчев, И.И.Панин,
И.Я.Войнштейн, О.В.Антекман и другие.
В Амге он поселился в доме крестьянинабедняка Захара Цыкунова. За период пребывания в слободе
Короленко занимался сельским хозяйством, изучая якутский язык и якутское устное народное творчество,
интересовался бытом и жизнью окружающих его людей.
Имея горячее желание помочь местному населению, принести ему пользу, Короленко приступил к
педагогической деятельности. Он был частым гостем в доме вдовы Т.А. Афанасьевой, у которой было трое
маленьких детей. Короленко проявлял большую заботу об этих малышах, играл с ними, рассказывал им сказки,
разучивая им стихи, песни, частушки, гулял с ними в поле, в лесу.
Впоследствии один из учеников Короленко Н.Е.Афанасьев, тепло вспоминая о своем первом учителе, писал
следующее: "Владимир Галактионович бывал у нас постоянно, каждый вечер, и почти всегда я и моя сестра
Таня, его любимица: садились немедленно около него, нередко взбирались на колени, теребили, тормошили,
заставляли рассказывать, рисовать, показывать разные шутки, словом, не давали ни минуты покоя".
Через год после прибытия в Амгу в 1882 году Короленко открывает начальную школу для детей села. В этой
школе учились трое детей Т.А.Афанасьевой, сыновья вдового священника и торговца без лавочки.
Как вспоминает Т.А.Афанасьева, Короленко принимал детей в свою школу "очень радушно и, можно сказать,
прямо очаровательно. Сразу же согласился взять уроки, причем отказался от всякой платы". Бывший ученик
Короленко позже вспоминал о школьных годах: "Нашей первой книгой было "Водное слово" Ушинского, за ним
последовали детские журналы "Родник", "Детское чтение", сборник русских сказок и собраний стихотворений
Некрасова, даже длинные, мы знали наизусть"
Короленко широко использовал произведения русских писателей и поэтов в целях расширения кругозора,
развития речи и памяти учащихся. Замечательный учитель давал детям прочные знания и навыки русской речи в
пределах программы начальной школы, прививал любовь к литературе, истории, географии. Систематические
занятия с детьми, искреннее желание помочь детям якутской бедноты принесли ему успех и известность, как
талантливого педагога и воспитателя.
Ему всегда было приятно заниматься с детьми. "По вечерам, писал он впоследствии, было приятно писать в
уединении среди полной тишины: По утрам заниматься с мальчиками".
Бывшие ученики Владимира Галактионовича, получив подготовку, успешно учились и в дальнейшем.
Один из его учеников Н.Е.Афанасьев стал учителем видным методистом. Он посвятил всю свою жизнь
просвещению и образованию народов Якутии. Как опытный педагог и методист, Н.Е.Афанасьев написал и издал
свыше 25 названий программ, учебников и методических пособий для якутских и эвенских школ. За многолетнюю
и плодотворную педагогическую деятельность Н.Е.Афанасьеву было присвоено Почетное звание заслуженного
учителя Якутской АССР.В 1883 году по окончании срока ссылки Короленко вернулся на родину. В течение длительного времени он
переписывался со своими учениками. Писатель в своих письмах давал советы, радовался их успехам, высылал
им книги. В одном из писем он писал: "Милые мои детки Таня, Ганя и Коля. Спасибо, что не забываете своего
учителя. Я тоже часто вспоминаю и часто рассказываю своим маленьким племянникам, как вы ко мне приезжали
и как Таня и Коля носили ведрами воду вдвоем, когда я был болен лихорадкой и не мог сам стряпать. Учитесь
хорошенько и не забывайте меня, напишите, какие получили книжки отсюда. Я хочу знать, все ли дошли, какие я
посылал. Скоро еще пошлю. Пока и крепко вас всех целую, милые мои детки. Ваш учитель Владимир Короленко".
Короленко был не только талантливым педагогомвоспитателем. В период его жизни в Амге развернулась
настоящая творческая деятельность. Наблюдения над жизнью окружающих его людей, изучения характеров и
быта крестьян дали богатый материал для создания прекрасных произведений. В Амге им были написаны такие
рассказы, как "Сон Макара", "Соколинец", "Марусина заимка", которые принесли ему широкую известность.
Впоследствии после выезда из Якутии были созданы такие произведения, как "Государевы ямщики", "АтДабан",
"Мороз", "Последний луч", "Огоньки", "Феодалы", "Белая пташка", "История моего современника". Во всех этих
произведениях Короленко правдиво нарисовал своеобразную природу сурового края и мрачную, беспросветную
жизнь его обитателей. Основное место в якутских рассказах Короленко занимают описания быта и жизни
людей. Человек и его стремление к счастью всегда стояли в центре внимания этого писателягуманиста. Среди
якутских рассказов исключительное место занимает "Сон Макара". В нем описана жизнь бедного крестьянина.
Прототипом Макара является Захар Цыкунов, в доме которого Короленко проживал в Амге. Писатель дает
обобщенный, правдивый образ якутской бедноты. Об обездоленном, голодном Макаре Короленко пишет
следующее: "Да, его гоняли всю жизнь. Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати,
гоняли нужда и голод, гоняли морозы и жары, дожди и засухи: Скотина идет вперед и смотрит в землю, не зная,
куда ее гонят, и он так же".
Сила рассказа заключается в том, что автор не стремится вызвать жалость к этому забитому человеку, а
показывает, как в нем пробуждается чувство человеческого достоинства, ненависть к своим угнетателям. Макар
мечтает о лучшей доле, о счастье. Эта мечта была мечтой якутского народа о будущей свободной жизни без
эксплуататоров.
Центральным местом всего рассказа является сцена "страшного суда". Здесь звучит мотив освобождения
народа от социального гнета и торжества добра над злом. Каждое гневное слово Макара, которое он
произносит перед Великим Тойоном это протест против угнетения человека человеком. Выдающийся писатель
гуманист своим рассказом подчеркивает, что страшный гнев народа зреет и растет не только в Центральной
России, но и во всех отдаленных национальных окраинах, в таких, как Якутия.
В "Записной книжке" Короленко сохранилась одна деталь рассказа, не попавшая в опубликованный текст. В нем
говорится о готовности Макара вступить в активную борьбу за свое счастье. Весь рассказ полон глубокой любви
к простому человекутруженику.
Короленко проявлял особый интерес к якутскому устному народному творчеству, отмечая, что у якутов есть
большая склонность к поэзии "Якут сразу изливает свои ощущения, без затруднений находит для них и рифмы и
своеобразный ритм". Интерес к якутскому фольклору Короленко сохранил и после отъезда из Амги. Об этом
свидетельствуют его письма Т.А.Афанасьевой. В одном из писем он пишет: "Будьте так добры, передайте моим
товарищам просьбу: записать и переслать хоть несколько таких песен, сказок, "олонхо" по вашему переводу.
Буду вам очень благодарен: У меня начат рассказ, и я не могу продолжать, не имея того, о чем теперь прошу".
Им были записаны варианты исторических преданий о легендарных герояхразбойниках "Манчаары и Омуоча",
предание о богатыре Омоллоне ("Омоллон"), которые впервые были опубликованы в книге "Сибирские очерки и
рассказы". Короленко хорошо понимал поякутски, свободно разговаривал с якутами. Знание якутского языка
помогло ему широко познакомиться с устным творчеством народа и объективно оценить его.
После выезда из Якутска Короленко интересовался не только фольклором. Общий интерес к жизни всей Якутии
писатель сохранил всю свою жизнь. В письмах к Татьяне Андреевне Афанасьевой, с которой он поддерживал
переписку более сорока лет, просил сообщать ему обо всех событиях, происходящих в Якутии, об амгинских
новостях. В письме от 8 февраля 1890 года он писал: "Напишите, пожалуйста, обо всем, что у вас там делается,
кто теперь начальствует, кто из знакомых живет в Якутске, вообще все о Якутске и о ваших местах мне
интересно".
В этом же письме, касаясь кровавой расправы над политссыльными в 1889 г. в Якутске, известной в истории под
названием "Монастыревка", Короленко горестно замечает: "Да, громкое у вас случилось происшествие. Говорят,
оно попало в заграничные газеты и наделало шуму в Европе".Спустя девять лет после своего отъезда в письме к политссыльной Э.А.Улановской Короленко писал: "Если бы
мне лично предложили жить в Америке или в Якутской области (разумеется, с правом приличного
передвижения) поверите ли Вы, что я бы вероятнее всего выбрал бы последнее". Писатель здесь высказывает
свою глубокую сыновнюю любовь к родной земле, к России.
О годах, проведенных в Якутии, у Короленко сложилось самое приятное воспоминание. Он был связан с ней до
последних дней своей жизни. В письмах знакомым Короленко сообщал много новостей из другого, широкого
мира, в котором он жил. Амгинцев он регулярно снабжал своими якутскими произведениями, высылая им
журналы "Русская мысль", "Новое время", "Северный вестник", "Русские ведомости" и другие. В 1914 году в дар
Якутской городской публичной библиотеки (Республиканской научной библиотеки им. А.С.Пушкина) Короленко
прислал 14 томов своих сочинений.
Таким образом, литературная и педагогическая деятельность В.Г.Короленко имеет поистине историческое
значение. Как педагог, он воспитал таких работников народного образования, как Н.Е.Афанасьев, сделавшего
много для просвещения северных народов, а как писатель, оставил классические художественные
произведения, по которым все, особенно молодежь, всегда будут изучать прошлое Якутии, жизнь ее народов до
революции, знакомиться с суровой природой северного края.
Отмечая большие заслуги В.Г.Короленко как художника слова, педагога и защитника интересов малых народов,
якутяне бережно хранят светлую память о замечательном сыне нашей Родины, выдающемся представителе
передовой русской культуры.
Использованная литература:
1. Труды историкофилологического факультета, выпуск 1. Якутск 1982.
2. П.И.Егоров, Русские писатели о Якутии, часть 2. Якутск 1982.
3. Н.П.Канаев, Русскоякутские литературные связи Якутск 1965.